На взводе -черновой материал -первая глава

Флориныч-Старший
« Как послушные дети, не сообразуйтесь с прежними похотями,бывшими в неведении вашем,но, по примеру призвавшего вас Святаго,и сами будьте святы во всех поступках.Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят» (Первое соборное послание святого апостола Петра)




                ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
                ВОЛКОВ

                ПРОТОКОЛ
                осмотра места происшествия

141 км автодороги Ряжск - Воронцовск                "_14_" ноября 2004 г.
 (место составления)

    Осмотр начат   в 23 ч 17 мин.
    Осмотр окончен в 00 ч 5 мин.

    Следователь (дознаватель) СО ОВД Новошинского р-на ГУВД Воронцовской
                (наименование органа
__области ст. лейтенантом  юстиции Сергуновым Андреем Викторовичем
      предварительного следствия или дознания, классный чин
    или звание, фамилия, инициалы следователя (дознавателя))
получив сообщение от оперативного дежурного ОВД Новошинского р-на ГУВД Воронцовской
                (от кого, о чем)
 О том, что на 141 км автодороги Ряжск - Воронцовск обнаружен труп неизвестного мужчины,
прибыл __на 141 км автодороги Ряжск - Воронцовск               
                (куда)
и в присутствии понятых:
    1. Захарова Виктора Михайловича, прож. Воронцовская область,
           (фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
                Новошинский район п. Калининец д.25 кв.54               
    2. Панфилова Михаила Викторовича, прож. Воронцовская область,
           (фамилия, имя, отчество и место жительства понятого)
                Новошинский район п. Калининец д.12 кв.8
с участием * <1> _________________________________________________
                (процессуальное положение, фамилии,
                инициалы участвующих лиц)
в соответствии со ст.  164,  176 и частями первой  -  четвертой  и
шестой ст. 177 УПК РФ произвел осмотр труп неизвестного мужчины
                (чего)
    Перед началом осмотра участвующим лицам разъяснены  их  права,
ответственность,   а  также  порядок  производства  осмотра  места
происшествия.
    Понятым, кроме того,  до начала осмотра разъяснены  их  права,
обязанности и ответственность, предусмотренные ст. 60 УПК РФ.

                ______________________
                (подпись понятого)

                ______________________
                (подпись понятого)

    Специалисту (эксперту) Ицхаков Игорь Станиславович
                (фамилия, имя, отчество)
разъяснены его права и обязанности,  предусмотренные ст.  58  (57)
УПК РФ.

                ________________________________
                (подпись специалиста (эксперта))

    Участвующим лицам также  объявлено  о  применении  технических
средств                не применялись
                (каких именно, кем именно)
    Осмотр производился в условиях ночное время, в условиях искусственного
                (погода, освещенность)
    Осмотром установлено: Осматривается труп неустановленного мужчины,
                (что именно)
примерный возраст 23-25 лет, рост примерно 180-185 см, волосы темно-русого цвета,
телосложение спортивное, верхняя одежда и нижнее бельё отсутствует, труп мужчины находится
на 141 км автодороги Ряжск - Воронцовск, по направлению в сторону г. Ряжск. Труп лежит на
спине, головой по направлению к автодороги, руки занесены над головой и согнуты в локтевых
суставах. Труп с внешними признаками насильственной смерти : в районе височной кости с правой
стороны вдавленная рана размером примерно 2,5 на 2,5 см., верхняя губа рассечена, рваная рана
размером примерно 1,5-2 см., отсутствуют два передних зуба на верхней челюсти, на шее с левой
стороны ссадина длиной 5-6 см., в области грудной клетки правильной трапецевидной формы
гематома, в области паха с правой стороны зарубцевавшийся шрам длиной примерно 10-12 см.,
продольные ссадины длинной 30-40 см. в области плеча и предплечи с обеих сторон, на запястьях
обеих рук по всей окружности гематомы шириной примерно 0,7- 1 см, в районе бедер и икроножных
мышц на обеих ногах также продольные ссадины длинной 25-30 см., других внешних повреждений
и особых примет при осмотре трупа не выявлено   
В ходе осмотра проводилась не проводилась
                (фотосъемка, видео-,
                аудиозапись и т.п.)
    С места происшествия изъяты не изымались
                (перечень и индивидуальные
             признаки изъятых предметов, их упаковка)
    К протоколу осмотра прилагаются ____нет__________________________
                (схема места происшествия,
                фототаблица и т.п.)
    Перед началом,  в  ходе  либо  по  окончании   осмотра   места
происшествия от участвующих лиц __________________________________
                (их процессуальное положение,
                фамилии, инициалы)
заявления _______не поступали_____________. Содержание заявлен__: _____
           (поступили, не поступили)

