Одесса-мама без папы

Юрий Красавин
Одесса-мама без папы

Без чувства юмора на Украине делать нечего


Последний из услышанных в Одессе  за проведённый там отпуск анекдотов был таков: «Приходит один одессит в гости к другому.
 - Привет, дорогой! Заходи - рад тебя видеть. Любишь вчерашний борщ?
- Конечно!
- Тогда приходи завтра!»

О времена, о нравы! Всё в жизни меняется. Одесса-мама за последних два десятилетия тоже сильно изменилась. Когда-то большинство анекдотов здесь были про евреев. Когда представителей иудейской религии в Одессе почти не осталось после их массовой эмиграции в США и Израиль, шутки про них стали не смешны. Поэтому одесситы заново рассказывают бородатые анекдоты и всё чаще смеются уже над собой.
 
То ли первый, то ли второй…

Конечно же, Киев на Украине первый город, но ведь и Одесса не второй! Это ещё одна старая прибаутка. Вообще-то Одесса была четвёртым по величине городом в российской империи – южной столицей. Побывать на украинской Одессе сегодня, после российской строгой жизни – значит расслабиться, окунуться в атмосферу чего-то несерьёзного. Садишься, к примеру, в трамвай. Проезд – всего 1 гривна. Это 4 рубля на наши деньги. Смешные цены – правда? А тут кондуктор добавляет: «Кто ещё мечтает заплатить за проезд?!» В России кондуктора, как известно, люди строгие - как школьный завуч или даже замминистра. Их «Ваш проездной!» одергивает и не оставляет ни желания, ни шансов ехать зайчиком. В Одессе же всё преподаётся как шутка. «Вы уже покупали билет?! – не унимается распространитель трамвайных квитков. - Так можно ж по второму разу!» Так и едут. Поездка на медленно плетущемся по Французскому бульвару к пляжу Ланжерон, в парк Аркадия или в районы Малого и  Большого фонтанов трамвайчике с весёлым кондуктором проходит незаметно и приятно, как экскурсия. 

Вся Одесса очень велика и пляжей здесь много. Каждый день можно загорать и купаться в новом месте. Неудобство одно - город расположен на возвышенном плато и, если лень подниматься в гору пешком, то поможет только фуникулёр. Из платных он только один на десятки километров пляжей и стоит в отличие от трамвая недёшево – 10 гривен. За такие деньги можно купить тут же два пива или четыре мороженых. Вот и ползёт вверх по тропам людская гусеница из желающих похудеть с бутылками и вафельными стаканчиками в руках, а пустой фуникулёр поскрипывает себе где-то на высоте.

Бесплатно покататься на подъёмных устройствах можно у знаменитой Потёмкинской лестницы, постояв с полчаса в очереди.  Справиться с крутизной, ведущей от морского  порта в центр города,  по силам не каждой паре ног. Всё же это 142 метра в высоту и 192 ступени. Вот и работают челноки, перевозя дам, детей, престарелых. Мужчины же чаще всего преодолевают препятствие бегом за считанные минуты. Рекорд – 22,8 секунды.

Молдаванка и Пересыпь

Где в Одессе лучше селиться отдыхающим? Есть гостиницы, в том числе недорогие, где одноместный номер обойдётся на российские деньги рублей в 400. Есть турбазы, санатории, частные квартиры и просто комнаты. В любом случае поселят. Меня, например, угораздило приехать в Одессу за час до полуночи. Дешёвых предложений от домохозяек на вокзале уже не было. Пошёл в гостиницу и по пути, спросив дорогу, разговорился с молодым мужчиной. Как выяснилось, Андрей тоже приехал отдыхать в Одессу - из Архангельской области.
- У моей хозяйки утром освободится комната, - предложил земляк.
- А что целую ночь делать?!
- Погуляем и пива на Дерибасовской попьём.
Так и решили. Южная ночь – это ведь непередаваемые ощущения! До самого рассвета на хорошо освещённых улицах и площадях с подсвеченными деревьями и музыкальным сопровождением не прекращается народное брожение. На бульваре Жванецкого молодые люди и в полночь прыгают на скейтбордах. На Дерибасовской и в час ночи очередь, чтобы сфотографироваться на позолоченном стуле – известном персонаже книг Ильфа и Петрова. На Соборной площади мужички и в два часа ночи с азартом играют в шахматы. На «тёщином» мосту, и в три ночи открытом, можно разглядывать вереницы защёлкнутых на счастье и берегущих таким образом семейное счастье замочков… В пять утра, когда мы просто усталые сидели на лавочке, к нам подошёл милиционер. Посмотрев паспорта, сказал:
- Русские, значит. Вы тут поосторожнее – а то завелись какие-то отморозки, поймать не можем. Они сначала в морду бьют, а потом уже закурить спрашивают.
Даже милиция в Одессе ночью не спит - шутит.

