Смена часовых

Анжело Айс
Смена часовых

Текст Сергей Смирнов

Зима 1875 года. Как вы думаете, чем занимались мужчины из  швейцарской деревеньки Le Brassus, если на улице стоял мороз минус 30 градусов? А вот и не догадались!  Зима в этой  деревне  была такой же суровой, как в России, но менталитет здешних жителей значительно отличался. Чтобы зря не терять время (в мороз в поле не выйдешь!), местные крестьяне… собирали часы.   
В  1875 году два молодых человека из Le Brassus – Жюль-Луи Одемар и  Эдвард-Огюст Пиге решили объединить свои усилия и создать репутацию  первооткрывателей в создании сложных часовых механизмов.  Что ж, это им удалось. Сейчас мануфактура AP Audemars Piguet   - один из великих часовых брендов мира.
Вы еще не стали поклонником этой известной марки? Сейчас мы это исправим. Знакомьтесь, Georges Ossorguine  -  генеральный директор представительства Audemars Piguet  в России. Он русский, родился в Париже.  Так что во время нашей беседы мы обошлись без переводчика.

LL: Месье  Ossorguine, в мире существует 3 самых известных часовых бренда -  Vacheron Constantin, Patek Philippe и Audemars Piguet… 
G.O.: Я бы сказал так:  Audemars Piguet, Patek Philippe, Vacheron Constantin.
LL: Что ж, вам виднее. Итак, приоритеты расставлены. В таком случае, давайте напомним, в чем ваша мануфактура была первой, и в чем – лучшей…
G.O.: О, да об этом можно говорить долго! В 1882 году, например, появилась первая модель с минутным репетиром и  вечным календарем – Crande Complication.  Это были карманные часы. В 1906 году были придуманы, как это… часы на ремешке.
LL: Наручные. Я читал, что они были придуманы специально для пилотов аэропланов – когда руки заняты, лазить в карман за часами было очень неудобно.
G.O.:  Продолжаю дальше. В  1915 году компания выпустила самые маленькие часы диаметром 15,8 мм. Через десять лет был создан самый тонкий механизм для карманных часов – 1,32 мм. Возьмите в руки мелкую монету, и сравните. Каково спрятать часовой механизм в таком тонком корпусе? А знаете, сколько деталей находится в современных статусных часах, наручных или карманных? В некоторых моделях – свыше 600!
LL: Позвольте я вас чуть-чуть отвлеку от истории компании. Я читал, что после выпуска лимитированной партии часов оборудование, на котором они производятся, уничтожается.
G.O.:  Где вы это читали?
LL:  Переводная статья из французского журнала.
G.O.: Лимитированная партия часов выпускается одним мастером. Вы думаете, он позволит пустить под пресс свои уникальные инструменты? Это либо не точный перевод, либо легенда. Скажем так, не очень удачная.
LL:  Я вижу, что вы привезли спортивные часы Royal Oak. Вот это, действительно, легенда…
G.O.: Которая, подчеркну, связана с конкретной датой. (Часовщики во всем любят точность – авт.) 6 сентября 1651 года будущий король Англии Карл II, спасаясь от преследования войск Кромвеля, волей провидения нашел убежище под сенью огромного дуба. В последствии Royal Oak («Королевский дуб») стал символом защиты, безопасности и могущества. В память об этом событии 4 корабля королевского флота получили название HMS Royal Oak. Отличительная особенность одного из них – усиленная стальными пластинами носовая часть из дуба и восьмигранные бортовые пушечные люки.
Стальные часы Royal Oak, выпущенные компанией в 1972 году, буквально перевернули все условности высокого часового искусства. Знатоки сразу узнают их по восьмиугольной форме базеля…
LL: Можно примерить?
G.O.: Пожалуйста. Точно такие же часы вы увидите на руке пилота «Формулы I» Рубенса Барикелло. Они впущены ограниченной партией – 257 штук.
LL: Откуда взялась эта цифра?
G.O.: К моменту выхода этой партии Барикелло принял участие в 257 стартах «Формулы I». Все точно.
LL: Месье Ossorguine, позвольте еще один наивный вопрос: правда ли, что заказчиков особо дорогих часов вызывают на собеседование к топ-менеджеру компании? Так сказать, чтобы убедиться, что часы попадут в руки человека с надежной репутацией…
