ППС Часть первая

Леонид Рыбальченко
       ППС – Патрульно-Постовая Служба


       В квартире стоял полусумрак. Сторона, куда выходил зал, была не солнечная. Гардины и шторы поглощали свою долю света. Впрочем, тот, кто сейчас находился в этой комнате, любил такое освещение.
Он устроился на диване поудобнее и, подтянув к себе поближе небольшой журнальный столик с телефоном, набрал номер.
Через некоторое время, на другом конце подняли трубку:
       - Алло?
       - Игорёха, привет! Чего так долго не подходил?
       - Привет, Гера! Да так, прикорнул чуток, пока девки мои спят.
       - Блин, извини, я как-то не подумал, что в это время ты мог дрыхнуть.
       - Да нет, всё в порядке. Что слышно?
       - Всё пучком, просто хотел спросить, когда ты на питомник поедешь? Когда дежурство?
       - Секунду. Так, расклад такой. Сегодня и послезавтра у нас патруль, а завтра и послепослезавтра я на питомнике.
       - Где встречаемся сегодня?
       - За тобой приедут в 19:30. А мы подгребём в восемь вечера, к ресторану «Беларусь». Сегодня там дежурим.

       Несмотря на то, что у меня была своя работа, появилась ещё и  подработка. Внештатный кинологический отряд при УВД. Платили немного, но зато мяса отличного качества для своих собак можно было брать, не меряно. То есть, сколько мог унести, столько и брал.
       Для владельцев крупных собак это была лафа. И для милиции помощь большая. Ибо уличная преступность там, где работали кинологи с собаками, была на очень низком уровне. А содержать большие милицейские питомники могли себе позволить далеко не все города.
Кроме того, собак надо было ещё и дрессировать, что тоже стоило немалых затрат. Здесь же, государству халява. Владельцы сами отвечали за дрессировку своих питомцев.
Милиция могла предоставить дрессплощадку от своего небольшого питомника, амуницию, фигурантов для собаки и это уже было отлично.
       Попробовав один раз патруль и блага, которые давали пребывание в отряде, я нашёл много плюсов.
Загибайте пальцы, как говорится.
       Мясо для собак, дрессплощадка, готовый фигурант, амуниция для работы по человеку.
Дрессхалаты, куртки, и т.п. Работа для пса. Служебник, который отработан по различным службам ОКД*, ЗКС*, РС*, должен работать.
Собака преображается, когда она чувствует, что нужна. Что то, чему обучает его хозяин, можно применить.
       Милиционеров часто ругают. Что ж, за дело. Далеко не все идут в органы с мечтой и целью защищать и служить. Среди милиционеров много сброда. И порой, встреча с одним подонком в форме бросает тень на всех, кто эту форму носит. А стереотипы, особенно сформировавшиеся в юности, ломаются очень сложно.
       Вспоминается один случай. Мне тогда было лет 14-15. Собирались в подвале нашей пятиэтажки. Каждой квартире соответствовал свой сарайчик в подвале. И в одном мы оборудовали удобное место, с небольшим диваном и креслом. Тускловатым светом. Не было ни алкоголя, кроме пива, ни наркоты, мы тогда даже о существовании её не знали. Ни какого-то разврата с девками, хотя девчонки с нами были всегда. Ничего такого, что можно было бы осудить по закону.
       Зато была гитара и «подвальная» романтика подростков.
И вот, как-то, в один из вечеров, когда мы снова собрались в этом сарае, чтобы поболтать, попеть, покурить, в подвал ввалилась милиция.
       Уж не знаю, плановая ли проверка была или искали кого-то. Да и какая разница. В сарай вломились четыре милиционера и стали грубо хватать нас и вытаскивать из нашего сарайчика, как  волчат из норы. Когда мой друг, Валерка, воспротивился этому, его ударили в лицо и об дверь. До той поры у меня не было по отношению к милиции никаких негативных чувств. Более того, советские фильмы рассказывали об их благородстве, уважении и профессионализме. А когда поток информации положительный, он хочешь - не хочешь откладывает отпечаток на разум подростков. Впрочем, как и негатив, льющийся с экранов сегодня.
       Я попытался вступиться за Валерку и тоже отгрёб свою оплеуху. Довольно чувствительную.
