Отцовский след 30

Борис Рябухин
Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29. 
Продолжение следует .




Борис – Володе
15.09.94

Здравствуй, Володя!

Мне оказал большую творческую поддержку писатель Валентин Берестов. Написал вступление к моей подборке стихов в центральной газете. Замечательный человек. Вечно улыбается.  Меня познакомил с ним один мой знакомый, с которым я ездил в ГДР.  Не помню, писал ли я тебе  о первой попытке помочь мне в моем творчестве.
Этот знакомый редактор пришел как-то на встречу со мной в ресторан Центрального дома журналистов. Сидим, рассказываем, шутим. Четвертый человек подсел за наш столик на четверых. Слушает с улыбкой наши шутки. Вдруг я сорвался и сказал фразу из модного в то время анекдота про Фиделя Кастро: «Надо, Федь, надо!» Наш «сосед» сразу выдал себя: «Что это вы имеете в виду?» Я  прикусил захмелевший язык. А два моих собеседника смеются и что-то говорят «подсадной утке», показывают удостоверение. Думаю: «Хорошо, что они тоже из органов». Сексот отвернулся от них и ушел. Оказалось, что со мной сидел литературный критик по фамилии Федь.
А потом этот добрый еврей познакомил меня  с Валентином Берестовым. Мы даже недалеко  жили друг от друга. Но «Литературная газета»  выбрала такие кондовые советские стихи для моей подборки с предисловием Валентина Берестова ко дню совещания молодых писателей в Софрино, что поэт   стал меня избегать. Он меня простил, но дружба прервалась. Поэтому  мне пришлось свои книги посылать ему по почте.
Посылаю тебе  письмо, которое я ему направил.

«Здравствуйте, Валентин Дмитриевич!

Не забыл Вашу доброту, и, не докучая приходом, посылаю Вам свои 3 книжки. Помните, Вам понравилась моя строфа, где была строчка: «Вздохну глубоко – буря налетит»? Вся неровность и противоречивость отозвались к нынешнему моменту в этих книжках. Не бог весть что, но, при работе на моем пределе. Последняя картина  пьесы – даже выше  моих возможностей – от отчаяния.  Будет желание позвонить – буду рад услышать Ваш молодой голос по телефону. Все учусь у Вас улыбаться счастью жизни, но этот подвиг не всем под силу. Благодарный Вам, Борис Карин».


Володя – Борису
28.09.94

Здравствуй, Боря!!

Сегодня получил  твое второе письмо с новым адресом. Шел домой, только подумал, может, не ждать от тебя нового адреса, а в почтовом ящике письмо твое, и решил сразу написать.
Интересная у тебя жизнь. Это хорошо.
Рад, что у тебя относительно все в порядке – жизнь подошла к моменту, когда пора посмотреть назад, на ту короткую дорогу, которую прошел от рождения, чему научился и что сделал за это время.  И сразу простой вопрос, на который никто, и даже бог не ответит. Зачем родился, зачем живешь? Ведь только начнешь чуть-чуть понимать эту чертову жизнь – и она говорит тебе: хватит тебе жить, дай место другому пожить. 
Не надо говорить, что все в беде вспоминают о боге. Я никогда, ни в какой беде не вспомню бога, так как его просто нет и быть не может.  Слишком медленно сознание людей перестает верить в бога. И еще очень много времени нужно,  чтобы перестали верить – это произойдет только естественно, также медленно, как очень медленно развивается человечество в духовном плане.  Борцов против Бога почти не было  раньше, а сейчас, хочешь верь, хочешь нет, – выбирай сам. А это еще больше тормозит отказ от веры – ведь проповедников развелось слишком много.  А люди в основной своей массе невежественные, читали книги в школе, а потом почти никто не читает серьезных книг. Это говорит о том, что большинство не умеет, а скорее не хочет мыслить – соблазны  жизни интереснее.  Чем больше человек приобретает знаний, тем менее его предрасположенность к вере в бога. И наступает момент, когда он вообще перестает верить в эту ерунду, так как верить в бога, значит растоптать разум – это сказал автор книги «Иллюзии бессмертия». У него есть глава в книге о том,  что дает отказ от веры человечеству?  Напрашиваются очень простые ответы – исчезнут  религиозные войны, освободится очень много времени у каждого человека,  громадная армия служителей господа начнет делать полезные дела для всех, а сколько денег и средств освободится для блага всех. Люди постепенно начнут мыслить совсем другими категориями. Люди, зная, что жизнь одна и очень коротка,  будут стараться больше сделать в этой жизни, так как другой нет и не будет. Цивилизация начнет развиваться еще быстрее. И люди давно бы нашли способ продлить жизнь в два–пять–десять раз. Ведь было у атлантов какое-то лекарство, продлевающее жизнь до 800 лет. И никакого бога у них не было.
Ты, Боря, такой же слепой раб веры в бога, как и большинство, еще и меня хочешь в этом убедить.  Посмотри на людей. Оглянись вокруг, чем живут люди –  только одним днем, и каждый хочет побольше всяких благ.
Есть много простых истин, которые отрицают бога. Почему разные народы верят в разных богов? Самая древняя ведическая философия признает только бога Кришну.  Буддизм, ислам, христиантво – так кто же из них прав?  Только один – его величество случай.  Жизнь возникла случайно и все в мире случайно, большинство событий происходит по воле случая. Вселенная возникла случайно из вакуума, которого, как мы его всегда понимали, не существует. Вакуума нет, это не пустота – одно из последних открытий науки. Шопенгауэр – ты что-нибудь помнишь, что было с тобой до рождения, так вот и после смерти будет то же самое, так зачем нам загробная жизнь, о которой мы ничего не знаем. И ведь умерший человек уходит от всех живущих навсегда. И зачем какие-то мысли о неизвестной жизни, самостоятельное существование которой не должно нас волновать. Мы живем в своем  мире, и нет нам дела до другого, то есть до мира, где есть бог. Это очередной бред проповедника.  Мир един и только тот,  в котором мы есть.