В шесть утра уже открыто окошечко в забегаловке – страждущим горячего протягивают кофе. В семь на улицах уже чище, потому что дворники выходят убирать продукты ночного веселья.
В девять утра благополучно стал жителем Молдаванки –района Одессы, известного благодаря строкам из песни: «…но и Молдаванка, и Пересыпь уважают Костю-моряка».  Памятник тому самому Косте-моряку, кстати, красуется в молдаванском супермаркете. В Одессе вообще много памятных мест, с памятниками и без оных. Идёшь по улице Мясоедовской, к примеру, и читаешь на барельефе здания: «Здесь жил Илья Ильф». Заглядываешь во дворик – и понимаешь, что с тех пор, как он жил здесь по соседству с рынком «Привоз», зоопарком и железнодорожным вокзалом, мало что изменилось. Двухэтажные каменные дома с тесными двориками, где жители беззастенчиво вывешивают на сетках верёвок днём и ночью свои трусы и лифчики, а железные лестницы обсиживают рыжие и чёрные коты, обросли лишь счётчиками по замеру газа и воды, да кое-где спутниковыми тарелочками для приема телеканалов. А так жизнь на Молдаванке – это погружение в музей.

Привозят и увозят

- Вы слышали?! «Привоз» зарыли! В рыбе палочку нашли.
Рынок «Привоз» в Одессе – главный командир всей жизни города с миллионным населением. Как хвастают одесситы, здесь можно купить всё. Мы попробовали прицениться к тельняшкам – экзальтированному сувениру с черноморского побережья.
- У меня натуральные, чистый хлопок, фабричная строчка. А дальше и не смотрите – у них подделки. Полоски разъедутся - и будет тельняшка вам в клеточку.
Нечто подобное мы услышали по всему торговому ряду. Стало ясно, что одесские торговки любят пошутить, особенно в адрес своих конкуренток. Какие же тельняшки натуральные, выяснить в такой обстановке так и не удалось, а покупать наугад не захотелось.
Прогулка по пищевым рядам «Привоза» также не принесла удачи в покупках. Российские веяния на предоставление мест местным сельхозпроизводителям до Одессы, как видно, ещё не докатились. На продовольственных лотках господствует фабричная упаковка. Причём при переводе в рубли цены на колбасу, сыр и прочие пищевые твердости получаются копейка в копейку российскими. Кстати, на Украине гривны часто почему-то называют рублями. То ли короче русское слово, то ли привычнее, то ли это мелкий протест против порядка вещей…
Более забавно бродить по Староконному рынку - блошиному. Тротуары нескольких кварталов старой части города по выходным дням заполняют торговцы старыми вещами, раскладывая товар на подстилках, а то и просто на земле. Механическая кофемолка, с ржавым отливом швейная машинка, советского ещё производства пылесос, первая отечественная со знаком качества электровафельница, значки и марки эпохи социализма, семейные фотографии столетней давности  здесь ещё в ходу. Их продают и покупают. Причём границу между просто старьём и уже антиквариатом отследить очень сложно. Взять те же виниловые пластинки. Если на граммофонном диске записан Утёсов – так это, наверное, ценность! А если Валерий Леонтьев фирмы «Мелодия»? Каждый решает сам.
