Приятель

Валерий Дальний
     Рассказы, которые я пишу, вызывают наверное смешанное чувство удивления и недоверия – неужели это все происходило с ним на самом деле?
     Иногда я и сам, вспоминая об этом, удивляюсь – вроде бы много для одного человека, однако острое желание познания и страсть к путешествиям приводит к тому, что за сезон с тобой случается несколько совершенно необычных происшествий. Вот и получается, что необычных приключений много. А теперь об одном из них.
     Это случилось в горах, когда я путешествовал по горам один. Само по себе это вам покажется странным – почему – один? Однако удовольствие, которое при этом испытываешь, совершенно ни с чем не сравнимо и потому тянуло меня в горы одного каждый год в отпуск неотвратимо. Я бы не рекомендовал неподготовленным людям самим внезапно пускаться в столь рискованные для них путешествия, но для тех, кто хорошо знает горы и имеет опыт путешествий в горах, это представляет собой замечательный отдых, для личности, нервной системы и вообще для здоровья. Хотя опасности иногда подстерегают тебя со всех сторон и только знание природы гор и леса, а также самообладание и привычка решать все жизненные коллизии самостоятельно и спокойно позволяют выжить в этом мире природы без паники и отчаяния.
     Прекрасная природа и замечательное время, выбранное мною для отдыха – стоял теплый и солнечный конец августа, создавали изумительное настроение наслаждения отдыхом, природой, неожиданными и приятными встречами с людьми и животными. Погода и горы были настолько ласковыми и приятными, что настоящий, бархатный сезон в горах радовал сердце и ласковое солнце, согревало меня и золотило мою кожу.
     И тут внезапно, днем после обеда, выпал снег. Он падал медленно и спокойно, как зимой – не было ни ветра, ни метели, просто в сухую теплую погоду – в горах падал снег. Мгновенно, за несколько минут, похолодало.
     Я уже привык, что в горах бывают разные неожиданности, но в такую погоду и в такое время – снег ?! Выше высоты 1500 м все было покрыто снегом, стало очень холодно, а перспектива ночевать на снегу, с моим летним спальником и легкой палаткой, меня совсем не радовала и я начал спускаться вниз – туда, где нет снега. До вечера мне удалось спуститься до маленького домика на горном перевале, в котором я уже не раз бывал – это был старый туристский приют. Вообще - то, в нем жил всегда хозяин – смотритель, давний мой знакомый, но сейчас никого не было. Может, он ушел ниже – в село…может к пастухам, что пасли скот в нескольких километрах от этого домика, может еще по каким делам….
     В окнах было темно, но ключ был на месте и через несколько минут, я уже устроился в одной из комнат и собрав дрова рядом с домом, разжег в комнате печку, и на печке уже закипал чайник и котелок с кашей. Замечательно! – подумалось мне и достав флягу с водкой, решил расслабиться после того, как намерзся, бредя по снегу.
     Поев, я поискал – куда бы, поставить свечку и вспомнил, про фирменный подсвечник, который когда - то был в этой комнате. Поискав, я нашел его на полке над кроватью. Подсвечник, представлял из себя, неразорвавшуюся мину от полкового миномета времен второй мировой войны – взрыватель из нее был выкручен и в отверстие верхней части можно было вставлять свечку, все кто пользовался, старались следить, что бы свечка не догорела до конца. Судя по тяжести самой мины, взрывчатка ее начиняющая, была в середине, а значит, в случае чего она могла еще ба-бахнуть.
