Манекен, который стал человеком

Алисия Пардус
Действующие лица:
Манекен – мужчина модельной внешности. Одет в белые брюки и бежевую рубашку. Все его движения механические, неживые, голос хриплый, неестественный, без малейшего намека на эмоции и чувства.
Анюта – продавщица в магазине одежды. Нервная, пугливая девушка в синей блузке, короткой юбке и сапогах на высоком каблуке
Ирина Аркадьевна – владелица магазина одежды. Властная женщина бальзаковского возраста. Обожает яркий макияж и красный лак. Носит потертые джинсы, свитера.
Покупатель – важный, пожилой господин с тягучим акцентом.
Жена покупателя – капризная, пожилая матрона в дорогой шубе и невысоких сапожках.
Дочка 1 – девочка 14 лет с длинными волосами. Похожа на свою мать (Жену покупателя).
Дочка 2 – девочка 8 лет с двумя короткими косичками. Похожа на отца (Покупателя).
Покупательница – худощавая старушка невысокого роста.
_______________________________________

Тесное помещение магазина одежды. Прилавок. За ним в полном стоит Анюта. По правую сторону от нее – неподвижный манекен, единственный в магазине.

Анюта (мечтательно). Какая тишина!.. Обычно, здесь шумно, совсем не расслабиться, но теперь, когда только-только закончилось Рождество, магазин не узнать! И улицы города тоже тихие, незнакомые, люди еще спят… А снега, снега сколько!.. Если б не Ирина Аркадьевна, все бросила бы и побежала бы кататься на лыжах! Эх!..
Кажется, кто-то идет…

В помещение входит Ирина Аркадьевна.

Ирина Аркадьевна. Анюта, сколько раз тебя просить, не разговаривай по телефону на работе! Твои подружки могут подождать до конца дня!
Анюта (краснеет). Я не говорила по телефону…
Ирина Аркадьевна. Как же, как же! А кто тогда мечтал вслух покататься на лыжах?
Анюта. Я не о том, Ирина Аркадьевна! Я утверждаю только, что не говорила по телефону.
Ирина Аркадьевна. А с кем тогда?..

Те же и манекен, который медленно подходит к прилавку, во время спора Анюты и Ирины Аркадьевны.

Манекен. Простите, что вмешиваюсь в ваш разговор, милые дамы. Но мне нужна помощь…

Ирина Аркадьевна и Анюта одновременно вздрагивают от хриплого голоса и медленно поворачивают головы к манекену. Сначала они думают, что перед ними стоит покупатель, который не может выбрать одежду.

Ирина Аркадьевна (с фальшивой улыбкой). Конечно, мы вам поможем…

Анюта падает в обморок, поняв, кто перед ней. Ирина Аркадьевна тоже вспоминает, где видела раньше знакомое лицо, и, резко умолкнув, отшатывается в сторону, подальше от манекена, даже не пытаясь прийти на помощь Анюте.

Ирина Аркадьевна (громким шепотом). На помощь! Мамочка! Пресвятая Богородица!.. (Быстро крестится) Чур, чур меня! Чтоб манекен, да ожил?! Нет! Это сон! Всего лишь сон! Галлюцинации! Гипноз!..
Манекен. Что с вами, госпожа?.. (Пытается подойти к Ирине Аркадьевне, но владелица магазина с визгом выскакивает из помещения) Куда же вы?..

Манекен и Анюта.