(Лучше бы уж он ничего не знал, чем отрывки из чужих знаний и заблуждений, которые он не может сложить, как кубики – ребенок. И при этом доволен собой.)

Что такое философия – это наука о мире в целом. И возникла она, наверно, с тех пор, как появился человек разумный, – люди с тех пор думают, зачем они есть и каково их назначение. Вот и появились разные боги.
Я не озлобился и не отчаялся. Жестокость жизни, злобный мир вокруг и жизнь, построенная  на несправедливости, привели к тому, что исчезли всякие желания, кроме одного – уснуть и не проснуться никогда.
Нет желания жить в этом  жестоком и ненасытном обществе себе подобных. Эта жизнь диктует только одно – не сдохни, а для этого вкалывай, чтобы наполнить желудок, на все  остальное времени тебе нет, не дают и не дадут, пока не станешь преступником.  Как бродячая собака, рыскаешь по окрестностям в поисках пищи.
Все лето не работал, не было работы на заводе, поэтому все лето строил дом. Я З сентября накрыл крышу, сейчас делаю забор – ворота, калитку. А еще все делать внутри дома: потолки, штукатурка, полы, много-много всякой работы для этого дома, чтобы хоть на старости пожить в нем и сдохнуть. Стройка – это единственное, что меня сейчас волнует. Зоя на пенсии (8 долларов) и все время спекулирует, чтобы были какие-то деньги на пищу и на стройку. Сейчас спекуляция – единственное, что спасает людей от голода. Нам помогает очень огород, на котором все заботы Зоиных рук, которая очень большая труженица.
Здоровье пока у обоих сносное, хотя стала беспокоить быстрая усталость и болезнь суставов и мышц.  У меня постоянно болит поясница, стараюсь физически не перегружать себя.  Был худой, похудел еще более – брюки приходится носить с ремнем.
Уже пятнадцать лет живем с Зоей без единой ссоры – союз оказался удачным.
Из Сибири перестали писать совсем и все.  Сестры почти не пишут.  Ольга с мужем живут под Ленинградом с матерью. Двоюродный брат, из-за которого я оказался в Одессе, вот уже 15 лет знать меня не хочет – он живет на другом конце Одессы. Я перед ним никакой вины не имею, да и вообще, я никому в своей жизни не сделал ничего подлого – это не в моем характере, я просто не смогу сделать это.
 Очень большой привет твоей маме и доброго ей здоровья.
Пейте вместе с ней почаще хороший правильно заваренный чай, в день не меньше 0,5 литра (3 чайных ложки сухого), так как чай – это здоровое лекарство от многих бед нашего организма.
Пиши чаще (то есть быстрее ответь).
Обнимаю, Володя.



Борис – Володе
21.10.94

Здравствуй, Володя!

Много я пометался, надоело жить без жены. И вот вспомнил, что у нас с бабушкой был «Пушкин дух». Я на листе ватмана рисовал с помощью большой тарелки круг, а маленькой - круг внутри. Я рисовал внутри чертикас кудрявыми бакенбардами и писал «Пушкин Дух». А на окружности болдьшой писал буквы алфавита. Бабушка Анисья брала блюдце тонкого фарфора, переворачивала его на маленький круг. На нем рисовал чернильным карандашом стрелку. Бабушка грела блюдце ладонями и гадала.  Блюдце якобы ходило само под ее руками и стрелкой показывало на буквы алфавита. Бабушка читала: кому – чего. Иногда угадыаала. Мама спросила как-то при мне, когда выйдет замуж и за кого. Пушкин Дух  пошутил, выйдет замуж за него, то есть за Пушкина Духа. А однажды он нагадал, что  «Сталин скоро умрет. Его отравят врачи. Вместо него будет Маленков». Все перепугались. И когда сбылось – я поверил в это гадание. И вот ко мне в гости сейчас собралась тете Оля, и я попросил ее захватить то старое тонкое блюдце и помочь мне погадать на «Пушкина Духа». Посмеялись. Но я встал, как помнил с детства за столом, стал греть ладонями перевернутое блюдце – вдруг пойдет и спросил, что мне делать с женитьбой.Не могу, Володя, сказать наверняка, впал ли я в транс или осмысленно что-то делал. Но блюдце стал как бы невольно водить по буквам. И получился такой текс: «Таню жалко». И бросил от неожиданности. Почему-то я не сомневался, что речь о Тане, с которой лет пять уже не встречался. Листок с «Пушкиным Духом» парвал. Ну его, богу в рай! И решил написать Тане письмо. И мы сошлись. Семейная жизнь моя наладилась. Правильно ты сказал мне как-то – «красивые ноги уже поздно искать».
Мой друг познакомил меня с поэтом Анатолием Жигулиным. Мы с Таней и другом были у него в Переделкино, обменялись своими книгами. Я опубликовал в нашем журнале подборку  замечательных стихов Жигулина.  Свела нас судьба Владимира Фалина,  брата моего друга, который  вместе с Жигулиным  «упирался в одну вагонетку, выталкивая ее из черного забоя в мрачном квершлаге», как написал он Жигулину в письме.  Володю в 1949 году арестовали в Ленинграде прямо в институте за связь с астраханской организацией «Свободная мысль», таких же юных ребят. В лагере он выпил ковш холодной воды на морозе, чтобы простыть и попасть в больницу. Так он выжил, вернулся домой в 1953 году, но рано умер.   Жигулин в своей книге написал о нем. А мой друг собрал стихи брата и издал поэтический сборник опального поэта.  Единственное, в чем я мог поучаствовать, это отстоял стихотворение  брата для публикации в газете. Самое удачное из подборки. Чего стоит  начальная строчка: «Среди собак я волк»!
А ты скулишь, что тебе жить плохо, в собственном доме на берегу Черного моря.
Пиши почаще. Борис




Володя – Борису
20.01.95

Здравствуй, Боря!