      Спустились сумерки, , я вставил и зажег свечку и теперь самое время было полежать и отдохнуть. Что я и сделал – постелил спальник на постель и лег отдыхать. Тепло и сытость сделали свое дело, я заснул очень быстро. Когда я проснулся, была - глухая ночь. Путешествия и приключения научили меня спать чутко, откликаясь на любой незнакомый и подозрительный раздражитель – звук, свет, движение воздуха или прикосновение и мгновенно анализировать ситуацию. В комнате было совсем светло – луна светила в прямо в окошко, в углу, в котором стояла моя кровать, раздавался резкий треск – звук проламываемой или прогрызаемой деревянной стены. Звук был не перестающим – кто – то или что –то пыталось проникнуть ко мне в комнату. Я лежал и думал, что же мне делать. Скорее всего это крыса или крысы – холод загнал их в этот домик и теперь предстояло бороться с ней или с ними. Было уже почти 4 часа утра, если днем они не будут грызть, то до следующей ночи они не успеют добраться до моей комнаты. Если же они доберутся до утра до моей комнаты, то утром при дневном свете, вряд ли осмелятся напасть на меня, тогда остаток ночи можно спокойно спать – пришел я к такому выводу и заснул.
     Когда я утром проснулся и поднялся с постели, в комнате было тихо и никаких следов крыс не было. Утро было тихим и спокойным и ночные тревоги отошли на второй план, но мысли о крысином визите не оставляли меня. Можно было конечно, упаковать рюкзак и спокойно уйти на железнодорожную станцию, до которой было всего то 24 км или в другой домик и спокойно продолжить путешествие, но это было похоже на бегство, а это не в моем характере и я решил идти в горы без рюкзака, а вечером вернуться и еще раз заночевать в этом домике, тем более, что по расчету своего путешествия я мог позволить себе провести еще одну ночь в горах.
     Я позавтракал и ушел побродить в горах почти на целый день. Погода была неплохая, за целый день я успел пройти почти 40 км и довольный возвращался в домик. У самого домика я около лестницы взял котелок и набрал воды, что бы сварить себе обед и с полным котелком поднялся по лестнице открывая дверь в комнату я увидел как из раскрытого рюкзака Вылетел каравай хлеба а за ним выскочили две здоровенные крысы и скрылись под кроватью. Добрались!!!
     Я осмотрел хлеб, корочка его сверху уже была обработана крысиными зубами. Начинались сумерки и необходимо было быстро поесть и приготовиться на ночь, притом что ночка обещала быть нескучной.
     Быстро сварил обед и покушав я стал думать что же мне делать ночью и решил запастись дровами и топить печь, во - первых – тепло, а потом – треск сгораемых дров может быть отпугнет этих моих новых соседей. Затем достал из рюкзака тяжелый длинный нож в ножнах, которым обычно пользовался для того, что бы рубить дрова и продираться через заросли и не раздеваясь прилег. Спустилась темнота, комната была большая, семь кроватей стояли в один ряд плотно, примыкая, друг к другу, моя кровать стояла в углу и сбоку стоял стол, на котором горела свеча, печь была в дальнем углу комнаты и из ее полуоткрытой дверцы пламя печи освещала, дальний конец комнаты и входную дверь. Другой стол стоял у двери и на него я поставил рюкзак с продуктами.
     В комнате стояла тишина, если не считать потрескивания дров в печи и небольшой крысиной возни за стеной. Так прошел почти час, дрова стали догорать и печь уже не светила, а вместо веселого треска из нее раздавалось легкое шипение догорающих углей. Внезапно с дальнего стола упало что то легкое, зашуршав полиэтиленовым пакетом. Скорее всего –это пакет с чаем – подумал я. Зачем что - то проволокло этот пакет по полу и тут началось.
     Шум перекидываемого пакета с чаем, беготня и толкотня по всему полу комнаты. Я дотянулся до края соседней кровати и посмотрел вниз – по слабо освещенном свечой полу, носились больше десятка здоровенных крыс и мне показалось, что с каждой минутой количество их увеличивалось. На меня они не обращали внимания, пока.
