Дело Терёхиной

Екатерина Журавлёва
  Рассказ занял 3 место на конкурсе короткого рассказа журнала Невский альманах 2011г. 
 http://issuu.com/nev-almanah.spb.ru/docs/2_2011

Опубликован: Невский альманах номер 2 (57) 2011г., стр. 94
Литературно-художественный журнал "Три желания" номер 16 за 2009 г. с.15-18.


    На доске информации, рядом с недавно установленным новеньким продуктовым ларьком, висит аккуратно  написанное объявление:
    Завтра, 20 июня,  состоится внеочередное  собрание жителей нашего кооператива. Повестка дня:
1. Быть или не быть  окружной дороге вокруг кооператива.
2. А у нас в квартире газ, а у нас водопровод. Вот. А у нас нет ничего!  Что делать?
3. Дело Терёхиной  Нины Леонидовны.
   Явка обязательна.

Членам дачного кооператива «Звягино»  уже оскомину набили две предыдущие темы. Обе нерешаемые на данный момент, в виду  отсутствия денег. А вот третий вопрос явно озадачивал и интриговал.  Тем более, что никто понятия не имел о каком таком «деле» Терёхиной пойдёт речь. И эта, неосвещённая правлением, хитрость обеспечивала полную явку членов кооператива на собрание. Нет, кто такая  Нина Терёхина – все знали. Хорошая и приятная мужскому глазу женщина в полном расцвете лет.  Бухгалтер по образованию. Незамужняя и бездетная. Когда её  соседи  из тонарчиков да лёгких сарайчиков уже перекочевали в нехитрые, но новые дома под ломаными крышами, все, как один похожие друг на друга, Нина своими руками потихоньку возводила одноэтажный дом.  Да и появлялась она на участке редко. Только в свой отпуск, значит раз в год, обычно в мае-июне.  А председатель кооператива – тщедушная внешне, но уж очень деловая и пробивная Марина Алексеевна, женщина, надо сказать, замужняя, но также бездетная,  очень нервничала, когда на традиционном майском собрании появлялась цветущая  Нина. И не зря. Муж Марины, на правах главного помощника председателя кооперативного сообщества, всегда за спасибо и с удовольствием помогал одинокой и такой «беззащитно-беспомощной» Терёхиной.
   На следующий день Нина  сидела  на стульчике в первом ряду, явно удивлённая.  Соседи распределялись на свободные места рядом с  Ниной и на всякий случай здоровались  прохладно, а кто и вовсе проходил молча.  Ну, мало ли что она натворила! Собрание началось вовремя  и при полном аншлаге. 
- Приступим, - начала Марина.  – Первый вопрос нашего собрания…
- Простите, - поднялась Нина. - Не могли бы мы перейти сразу к моему «делу», как вы выразились, Марина Алексеевна, а то у меня завтра утром поезд.  Отпуск мой закончился. Как-то Вы не совсем вовремя собрание наметили.
-  Когда мне удобно, тогда и назначила! – отрезала председатель. - А дело-то Ваше вот какое.
   Кооперативщики все разом смолкли, превратившись в слух.
- Вам, Нина, как Ваши шесть соток-то достались? Напомните-ка!
- Как достались? Как и всем – на работе дали. Да-да. За работу верную и добросовестную на одном предприятии в течение  пятнадцати лет. А что? По-моему, всем так же давали? - обратилась Нина к залу.
 Соседи согласно закивали.
- Так-то оно так! А Вы не находите никакой разницы в том, как Вы содержите свой участок, а как другие?
- Ну, почему же, нахожу, конечно. У всех дома достроены, а у меня нет. Вы ведь знаете, что приезжаю я редко. Потому и беспорядок на участке.  Вот мне Аркадий Михайлович, муж Ваш, обещал машину выделить – строительный мусор убрать, а Вы не разрешили.
Марина запунцовела, но продолжила:
- Машина многим нужна. Да я и не о мусоре даже. Я о том, что участок давался Вам, как и всем остальным, для того, чтобы в сложные времена  Вы могли себе помочь в продуктах – вырастить что-то на земле из овощей, ягод,  заготовки какие на зиму сделать.  Правда ведь? – обратилась теперь Марина к присутствующим.
Зал одобрительно зашумел.
- А Вы, на выделенном Вам куске земли, даже пары грядок не сделали, даже ягодного куста не посадили, – поддержала Марину её приятельница Валентина. – Что, может, не умеете? Так Вы, Нина, к Марине-то обратитесь за помощью – вот хозяйка-то!
Зал опять одобрительно закивал.
Нина подумала: « А кому, собственно, понадобилось  разглядывать её участок на предмет произрастания там овощных культур? Тем более, что спереди она возвела глухой забор из листов крашенного железа. Видимо, нашлись «добрые» люди».
- Поймите, – вслух сказала Терёхина, - я не успеваю всё за месяц сделать. Ведь дом-то сама поднимаю.
