Томас Манн и зоология

Shadrin
…даже злит эта биомеханическая заданность курса муравья, осуществляющего своё движение по кратчайшему расстоянию между неведомыми мне точками. Голова и задница муравья чёрные, кусочек туловища посередине красно-рыжий – как будто стёрлась чёрная краска на гантели, и рукоятка постепенно заржавела.

Муравей заползает на пологий склон среза страниц прямо от подножия обложки, ползёт по сто шестнадцатой странице и тут же летит в травяные джунгли – это я дунул, чтобы он не мешал мне.

Через некоторое время он так же сосредоточенно и целеустремлённо вползает сбоку на (теперь уже) 118-ю страницу, ползёт вдоль строки «Волшебной горы» (Der Zauberberg) – и вновь в полёт от моего гулливерова дуновения. Чуть спустя я прерываю его движение ещё раз, заставляя лететь встречь предыдущему самому себе, в недавнее прошлое…

Наконец, по-прежнему со страницы 120, муравей посылается не назад, а перпендикулярно своему курсу. У него теперь найдётся над чем поразмышлять, пока он будет перебирать ногами, безуспешно выискивая старый маршрут среди множества новых. Или это были несколько насекомых? А я принял их за одного и того же настырного любителя поучать легкомысленных стрекоз…


Илл.: Мориц Эшер. Лента Мёбиуса