Анюта (приходит в себя и тут же вскакивает на ноги, увидев манекена напротив). Кто вы?!
Манекен. Я? Хм… странный вопрос… Я – это я.
Анюта (недоверчиво). Ты… человек?
Манекен. А что такое человек?
Анюта (нервно смеется). Ха-ха! Как будто ты не знаешь, раз можешь говорить и думать!
Манекен. Говорить? И думать?.. Раньше я мог только ощущать чьи-то прикосновения и наблюдать…
Анюта. А теперь?
Манекен. А теперь… не знаю… что-то изменилось во мне внутри. Сейчас я могу не только стоять, но и двигаться.
Анюта. И говорить…
Манекен. Так что же, все-таки, человек? Может, я и вправду им являюсь?..
Анюта. Ну… если ты живой, то, наверно, человек.
Манекен. А если не живой?
Анюта (делает шажок назад). Тогда ты труп… покойник. Или кукла.
Манекен. Кукла? Кажется, я был ею… Но, наблюдая за людьми, мне так сильно захотелось, ходить, как они, и быть теплым на ощупь, что я даже упал, не удержавшись на подставке.
Анюта. Это было перед Новым годом, верно?.. Ирина Аркадьевна тогда еще сильно удивлялась, как манекен мог без всяких причин свалиться на пол…
Манекен. А что такое Новый год?
Анюта. Э… праздник… на нем смеются, отдыхают, пьют…
Манекен. Понятно… (Долгая пауза, во время которой Анюта с опаской отодвигается от манекена еще дальше) Я лежал на полу недолго.
Анюта. Угу…
Манекен. Меня быстро поставили на ноги. Странно… первое, что я почувствовал у себя, так это ноги… Сперва было очень неудобно. Как будто ты стоишь на двух острых колах… потом привык. Даже порадовался тому, что могу их чувствовать…
Анюта. Так ты не сразу… человеком стал?
Манекен. Не сразу. Кажется, прошло еще три дня, прежде чем я понял, что у меня есть не только ноги, но и руки.
Анюта. О боже мой…
Манекен. Они были холодные и жесткие. Но постепенно согрелись. А потом…
Анюта. Что? Что потом?
Манекен. Что-то застучало в моей груди…
Анюта. Сердце…
Манекен. Может быть. Не знаю. Но именно тогда вот здесь (указывает на свой лоб) начало болеть.
Анюта. Болеть?!
Манекен. Думаю, да. Потому, что до этого не ощущал боли, а тут что-то встревожило, кольнуло в лоб и закрутилось в голове…
Анюта. Ты просто думал. Это была не боль, а мысль.
Манекен. Мысль?..
Анюта. Да. Это та же речь, но беззвучная. Ее может услышать только тот, кто думает.
Манекен. Наверно, ты права. Потому, что после того, как у меня заболела голова, я почувствовал какое-то шевеление во рту.
Анюта. Язык.
Манекен. Да. Я высунул его и долго смотрел на розовый кончик, пока не понял, как им пользоваться.
Анюта (нервно смеется)
Манекен. Что с тобой?
Анюта (продолжает сдавленно хихикать). Представила, как ты смотришь на кончик своего языка… кажется, у меня истерика.
Манекен. А что такое истерика?..

На прилавке звонит телефон. Помедлив, Анюта берет трубку.

Анюта. Алло.
Голос Ирины Аркадьевны. Анюта! Ты жива?! Это чудовище еще в магазине?! Умоляю, не молчи, скажи что-нибудь!
Анюта. Э… О каком чудовище вы говорите?
Ирина Аркадьевна. Известно о каком! О манекене! Или мне примерещилось, что ты в обморок грохнулась?
Анюта. Что ж вы не остались рядом, Ирина Аркадьевна, а бросили на произвол?..
Ирина Аркадьевна. Я не могла, пойми! У меня сердце чуть не разорвалось, когда я увидела это… это…
Анюта. Чудовище.
Ирина Аркадьевна. Да!!! Так оно еще в магазине?
Анюта. Угу…
Ирина Аркадьевна (умоляюще). Выгони его оттуда, прошу! Я не могу вернуться в магазин, когда оно там бродит и всех пугает!
Анюта. Как, по-вашему, мне это сделать? Не силой же выталкивать из магазина – я девушка, а не вышибала. Говорила же вам, что охранник нужен, а вы поскупились деньги на его зарплату тратить…
Ирина Аркадьевна. Хватит! Я иду в милицию!

Гудки в трубке телефона.