    Понятые: Захаров Виктор Михайлович        __________________
                (подпись)
            Панфилов Михаил Викторович
                __________________
                (подпись)

    Специалист (эксперт) Ицхаков Игорь Станиславович__________________
                (подпись)

    Иные участвующие лица:                __________________
                (подпись)

                __________________
                (подпись)

    Протокол прочитан Следователь СО ОВД Новошинского р-на ГУВД Воронцовской
                (лично или вслух следователем
                (дознавателем))
области ст.лейтенантом  юстиции Сергуновым Андреем Викторовичем

    Замечания к протоколу ______нет__________________________________
                (содержание замечаний либо указание
                на их отсутствие)

   
                (подпись)
Понятые: Захаров Виктор Михайлович        __________________
                (подпись)
            Панфилов Михаил Викторович
                __________________
                (подпись)

    Специалист (эксперт) Ицхаков Игорь Станиславович__________________
                (подпись)

    Иные участвующие лица:                __________________
                (подпись)

                __________________


    Настоящий протокол  составлен в соответствии со ст.  166 и 167
УПК РФ.

Следователь (дознаватель) СО ОВД Новошинского р-на ГУВД Воронцовской
                (наименование органа
__области ст.лейтенантом  юстиции Сергунов Андрей Викторович
                __________________
                (подпись)


- Андрюх, вероятней всего, его привезли и выкинули,- закончив осмотр, сделал вывод эксперт.
- Ты всё, Игорёк, закончил? Ну, тогда грузимся! Захаров, Панфилов, грузим тело и в морг.
-Командир, ты не забудь, за жмурика надо сутки скостить.
- Передам по смене! Чего Вам не сидится? В тепле, накормлены.
- Ну, командир, ты только не забудь.
- Всё. Давай грузимся!
И вот поменяв процессуальный статус из понятых в административно-арестованных - Захаров и Панфилов распределили кому руки, а кому ноги, одухотворённо закинули двадцати пятилетнего страдальца на выцветший брезент милицейской труповозки.
- Стоп-стоп-стоп! Граждане алкоголики-тунеядцы,- неожиданно засуетился эксперт Игорёк,- Андрюх, ты посмотри, что зажимал в руке твой клиент, а эти два вандала чуть было не затоптали, когда закидывали его в труповозку. Это же «симка»!
- Чему радуешься? До твоей находки труп был - какой?
- Какой?
- Не-ус-ста-но-влен-ный. Ладно, давай сюда «симку». Приедем в отдел, внесу в протокол осмотра…

…Он прибежал ко мне поздно вечером. Моя жена давно привыкла к таким поздним визитам, и поэтому продолжила спокойно смотреть телевизор. Я отвёл его на кухню, где Волков дал волю  чувствам. Он истерил, рыдал, захлёбываясь, сбивчиво рассказывая о том, что с ним произошло.
То, что с ним происходило- было закономерностью. Не подходил он ни по каким параметрам, да и как может подойти человек, который исходя из результатов психодиагностического тестирования- предложения из двух слов составить не мог, был подвержен частой смене настроения, и при всём, при этом был с завышенной самооценкой. Вывод комиссии - «условно годен», а это значит, что как бы я не упорствовал, значимость заполнения дыр в штатном расписании во вверенном мне подразделении перевесила бы моё мнение – о невозможности принятии на службу данного инбицила.
- А может, мы скажем, что меня перед этим чем-то укололи в плечо, наверное, скорее всего это был наркотик?- с трудом подбирая слова, говорил Волков, почёсывая плечо, будто бы веря в придуманное только что,- И я после этого себя не контролировал.
- Так! Успокойся! Рассказывай по порядку!
- Ну, чего! Вышел я из дома. Сигарет нет. Решил стрельнуть. Синяки сидят возле подъезда. Я у них спросил, не дали. Послали. Я не выдержал, ударил одного.
- Сильно?
- Да так. Рукой не сильно, ногами, наверное, ему больше досталось.
- Да ты сам пьяный!
- Да! Меня ребята из ГНР не узнали, вместе с алкашнёй на освидетельствование отвезли.
- И что?
- Пьяный. А тот синяк заяву накатал. Я ему два ребра сломал и нос, ребра ещё легкие пробили.
- Пипец!- я нервно закурил…

