О нациях и их самооценке

Николай Ананьченко
        Такие нравственные категории, как «хорошая» или «плохая» не могут относиться к нациям. Нации – вне нравственных категорий, так как являются усреднённой величиной. «Общность» - основополагающее понятие нации. А это нечто суммарное, включающее в себя все понятия нравственности, морали, этики. Но сама общность остаётся вне этих понятий.
       Все нации равны, как бы кому-либо не хотелось иного. Но, если усреднённая самооценка нации падает, то такая общность начинает регрессировать. И наоборот, отмечается бурный прогресс, если внутренняя самооценка общности вырастает.
       Исторических примеров тому – масса. Наиболее яркий – еврейская нация. Народ, искренне считающий себя «избранным», выживает в самых ужасающих условиях почти тотального геноцида и добивается выдающихся успехов практически во всех областях науки, искусства, политической жизни. Японцы, считающие себя подданными прямого представителя Богов, показывают чудеса прогресса во всех отраслях человеческой деятельности. И это в условиях полного отсутствия на своей территории природных ресурсов.
       В то же время, многие народы (как правило, мононациональные) Ближнего Востока, считающие себя «бедными», угнетаемыми, таковыми и остаются, деградируя и исповедуя искажённые нравственные принципы по отношению к другим нациям и народам.
       Исходя из вышесказанного, следует, что пока государствообразующая нация России, в большинстве своём, считает себя несостоявшейся, ущербной, пытается перетащить на себя уклад жизни и принципы западных наций – перспектива её и России, как государства в целом, мягко говоря, неблагоприятна. Если же национальное самосознание россиян поднимется и появится объединяющая национальная идея, перспективы страны, без сомнения, улучшатся.
       Дело за малым: как этого добиться?
       Не берусь давать рецептов, но думаю, что вся пишущая братия, любого направления и уровня, должна включиться в этот процесс. Может быть, это будет хоть и малым, но всё-таки толчком к такому подъёму.
Дай-то нам, Бог.