Анюта (кладет трубку). Можно подумать, в милиции поверят, что манекен вдруг превратился в человека…
Манекен. А поверят?
Анюта (снова смеется, вытирая глаза от выступивших слез). О боже, что за день!..
Манекен. Хороший день… Сегодня я начал двигаться и шевелиться, сделал первые шаги… (ходит из одного угла помещения в другой). Мне это нравится.
Анюта (качает головой, наблюдая за передвижениями манекена). Зато я теперь застыла, словно кукла… и не знаю, что делать.
Манекен (останавливается и поворачивается к Анюте всем туловищем). Об этом и хотел спросить. Потому, что сам не знаю, что делать теперь. Может, мне начать работать в магазине продавцом, как ты?..
Анюта (про себя). Ирина Аркадьевна сойдет с ума… (Вслух) Не думаю, что это хорошая идея.
Манекен. А что тогда?..
Анюта. Мне кажется, ты должен продолжать стоять на подставке… как неживой. Как кукла.
Манекен (впервые хмурится). Но я уже живой… и не кукла.
Анюта. Я это знаю, а другие – нет. Притворись неподвижным, стой, как раньше, и все будут спокойны. Всем будет хорошо…
Манекен. Всем, но не мне.
Анюта. Понимаю… а почему бы тебе не пойти на компромисс? Днем стой, пока есть покупатели и Ирина Аркадьевна, ночью же делай, что захочешь. Хоть прыгай с парашютом.
Манекен (все еще хмурится). И все равно, что-то не хочется днями стоять.
Анюта. Но это твоя работа! Ты легко исполнял ее раньше, почему же не можешь теперь?
Манекен. Наверно, потому, что изменился… Ну, хорошо. Я буду продолжать стоять.
Анюта. Спасибо! Э… а как тебя зовут?
Манекен. Никак. Я не откликаюсь на имя.
Анюта. И все же, все же… давай твоим именем будет Александр!
Манекен. Почему именно Александр?
Анюта (про себя). Потому, что он был моей первой любовью… (Вслух) А что тебе не нравится? Красивое имя. Латынь.
Манекен. Красивое?..
Анюта. Ну так что, по рукам, Александр? Будешь исполнять свою работу?..
Манекен. Буду…

Снова звонит телефон.

Анюта. Алло.
Голос Ирины Аркадьевны. Я уже у отделения милиции, Анюта! Если это чудовище все еще в моем магазине, клянусь, я вызову сюда самого генерала!
Анюта. Зачем? Чтобы он посмеялся над нашими женскими страхами?
Ирина Аркадьевна (кричит). Какими страхами?! Это ж манекен, а не человек!!!
Анюта (подчеркнуто спокойным, деловым тоном). Нам обеим привиделось, Ирина Аркадьевна. Показалось. Манекен спокойно стоит на подставке. Обычная кукла. Наверно, после праздников и выпитого шампанского мы обе начали бредить…
Ирина Аркадьевна (дрожащим от волнения голосом). Думаешь?..
Анюта. Не думаю, а знаю. Обязательно схожу к врачу, чтобы проверить свое зрение и здоровье в целом. Вам, Ирина Аркадьевна, советую сделать то же самое.
Ирина Аркадьевна. Ну, не знаю… ты так упала в обморок, что я до сих пор уверена, якобы манекен ожил…
Анюта (деланно смеется). Да если б он ходил сейчас передо мной, разве я стала бы разговаривать с вами так спокойно?.. Мчалась бы из магазина в дурдом! Там, по крайней мере, сумасшедшие живут, а не манекены!
Ирина Аркадьевна. Положим, я тебе верю. Но, кажется, ты говорила, что это чудовище еще в магазине?..
Анюта. Говорила. Оно и сейчас здесь. Спокойно стоит на подставке и даже не дышит.
Ирина Аркадьевна. Так ты меня обманывала?! Уволю! Будешь знать, как издеваться над начальницами!!!

Гудки в телефонной трубке.

Анюта. Ах так! Уволишь, значит?.. Ну, ты еще узнаешь, как продавщицы издеваются над своими начальницами! (Швыряет трубку и подходит к застывшему манекену) Эй, Александр!

Манекен (вздрагивает и поворачивает к Анюте голову). Да?

