Право на Богословие

Георгий Петров 2
Вопросы, поднимаемые на межконфессиональных религиозных форумах, зачастую свидетельствуют лишь о том, что большинство верующих ограничиваются отстаиванием «правильности» «своей веры», считая богословие одним из путей впадения (и не без оснований) в ересь. Богословие же превратилось в фарисейство, интеллект выполняет функцию надзора, священник, имеющий богословское образование, называет (в угоду старушкам) «лоно Авраамово» — раем.

Посылая в мир апостолов проповедовать Слово Божье (Истину = Бог есть Любовь), Христос призвал их к высшему служению – БОГО СЛОВИЮ (не путать с Бого слАвием), без которого нет и не может быть христианства, поскольку Иисус Христос – Разум - Воплотившийся Словом Своим (Logos) не путать с ratio – умом человеческим).

Истинное богословие – признание Богом Иисуса Христа принадлежит христианству, первым богословом признан только Иоанн, имевший внутреннее чувство Бога – Слова. Стать богословом вне личного опыта Богооткровения невозможно. Опыт (исихия) начинается как мистика - верой, постом и молитвой, чтобы стать путём Богопознания, путём обожения (обретения образа мыслей и подобия Божественных отношений), путём становления Чело Века разума вечности. По сути своей исихазм – технология Рождения от Духа.
 
Западное богословие известно своей рационалистичностью, для схоластов оно приобрело «научный» смысл. Такой же бедной выглядит и картина мира, нарисованная воображением сторонника любой «традиционной религии». Якорь догматов превращается в кандалы, стояние за веру - в нетерпимость и озлобленность. Богословием считается любое слово православного священника, сказанное с амвона.

Слепое подчинение догматическим положениям, от какого бы авторитета они не исходили, обедняет духовную жизнь самого верующего, заменяя её обрядностью, и, что гораздо страшнее, делают его непримиримым с мировосприятием других людей, что в конечном итоге приводит к оскудению мысли и очерствению души.
 
Истинным же смыслом проповеди (киригмы) может быть только Слово Божье (Истина = Бог есть Любовь). Понятия Христос, церковь и вера постоянно смешиваются. Вера в Бога не означает христианство. Исповедание Христа Иисуса означает знание о Нём не как о мессии, а как о Боге, живом Боге, с мыслью о котором совершается любое действие, благодарность которому основа эмоциональности.

Единственная радость в жизни – переживание полноты бытия в общении с Богом. Это СОбытие (переживание) не может быть постоянным, иначе люди стали бы жизнерадостными идиотами. Высшее переживание - это момент просветления, момент осознания Истины, постижения подлинных характеристик реальности Богобытия, прежде недоступных пониманию.
 
Истина воспринимается как откровение Бога о себе и Своей Любви, откровение, исходящее не от богослова, а от самого Бога, истину не снизу, а сверху. Чтобы богословствовать, мы сами должны измениться, мы должны «приспособиться» к истине, изменить своё отношение к миру, смотреть в мир как в зеркало, отражающее аспекты нас самих.

Данное Откровением Духа Святого понимание Божественного Слова (богословие) мистично по самой своей сути, хотя зачастую мистику многие противопоставляют богословию. Конечной целью мистического богословия является вечная ЖИЗНЬ как Вочеловечивание Истины и в этом смысле мистическое отношение к собственному бытию – самое реальное и практичное, что можно предложить для реализации этой цели.
 
Вполне естественно, что атеист, живущий в «другом измерении» не способен не только понять, но и даже представить себе всё многообразие красок настоящей жизни, которая только во Христе Иисусе обретает подлинное значение Пути, Истины и Жизни, по которому Бог ведёт к себе человека.

Отражение мира в своём сознании не «фотографирование», а измерение отношений. Измерение, приводящее к ИЗМЕНЕНИЮ. Без этого изменения самого себя вера остаётся пустой декларацией и вырождается в догматическое обрядоверие.