… - Ну, что, батенька, твои бойцы опять отличились?- когда заместитель начальника по кадрам и воспитательной работе с личным составом обращаясь к тебе, называл батенькой, то ничего хорошего не жди.
- Да, Максим Иосифович, но этого и стоило ждать с Вашей кадровой политикой.
-Ну-ну, не гони. Он сколько у тебя? Три месяца. Сейчас посмотрим. Ха, он ещё и с должностными инструкциями не ознакомлен. Батенька, да тебе тоже статейка корячится. «Халатность». Ущерб здоровью твой боец нанёс - тяжкий. Так что, готовьтесь.
- А никак нельзя..? Может быть..?
- Не-а. Судмедэкспертиза покажет тяжкий, наверняка, с судмедэкспертом не договоришься. По нему самому сейчас прокурорская проверка идет, тут в больнице младенец умер, а эксперт дал заключение выгодное для врачей, родители на повторную экспертизу. Так что он тебе сейчас не поможет.
- Так это не мне, а Вашему протеже помощь нужна. А на счёт халатности, так не я подписывал приказ о назначении Волкова, и с обязанностями не я должен был его ознакамливать, в отпуске я был, вместо меня был этот, что в прокуратуре сейчас по надзору за ментами.
- Да, кстати, дело-то в его производстве.
- Замечательно, а как он может вести дело, если, по сути, он косвенный свидетель?
- Ну, батенька, наказать его уже даже задним числом не смогу, а следователю отвод давать - нет смысла. Уже ничего не переиграешь.
- Ну, что же делать?
- Попробуй сыграть на смягчающих вину обстоятельствах, пусть Волков оплатит терпиле лечение, да и так денежку даст…
… Договориться было не сложно. Цена вопроса - тысяча долларов. Деньги были переданы мне. Я должен был передать потерпевшему. Но не передал. Надоело расхлёбывать за всех, оставил себе как компенсацию, к тому времени мне уже влепили строгача, а, соответственно, лишили квартальной премии, понизили оклад, приостановили звание, да, и вообще, как-то в тот момент я потерялся по жизни…
Волкову дали четыре года. Родственники и друзья, недовольные приговором, не подав апелляции, во всём обвиняли меня, донимая и днём, и вечером. Старший брат Волкова пытался запугать, угрожая расправой мне и моей семье, матушка слёзно просила вернуть деньги. Устав от всего этого, и однажды не выдержав, я им сказал, что ещё раз кто-нибудь из их ****ского семейства приблизится ко мне или мои близким, то наделаю таких в них дырок, которые вряд ли зашпаклюешь…

                Лекомцев.


Моё общение с операми из уголовного розыска складывалось, исключительно, в рамках служебной необходимости. Они ежедневно проводили инструктажи, давали ориентировки, а я ежеквартально ходил за ними и клянчил хотя бы одно раскрытие для моего подразделения. Всё совершалось на взаимовыгодной основе, по схеме теоретиков коммунизма: « Товар-деньги-товар». Более нас ничего не связывало, как бы не мечтали высшие чины о взаимодействии между службами. Опера - «белая кость», «голубая кровь», а мы - « санитары улиц».
Поэтому более чем странным мне показалось приглашение одного из оперов к себе в кабинет.
- Присаживайся. Есть разговор.
Оглядевшись и сделав выбор между венским стулом из казённого гарнитура и чёрным кожаным диваном, я всё- таки сел на диван, о чём незамедлительно пришлось пожалеть. Пружины, оного предмета интерьера,          были настолько продавлены, что мои коленки оказались аккурат на уровне лица. « Наверное, диван тоже принимает участие в раскрытии преступлений, как орудие психологического воздействия на человека, потому что, находясь,  длительное время на диване в довольно унизительной позе, признаешь всё лишь бы побыстрее встать и уйти», - думал я, но ни чем, не выказывая своего недовольства.
- Слушай, я всё понимаю. Но молодёжь твоя обнаглела, накосячили на моей территории. Приходят люди, жалуются. Конечно, этой информации можно и не давать ходу. Но тогда сам понимаешь, что?
- Не говори загадками. Есть вопросы - решим, договоримся. Что за информация? Кто именно из бойцов? Ну, и соответственно, цена вопроса?
- Читай.
С видом заговорщика, он достал из верхнего ящика стола лист серой бумаги. Я взял его - это было заявление: «
Начальнику ОВД
Новошинского района
Полковнику милиции
Семенцову М.Ю.
От гр-на Суханкина А.Н.
Прож. Воронцовская область,
Новошинский район,
П.Калининец д.36 кв.44

                Заявление


Вчера 24 мая сего года в мою квартиру по адресу п. Калининец д.36 кв.44 постучали неизвестные мне молодые люди. Я открыл дверь, ко мне зашли трое неизвестных, беспричинно стали избивать бейсбольными битами, заставляли отжиматься от пола, выражались в мой адрес нецензурной бранью. Один из молодых людей показал удостоверение сотрудника милиции. Я запомнил фамилию - Лекомцев. Прошу принять меры к поиску и привлечению к ответственности в соответствии с законом вышеуказанных лиц.

