Свобода воли

Антон Суббота
В нашем мире считается верным причинно-следственный закон. У всякого события должна быть причина, которая привела к данному следствию. Если его распространить на весь мир - а так и должен сделать добропорядочный ученый - то получается, что свобода воли - миф, поскольку всякий поступок человека имеет причину. А у этих причин - свои причины, и так далее по цепочке. Следовательно, в этой цепочке нет места для свободы, я делаю так-то потому, что секунду назад со мной произошло то и то. В итоге каждый поступок человека - это плод воспитания, окружение, разных факторов. Словом, бытие полностью определяет сознание. Где тут место для свободной воли? Человек не более яблока, упавшего с дерева и покатившегося по дорожке - всё его движение описано законами, не более робота со сложными программами и алгоритмами. А где нет свободы - нет и морали, по-крайней мере, в её духовном понимании. Нет свободы - нет и настоящей ответственности. Всё вокруг лишь игра случая...
Правда, вижу один недостаток в этой теории даже с физической точки зрения. Это теория Шредингера, когда утверждается (очень упрощая), что положение электрона в атоме нельзя указать абсолютно точно. И этому причина не недостатки аппаратуры, а именно свойства нашего физического мира. Частица как бы размыта по атому, и указать её положение можно лишь вероятностно, и никак иначе. Из этого следует, что и угадать, какое следствие будет от некой причины можно лишь с некой вероятностью. Правда, это справедливо лишь в микромире, в макромире все эти вероятности фактически равны 100%. Это, правда, моё понимание этой теории.
Но даже это - возможность  разных следствий от одной причины - дает нам не свободу воли, а лишь то, что вариантов будущего несколько, с различной вероятностью каждого. Свободы воли именно в религиозном смысле тут нет.
Словом, свобода воли для материалиста должна быть пустым звуком. И каждый материалист должен полагать, что каждый человек делает лишь то, что он должен делать; материалист должен быть фаталистом, мало того, он должен полагать, что используя сверхмощные компьютеры можно вычислить, что сделает каждый человек через час, день и год; для этого достаточно лишь внести в формулу вычисления все параметры человека; все происшествия в его жизни; а также всех людей, находящихся вокруг него, зверей, словом, весь окружающий мир. Но то, что подсчитать это практически невозможно, не отрицает саму идею того, что теоретически все определенно, просто подсчитать это нельзя.

Свободу воли можно представить только тогда, когда мы допускаем нематериальный мир, допускаем существование души. При этом тайна свободы воли всё равно остается тайной - потому что мы привыкли, что можно все объяснить причинами; а тут получается, что причины не полностью определяют поступки. Если бы человек сделал то и то, потому что так и так - ну какая с него ответственность? В чем смысл укоров? Укоры тогда не более, чем ремонт слегка подпорченной машины. Мол, раз тут у него слабина, надо подправить так и так. Налаживаем этот процесс - и у нас получается раса идеальных людей.

Свобода воли - это понимание, что сделав что-то плохое, я все же мог сделать иначе; я не раб случая и ситуации, я всегда ответственен за то, что делаю. Бытие не всецело определяет моё сознание; оно влияет, поскольку я живу в этом мире, но не определяет его.

Мне кажется, если я верно рассуждал, что понимание того, что всякий материалист должен быть фаталистом и отрицать свободу воли, достаточно сенсационно. Уверен, что далеко не каждый захочет считать, что её нет; что тогда мы только винтики, роботы, игры законов Вселенной. Буду рад критике, быть может, ход моих мыслей был совершенно неверен...