Анюта. Мне нужна небольшая помощь.
Манекен. А именно?
Анюта. Когда рядом с тобой очутится Ирина Аркадьевна, помаши рукой. Или кивни ей.
Манекен. Зачем?
Анюта. Какой ты непонятливый! Затем, что она наша начальница и с ней нужно здороваться.
Манекен. Зачем?
Анюта. А как же вежливость? Разве ты не хочешь быть джентльменом?
Манекен. Хорошо. Я буду вежливым.
Анюта (успокаивается, даже хлопает манекена по плечу). Молодец! Сразу видно, что воспитанный человек, а не какая-нибудь глупая кукла!
Манекен. А другим тоже махать рукой и кивать?
Анюта. Другим не надо. Только Ирине Аркадьевне.
Манекен. Понятно.
Анюта (снова прикасается к манекену). У тебя кожа, а не пластик!
Манекен. И?
Анюта (устало вздыхает и отходит в сторону). Ничего. Просто если кто-то прикоснется к тебе, он сразу же поймет, что ты никакой не манекен.
Манекен. Значит, я не могу стоять и работать здесь?
Анюта. Ну, пока этого не заметили, стой спокойно. А даже если и заметят, притворишься актером, который исполняет свою роль.
Манекен. Притворишься? Как это сделать?
Анюта (удивленно). Очень просто. Улыбнешься и весело скажешь: «Зимний розыгрыш!».
Манекен. Я не умею улыбаться – только хмуриться. И весело говорить не могу.
Анюта. Научишься со временем. (Пауза) Погоди… если ты уже несколько дней как живой человек... ты не голоден? Не хочешь пить?
Манекен. А что такое голод?
Анюта. Все с тобой ясно… (Берет из-под прилавка бутерброд с помидором и протягивает манекену) Ешь.
Манекен. Как?
Анюта. Очень просто. Открой рот. Положи туда бутерброд. Не весь! Только совсем чуть-чуть! Кусай! Жуй! Не спеши, помедленнее… пережевал?
Манекен. М-м-м…
Анюта. Глотай быстрее! Задохнешься!
Манекен (кашляет). Ну и невкусная у вас еда!.. Кхе-кхе!..
Анюта (дает манекену воду). Пей.
Манекен (осторожно прикасается губами к бутылке).
Анюта. Пей. Не отравлена.
Манекен (делает глоток). М-м-м… вода лучше, чем бутерброд… только привкус непонятный…
Анюта. Это пресная вода. В ней не должно быть никакого привкуса.
Манекен. Кажется, что-то говорит в моем животе…
Анюта. Урчит, а не говорит. Ты очень голоден, Александр.
Манекен (хватает бутерброд и запихивает его целиком в рот). М-м-м… хочу еще.
Анюта (дает манекену еще один бутерброд). К обеду сюда принесут пиццу… (Неожиданно хлопает себя по лбу) Ох! К этому времени здесь будет Ирина Аркадьевна!..
Манекен. Как ты думаешь, если я поклонюсь ей, она разрешит мне съесть пиццу?
Анюта (с коварной улыбкой). Разрешит, разрешит…

Дверь магазина открывается. В помещение входит покупатель с женой и двумя дочками. Манекен застывает на месте. Анюта быстро возвращается за прилавок, делая вид, что дожевывает бутерброд.

Жена покупателя (нарочито громко). О Господи, что это за одежда?! Давно уже вышла из моды и годится только для шутов!
Покупатель. Тише, Жанночка. Мы не одни.
Жена покупателя. Продавщица не в счет.
Покупатель (укоризненно смотрит на жену, затем переводит взгляд на замершую Анюту и дарит ей улыбку). Девушка, нет ли у вас фирменных, белых штанов?.. Примерно как у манекена, но пошире в талии.
Жена покупателя (про себя). Пошире! Толще, ты хотел сказать! Стесняешься живота, ой как стесняешься!.. Зато пиво по вечерам пить в присутствии дочерей совесть позволяет!
Анюта. К сожалению, эти штаны у нас единственного размера…
Покупатель. Ну, так снимите их – может, и такие подойдут. (Смотрит на жену) Не кабан же я, в самом деле!
Жена покупателя (про себя). Не кабан… но свинья порядочная. Красуется перед молоденькой, а обо мне уже забыл!
Дочка 2 (подходит к манекену и хватается за штанину, пытаясь стянуть брюки). Мам, а манекен-то теплый!
Дочка 1. Разве так снимают штаны?! Сперва ремень расстегни, затем пуговицу, ширинку. (Показывает сестре, как надо это делать, и внезапно отпрыгивает в сторону от манекена) А-а! Он шевелится!!!
Анюта. Отойдите! Лучше я сама… Теплый он, потому, что в магазине тепло, а шевелится… да не может такого быть, чтобы манекен шевелился. Хотите, ущипну его?..
Манекен (тихо, чтобы слышала только Анюта). Мне щекотно.
Жена покупателя. Не смешно! В этом магазине моим девочкам уже мерещится бог знает что! (Уводит перепуганных дочерей в сторону). Дожили! Манекен, и шевелится!
Покупатель (ухмыляясь). И вправду, лучше вам самим снять штаны с этого господина.
Анюта (краснеет и поворачивается к манекену). Э… я лучше унесу его за шторку…
Покупатель. Слава богу, что это не человек весом в восемьдесят килограммов!
Анюта. Ох!. Кажется, у нас где-то завалялись еще белые брюки… лучше я поищу их. Не хочу возится с манекеном, знаете ли…