Получил твою бандероль пару дней назад – большое спасибо за книги с автографами. Я – безработный, хотя с завода не уволили, но и работать не дают. Сижу без дела один дома, Сергей работает в торговой будке («батискафы», как здесь их прозвали, растут, как грибы), получает гроши. Зоя каждый день ходит на базар продавать вещи, купленные в Польше.  С 8.00 до 15.00 стоит на морозе до – 10 градусов, и редкий день что-то продаст. За место, чтобы торговать, нужно платить каждый день мордоворотам. Если не заплатишь, заберут товар, и никто не заступится – беспредел. Я пытался заниматься ремонтом, но ничего не получилось, вот и сижу на иждивении жены.  Жизнь здесь в 10 – 20 раз хуже, чем в России – это отмечают все, побывавшие у вас.  Хотя и у вас не сладко, но все же что-то движется. У нас никаких сдвигов, кроме разгула преступности.  В темное время очень опасно ходить. Сейчас на первом месте всякие торговцы и дельцы, а люди труда, как были на последнем – видно, всегда так и будут. Это не беда – это хуже, и будет еще хуже. Теперь от рождения будут имущие и неимущие – это как рок, одним быть только наверху,  а другим только внизу. Сколько еще тысячелетий нужно человеку, чтобы иметь это, если 5000 лет не хватило реализовать то,  что дала природа – разум.  Вечная борьба добра со злом – ей нет конца, и всегда побеждает зло.
Есть только одно желание: как-то доработать до пенсии, достроить свой дом, поселиться в нем с женой и копаться в огороде, ничего не замечая, что творится вокруг. У меня есть книга Джеймс Фрэзер «Фольклор в Ветхом завете» (автор «Золотой ветви») – в ней  описывается (с первобытных времен), откуда возникли мифы, описанные в Библии, что наносит удар о богоданности библии, «Книги книг», написанной евреями через 150 лет после смерти Иисуса Христа.  Я признаю религию, как философию, но не как веру в идола, верить можно только в разум человека, а не  в догму.
Ты пишешь, не пыли, не паникуй, а работай. Я пишу тебе так, что ты принимаешь, будто я паникую. Но я делаю это специально, чтобы встряхнуть тебя, твои мозги, и заставить тебя хоть немного мыслить о бытии нашей жизни, стараться понять, что происходит с человеческим разумом и выразить все это на бумаге. Ты очень, очень мало работаешь в этой области, которую избрал для себя – ты используешь свой мозг только на 0,5 %, а в среднем все используют всего на 2 – 3 %. Ты ленив, чтобы заставить работать свои мозговые клетки – за двадцать лет написать всего две книги (!?). Тебе в твоей работе никто не может помешать, а моя работа (ее наличие) зависит от очень многих: и хотел бы работать, да не могу, из-за отсутствия таковой.

(Тоже  лодырь царя небесного!)

Я уже писал тебе в прошлом году два письма по новому адресу, но ты не пишешь, что  получил их. Последнее письмо было с поздравлением с Новым годом.
Очень рад за тебя, что увидел Францию своими глазами, но впечатлений что-то у тебя маловато. Уравниловка – мы уже знаем, что это такое, контраст должен быть всегда, но справедливый.
Извини за такое, может быть, резкое письмо!
Я тоже призываю тебя работать, но в десять раз продуктивнее, 53 года – не так уж много, и еще остается много времени для многих дел. Главное, не лениться.
Будь здоров! Наилучшие пожелания тебе  и твоей семье.
Обнимаю, Вова.


Борис – Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

Квартиру я обменял. Так что у мамы будет теперь своя комната, ради чего я забрался в татарскую диаспору в Перово. Тут рядом  - Новогиреево, по имени татарского хана Гирея, осаждавшего когда-то Москву.  Кстати, здесь жил и  князь Разумовский, о котором я собирался писать роман и собрал много материалов. Этот казак решил взять Москву не силой, как Болотников, а любовью к будущей императрице Елизавете. И преуспел.  И взял, но пока любовь не кончилась.
Не помню, кажется, я тебе писал, что на сообщение моего отца о его сыновьях, я резко сказал,  что «его сыновья меня не интересуют».
 Но сводный брат Сергей пытался со мной  подружиться. Посылаю тебе его письмо. Что ты об этом думаешь? Ты мне  - письмо Сергея, и я тебе – письмо Сергея.

Обнимаю. Борис




ПИСЬМО СЕРГЕЯ КАРИНА

Сергей Карин - Борису
13.11.94

Боря, дорогой, здравствуй!

Поздравляю с обменом квартиры, это величайший шаг.  Тебя так же с новой работой, не пойму, как ты ее совмещаешь с творчеством. И с рецензией тебя поздравляю (думаю, что неплохая), и с дачным домиком.

(Домик дачный  я так и не купил, а жаль. Но деньги пригодились на операцию. Бог знает, что дает.)

