Я вспоминаю. Встреча с партизаном окончание...

Григорий Варшавский
        Докурив, взводный аккуратно загасил самокрутку и потопал к деревне, а я за ним. Шли мы довольно осторожно, но не очень таясь:деревня была небольшая, в стороне от дорог, и немцы редко здесь бывали, а если бы и были теперь, мы бы знали. Мы вошли в деревню и, минуя колодец, подошли к хате старосты. Хата была справной и обнесена свежепоставленным забором. Залаяла хозяйская собака, и её брехню подхватили соседские псы. На крыльцо вышел староста. Я его раньше не знал, и теперь наблюдал невысокого мужика лет сорока с небольшим, в залатанном полушубке и перелицованных штанах,заправленных в старые сапоги.

        Увидав взводного, староста заулыбался и пригласил нас в дом. Поднявшись по крыльцу, через массивную дверь мы вошли в небольшую прихожую, разделись и прошли в горницу. В доме было тепло и покойно, и казалось, что это не мы только что отшагали 30 километров по заснеженным тропам. Молодая хозяйка улыбчиво нас встретила и прогнала на кухню хлопчика лет четырёх-пяти. Она быстро собрала на сторл, то что тогда было в зимней оккупированной сельской Белоруссиии: капусту, бульбу, хлеб, свиные кости с редкими кусочками мяса и бутыль мутно-жёлтого самогона. Мы, голодные с дороги, вместе с хозяевами принялись пить и есть молча. Но потом разговорились. Через некоторое время старостиха вышла, и мы продолжили разговор.
        Говорил, в основном, староста. По всему было видно, что он соскучился по общению, и теперь рассказывал нам обо всём: о том, что в деревне остались только старики, бабы, да малые дети; что со жратвой, как и везде, плоховато-до весны бы дотянуть; что немцы бывают редко: приедут, заберут кое-какие продукты и назад. Ещё староста рассказал о поицейской бригаде из дезертиров-украинцев, зверствовавшей в соседних деревнях, и пока что, слава богу, сюда не заявлявшейся. Я слушал и думал, вот сидим мы, едим, выпиваем, беседуем, а пришли то мы убивать этого человека, который так нас хорошо принимает, у которого молодая жена и дитё. И ещё, вслушиваясь в рассказ старосты, я поглядывал на взводного: уж больно он был напряжён и молчалив, словно готовился к взрыву. Но нет. Взводный держался, периодически потягивая свою махру.

        Наконец, выговорившись и поинтересовавшись нашими делами и своими со свояком общими знакомыми, староста кликнул жену и велел ей принести что то из погреба. Через несколько минут она появилась с большой и тяжёлой фанерной коробкой в руках. Староста пояснил, что это немного еды и выпивки для партизан, и передал нам то, ради чего мы вроде и приходили к нему-чистые бланки различных оккупационных документов с печатями и немного оккупационных марок.

         Мы выпили на посошок, и я вышел на крыльцо, оставив свояков в доме-прощаться. Стоял погожий зимний день, солнечный и слабоморозный. Я был сыт, в меру пьян, но на душе было противно. Вот сейчас мы будем его убивать. А за что? И кто из нас начнёт стрелять? Я или взводный? Мы ж так и не договорились. И где? Здесь во дворе? Или там за забором? Пока я так думал, на крыльцо вышли староста с женой и взводный. Староста что то сказал жене и та, попрощавшись с нами, ушла в дом. Мы пошли к калитке. Остервенело лаял пёс, злобно рвавшийся с цепи. Словно чувствовал беду. Я шёл впереди и услышал лёгкий щелчок сквозь собачий лай. Оглянувшись, я увидал лежащего на снегу старосту и лужицу крови, набегающей из простреленной головы. Взводный убрал пистолет в кобуру, и обгоняя меня пошёл к лесу. А я сразу как протрезвел, чуть постоял и бросилсяза взводным.

        "И ты знаешь", обратился ко мне попутчик:" Я уже тогда подумал, что взводный меня несмышлёныша пожалел. Сам застрелил свояка, чтобы я не мучился" Я поинтересовался дальнейшей судьбой взводного. "Воевал в партизанах, а в 44-ом вступил в Красную Армию и дошёл до Берлина. Вернулся, начал работать бригадиром в колхозе, спился и утонул в местном озере",ответствовал мой попутчик.

         Я посмотрел на часы. До отхода моей электрички оставалось минут семь. Я поблагодарил партизана за компанию,за рассказ; пожелал ему здоровья и хорошей встречи в Бресте, и потопал на платформу.

         Я шёл и думал, какая же это сволочная штука ВОЙНА! Я и теперь так же думаю.

                11-12 октября 2009 г