Били ни за что, за попытку объяснится и нежелание уходить из сарая, к слову сказать, принадлежавшего одному из нашей компании.
С тех пор презрение и неуважение к ментам, слово милиционер больше не приходило на ум, надолго закрепилось в моём сознании. Да и по сей день я не испытываю к ним уважения заранее, не зная лично того, кто носит форму, памятуя те, подростковые впечатления от встречи со «слугами народа».
       Осознание, что не все менты твари пришло позже, с приходом во внештатный отряд кинологов. Я был тогда на достаточно высоком уровне, как дрессировщик и все мои собаки работали очень хорошо. Как те, которых приводили ко мне на обучение, так и мои собственные.
       Было мне тогда, немногим более двадцати лет.
Услышав, что формируется внештатный кинологический отряд, я навёл справки о том, в чём состоит работа, и что получают те, кто входит в этот отряд. А, разузнав всё – прошёл собеседование и записался.
       И вот, попал я в патрульную группу, где были два сержанта - учащиеся в высшей школе милиции, Игорь и Сергей.
       Хочу, сразу оговорится, впоследствии мы сдружились. И за те несколько лет, что я провёл в этом отряде и с ними в патрулях, ни разу не было случая, чтобы они поступили подло или неоправданно жестоко по отношению к людям, не нарушающим закон.
Я понял, всё зависит не от формы, а от человека, который пришёл в милицию
--- 
       К подъезду подкатила машина.  По звуку понял - наш, ментовской уазик. У него свой «голос». Водители знают, каждую машину можно узнать по работе двигателя.
Пёс вскочил и стал переминаться с лапы на лапу. Предвкушая работу и длительную прогулку по ночному городу.
       Это был большой, а для некоторых, огромный мраморный дог. Дэйв.
       - Ну что, пойдём? - спросил я собаку. Подставил ошейник, и пёс с радостью просунул в него голову. Я быстро оделся и, предупредив маму и бабулю, что ухожу, вышел к урчащему уазику.
       - Привет, Слива! - Это был наш шофёр. Большой и добродушный мужик. Звали его Александр, но все предпочитали звать его Слива. Может из-за фамилии, а может по другой причине, но он не обижался на кличку.
       - Привет! Ну что, снова сегодня погуляем, Герка?
       - Да нет, это мы топтаться должны, а ты как барон, сиди себе на мягком кресле – бибикай, - я усмехнулся
       - Тоже мне радость. Посиди в ней смену, узнаешь, каково это.
Гера, тебе Игорь ничего не говорил?
       - Нет, а что, должен был?
       - Сегодня в «Беларуси» свадьбы, мы до часу ночи там, наверняка будут драки. Так что ты слишком близко к дверям с собакой не подходи. Ещё порвёт кого-нибудь. Сам понимаешь, это ж не преступники. Пришли люди на свадьбу, перепились и драка. Ежели мы кому в морду дадим и в наручники - одно. А твой удав схватит, так потом месяцами лечиться придётся. А нам бумажки заполнять.
       Дэйв внимательно посмотрел на Сашку. И как собаки понимают, что говорят о них, даже если не произносится кличка? Но, факт. Понимают.
       - Слива, я когда-нибудь неоправданно позволял работать собаке?
       - Да я так, на всякий случай….
За поболтушками я не заметил, как мы подъехали к месту. Игорь и Сергей были уже там.
Игорь был осмотрительным, по отношению к собакам, человеком. Никогда не пытался погладить моего пса. Как-то я это отметил и похвалил его.
       - Оно мне надо? – ответил он. - Я же вижу, где добрая собачка, а где рабочая. И потом, на него даже смотреть страшно.
       - А как же ты, Игорёшка, на питомнике с собаками работаешь?
       - Ну, так, там я всех знаю, не говоря уж о своей овчарке, Лире.
А вот Сергей, с тем было сложнее. На первом же дежурстве произошёл неприятный инцидент, который пришлось, потом заглаживать.
       Майор подвёл меня к сержантам и сказал: «Вот знакомьтесь, сержанты, это ваш кинолог Герман. Герман, это старшие сержанты Игорь и Сергей. С ними будешь работать».
Собаку я всегда водил в наморднике, если приходилось выходить с ним на работу, да и просто в местах, где много людей.