G.O.: Вызывают? (Смеется – авт.). В знак особого уважения к клиенту компания может пригласить его к мастеру, который делает именно его часы. Клиент может высказать какие-то пожелания, например, украсить корпус часов своей монограммой, или разместить на задней крышке фамильный герб. Заказ на некоторые статусные часы выполняется два года.
LL: Почему именно мужчины проявляют интерес к эксклюзивным часам?
G.O.: Женщина может подчеркнуть свой статус с помощью украшений: колец, сережек, колье… Мужчина, усыпанный драгоценностями – признак дурного вкуса. Чем он может выделиться? Дорогой машиной? Но  дорогую машину с собой в ресторан не возьмешь. Зато можно надеть часы, которые  по стоимости этой машине не уступают.
LL: Сверхточные часы нужны для престижа. Я, допустим, не очень огорчусь, если они раз в 100 лет опоздают на какую-то долю секунды. Зато это очень важно, например, для военной или космической промышленности. Месье Ossorguine, признайтесь, работаете на космос?
G.O.: Хотите, чтобы я выдал военную тайну? Пожалуйста: сейчас на борту Международной космической станции   находится  Ги Лалиберти, владелец цирка «Цирка дю Солей». Так вот, признаюсь: на его руке часы Audemars Piguet!
LL: Известно, что европейские дома haute couture ориентируются на восточную моду, так как лишь 5% вещей из коллекций известных кутюрье остаются в Европе, а остальное покупают Россия, Китай, Объединенные Арабские Эмираты. Приходится ли Audemars Piguet подстраиваться под азиатский рынок?
G.O.: Подстраиваться – нет. Адаптироваться – да.
LL: В 70-80-е годы Япония попыталась отобрать лидерство у Швейцарии, начав выпуск электронных часов. Но механика, все-таки отстояла свои позиции. Со стороны какой страны вы ожидаете атаку на ваш рынок?
G.O.: А ни с какой. Все наши конкуренты живут рядом, в Швейцарии. Мы их прекрасно знаем.
LL: Как Audemars Piguet переносит кризис?
G.O.:  Во время кризиса мы выпустили новую серию часов Royal Oak – Offshore Survivor. Это сверхнадежные часы из титана и керамики. Survivor – в переводе с французского означает «выживший». В России мы провели презентацию этих часов в одном из ядерных бункеров – 65 метров под землей. И немного испугали гостей, сымитировав сценку начала ядерной войны… Что касается кризиса, то мы отделались легким испугом. Минус в продажах есть, но не очень большой.
LL: Сколько часов выпускает в год Audemars Piguet?
G.O.: Наша мануфактура маленькая. На ее по-прежнему работают жители деревни Le Brassus (а там живет человек 500-600), есть еще одно производство в Швейцарии. Всего в компании около тысячи человек. В год мы выпускаем не более 25 тысяч часов, в то время, как некоторые компании – до 2 миллионов.
LL: Понимаю – Rolls-Royce на конвейер не ставят. Я думаю, чтобы по достоинству оценить часы Audemars Piguet, человек должен обладать определенной культурой…
G.O.: В идеале – да. В каждой стране свой менталитет. Американец, например, при покупке часов в редком случае поинтересуется историей бренда. Он спросит: «А смогу ли я в этих часах играть в гольф, или принимать душ?».   В России был такой случай… В одном из областных центров в магазин зашел человек в ковбойской шляпе, длинном плаще и купил часы из серии Royal Oak. На другой день здесь появился человек точно в такой же одежде: «Здесь был мужик похожий на меня? Тогда дайте такие же часы, которые он купил!».
И все-таки, как мне кажется, в России истинных ценителей и знатоков больше. Если в Европе или в Америке наша спонсорская деятельность направлена на спорт – парусный спорт, автогонки, гольф, то в России мы обратились к сфере духовной.  Компания  Audemars Piguet стала спонсором легендарного Большого театра. Наши часы с бриллиантами, я скажу, как они называются по-русски – «День и ночь», украшают прелестную ручку примы балета Светланы Захаровой. Простите,  но эти часы вам примерить не предлагаю…
LL:  В начале прошлого века говорили, что кино погубит театр. В 70-е, что телевидение «похоронит» прессу. Сейчас утверждают, что телевидение вытеснит Интернет. Эти прогнозы не подтвердились. Но все изменяется. Многие вещи уходят в небытие. А что будет с часами?
G.O.: Пока будет жив наш мир, будет время.
Часы останутся.