В общем, я за тебя рад.
Мы хотим купить недорогую дачу, плодоносящую, в таком районе, куда бы можно было добраться одним транспортом, без пересадок.  На нашей даче все воруют. Недавно купил плиты ДСП и прибил их на стены сарая. Так их отодрали.  Надежда в основном на кредит, который обещает директор со следующей суммы, которую нам пришлют.  Мне, как проработавшему более десяти лет, должны дать 1 миллион. Сегодня ездил смотреть одну дачу (7 лет,  с полувагончиком, 17 деревьев, кустарник, 5 соток – за  два миллиона),  но туда тоже трудно добираться.
Сажали всем институтом за городом картошку, у меня было 2,5 сотки, с которых мы сняли 4 мешка, а рядом у директора выкопал кто-то. Выходные в основном заняты с внучкой, она очень забавная сейчас. Открыл свой сезон драмтеатр. Но мы с Леной не смоглим пойти (хотя были билеты), так как перед этим ночь не спали – не пришел ночевать сын. Оказалось, его хорошо избили, пытались раздеть, и он еле дошел ночевать к сестре. Я уже писал, что он учится в университете. Вроде, старается, но чувствую, что придется нанимать репетиторов, по математике точно. По-прежнему любит гитару.
Я месяц назад вступил в американскую компанию «Гербалайф» и являюсь ее агентом по распространению одноименной продукции.
У нас он стит 150 долларов, а у вас? Пока дело идет туго.
Закончил работу над брошюрой, ищу спонсоров, редактируем мелочи Объем 130 страниц.
Прошу тебя, Боря,  при случае узнать, сколько стоит метандростенолон (для качков), а также координаты «Торгового дома Гермес». Я туда вложил ваучеры, но потерял их из виду.

(Гермес! Они всех надули, и меня тоже,  и смылись за рубеж.)

С работой справляюсь не хуже предшественников, у которых многое было запущено. Водители хамят, а их 10 человек, принимаю  меры. Не прекращаются кражи. 11 декабря будут повторные выборы в городское представительное собрание. Я председатель комиссии по  финансам. Будет туго – будем продавать часть флота. В отца пошел. Он все на сердце жалуется.

Пытаемся кое-что заиметь от лимита выделенной нам работы. Но больно много на пути препон. Ну, вот вкратце и все. Большой привет сыну. Привет от отца, Лены и Андрея. Сергей.


ВОЛОДЯ – БОРИС


Володя – Борису 
20.06.95

Здравствуй, дорогой Боря!

Вырвался из Фонтанки, где строю дом. Я сейчас там безвыездно, так как уже давно завод не работает. Не выгоняют,  но и работать не дают – живи, как хочешь. Вот я и на стройке, штукатурю стены – это на все лето.
А от тебя писем нет. Я написал тебе по новому адресу 3–4 письма, но подтверждения не было.  Одно из двух:  или они не доходят, но тогда ты беспокоился бы, почему я молчу, или ты на меня крупно обиделся.  Мы с тобой очень старые друзья, и обидчивость неуместна. Я никогда и ни в чем не хочу тебя обидеть. Ты прислал мне свои две книги, на которые потратил двадцать лет – но, дорогой Боря,  это очень и очень непродуктивно. Я понимаю, можно всю жизнь писать  только одну книгу, но эта книга должна быть очень большой – мне тебя просто жаль.  Мне тебя жаль – повседневная жизнь мешает основному  в жизни, да еще, наверное,  всякие болезни, недомогания, и просто редко приходят творческие дни. Где брать творческие силы? Для этого нужно огромное желание и упорство. Я уже давно не покупаю никаких книг. Но эту книгу, цена которой оказалась равна всей пенсии жены, я купил. И сейчас с большим и все неослабевающим интересом читаю ее в редкие минуты отдыха.  Эта книга о человеке, о каждом из нас, о нашем здоровье, образе жизни. И как стать здоровым на 100 процентов без лекарств. Лечится даже рак в любой стадии. Эта книга об устройстве нашего организма, как саморегулирующейся и самовосстанавливающейся  системы. Очень просто и понятно написана, читается очень легко, хотя и много всяких терминов – эта книга полностью отрицает всю современную медицину. Автор сам испытал все, что написано, поборол неминуемую смерть. Это уникальная книга, ее должен прочитать каждый, и тогда поймет, что каждый из нас всю жизнь, от самого рождения, пытается уничтожить самого себя, пока, в конце концов,  не уничтожит.  Это доказано в книге очень убедительно, на 100 %. И сейчас хочет  написать за короткое время кучу новых книг. Это система оздоровления, которую он применил, дала ему большой творческий экстаз. Слишком много пишут об оздоровлении всякие авторы. Этот смог все впитать в себя и создал уникальную систему оздоровления и лечения.  Нужно лечить причину, а не следствие, как делает современная медицина.  Ты должен купить эту книгу, хотя бы ради мамы, чтобы она прожила за 100 лет. А сам очень внимательно прочитай теоретическую часть, потом примеры, если заинтересуешься, – тогда читай практику.  Издатель АО «Комплект» 1994–1995гг. С–Петербург, в серии «Целительные силы», автор Г.П. Малахов, четыре тома. Нужно купить все четыре:
1т.  Очищение организма и питание.
2 т. Биосинтез и биоэнергетика.
3 т. Биоритмология и уринотерапия.
4 т. Создание собственной системы оздоровления и лечения болезней.
Не пожалей последних денег и купи. Не пожалеешь, так как откроешь глаза на многое. Большой привет Капиталине Алексеевне.
Обнимаю, Володя.




Борис – Володе
1995 год

Здравствуй, дорогой Володя!