Процеживая взглядом мишуру под ногами, даже не заметил, как Андрей, мой новый приятель и сосед по квартире, обзавёлся огромной книгой в старом переплёте – она еле помещалась у него подмышкой. Как оказалось, всего за 100 гривен он приобрёл годовую подшивку аграрной газеты, издававшейся на Украине в 1905 году.
- Собрался пополнить знания по агрономии? – спросил я у него.
- Ты не понимаешь! Посмотри на печати – это ж царские, имперские шлёпки! Их тут не меньше дюжины!
- И охота тебе везти такой груз домой?!
Через пару кварталов Андрей, видимо, согласившись с моими доводами, предложил и продал подшивку другому торговцу антиквариатом, но уже за 200 гривен. В эпоху инфляции агрономические знания растут в цене как на дрожжах.
Всё бы мило, но несколько коробило присутствие на земле атрибутов третьего рейха. Восстановленные немецкие каски, мятые офицерские мундиры, знаки отличия и даже макеты шмайсеров и гранатомётов в обильном количестве были представлены на тротуарах Одессы. Видимо, войдя во вкус, Андрей купил немецкий крестик – боевую награду вермахтовского солдата - и попробовал предложить её другому торговцу, удвоив цену. Но на этот раз фокус не прошёл.
- В новоделах не нуждаемся! – отрезал знаток геральдики.
- Почём Вы знаете!? – не унимался Андрей.
- Ты сам соображай: металл легкий. Алюминий, значит. До войны он был в большой цене. Кресты из него не делали.
Как известно, на рынке появляется то, что пользуется у населения спросом. Почему фашистские атрибуты стали в ходу на Украине и с чьей подачи штампуются новоделы, непонятно. Скорее всего, это следствие большой путаницы в оценке исторических событий, что вообще характерно сейчас для украинской политики. Из-за неё и смятение в мозгах антикваров. Живут, что называется, без царя в голове, потому и собирают всё что ни попадя.
В январе следующего года на Украине, как известно, должны пройти выборы президента. В зависимости от того, кого выберут граждане этой страны, зависит, поднимутся ли в цене фашистские атрибуты, или их, наоборот, попросят убрать с прилавков. Вопрос далеко не праздный, в том числе и для россиян.
Главные фавориты предвыборной гонки пока – Виктор Янукович и Юлия Тимошенко. С первым всё ясно. Символику «Партии регионов», кстати, видел на кухне у хозяйки, у которой снимал жильё. По вечерам на одесские улицы выезжают «самостийные» группы автомашин с синими флагами – сигналят и выкрикивают лозунги в поддержку Януковича. Их кандидат открыто ратует за восстановление дружбы и тесных экономических связей с Россией.
Равный по рейтингам ему кандидат Юлия Тимошенко – более сложная политическая фигура, меняющая сейчас свой имидж и политическую платформу.