     Я зажег фонарь и придвинулся к краю кровати, с шумом повернувшись на кровати. Крысы удрали под кровать. Немного опасаясь их нападения, спустил ноги на пол и подошел к печи, затем подкинул в печь новых дров и раздул пламя. Крысы возились под кроватью не высовываясь на освещенную часть пола. Это пока! Но долго ли они станут терпеть мое присутствие!? Я снова вернулся на кровать. Что делать? Пробовать заснуть в таких условиях не имело смысла. А что, если крысы выскочат на кровать. Через несколько минут мои опасения подтвердились. То ли крысам показалось, что пора переходить в атаку, то ли я им сильно мешать стал своим присутствием, но я увидел силуэт крысы бегущей по соседней кровати прямо на меня, а потом с другой стороны еще двух…
     Пора было действовать, пока вся крысиная толпа не вскочила на кровать. Я вскочил и выхватил из ножен нож. Ударами ботинок, я выбил с кровати двух крыс, а по третьей – рубанул ножом, она как - то жутко закричала и прыгнула на меня . Я рубанул ее поперек туловища инстинктивно угадав в полутемной комнате траекторию прыжка крысы. Тело крысы как бы сломалось на лету и кровь ее брызнула на стену, а тело упало за кровать. Я обернулся на шум за своей спиной и увидел другую крысу, бегущую в моем направлении. Я нагнулся и ударил ее ножом, а потом сильным ударом ботинка пытался сбросить ее на пол, но она заорала и вцепилась в ботинок и тогда я, еще раз ударил ее ножом. Лишь после этого она упала на пол.
     После этой схватки крысиное воинство попряталось и стало тихо. Придут снова или это уже все? Надо было быть готовым к дальнейшим действиям. Что же делать? Можно было удрать из этого приюта. А если оставаться – надо было принимать какие – то меры. Очень хотелось спать а это было опасно – почувствовав, что я сплю, крысы могли снова напасть на меня и тогда…. Все это напряжение от схватки с этими животными, а точнее постоянное напряженное ожидание сильно утомили меня и я мог незаметно заснуть. Сама мысль о нападении крыс на меня, сонного, меня ужаснула.
     И тут я вспомнил, что раньше на этом приюте жил небольшой молоденький черный кот. Одно время мы с ним подружились. Когда я впервые увидел его, он достаточно враждебно отнесся ко мне, как ко вновь прибывшему, однако мое дружелюбное отношение к нему и главное желание всегда поделиться своей едой с ним, подарили мне его дружбу. Кота принес хозяин приюта, он нашел его внизу между санаториями на мусорной куче, где кот – тогда еще совсем котенок, питался объедками, не полагаясь на доброе к себе отношение людей. Котенок прижился на приюте и ему даже понравилось. Он ходил к пастухам за 8 километров, через лес, пить молоко, правда, забывая спросить у них разрешение на это. Когда пастухи как – то ночью увидели его в сарае на чане с молоком, то они не рассердились, а скорее удивились – как его не разорвали собаки, жившие с ними. Карпатские овчарки, которые живут у пастухов – животные свирепости необычайной, легко выходят победителем в схватке с волками. Но видно котик знал заветное слово, потому что пастухи не слышали, что бы собаки при его появлении даже ворчали. Кроме этого, он питался чем – то в лесу и ел то, что оставалось после туристов. Вот про него я и вспомнил. Большой надежды на то что, он поможет мне в схватке с крысами, я не питал, он по размеру был маленький, сам не больше этих крыс, но хотя бы, он разбудил меня криком своим, при нападении крыс. Пока крыс не было я и отправился со свечкой по коридору на поиски котика.
     Кис, кис, кис – позвал я и снова повторил это старинное зазывание кошек, не уверенный в том, что он откликнется. Я позвал еще несколько раз, но было тихо и сколько не прислушивался, я не слышал ни единого звука, который бы говорил про его присутствие. Я уже собрался вернуться в свою комнату, когда где то недалеко услышал негромкое котячье урчание я обернулся кругом и тут увидел как из – за поворота коридора неторопливо выбежал он – глаза его радостно и светились, а хвост стоял трубой. Подбежав ко мне он стал тереться об мою ногу, заглядывая мне в глаза и не переставая урчать. Я был рад ему и он мне тоже обрадовался. Я позвал его и мы пошли ко мне в комнату.