Когда я работал в мелких коммерческих предприятиях, то убедился, что подчиненные воруют у хозяина. А хозяин дерет семь шкур с подчиненных, почище, чем нам говорили  при советской власти про капиталистов. Самое интересное – больше соков хозяин выжимает из знакомых и друзей. Я ныл-ныл от такого обращения, а  знакомый делец мне говорит: «Что ты ноешь? Не нравится работать на хозяина – сам открой фирму и работай на себя». Я открыл издательское  агентство, стал директором. А на зарплату бухгалтера  даже нет средств.  Одни  налоги, и нулевые отчеты.
Друг нашел мне заказчика. Летчик, сбросивший одну из атомных бомб на Японию, раскаялся и создал по миру реабилитационные центры для инвалидов, изувеченных войной. О таком центре в Москве я сделал буклет. Жена Ельцина сфотографирована с инвалидами горячих точек  в этом буклете, она оказала  им спонсорскую поддержку. 
Расплатился с долгами, сам получил один раз небольшую зарплату. И закрыл фирму к чертовой матери. Надо воровать, обманывать заказчиков и налоговую инспекцию. А меня совесть мучает. Даже не страх. Я хочу спать спокойно. Закрывающих фирму дураков мало, я был 157 из сотен тысяч открытых или брошенных. Но я сделал все по-честному и истратил на закрытие фирмы больше, чем заработал.
Вернулся к перу и бумаге. Береги и ты себя.
Борис.




Володя – Борису
Декабрь 1995

Дорогой Боря!

Поздравляю тебя с Новым годом – 1995!

Всего тебе хорошего в твоей жизни.  И не лезь больше в предприниматели, пока цел.
У нас ничего хорошего. Ответ на мое последнее письмо ты не писал. Не забывай очень старых друзей – жизнь так коротка, так мало  осталось.  Высылаю тебе фото моего дома, где приложены мои руки и голова. Здесь на фото нет забора (спереди), который я сделал после (в октябре).
Пенсию жене повысили в два раза – стала 890 т. крб. (1 рубль=40 карбованцев), а цены возросли в 5 – 15 раз. Живи, как хочешь, но работать нельзя, можно только торговать и воровать, такие условия жизни.  Я не работаю, хотя с завода не выгнали –  будь прокляты все, кто сделал такую жизнь! Мне бы только дотянуть до пенсии, да достроить дом.  Будущего нет в этой проклятой стране (СССР) ни для кого, кто хочет жить честно.
Пиши, твой старый товарищ.

PS. Большой привет твоей маме.



Борис – Володе
1996 год
(Не отправлено)

…На мосту  у Белорусского вокзала я  услышал вдруг внутреннее пение: «О тебе же все упование мое…»
Решил найти эту молитву. Узнал,  у Ленечки Бараева, что писатель Володя Богатырев имеет молитвенник. А Богатырев мне давал в свое время  рекомендацию в Профком литераторов.  Принес он мне молитвенник. В нем я нашел молитву святого Макария «К тебе, Владыко человеколюбче…», где были и слова моей главной просьбы «О тебе же, все упование мое…». Я перепечатал некоторые утренние и вечерние молитвы, зная, какие иконы у меня есть и какие мне бы хотелось приобрести. Перепечатал также молитвы  об усопших, о болящих, о главных православных праздниках. Сложил их в папку. И стал читать по утрам и на ночь, пока не выучил их наизусть. Первое время с бумагами перед иконами стоял.  Если что-то забывал, опять открывал папку, и читал по напечатанному.
Спасибо Володе Богатыреву. Он пишет духовные стихи.  Позже он напечатал в православных антологиях несколько моих стихов на библейские сюжеты.
Богатырев, видимо, сказал о моей просьбе почитать молитвенник, начинающему писателю Брежневу. Тот за публикацию своей книги, в знак благодарности, принес мне бутылку водки. Я вернул ему  по почте деньги. Тогда он принес молитвенник – это не отказался взять. А потом он дал пропуск в Елоховскую церковь на Пасху – я отдал пропуск–приглашение сыну  Андрею. Он ходил со своей мамой Лилей на ночную службу.
С молитвенником происшествие не случайно.
Помню еще такой необычный случай. Как будто кто водил меня по электричкам, когда я поехал к своей тете Наде  до станции Отдых. Не посмотрев расписание, я вынужденно трижды пересаживался с поезда на поезд, туда и обратно, потому что они проскакивали мою станцию без остановки. И вдруг увидел под ногами на полу  электрички крест с цепочкой.
Рассказал товарищу, а он заметил: нельзя брать чужой крест. Куда деть его? Не выбросишь. И я спрятал крест с цепочкой в пол у трубы в редакции журнала. А вскоре попал в больницу с аппендицитом. И вижу сон. В комнате, при иконах,  шкатулка с зубами хотела меня схватить. Я – в ужасе. Перед  операцией дал себе  завет: останусь жить – отнесу крест в церковь. Вернулся  из больницы, достал из-под пола у трубы крест и отнес на Большую Ордынку, и повесил на церковную  ограду.
Был еще с другим  крестом необычный случай. Моя тетя Надя продавала золотой крестик и образ Божией Матери. Мне достался  образок, моей крестной, бабе Шуре, –  крестик. Потом крестная отдала мне этот  крестик. Стали сниться кошмары. Я решил избавиться от крестика – так как чужой крест не носят. Жена Таня взялась мне помочь, продать мой золотой крестик в магазине на Олимпийском проспекте. Страху натерпелась, как будто за ней гнались.

А потом вообще было чудо. Когда я был в Иерусалиме, в святых местах,  купил золотой крестик. А в это время в России мать видела сон: моя крестная,  умершая, с двумя женщинами пришла в комнату, где она ночевала,  на квартире в Красногорске. Мама была в шоке от этого сна. Боялась за меня.
Как-то я  надел золотой крестик из Иерусалима и купленный раньше у Нади образок Иверской Божьей матери на золотой цепочке на шею. В это время мы с Таней стояли на платформе Красногорская. А потом выяснилось, что я потерял все: и цепочку, и крестик с образком. Говорят, тонкая цепочка не выдержала большого веса золота, порвалась и упала с шеи.   Я посчитал это наказанием мне за мои грехи. Искали по всей даче и на дороге к ней, но не нашли.
Однажды Таня была на даче одна, был дождик. Она шила занавески. Вдруг поднялась, вышла в сад, подошла к грядке и… нашла мой крестик. Я не поверил ей, думал, что она отдала свой крестик, который я купил ей тогда в Иерусалиме в подарок. Но она показала мне и свой крестик.  Я написал стихотворение – ко мне вернулся крест – как прощение.