- Где сама-то?! – вскипела Марина. - Да не стыдно тебе?! – перешла на простецкое обращение  председатель.
- Марина, замолкни! Что ты несёшь?! – вскочил с места Аркадий.
- Знает, что говорит! – заступилась Валентина. - Постыдился бы!
Зал зашумел: заохали бабы, захихикали в усы мужички.
- Это кто ж смеет такую напраслину-то на женщину возводить! – закричала вдруг Нинина соседка по участку, Галина. - Своими глазами видела – всё чинно между ними. А то, что Аркадий мужик душевный – так все знают. Всем помогает, никого не обидит. Так что, Вы, Марина Алексеевна, зря!
- Будет ерунду-то вам молоть! – раздался мужской голос с задних рядов. – Давайте поближе к сути.
- Так вот! – нашла в себе силы спокойно продолжить Марина, - я-то всё же про землю хочу сказать. Земля, Нина, не Ваша собственность, а государственная.  А, значит, в любое время государство может забрать Вашу землю, которая используется не по назначению.
- А Вы, Марина, видимо, государством себя возомнили? – разозлилась Нина.
- Не государством, а её  скромным представителем, - уверенно ответила председатель. - Но  я вправе поставить этот вопрос на голосование. Кто за то, чтобы отобрать землю у Терёхиной и передать её многодетной семье Симягиных, например?
- И правильно! – раздались голоса. - Зачем ей, одинокой, земля, она и так зарабатывает на себя, кого ей ещё кормить?! А многодетным земля нужнее.
 И поднялись вверх руки, в основном женские. Валентина, верная подруга  и секретарь председательский, пересчитала голоса и внесла запись  в протокол собрания. 
- Кто против? - спросила Марина.
- Нет, так не годится! – зашумела оппозиция. - Надо пойти навстречу Нине Терёхиной и не отбирать участок, она  уже вложила деньги и силы в постройку дома. Нельзя так!
И взметнулись руки, вставших на сторону Нины, в основном мужские.
 Секретарь и это запротоколировала.
- Кто воздержался? – поинтересовалась председатель, скорее из порядка.
Поднялась одна рука. Встал дед Семён, известный на весь кооператив своей изданной книгой по сельскому хозяйству. 
- Я воздерживаюсь, потому как считаю, что ты, Марина,  права. Взял под ответственность землю – возделывай. Нечего держать её в бесхозяйстве.
- И правильно, дед Семён!  А то ж у Терёхиной нихрена не растёт на участке! Нихрена не растёт, ни-хре-на! – раздались со всех сторон возмущённые голоса.
-  Да не совсем это правильно! – повысил голос дед Семён. - Ещё я считаю, что каждый человек должен получить шанс. Вот мы, Ниночка, осенью и посмотрим, как Вы этот шанс используете. Ну, посейте, в конце концов, хоть репу на участке, а куст чёрной смороды я Вам лично осенью посажу. Хороша она у меня, сморода-то!
Народ идею поддержал смехом и хлопками в ладоши. Валентина записала в протокол 10 сентября, как день «шанса». Нина Терёхина пообещала приехать и продемонстрировать новую жизнь вверенного ей участка.  Собрание перешло к следующим вопросам к явному неудовольствию председателя Марины. А расстроенная  Нина  вышла на улицу.  Было ещё светло. Дел перед отъездом оставалось много. Но вот на вспахивание земли и сооружение грядок времени явно не хватало.   Нина медленно побрела к дому, смахивая слёзы.  Через несколько минут её догнала Галина, приобняла за плечи:
- Ну,  Ниночка, ты только не переживай. Я тебе вот что посоветую, - и Галя что-то зашептала ей на ушко.

   Нина приехала на участок ровно к назначенному времени собрания 10 сентября. Члены кооператива собрались опять в домике правления и все вместе направились на участок Нины Терёхиной.  Женщина открыла  калитку и пропустила всех в свой двор.  Народ распределился по участку вокруг квадратной формы грядки, над которой было сооружено нечто, похожее на теплицу и закрытое белой тканью.
-  Показывайте, Терёхина, что Вы вырастили, что Вы нам тут  открытие памятника устроили?! – проворчала председатель.
Тогда Нина торжественно сняла белую ткань. И все увидели, что под ней растёт огромный, мощный, лоснящийся в своей зелени, куст ХРЕНА.
- Вот теперь только попробуйте сказать, что у меня НИ ХРЕНА не растёт на участке! – гордо сказала Нина.
   На несколько минут повисла тишина.  Первым засмеялся  дед Семён. А потом раздался дружный хохот, даже не хохот, а истерический смех. Люди смеялись до слёз, понимая всю нелепость  ситуации, в которую сами себя поставили и удивляясь находчивости Нины. И только Марина да Валентина выскочили за калитку, обе  пунцовые от злости. А Нина благодарно пожимала руку своей соседке Галине.