Зачем?

Валерий Дальний
      Мы идем вверх. Выглядит это так – нас трое – я, напарник и маленькая словоохотливая Танечка – девушка напарника, прозванная у нас - «наше маленькое радио». Мы идем по огромному снежному склону втроем, издалека это, похоже выглядит как – три маленькие черные козявки, смешно шевелятся, поднимаясь на подушку.
      Продвижение очень тяжелое- идем в глубоком снегу, поэтому идем один за другим, первый проваливается по пояс, второй –по колено, а третий по-щиколотку. Первым и последним идем мы с напарником, меняясь каждые 15 минут, потому что больше не выдержишь, посередине идет Танюшка, каждый час сидим в снегу - отдыхаем. Вот и теперь мы сидим отдыхаем и я спокойно смотрю, как заносит наш след постоянно метущий снег, да снег метет и видимость очень слабая метров 15-30. Вообще то, по технике безопасности в такую погоду подниматься бы не стоило, но я эту гору хорошо знаю, да и задача подняться именно сегодня, а перемены погоды не предвидится.
      Пора подниматься и я командую - Подъем! И снова продолжаем бить тропу, сперва - я, потом напарник, потом снова я….. когда же это кончится и вообще – Зачем мы это делаем, стоит ли сюда лезть и расходовать столько усилий, может быть когда мы возьмем эту гору, нам будет ясен ответ на этот вопрос?! Снова идем и идем, я чуть заглядываю в лица своих попутчиков, но не замечаю в их лицах сомнений – они полны решимости упрямо идти дальше, да и у меня нет сомнений- надо подниматься и идти.
      Несколько часов назад мы расстались с группой лыжников из Питера, с которыми встречали на приюте Новый год - они ушли по долине на лыжах, а мы пошли вверх. Да собственно, дело все в том, что мы приехали сюда, чтобы подняться на эту вершину именно 1 января - так задумано! Эта была наша главная цель и если этого не сделать, то зачем мы вообще приехали в эти горы. Мысли текут не ожесточенно, а спокойно и медленно, как бы общаясь со мной. Я не против и не раздражен этими трудностями, мне просто до конца не понятно, а зачем вообще мы это делаем?
   Нас что – то тянет сюда, но что? Это продолжается довольно долго, но вот уже и скалы, теперь мы подошли к самой вершине и нам предстоит подняться по заснеженным и обледенелым скалам на саму вершину. Ребята верят в мое искусство руководителя и мои знания гор, если лезут за мной так самозабвенно. Начинаем подниматься на скальную вершину. Это сложнее и кроме этого подул пронизывающий леденящий ветер. Мы вообще хорошо экипированы и подготовлены. Когда стает особенно холодно, надеваем теплые маски на лица, чтобы не обморозить лицо. И сейчас мы выглядим, как какие –то неземные существа. Наша одежда, пока холода не пропускает, и мы осторожно поднимаемся вверх. На ум приходит детский стишок : « Шаг – остановка, другой остановка, вот до балкона добрался он ловко….» Да, стишок есть, вот только до балкона, нам не надо – балкон это карниз – это совсем плохо… Карниз –это наметенный снегом нарост над чем - нибудь, чаще над неприятным обрывом, пропастью или трещиной - легко может обвалиться…
     По скалам подниматься легче, но опасней и мы передвигаемся очень осторожно. Мы стараемся подняться на гребень горы, а там уже по гребню дойдем до вершины.
    Проходит, не так много времени и по подъему мы чувствуем, что выходим на гребень, Теперь надо попасть по центру гребня. Мы уже на гребне, и я заметил, что гребень, что - то необычно широк – значит намело. Я оглядываюсь и чертыхаюсь про себя – я, все-таки умудрился попасть на наметенный карниз, подо мной, судя по памяти, метров 100 отвесных скал. Я осторожно поворачиваюсь и машу ребятам рукой, что бы не приближались ко мне, потом медленно и осторожно переставляя ноги, выбираюсь с карниза на твердую каменную поверхность. Фуххх!! Больше не буду, так, надеюсь!
       Теперь уже недолго до вершины. Вот и вершина! Видим тур –груду камней, сложенную на вершине и разгребая камни, ищем записку. Нашли бутылочку а в ней записка – прочитали, снимать ее не будем, зачем это нам. Пробуем написать свою записку, приходится снять две пары рукавиц, рука сразу же замерзает, пишу в один прием по несколько слов. Наконец записка дописана, можно ее прятать. Пока я грею руки, ребята прячут записку. Мы поворачиваемся и собираемся идти назад. Вершина наша, то что мы хотели, мы сделали, скоро начнет темнеть! Внезапно ветер стихает и небо светлеет. Мы удивленно останавливаемся – что происходит?
       За считанные минуты тучи куда то исчезают, а снег перестает идти, перемены в погоде значительны и это поражает. Небо становится, сперва синим и чистым до самого горизонта, а потом краснеет от солнца удивительно багрового цвета. Солнце находится почти над горизонтом и своим багряным цветом окрашивает пол неба, только за нашей спиной – небо синего насыщенного цвета. В воздухе кружится огромное количество маленьких блесток, при ближайшем рассмотрении –это маленькие ледяные иголочки, не больше двух миллиметров в длину и очень тоненькие. Их огромное количество - они кружатся в воздухе, искрятся в солнечных лучах и сверкают всеми цветами.
      В небе вспыхивает радуга, еще одна потом еще и еще и вот уже все небо расцвечено радугами и они сверкают и переливаются. Горы кругом, покрытые снегом, отсвечивают этим странным красновато багряным светом, а склоны, противоположные от солнца уже чернеют сумерками. Это сочетание багряных склонов гор и темно синих и расцвеченное, многокрасочное небо с искрящимся воздухом представляют просто фантастическое, невиданное зрелище, которое настолько захватывает воображение, что мы застываем пораженные увиденным.