Новый образок Божьей Матери я купил в Ватикане, когда был в Италии. Переживал, что купил у католиков, есть ли разница у католического и православного образов  Божьей Матери. Спрашивал у приятеля Голышева, который учился на священника, а сейчас выкладывает мозаикой иконы в храме. Но твердого ответа пока не нашел.
Боюсь носить – чтобы не потерять. Нужна крепкая цепочка, чтобы выдержала вес крестика и образка. И родинок много на шее – цепочка задевает за них.
Голышев – мой духовный консультант. Он мне подарил оклад для иконы Николая угодника. Помог  высветлить икону Божьей Матери. Он пел когда-то в церковном хоре, пластинки с песнопениями мне покупал.
А с иконой было дело так. Икона Казанской Божьей Матери сильно почернела от старости, и ее не видно было в стареньком киоте. Я вынул ее, и не знал, куда деть киот. Зарыл во дворе  у забора. И потом считал, что этим согрешил. Сказал кто-то (в телепередаче о Екатерине II): императрица считала, надо в этом случае пустить киот по воде. Я попросил Голышева – почистить, осветлить икону Божьей Матери. Он  за небольшую плату почистил, как мог, икону, но лак плохо высох. И на щеке от покрытой бумаги остался след – словно шрам (как у Иверской Божьей Матери, образок которой я потерял).
Из молитв, которые я читал, мне не хватало иконы Троицы. Тогда я купил икону Троицы. Купил икону Бориса (моего ангела–хранителя)  и Глеба.

Ты, Володя,  в каждом из последних писем выступал против веры. И я не знаю, как тебя, безумного,  вразумить. Поэтому  и решил рассказать о своих  духовных размышлениях. Я вижу в них связь с нашими поисками отца. Ведь бог – наш отец небесный. Ищем отца земного, а от отца небесного отходим?
Всего хорошего. Пиши. Не обижайся.
Борис.


Борис – Володе
1996 год

Здравствуй, Володя!

Хочу тебе рассказать об одной из интересных тем, с которыми мне  посчастливилось работать для журнала «Молодость».  Недавно встречался с полуслепым  интересным человеком.  Это Аполлос Иванов, автор книги «Тайна Храма Христа Спасителя», недавно изданной в Москве.   Я еще подрабатываю на полставки в издательстве «Современник». И эту интересную книгу издательство могло бы переиздать. Вот мы и сидели вместе с полуслепым Аполлосом  Феодосьевичем, сочиняли письмо меру Москвы с просьбой переиздать эту книгу к празднованию юбилея Москвы.  В этой книге отмечены никому не известные данные об условном месте в Кремле, о таинственном замурованном входе в подземный  тоннель, в котором дьяк Василий Макарьев обнаружил в 1682  году  тайник с легендарной «либереей» Ивана Грозного. Отрывки из книги печатались у нас и за  рубежом. Гонорар за один из очерков, опубликованный в 1989 году в «Литературной России»,  был перечислен в Фонд воссоздания Храма  Христа. Это  – первое пожертвование в этот фонд, да ко всему еще – от человека, который  в 30-е годы, по заданию свыше, определял кубатуру этого храма при подготовке к его взрыву.  Тогда-то  Аполлос Иванов и наткнулся на потайной ход, насчитал 34 ступеньки вниз и очутился в подземном тоннеле, ведущем к Кремлю. Таких подземных ходов под Кремлем много. В одном из них  давно надеются найти мифическую библиотеку Ивана Грозного.  В нынешнее время создан даже штаб по поиску этой библиотеки, в который входит и Аполлос Иванов. Почему ищут? Потому что есть сведения, что Иван Грозный в свое время  пригласил ученого Ветермана из Дерпта, тот спускался в подземелье, составил даже  каталог этих книг, но боясь, что его убьют, бежал из России. Ведь другие свидетели  в одночасье погибли. А метростроевцы при проходке тоннеля под  проспектом  Маркса в 1979 году наткнулись под землей на такой подземный тоннель с  арсеналом старинного оружия времен Ивана Грозного.  Не знаю, поможет ли наше письмо. Но Иванов рассказал, что Мэр Лужков  приходил даже к нему домой, расспрашивал подробности о его  работе над этой книгой. 
Да, Володя, много нераскрытых тайн  рядом с нами. Удивительных.
Обнимаю, Борис.


Володя – Борису
17.02.97

Здравствуй, Борис!