Сердце красавицы…


На открытии 200-летнего сезона Одесского театра оперы и балета Юлия Тимошенко приехала уже без «фирменной» косы. У входа в здание театра её ждала многотысячная манифестация портовых рабочих. Они просили действующего украинского премьер-министра, судя по плакатам, обратить внимание на ситуацию в морском порту – главном градообразующем предприятии многомиллионного города. Но разговор с митингующими, видимо, не входил в планы украинской леди №1. В предвыборной гонке выступать лучше на фоне достижений, чем на фоне проблем, тем более, если за них отвечаешь как премьер-министр. Без пятнадцати минут семь, как мы наблюдали, рабочие ещё держали транспаранты, надеясь, что их выслушают, но ровно в семь украинский премьер покоряла своим голосом сцену оперного театра. О чём она говорила? Догадаться было нетрудно, несмотря на слабое знание украинского языка – о большом достижении украинской культуры и её тесных связях с европейской.
Тут не лишним будет заметить, что в четвёртом по величине городе в российской империи почти все жители продолжают и спустя сто лет говорить по-русски, но украинскую речь напористо внедряют в их повседневную жизнь. Это чувствуется во многом. Большинство вывесок в Одессе уже на украинском языке. Заявление о приёме на работу и увольнение пишут также на государственном языке. На студенческой скамье слушают мову. Объявления остановок в транспорте также на украинском… И даже «Русское радио» в Одессе вещает не по-русски. Ежечасно и ежеминутно русским напоминают о том, что они должны сменить язык и национальность.
Свой 200-летний сезон Одесский театр оперы и балета открывал оперой Джузеппе Верди «Риголетто». Это то самое знаменитое произведение великого итальянского композитора, либретто которого не просто переведено на русский язык, строки его знает каждый школьник:
Сердце красавиц
Склонно к измене
И к перемене,
Как ветер мая.
Несмотря на то, что 90% купивших билеты на спектакль - русскоязычные граждане Украины и России, а в фойе чаще можно было услышать английскую, чем украинскую речь, произведение великого итальянца исполняли на его родном языке. Программки предлагались только на украинском языке, бегущая электронная строка над сценой также показывала украинские субтитры. Таким образом, большинство сидевших в партере видели не больше, чем те, что сидели на галёрке. Потому что исходя из чисто зрительных впечатлений можно было подумать, что Риголетто – это красавец-жених. На самом же деле, если знать либретто, то это мстительный шут-интриган и вообще горбун.
Вопрос деспотии украинского языка, который единственным провозгласили на Незалежной государственным, один из самых острых в украинском обществе. Так большинство школ в Одессе также украинские.
- По идее ведь должна быть свобода выбора, - рассуждала в разговорах по вечерам моя хозяйка Любовь Николаевна, коренная одесситка. – Если захотели родители – отдали ребёнка в русскую школу, а захотели – в украинскую.
Однако у украинских демократов своя логика. В 1991 году в Одессе было около 100 русских школ, а к 2009 года их осталось не более 30. И это на город–миллионник с практически поголовным русскоговорящим населением! Мне лично просто жаль было смотреть на смышлёного мальчугана Пашу, что встречал нас во дворе радостными криками. Ему как раз на следующий год идти в школу. «Мультфильмы люблю про кота Матроскина, про Ёжика в тумане, про зайца и волка», - рассказывал он нам. Но мистер телевизор предлагал ему по утрам западные мультфильмы и, естественно, на украинском языке. Ребёнок предпочитал слоняться по двору из угла в угол.
С досады на такое состояние дел стал подумывать – не стоит ли начать говорить «в Украине». Всё же предлог «на» часто подчёркивает в русском языке что-то возвышенное и отдельное, что имеет особую значимость.  Например, – «на святой Руси», «на Родине», или вспомним шевченковское завещание «похоронить на Украине милой».  В 21-м веке украинские политики пока демонстрируют у себя дома ординарное национальное чванство, так за что же им делать языковую привилегию?! Политическая трескотня в Украине давно уже требует изменения языковой нормы. Симпатии же и любовь можно перенести на Белоруссию.

Вместо эпилога

… После оперного спектакля я был всё же доволен: услышать вживую любимую арию – это многое значит.
- Зря ты не досидел до третьего акта, - рассказывал я Андрею. - Там была вот эта, знаешь – та-та-та...
Попытался напеть мелодию, но грубо сфальшивил.
- Как жаль, что тебя не было со мной! – ответил Андрей. – Подумаешь, ария! Тимошенко вышла с чёрного входа и оказалась почти в одиночестве. Ну, так – человек пять типа меня поклонников. Она даже не просто автограф свой мне оставила, но и сердечко на программке нарисовала – смотри!
Андрей протянул мне листок с автографом.
- Откуда же у тебя программка, мы же не покупали?! - поинтересовался я.
- В туалете случайно нашёл, но очень кстати оказалась. Я вообще везучий!
Выходит, чтобы стать счастливым, не обязательно стремиться в эпицентр события, удача улыбнётся и на окраине. Главное – не терять чувства юмора.

Фото автора.(Другие фото про Одессу см.http://fotki.yandex.ru/users/wk-62/album/75408/)