Анюта быстро уходит за брюками.

Жена покупателя. Нет, это просто возмутительно! Мало того, что дерзит моим девочкам, так еще и не считается с пожеланиями клиента! Ты ведь хочешь именно эти брюки, дорогой?
Покупатель. Не обязательно. Главное, чтобы были белого цвета и подходили к моему пиджаку.
Дочка 1. Пап, но я точно видела, как манекен пошевелился!
Дочка 2. А может, это зачарованная кукла?..
Жена покупателя. Цыц! Одна сказок начиталась, другая – женских романов!.. Самой стыдно, до чего дети докатились! Бедная, бедная я мать, если краснею за своих дочерей!..
Покупатель (отмахивается от жены и дочек). Ох эти женщины!.. Что мать, что дочки – фантазия всех трех меня пугает! Я сам чуть было не поверил, якобы несчастный манекен пошевелился, а как перепугался!..

Анюта возвращается с белыми брюками.

Анюта. Нашла. Нашла!
Покупатель. О, это то, что надо!
Жена покупателя. На самом деле, брюки серого цвета и просто перекрашены в белый!
Покупатель (укоризненно). Жанночка, как ты можешь такое говорить? (Поворачивается к Анюте) Благодарю, что нашли их для меня! Целую ручку… Сколько с меня?

Те же и Ирина Аркадьевна.

Ирина Аркадьевна (входит в помещение, мгновенно оценивает ситуацию). О, здравствуйте, здравствуйте, уважаемые! Что покупаем?
Дочка 2. Брюки, покрашенные в белый цвет!
Ирина Аркадьевна (выхватывает штаны у Анюты). Перекрашены?! Где ты их откопала, Анюта? И за какую цену собиралась, интересно, продать?.. Уволю!
Покупатель. Так штаны и впрямь перекрашены?!
Жена покупателя. Больше в этот магазин я ни ногой!
Дочка 1. Я тоже! Манекены всякие еще сниться будут!
Ирина Аркадьевна (вздрагивает). Манекены?..
Покупатель (с ехидством). Ну да, шевелятся они у вас тут, греются…
Анюта (с вызовом). Вам показалось! И откуда мне было знать, что эти штаны перекрашены, если на них марка престижной фирмы?! Старалась угодить, сделать, как лучше, а получилось…
Ирина Аркадьевна (к покупателю). Значит, вам нужны белые брюки? Замечательно! Анюта, сними их с манекена!
Анюта (быстро). Уже пыталась. В них пуговица намертво застряла. Не снять никак.
Дочка 1. Как застряла, когда я ее чуть не расстегнула?
Анюта. Но не расстегнула же.
Жена покупателя. Что за магазин, ей-богу!.. Возьмите ножницы, спокойно отрежьте пуговицу, а затем пришейте заново!
Анюта (осматривается по сторонам). Ножницы пропали куда-то.
Ирина Аркадьевна. Ну, так найди их! Ты же не хочешь, чтобы дорогие гости ушли отсюда с пустыми руками!
Анюта. Уже искала. Не нашла.
Ирина Аркадьевна (шарит под прилавком и вытаскивает ножницы). А я нашла! Сразу!
Анюта. Как же потом пришивать будете? Ниток и иголок ведь не держим.
Ирина Аркадьевна. Об этом подумаем после.
Анюта. То есть, вручите пуговицу Жанне, а штаны – ее уважаемому супругу и скажете, чтобы они зашли еще в мастерскую да потратились на пришивание? Я угадала?..
Жена покупателя. Проклятый магазин! И что нас здесь только держит?..
Дочка 2. Папа.
Дочка 1. Скорее, любопытство.
Жена покупателя (вздыхая). Какие вы неразумные дети! Штаны нас держат здесь! Белые брюки манекена!
Покупатель (с ехидством). А также то, что прячется за ними.
Ирина Аркадьевна (щелкает ножницами). Отрежем все ненужное!
Анюта (испуганно). Палец себе отрежете, а не пуговицу! (Выхватывает ножницы из рук Ирины Аркадьевны) Особенно, такая неловкая женщина, как вы!
Ирина Аркадьевна. Как я?! А кто у нас в обморок сегодня утром падал?
Анюта. Что же вы не на помощь ко мне пришли, а из магазина удрали?
Жена покупателя. О чем они говорят?
Покупатель. Мужчинам не дано понять женские разговоры.
Дочка 2. Тогда я мужчина.
Жена покупателя. Цыц!
Дочка 1. Так снимут они штаны или нет?
Покупатель. В самом деле, снимут или нет?
Жена покупателя. А стоит ли снимать вообще? Чтобы мы потом на пуговицу тратились? Нетушки, не дождетесь! Уж лучше я пойду в другой магазин!