Ты не пишешь!
Наверно, эта новая жизнь прибавила тебе, как и многим,  немало хлопот, что нет времени написать старому товарищу. Уж извини, что этим письмом, я, наверно, прибавлю еще тебе лишних усилий по тому делу, о котором мы много с тобой писали.
У меня к тебе просьба, которую выполнять необязательно, но желательно.
После смерти моей матери, ее сестра, моя тетя Надя рассказала мне, что она читала последнее письмо от Африка Сливкина, моего отца –  это было летом 1942 года. А в конце июня  Африк пропал без вести, попав в окружение со своей дивизией.  Моя мать это письмо не читала, так как ее не было дома. Она с моим дедом, ее отцом, была  в плавании по реке Обь. А когда появилась осенью 1942 года из плавания (она работала у отца), письмо потеряли, и матери о нем ничего не сказали. А прочитать его смогла только моя тетка, другие, кто был рядом в это время, просто не умели читать.  Тетка запомнила только одно, что было в письме: Африк писал, что  вышел из окружения один из той группы, с кем шел. Взорвалась машина, на которой они ехали, и только он остался жив один. Еще он написал, что и здесь его преследует прошлое отца (деда раскулачивали, так как он имел водяную мельницу) – вот все,  что могла вспомнить тетка из этого письма. Так как письмо пропало, потерялось, она побоялась в то время сказать о нем моей матери. А мать, находясь в трудном материальном  положении (мне было всего три года), осенью 1942 года вышла замуж за Рябова, и они сразу же уехали в Барнаул.
Значит, Африкан все же смог выйти из окружения, но, видно, попал в руки НКВД и там его следы теряются. Желательно обратиться в архив КГБ, может, там найдется его имя, или что-то о дальнейшей судьбе.  Архивы в Москве.  Теперь ты уже понял о моей просьбе – обратиться в архив и сделать запрос.  Я не в состоянии приехать в Москву. Нет денег. Это, наверно, будет последним шагом, чтобы узнать что-то об отце.
У меня все без изменений, а эту новую жизнь я ненавижу и не приемлю, только преступный мир может ее приветствовать – для них созданы все условия.  А нас делают все больше и больше рабами.
Большой привет Капиталине Алексеевне!
 Пиши. Обнимаю, Вова.




ДОКУМЕНТЫ СУДЬБЫ

Письмо из редакции


В  АДМИНИСТРАЦИЮ ПРЕЗИДЕНТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

По письму Рябова В.В., г. Одесса
4 апреля 1997 г.
Исх. А–08

Просим оказать содействие обратившемуся к нам Рябову В.В. в розыске его отца Сливкина Африкана Васильевича, участника ВОВ.

Сливкин Африкан Васильевич родился 14 февраля  1913 года, в г. Колывань Новосибирской обл., отец Сливкин Василий Фомич, мать Сливкина Александра Алексеевна.  Последнее место работы Красноярский машиностроительный завод, конструктор 1 разряда, уволен по уходу в РКК 24 июня 1941 г.  Призван в армию в июле 1941 г. Кировским райвоенкоматом г. Красноярска. Однако Красноярский краевой военный комиссариат в письме № 4/632 от 27 октября 1977 г. сообщил, что «гражданин Сливкин Африкан Васильевич, 1913 года рождения, по спискам призванных, погибших и пропавших без вести  в военкоматах города Красноярска за период Великой Отечественной войны 1941 – 1945  гг. не числится… подполковник Сипкин».  Жена и родные писали Сливкину А.В. по адресу: Действующая Красная Армия, Полевая почтовая станция 493 п/я 12. Знали, что служил он в 119-й, потом 17-й гвардейской дивизии, Красноярской; при штабе, после переписки родных с однополчанами, уточнили, что служил в штабной батарее в топовычислительном взводе.  Возможно, был разведчиком-артиллеристом в составе разведчиков полка, во втором дивизионе.
В июле 1942 года дивизия попала вместе с другими соединениями в окружение, многим удалось выбраться из вражеского кольца, но были и пленные, часть людей попала в партизаны. Некоторые вышли к своим через два-три месяца.  Части и штаб дивизии, по сообщению следопытов-школьников  г. Красноярска, в феврале-июле 1942 года находились в районе г. Белого Смоленской области (восточнее, северо- и юго-восточнее). Штаб располагался в деревне Егорьево. Во время кровопролитных боев с неприятелем (июнь–июль 1942 года) штаб перемещался несколько раз.  Во время окружения находился в 1 – 1,5 километрах от деревни Солидолово. После окружения (июль) дивизия вышла в район Петришина лба.
Сестре Африкана Васильевича – Сливкиной Августе Васильевна  на адрес: Красноярский край, Карамузенский район, село Качулька –  пришла Почтовая карточка – полевая почта 49 от 22.08.42 (просмотрена цензурой В III (12). Адрес отправителя: п.п.с. 493 бат. Н.А.Д. от Мордвинкина Иосифа, в которой сообщалось: «…Ваш брат  Сливкин Африкан служил вместе со мной, но в настоящее время прошло уже  45 дней как о нем ничего не известно… Он был моим близким товарищем по фронтовой жизни…»
Бельский районный военный комиссариат Калининской области (г. Белый) в письме от 20.02.87 года № 63 сообщил, что «Сливкин Африкан Васильевич в списках погибших и захороненных на территории Бельского района не значится… майор Рябцев».
На запрос Аркадия Васильевича Сливкина пришло извещение: «Ваш брат солдат Сливкин Африкан Васильевич пропал без вести в августе 1941 года.  05.08.47 – № 1/978 года, Заельцовский военкомат, г. Новосибирск».
О молчании воевавших братьев Аркадий Васильевич с тревогой писал родным 07.01.42 года: «…от Льва, Африка, Серафима нет никаких известий. Про Африка есть версия, что будто бы попал в окружение или, возможно, в плен».
Жена Сливкина Африкана Васильевича – Никитина Любовь Михайловна вышла замуж за Рябова Валентина Яковлевича, и сына от Африкана Васильевича Сливкина записала на фамилию нового мужа, запретив  большой семье  Сливкиных объявлять о себе ее сыну.  Поэтому Рябов Владимир Валентинович до взрослых лет не знал, кто его настоящий отец.  А случайно раскрыв семейную тайну, стал искать отца и его родню, обратился в архивы и в редакцию, к однополчанам и сослуживцам своего отца.  Мать была против его поисков, но, наконец, сказала сыну, что Сливкин вышел из окружения, и вновь пошел в разведку, больше от него писем не было, и она ходила в военкомат, сделала запрос, пришел ответ, что Сливкин А.В. ушел на задание и не вернулся.  Все письма от Африкана Васильевича жене, а писал он каждую неделю, пропали.