     Когда мы подходили к комнате, я подумал, что он может испугаться появления крыс и удрать, потому когда заходили в комнату, я пропустил его вперед, а потом закрыл дверь на крючок. Я пошел к кровати и забрался на нее с ногами, кот устроился рядом со мной , на кровати и занялся своими делами –начал вылизывать свою шерсть.
     Крыс еще не было, а кот не проявлял беспокойства, может так и закончится, - понадеялся я. Но моим надеждам не суждено было оправдаться. Прошло немного времени И сперва что - то, зашевелилось под кроватями, судя по звукам, а потом беготня по полу возобновилась. Но мой кот на эту шумную возню на полу не обратил никакого внимания, а задрал заднюю лапу и стал что то вылизывать в своей попке. Я ткнул его в бок, предлагая посмотреть вниз на пол. На что он отреагировал весьма своеобразно – подарил мне долгий непонимающий взгляд, всем своим видом демонстрируя, как это можно отвлекать его от столь важного занятия. Затем он, убедившись, что я прекратил попытки его беспокоить по пустякам, снова занялся своим туалетом. Подожди - вот прискачут эти твари сюда, они тебе не дадут спокойно поковыряться в попке – огорченно подумал я и оставил попытки отвлекать его от занятий собственным туалетом, надеясь, что если «твари» ворвутся на кровать, он хотя бы криком разбудит меня. Я погасил свечу и прилег на кровать отдохнуть, краем глаза наблюдая за моим приятелем.
     Так продолжалось какое - то время. Затем кот встал, потянулся и неторопливо направился к краю кровати. Подойдя к краю кровати, он удивленно уставился на пол. Все это время крысы, не останавливаясь, играли в «футбол» пакетом чая. Причем, количеством своим, явно не уступали двум футбольным командам. Кот повернул голову ко мне. У него был совершенно ошарашенный вид – широко раскрытые удивленные глаза и от изумления раскрытая пасть. Его физиономия как бы спрашивала меня – а это что за фигня тут?! После он посмотрел уже серьезнее на пол, где происходили волнующие нас обоих бега. Потом он перескочил на другую кровать и исчез из моего поля зрения.
     Прошло еще какое - то время, я уже начинал дремать, когда внезапно с пола раздался пронзительный крик и судорожные удары об пол небольшого тела в агонии. Я испугался за кота и постарался зажечь свечу. Комната осветилась лучше и в свете свечи, я увидел кота, сидящего на краю самой последней кровати в напряженной позе хищника, готового к прыжку и водящим головой, за одному ему, понятной целью. Кот посмотрел на меня, сузив глаза, - было заметно, что появление дополнительного источника света его раздражает и успокоенный, я погасил свечу.
     Крысы тем временем притихли, как оказалось на время. Потом продолжили снова. И через некоторое время снова раздался этот ужасный вскрик и удары тела об пол. Крысы снова притихли, я уже не спал, а прислушивался к звукам в комнате, полный решимости прийти своему приятелю на помощь и покончить с этим крысиным гуляньем.
     Прошло время, потом еще …, но стояла тишина. И тут я увидел и услышал кота, он урча, бежал по кроватям ко мне. Надо было видеть его мордочку – она вся светилась от торжества и самодовольства - глаза и раскрытая пасть и хвост – трубой. Он подбежал ко мне и начал устраиваться спать у меня под мышкой, отталкивая мою руку дальше от тела и сворачиваясь клубочком, при этом он не переставал урчать, так мы и заснули и проспали остаток ночи без приключений.
     Когда я проснулся, было чудесное солнечное утро, кот сидел на подоконнике и умывался. Увидев, что я проснулся, он вопросительно посмотрел на меня и на дверь. Я вспомнил, что вечером закрыл дверь на крючок. Я поспешил открыть дверь. Он побежал в коридор, но на пороге комнаты остановился как бы прощаясь и взгляд его говорил: понадоблюсь – позови.
     Я собрал рюкзак, выкинул крысиные трупы в лес и ушел на станцию. Больше мы с этим котом не виделись, но это происшествие надолго запомнилось мне.