Жена покупателя, Дочка 1, Дочка 2 выходят из помещения.

Покупатель. Жанночка, эти штаны в самый раз!.. Эх, как не хочется бродить по магазинам, но… (поворачивается к Анюте) Но я, пожалуй, тоже пойду. Всего вам доброго!

Покупатель выходит из помещения.

Анюта, Ирина Аркадьевна и неподвижный манекен.

Ирина Аркадьевна. Ну что, дождалась? Клиент ушел, а все из-за твоих глупых страхов перед манекеном!
Анюта. Можно подумать, вы не боитесь к нему приблизиться.
Ирина Аркадьевна. Не боюсь!
Анюта. Что же тогда на месте застыли и ножницы мне позволили выхватить?
Ирина Аркадьевна. Позволила?! Что ты мелешь? И вовсе я на месте не стою… (Отодвигается от манекена подальше)

Те же и покупательница.

Покупательница (с кряхтением надевает очки и осматривается). Совсем слепая стала!.. Ну, ничего, фигуру сберегла, а это главное. Без фигуры джинсы не очень-то поносишь…
Анюта (про себя). Какое счастье! Нужны джинсы, а не белые брюки!
Ирина Аркадьевна (покупательнице). Вообще-то, у нас только мужская одежда…
Покупательница. А разве я сказала, что хочу купить платье?..
Ирина Аркадьевна. Нет, но джинсов для женщин вы здесь тоже не найдете.
Покупательница (вкрадчиво). А разве я говорила, что пришла покупать джинсы?..
Ирина Аркадьевна. Ну, хорошо. Что вам нужно?
Покупательница. Склероз – вещь неприятная, знаете ли… никак не вспомню, что же мне так нужно…
Анюта (Ирине Аркадьевне). Издевается.
Ирина Аркадьевна (Анюте). И пусть. Она – клиент.
Анюта (про себя). Потенциальный клиент. Глубоко потенциальный…
Покупательница (медленно ходит по помещению, вглядываясь в одежду). О, бежевая рубашка! Да, именно такую мне хотелось бы подарить своему сыну!
Анюта и Ирина Аркадьевна (одновременно выдыхают). Манекен!
Покупательница. Ну да, рубашка на манекене… а что? В чем дело?
Ирина Аркадьевна. Ничего, ничего! Сейчас Анюта подойдет и снимет ее!
Анюта (про себя). Рубашку-то снять можно… все же, не штаны… (Медленно подходит к манекену и начинает расстегивать рубашку)
Манекен (тихо, чтобы слышала только Анюта). А почему ты так штаны не хотела снимать?
Анюта. Потому, что ты манекен, а не стриптизер, прости господи…
Манекен. А кто такой стриптизер?..
Покупательница. Простите, мне не послышалось? Чей-то голос прошептал: «Ревизор»?..
Анюта. Думаю, что послышалось. Я лично о ревизоре даже не вспоминала.
Ирина Аркадьевна. Я тоже ничего не слышала… но Гоголя люблю, в отличие от Анюты!
Анюта (про себя). Жаль только, смеешься, где попало, так и не поняв, что такое юмор… (Вслух) А вот и рубашка!
Манекен. Холодновато…
Покупательница (берет рубашку и вздрагивает). Дороговато?
Ирина Аркадьевна (поспешно). Нет-нет! Вам скидка! Десять процентов!
Анюта (манекену). Потерпи. Скоро свитер наденешь.
Покупательница. А теплая рубашка… точно с человека снята, а не с манекена. И свитер никакой не нужен, спасибо…