(В черновом варианте этого письма написано «Рябов В.В. добился признания матери, которая в частности сказала: «Африк вышел из окружения, он ехал на машине, в которую попал снаряд, – все погибли, он остался жив и был на волосок от смерти. В другом письме он писал, что уходит в разведку – это было уже через несколько дней после выхода из окружения. Последнее письмо, которое было от Сливкина А.В., мать не получила, получила его Магрефа – жена брата матери, но не смогла после  его найти. Больше писем не было. Мать ходила в военкомат, сделала запрос, пришел ответ, что Сливкин А.В. ушел на задание и не вернулся»).

На главные запросы Центральный Архив Министерства обороны СССР в письме от 6 января 1978 года № 9/145739 и в письме от 12 октября 1983 года № 9/391856 за подписью зам. начальника отдела Алексеева сообщил: «…рядовой Сливкин Африкан Васильевич, 1914 (так в документах) г. рождения, уроженец Новосибирской обл., с. Колывань призван в СА Таджикским РВК, пропал без вести в августе 1941 г. Сестра: Сливкина Ефр. Вас. проживала: г. Новосибирск, Свободы, 33. Учтен в 1947 г.  по материалу РВК, г. Новосибирска. Основание: донесение № 35202 с – 1947 г. Документов 17 стр. дивизии (ппс 493) за 1942 г. на хранении в ЦАМО не имеется, поэтому удовлетворить просьбу заявителя не представляется возможным».  В этом ответе есть неточности, по сравнению с изложенными фактами. Год рождения у Сливкина Африкана Васильевича другой – 1913-й. Призывался он из Красноярска. Зато из Средней Азии (Таджикский РВК?) призывался брат Африкана – Лев Васильевич Сливкин, как сообщали его сестры. Был еще и двоюродный брат  – Африкан Прокопьевич Сливкин…
Не дали результатов и обращения в Совет ветеранов 17-й гвардейской стрелковой дивизии, в исполком Союза сообществ Красного Креста  и Красного Полумесяца, в Верховный Совет СССР и др. Поиск был остановлен.

Но вот, после недавней смерти матери, Рябов В.В. вновь обратился к нам с просьбой в связи с открывшимися обстоятельствами.  Сестра матери – Надежда Михайловна рассказала (об этом пишет Рябов, – «что она читала последнее письмо от Африка Сливкина, моего отца – это было летом 1942 года, а в конце июня Африк пропал без вести, попав в окружение со своей дивизией. Моя мать это письмо не читала, так как ее не было дома, она с моим дедом, ее отцом, была в плавании по реке Оби, а когда появилась осенью из плавания (она работала  у отца), письмо потеряли и матери о нем ничего не сказали, а  прочитать его смогла только моя тетка, другие… не умели читать.  Тетка запомнила только одно… Африк писал, что вышел из окружения один из группы, с кем шел, взорвалась машина, на которой они ехали, и он остался жив один, еще он писал, что и здесь его преследует прошлое отца (деда моего раскулачили, так как  он имел водяную мельницу). Речь идет о Сливкине Василии Фомиче. «А мать, – продолжает Рябов, –  находясь в трудном материальном положении (мне было всего три года), осенью 1942 года вышла замуж за Рябова, и они сразу уехали в Барнаул. Значит Африкан все же смог  выйти из окружения, но, видно, попал в руки НКВД, и там его следы теряются.  Желательно…  сделать запрос… Я не в состоянии приехать в Москву. Нет денег.  Это, наверно, будет последним шагом, чтобы узнать что-то об отце… Мой телефон 54–50–11 (на блокираторе)».

Просим помочь Рябову Владимиру Валентиновичу узнать о судьбе его отца Сливкина Африкана Васильевича, 1913 года рождения, без вести пропавшего в 1942 году, и сообщить по адресу:
Украина, 270111, Одесса, ул. Добровольского, д. 148, Рябову Владимиру Валентиновичу.
А копию выслать в редакцию по адресу:
101525, Москва, К-6, ГСП, ул. 3-я Тверская-Ямская, д. 22/1, редакция журнала «Молодость». Контактный тел. 255-33-22.

Зав. отделом культуры  Б.К. Карин



Документ


АДМИНИСТРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Управление Президента Российской Федерации
по работе с обращениями граждан
103132, Москва, ул. Ильинка, д. 23

№ А26-16-61842 101525, Москва, К-6, ГСП, ул. 3-я Тверская-Ямская, д. 22/1, редакция журнала «Молодость»,
28/04/1997
Карину Б.К.

Сообщаем, что Ваше обращение, поступившее в адрес Администрации Президента Российской Федерации, направлено на рассмотрение в Федеральную службу безопасности РФ.



Советник Фалин А.С.
Отдела писем




Документ




ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЕЗОПАСНОСТИ 270111, Украина, г. Одесса,
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ул. Добровольского, 148, Рябову В.В.

Центральный архив Копия: Зав. отделом
18.06.97  № 10/А – 2876 культуры редакции журнала
Москва «Молодость»
Карину Б.К.
на исх. № А–08 от 4.04.97
101524, Москва, К-6 ГСП,
ул. 3-я Тверская-Ямская,
д. 22/1

Уважаемый Владимир Валентинович!

В связи с запросом редакции журнала «Молодость» об установлении судьбы Вашего отца – Сливкина Африкана Васильевича, поступившим в наш адрес из Администрации Президента Российской Федерации, сообщаем, что Центральный архив, а также Управления ФСБ России по Красноярскому краю и Новосибирской области какими-либо сведениями о нем, к сожалению, не располагают.
По учету лиц, осужденных за уголовные преступления и направленных в ссылку на спецпоселение МВД России, Сливкин А.В. не значится.

Заместитель начальника архива   (Подпись) А.Т. Жадобкин