   Три фигуры, застывшие на вершине, не менее фантастические, чем все происходящее вокруг. Нет никаких мыслей - мы просто стоим и смотрим. Совершенно зачарованные
этой безмолвной картиной. Замечаю, что иголочки облепили нашу одежду, а к ним мгновенно прилепились еще иголочки, еще и еще и вот мы стоим как три снеговика на вершине.
      Солнце склоняется к горизонту и краски неба начинают меркнуть –радуги исчезают одна за другой. Надо торопиться, скоро стемнеет и я напоминаю друзьям об этом, мы уходим с вершины, проходим по гребню и начинаем спускаться вниз. Темнота, словно наваливается на нас но вот мы уже у подножия каменной вершины. Мы сидим в снегу посреди цирка и отдыхаем, медленно и с наслаждением затягиваемся – у нас по одной последней сигарете. Танечка, конечно пилит нас за курение, но нам от этого еще приятней. Стоит совершенно тихая, безветренная погода, снег идти перестал, видимость просто идеальная и восемь километров до приюта нам кажутся приятной и не обременительной прогулкой, тем более, что в лесу светло как днем. Каждый из нас, я думаю, вспоминает это фантастическое зрелище на вершине, но ни сейчас ни много позже мы не говорили об этом.
      Мы быстро спускаемся по склону и вот уже мы на дороге которая идет к приюту по долине. По дороге очень здорово идти. И очень скоро показался приют, и так в первом часу ночи мы прибываем. Восхождение успешно завершено. Но что это? Около приюта идет какой то митинг. Подходим ближе – интересно, что они здесь обсуждают в пол второго ночи. Интересно, они собираются всей толпой идти в горы кого-то спасать. Такая толпа, - из них же никто не умеет ходить в горах, но они все активно праздновали Новый год и горы им были по колено, если не по щиколотку. Это очень опасно. Для них конечно, но искать и спасать их будем мы – больше некому. Я вижу в толпе хозяйку приюта и протискиваюсь к ней. Киваю ей и собираюсь спросить, что случилось. Хозяйка видит меня и машет руками - ну вот, а они уже вернулись!!!
     Оказывается, это они нас собирались идти спасать! Самое ужасное, что приехали они сюда из-за желания побывать и порезвиться в романтической обстановке и вряд – ли имеют, хотя бы малейшее понятие, как ходить в горах. Две молодые женщины, приятной наружности, были вообще одеты в длинные дорогие шубы и замшевые сапоги, на высоких каблуках и трудно представить, каким образом – они вообще появились на приюте – прилетающего вертолета, я не видел.
       То – есть, уйди они в горы, ночью и мне пришлось бы с моими ребятами идти их искать, потому, что они ничего тут не знали. Это опасно для них и утомительно для нас. Пытаюсь объяснить толпе, что мы уже пришли и никому не надо никуда идти и некого спасать. С огромным трудом мне и хозяйке приюта это удается и толпа расходится по комнатам приюта продолжать пьянку. Мои ребята стоят и ждут меня у входа в приют. Наконец, я присоединяюсь к ним, и Танечка спрашивает – А если бы действительно они пошли нас спасать, ну, допустим, с нами что-то случилось, они могли бы, в принципе, нас найти и спасти?
      Я улыбаюсь и немного подумав, отвечаю – Нет. Конечно.
      А почему? - удивленно спрашивает девушка. И внезапно я разражаюсь фразой смысл и серьезность, которой, я еще долго буду испытывать на себе и своих друзьях - «Для того, что бы спасать - надо ощущать исключительную необходимость своего присутствия в том месте и в то время, когда это происходит, без этого нельзя!»
      Вот это - сказанул.  Сказал –как выдохнул. Было ощущение, что родилось что-то серьезное. Интересно, откуда я это взял? Думал, думал и так и не смог вспомнить. Значит мое!!!
      Мы заходим в приют и находим свою комнату, растапливаем печь и накрываем стол. Ну вот – мы пришли, все сделали за сегодня, что намечали и можем расслабиться. На столе стоят две бутылки- одна со спиртом для нас, другая –с вином для Танечки. Напарник берет бутылку с вином и начинает открывать. И тут Танюша говорит –Нет, сегодня я имею полное право пить с вами спирт. И еще… Я хочу тост сказать! Вот!
      Мы удивленно переглядываемся – еще ни разу не было случая, чтобы Таня вообще что – то произносила за столом и более того – пила спирт. Ну и ну! Приятель откладывает в сторону бутылку с вином и разливает по металлическим кружкам спирт. Мы все внимание и Таня говорит тост – Выпьем за ощущение!
      Мы переглянулись, вопросительно смотрим на нее – какое еще ощущение? Она спокойно поясняет- За ощущение исключительной необходимости нашего присутствия здесь! Значит, ей тоже показалось , что какой-то особенный смысл был в тех словах, что я сказал раньше. Мы молча сдвигаем вместе металлические кружки и они утверждающе клацают при встрече. Я всегда думал, что этот звук металлических сдвигаемых вместе кружек из металла, не менее благороден при таких обстоятельствах, чем мелодичный звук хрустальных бокалов с шампанским.
      Мы сидели и болтали о том о сем, а я думал - так, зачем мы сюда пришли и зачем на вершину…? Неужели, эта фраза про «ощущение исключительной необходимости своего присутствия» срабатывает и тут!?
Может быть.