Ирина Аркадьевна (принимая деньги, пересчитывает их). Уважаемая! Я десять процентов скидки набросила, а не пятьдесят!
Покупательница (прикладывает к уху ладонь). Что-что? Плоховато слышно стало…
Анюта (про себя). Издевается, я ж говорила… Ну и бабушки нынче пошли!..
Ирина Аркадьевна (закипая). Ах так! То вам некие ревизоры слышались, то о свитерах речь заводите, а теперь, оказывается, слышите плохо?! А ну, отдавайте рубашку!..
Манекен (Анюте). Я замерзаю…
Анюта. Терпи.
Манекен. Этот холод… изнутри… словно с рубашкой у меня отняли тепло…
Анюта. Вот свитер наденешь…
Манекен. Боюсь, он не поможет. Эта пожилая женщина… Она что-то сделала со мной.
Анюта (покупательнице). И вправду, рубашек много, а вы почему-то за бежевую уцепились. Лучше выберите попроще и подешевле, а эту одежду отдайте мне.
Ирина Аркадьевна. Вы слышали? Или опять тугоухостью страдаете?
Манекен. Не отдаст… воровка она. И колдунья. Украдет одежду, а вместе с ней жизнь…
Покупательница (внезапно швыряет бежевую рубашку в лицо Анюте) Да подавитесь вы ею! (Исчезает в белом дыму, окружившем ее)
Ирина Аркадьевна (кашляя). Что за гадость!..
Анюта (быстро надевает на манекена рубашку). Жив?
Манекен. Вроде, да…
Ирина Аркадьевна. Все! Я не могу здесь больше быть! Что за день!..

Ирина Аркадьевна выходит из магазина покурить.

Анюта и манекен.

Анюта. Можешь расслабиться. Ирины теперь долго не будет. Пока выкурит пятую сигару, пройдет где-то полчаса.
Манекен. Эта женщина… почему-то сразу показалась мне странной.
Анюта. И ты решил, что она колдунья.
Манекен. Это и была колдунья. По-твоему, как она фигуру свою сберегла?
Анюта. Фитнесс-клуб, утренние пробежки, диета… мало ли способов сохранить себя стройной?
Манекен. Может быть, не мало. Но она предпочитала забирать тепло и силу у других.
Анюта. А ты не задумывался, откуда в тебе тепло появилось? Как ты вообще человеком стал?
Манекен. Я просто очень сильно этого захотел…
Анюта. А может, ты, на самом деле, зачарованная кукла?..
Манекен. Теперь мне захотелось улыбнуться.
Анюта. Что ж не улыбаешься?
Манекен. Не умею.
Анюта. А Ирине Аркадьевне почему рукой не помахал, не поклонился, не кивнул хотя бы?..
Манекен. Я… забыл. Все мое внимание было приковано к штанам.
Анюта (покраснев от смущения). Прости, Александр. Похоже, ты и впрямь уже не сможешь работать манекеном…
Манекен. Почему, смогу. Я только не пойму, зачем ты говорила, якобы пуговица у них застряла?
Анюта (краснея еще больше). Именно по той же причине, по которой ты не сможешь работать манекеном.
Манекен. Так что же мне теперь делать?..

Дверь магазина открывается. Входит Ирина Аркадьевна. Немая сцена. Затем манекен дарит величественный поклон владелице магазина, после чего Ирина Аркадьевна, завизжав, выскакивает обратно за дверь.

Анюта (улыбаясь). Кажется, я знаю, что тебе надо делать.
Манекен. Что же?
Анюта (торжественно). Кланяться Ирине Аркадьевне ежедневно!