Один рубль

Валерий Дальний
Это случилось со мной довольно давно и пожалуй не стоило бы об этом и вспоминать, если бы в этом не была отражено мое отношение к другим событиям своей жизни.
      Я, тогда еще юный студент, не так давно отслуживший в армии срочную службу, заканчивал политехнический институт, точнее подготовку к защите дипломного проекта. Жил я в другом городе и для окончания дипломного проекта, а также его действующего макета (как было установлено заданием дипломного проектирования) приходилось все время мотаться из родного города в город Львов, где находился мой политехнический…
      Для меня, человека с достаточно небольшой зарплатой советского инженера это было дороговато, да и родные мне не могли помогать. Вот я и воспользовался советом одного из своих товарищей, ездить не междугородним автобусом, а попутными машинами пере- возящими баллоны с кислородом изо Львова в мой родной город. Машины курсировали регулярно, шофера были народ покладистый, да и брали за проезд немного - всего один рубль.
      Вот в один такой летний солнечный день, съездив на консультацию к руководителю дипломного проекта, я возвращался домой, настроение было радостное, да и дела с учебой шли в общем успешно, дипломный проект был почти закончен. Я стоял на перекрестке, с тонкой папкой в руке и ожидал попутную машину. Вот наконец, я увидел как из-за поворота показалась "Колхида"-седельный тягач - в длинном открытом кузове, которого высились пачки голубых кислородных баллонов. Машина тяжело повернула и начала набирать скорость в направлении меня, я призывно помахал рукой (в кабине, кроме водителя, никого не было) и машина притормозила рядом со мной, я взобрался в кабину и машина поехала дальше.
      Мы выехали из города и машина, набирая скорость, устремилась по шоссе в направлении моего города, водитель был не разговорчив и несколько слов, которыми мы перекинулись, для вежливости нельзя было бы считать беседой, что меня, в общем - то устраивало. Мысли мои еще были сосредоточены на моем дипломном проекте и расчетах, связанных с ним.
      Так мы проехали километров 50, пассажиров попутных не попадалось, и на одном из поворотов дороги уперлись в участок дороги, который был на ремонте. Для объезда его нашей машине предстояло спуститься с обрыва глубиной метров восемь объехать ремонтируемый участок дороги и подняться на дорогу снова. Осторожно повернув, водитель направил машину вниз с обрыва по едва накатанному съезду - вниз. Длинный кузов накренился и вертикально - стоящие пачки баллонов заскрежетали и зашатались. В общем, зрелище было не для слабых нервов. Опасливо оглядываясь назад, водитель таки съехал на дно придорожной впадины и проехал рядом с насыпью по грунтовой разбитой дороге. Теперь нашей машине предстояло взобраться назад на эту крутую насыпь.
      Подъехав, к разбитому машинами, въезду на насыпь водитель прижал педаль газа, мотор взревел и водитель вывернул руль, направляя машину в колею, поднимающуюся наверх насыпи. Передняя часть седельного тягача повернула в направлении насыпи, баллоны в кузове, вздрогнув, загремели и в следующее мгновение, вся многотонная машина повисла левыми колесами в воздухе, слегка покачиваясь. Я глянул на водителя. Он сидел напряженно вцепившись руками в руль и смотрел вперед. Потом он медленно повернул голову ко мне и сказал:
          -Медленно открой дверку, прыгай и беги….
     Я медленно и осторожно открыл дверцу кабины и высунувшись до пояса из машины увидел тяжелые колеса, беспомощно висящие, в нескольких сантиметрах от земли, покрытую масляными и бензиновыми пятнами заднюю часть ведущего передка и кузов машины и пачки баллонов, угрожающе покачивающиеся в кузове.
    " Пяти шагов не успею сделать" - подумал я. И мне представилось на мгновение- переворачивающаяся машина, ослепительно белое пламя рвущихся баллонов и воронка метров пятьдесят в диаметре, на месте взрыва.
    Обернувшись к водителю, я довольно спокойно сказал: - Ты выворачивай осторожно руль влево, а я буду контролировать колеса и весом своим попробую стабилизировать положение машины. Внимательно глянув на меня, водитель кивнул и начал пробовать вывернуть руль.
    Мы сидели с водителем под деревом и молча, с наслаждением курили. Недалеко от нас, метрах в десяти стояла уверенно всеми своими колесами на земле многострадальная "КОЛХИДА" . Было тихо и очень спокойно. Мы с водителем не разговаривали друг с другом и каждый думал о своем. На дороге по-прежнему никого не было.
    Потом мы поднялись и не торопясь, обстоятельно обсудили путь выезда на дорожную насыпь. Потом полезли в кабину. Медленно и осторожно машина выбралась на дорогу. Дальше машина опять уверенно бежала по дороге. До родного города оставалось почти сто километров. По дороге водитель подобрал девчонку попутчицу и некоторое время в кабине звучала девчоночий голос, попутчица случилась болтливая и смешливая и мы весело болтали и смеялись. Но иногда, водитель как то по особому улыбаясь, кидал взгляд на меня и подмигивая кивал на попутчицу, я улыбался ему в ответ. Это происшествие на дороге как - то сроднило нас.
   Пережитая опасность и то, что никто из нас не струсил и уверенно отнесся к соседу и товарищу по пережитому происшествию, образовали между нами особую расположенность, и я бы сказал родство душ. Уже давно вышла попутчица, но иногда мы так же молча обменивались улыбками.
   Когда мы приехали в наш город и остановившись прощались, я протянул водителю металлический рубль - плату за проезд- на раскрытой ладони. Он отрицательно покачал головой - не возьму. Тогда я взял и английским ключом расписался поверхности металлической монеты и снова протянул ему.
   - Возьми на память.
   Он очень серьезно посмотрел на меня и взяв монету бережно спрятал ее в нагрудный карман рубашки, мы крепко пожали друг другу руки и расстались. Я шел домой и думал о том, что же произошло в тот момент. Нет, конечно - это не героизм, это просто мужской поступок - не испугаться в момент опасности. Я уже стал мужчиной и это теперь мое право и обязанность - совершать мужские поступки. Вот так и живем.