       И придя на первое дежурство, придерживал его накоротке.
Мы подали друг другу руки. Познакомились и вдруг, неожиданно, для меня, Сергей протянул руку к собаке, желая погладить по голове.
       Когда рука была сантиметрах в двадцати от пса, тот рванулся вперёд и если бы не намордник, наверняка порвал бы доброжелательно-беспечного Серёгу. Но, поскольку намордник был глухим, с силой пробив протянутую руку, приподнявшись на задних лапах в рывке, пёс ударил Сергея в грудь своей огромной головой. Удар был столь сильным, из-за моей запоздалой реакции, что парень упал на спину. Глаза округлились от страха и вида рвущейся на него собаки.
       Никто ничего не ожидал. Никто, кроме собаки.
Я не ожидал, что Сергей так поведёт себя, ибо он тоже имел отношение к милицейскому питомнику и «служебникам». Он не ожидал, что собака бросится на него.
Я быстро зацепил пса за столб, подойдя к Сергею, подал ему руку и помог встать.
       - Что ж ты? Разве не знаешь, что протягивать руку к незнакомому псу нельзя? – спросил я его.
       - Вот гад, - приходя в себя, пробубнил Серёга, растирая болящую грудь.
       - Сам виноват, - добавил Игорь смеясь.
---
       «Беларусь» - ресторан большой и красивый. Перед входом есть площадка со ступеньками, высотой приблизительно полтора метра и выступающая от дверей ресторана метра на четыре.
Было уже около двенадцати ночи. До конца дежурства оставался один час. И потом, минут сорок, неспешно добираться до дома. Я жил дальше, чем Игорь, так что, изредка Слива подвозил меня.
       Находясь снаружи, мы услышали какую-то возню, маты и шум. Через минуту из больших дверей «Беларуси» вылетели трое мужчин, дерущихся друг с другом.
       Я сразу отступил несколько шагов назад, крепко держа дога накоротке, как и было оговорено. Пёс бешено рвался на дерущихся, хрипя и давясь в ошейнике. Игорь и Сергей тут же бросились к ним, завернули руки одному, «спеленали» другого, при этом Серёга отхватил нехилую плюху в челюсть. А третий, и как они этого не заметили, был с бутылкой от шампанского. Всё произошло в доли секунды. Игорь стоял к нему спиной, застёгивая браслеты, когда мужик размахнулся для удара, бутылка уже опускалась на голову напарника. Слива выскочил из уазика, но был слишком далеко. Я разжал руку, удерживающую рвущуюся, хрипящую собаку за ошейник, и тот, рванувшись в один прыжок перехватил руку с бутылкой возле подмышки. Поскольку мужчина был высоким, а вздёрнутая с бутылкой рука находилась ещё выше, хватка пришлась на очень чувствительное место.
       Всё это происходило неподалёку от края площадки, по инерции, от силы удара напавшего пса, они вылетели с высокой, предресторанной панели на асфальт. Мужчина орал, а почти девяностокилограммовая махина с перехватами приближалась к лицу. Мы соскочили за ними почти сразу. Игорь был ближе всех и, несмотря на то, что боялся пса, схватил его за ошейник. Пёс не отпускал свою жертву, полностью увлечённый любимым процессом задержания, но Игорь крепко, внатяжку,  придерживал собаку, не позволяя сделать следующий перехват, который мог прийтись куда угодно, в лицо или горло отбивающегося от него мужчины. При этом сержант находился позади Дэйва, стараясь, чтобы тот не заметил, что сдерживает его не хозяин. Во время работы по человеку, собака не даёт обратку*, если её не переключить на себя причинением боли. Игорь это знал и не пытался никак воздействовать на дога. Я оказался у ошейника Дэйва через секунду после Игоря. И снял пса.
Дэйв так и не узнал, что первым его за ошейник схватил чужой.
       Через минут пять подъехала машина и всех троих погрузили за решётку. Двоих повезли в обезьянник, а «бутылочника», в больницу.
---

ППС* - Патрульно-Постовая Служба
ОКД* - Общий курс дрессировки
ЗКС* - Защитно-караульная служба
РС* - Розыскная служба
---
Продолжение:
http://www.proza.ru/2009/10/12/405