Главный секрет фильма Secret

Михаил Хворостов
     “Эта тайна существовала всегда. Ее раскрывали миру, ее держали в секрете, ее теряли и находили снова. За ней охотились, ее стремились узнать всеми доступными силами и средствами. И вот наступил момент, когда это тайное знание снова раскрывается миру.”
     Сколько громких слов содержит описание фильма Secret. Пожалуй, только они и делают фильм чем-то значимым. Хотя, как не странно, этот фильм уже приобрел себе некоторую популярность, впрочем, вполне ожидаемую. В чем тайна его популярности?Ответ прост – в примитивности, претендующей на глобальность. В этом он во многом схож, с другим современным продуктом кинематографа – Духом времени.
     Авторы берут на себя амбициозную задачу объяснить всё мироздание всего лишь одним тезисом.
     Состоит же он в том, что желающий что-либо иметь должен, это иступлено желать и тогда желание сбудется. В принципе, никто ведь не будет спорить с утверждением, что только целеустремленный и верящий в свою победу человек, ее добивается. Однако, это всего лишь один из жизненных аспектов (пускай и важный), а отнюдь не лежащий в основе миропорядка первопринцип. Кроме того, целеустремленность отлична от желания, так как она ставит для себя задачу деятельного самосовершенствования для достижения желаемого, а не слепой потребности. Но на протяжении полутора часов фильма, говорится исключительно о позывах.
     “Не плакать, не смеяться, а понимать!” – важнейшие слова, сказанные некогда Барухом Спинозой. Они представляют значительно большую ценность, чем рассматриваемый фильм. Ведь в фильме ни разу не говорится о понимании тех или иных невзгод и неудач, а только смене состояния “плакальщика” на состояние “весельчака”. Хотя, по сути, глупы и бессмысленны обе версии человеческого состояния, во всяком случае, сами по себе.
     Иными словами, основной ценностью для людей и вселенной объявляются примитивные эмоции, то есть самый иррациональный пласт человеческой личности.
Теперь можно разобрать конкретные эпизоды фильма. Для примера можно взять всего несколько из них, так как между ними даже поверхностные различия весьма условны. Кроме единичных случаев, когда цели у людей были наделены смыслом (как с выздоровлением), все остальные представляли собой всего лишь схожие материальные нужды (машина, дом, деньги). Приведенные в пример люди думают исключительно о получение того или иного блага, но не о цене которую нужно за него заплатить. Цена в данном случае не финансовая категория, а категория личной ответственности и личного совершенства личности.
     Вспоминается испанская поговорка: “Бог сказал, бери что хочешь, и плати за это соответствующую цену.”
     Авторы же фильма рассматривают цену как количество позитива, который человек себе должен принудительно вводить.
     Рассматриваемые в фильме субъекты напоминают постмодернистские “машины желаний”, единственным основанием существования которых является потребление. Разница лишь в самой системе желаний представленной в фильме, которая по сути модернистская. Хотя вполне возможно, что это лишь обман режиссеров, чтобы сделать конечный продукт понятным зрителю.
     Предположим, что идеи фильма будут реализованы (а в западном обществе – это вполне вероятное будущее), тогда желания отнюдь не будут представлять последовательного ряда материальных потребностей, а примут вид хаотических, дезориентированных запросов. В конечном итоге, подобная методология существования приведет к многократному расколу мышления на сумму почти не связанных элементов.
     Но это лишь теория, потому что в основе вселенной, слава Богу, лежит совершенно иной метафизический Первопринцип не подающийся кинематографическим описаниям. Авторы фильма и не пытаются его описать, а осуществляют подмену высшего принципа, убогим суррогатом. Ложный принцип вдвойне опасен тем, что даже не является итогом рациональной деятельности одного или нескольких субъектов, а всего лишь их ощущением. Ощущением свойственным многим людям, но от того не становящимся основополагающим принципом Бытия.
     Еще одним основным постулатом Бытия, представлен неолиберальный сверхиндивидуализм. Другими словами, все, что я не хочу видеть, я не вижу. То, что может снизить в моей душе и разуме количество позитива – для меня не существует.
     В общем - это доходящий до критических пределов индивидуализм, замешанный на худшей из версий утилитаризма.
     Это говорит о поврежденности субъекта воспетого в фильме, так как без принадлежности к высшему (Богу, Народу, Традиции), человек не поднимется до уровня личности, не приобретет своей цельности, а значит так и останется на уровне индивидуума. А возможно и деградирует до дивидуального уровня.
     Теперь, думаю, стоит рассмотреть явление этого фильма в контексте истории и времени. Оно во многом показателен.
     Для личности в эпоху Традиционного общества, центральной линией жизни было служение. Для человека в эпоху Модерна – ублажение, но в награду за служение. Культивируемая в фильме линия характерна для Постмодерна и представляет собой только ублажение, а служение выносится вообще за пределы восприятия.
     И все можно было бы простить фильму, если бы он в своей чрезмерной наглости, не ссылался на “всех духовных учителей”, “многих великих людей” и не пытался описывать механику Вселенной, на основе убогого “закона”.
     Фильм Secret – кинематографический диагноз, показывающий, насколько в наше время оказался нивелирован Дух и Разум, и заменен искусственной виртуальностью, единственной целью которой является удовлетворение простейших запросов. Почему только простейших? Потому что, более высокие цели руководствуются совершенно иными мотивами, и осуществляются совершенно иными методами. Руководствуясь идеалами служения, нужно растоптать утилитарные и гедонистические позывы, поставив своей задачей – понимание мира, а не его частичное или полное игнорирование.
     А вместе с пониманием, придет и осознание того истинного, метафизического Первопринципа, лежащего в основе всего сущего, и никак не родственного ничтожной идеи авторов фильма.
***
В заключении хотелось бы вспомнить одну из суфийских притч, о Насреддине:
Однажды Мулле Насреддину приснилось, что он был в раю. Красота вокруг! Правда, вскоре он начал ощущать голод, а вокруг — никого.
-Эй! Уважаемые! Есть тут кто-нибудь?! – крикнул он. И тут же явился человек и сказал:
-К твоим услугам, что ни прикажешь — всё исполню!
Насреддин для начала попросил поесть, и вмиг всё исполнилось. И чего бы он ни попросил — всё вмиг исполнялось и в самом деле! Уж он наелся, напился, отоспался! Ну чего бы ему ещё? Красивую женщину попросил, и вмиг доставили ему гурию — небесную деву. Кровать с лебяжьей периной — и была ему кровать! И вот так продолжалось несколько дней. И всё было слишком хорошо, и всего слишком много. Насреддину захотелось какого-нибудь напряжения, труда, так как за всю жизнь он не был без напряжения, без чего-либо, из-за чего люди переживают, печалятся. Всё было просто невыносимо блаженно!
Тогда позвал он Исполняющего желания и сказал ему:
-Нет! Хватит! Это уж слишком! Мне бы какой-нибудь работёнки. Знаешь, страшно надоело сидеть вот так — с пустыми руками.
Исполняющий желания ответил:
-Я могу сделать всё, кроме этого: здесь невозможна никакая работа. Да и зачем тебе работа?
-Да надоело! Понимаешь?! Надоело! Уж лучше в ад отпустите, если здесь нет никакой работы!
Исполняющий желания смеялся до изнеможения. Успокоившись наконец, он спросил:
-А где же ты, по-твоему, находишься?