25 мая сего года                Суханкин А.Н.»

- Ну? Прочитал?- торопился опер.
В душе закипело: - « Слил стукачок ему информацию, теперь, сука, радуешься, с моих «зелёных» хочешь копеечку содрать. Земля круглая».
-Суханкина этого я знаю и квартиру его. Шалман ещё тот. Заявление ты диктовал?
- Ну, я. А что это меняет. Мы с тобой договариваемся или я регистрирую заявление?
- Сколько?- отрезал я.
- Десять.
- Время есть?
- Три дня. Опоздаешь - служебная проверка, прокуратура. Тебе нужны эти проблемы?
Хоть самому отдавай за этого дурня деньги. Ведь парню, в принципе, по жизни, не повезло, рос без отца. Мать тянула двоих оболтусов. Жили в таком месте, где воровской авторитет во все времена был выше официальной власти. Поэтому наличие судимости у каждого второго независимо от половой принадлежности было одним из обязательных пунктов в биографии. Но их семья - редкое исключение. Старший брат Лекомцева хоть и не блистал умом, но худо-бедно тянул свой маленький бизнес со стабильным доходом. Это он, понимая, всю беспросветность существования в их бандитском микрорайоне, настоял, чтобы младший пошёл служить в милицию. Мать не нарадовалась. А что теперь? Или судьбу не переиграешь?
… Нашли мы нужную сумму. Заявление полетело в корзину, а личный состав уголовного розыска в ближайшее придорожное кафе, где за вечер дружно пропили эти деньги…
Но уже привычный «анальный зуд» мне подсказывал, что это ещё не совсем конец. И вот, после очередного совещания при начальнике ОВД, ко мне на стол легло очередное заявление, примерно такого же содержания, как и первое. Оно было расписано мне: « Собрать материал. Провести служебную проверку. Семенцов». « За-е-бись!»- про себя и по складам произнёс я.
И тут понеслось: первичный опрос пострадавшей стороны- двух дегенератов, которые сожительствовали друг с другом с тринадцатилетнего возраста, раз. Свидетельские показания семерых вечно пьяных друзей моего подчинённого, которые утверждали в один голос, что Юрка в это время пил с ними самогонку около сельского дома культуры, два. Споры о квалификации преступления со следователем прокуратуры, которые были более похожие на торг, три. Прокуратура параллельно вело дознание по этому заявлению. Четыре, я должен сам прикрыть свою жопу, выцарапав у зам. начальника ОВД по кадрам наиболее мягкое наказание для себя и своего подчинённого- мл. сержанта Лекомцева. Итог: материал служебной проверки разросся до средних размеров уголовного дела, моего Лекомцева привлекли за распитие спиртных напитков в общественном месте, я от его мамаши получил в благодарность бутылку « Арарата» и палку сырокопчёной колбасы. Зам. по кадрам, в целом, остался довольным проведённой мною проверкой и при каждом удобном случае доставал эту пухлую папку, поучая других командиров, как надо проводить проверку и какой толщины она должна быть.
Бутылка « Арарата» была выпита мною в течение двух недель, закрывшись в кабинете, я в одиночестве смаковал суррогатный коньяк. Колбасой я по-дружески поделился с Лекомцевым, предварительно стукнув его ею по голове…

                КЕНТАВР-ШУРИК.

Молодость - безответственное отношение к личной жизни своей и игнорирования личностного пространства окружающих. Средний возраст в моём взводе был двадцать один год, а это значит, да ничего, в принципе, не значит. Понятие, что есть «дома», а что есть  «на работе» у них совершенно отсутствовало. Но был у меня в коллективе прапорщик - вечный прапорщик, чёрный прапорщик. Пятнадцать лет службы в органах не убили в нём детской наивности и доброты. Более в нём ничего не было замечательного, быть может, только его клиническая исполнительность и  патологическое желание подчиняться, и нежелание брать на себя какую-либо ответственность. Он был готов подчиняться всем, кого считал умнее и сильнее. Это не было в привычным смысле слова - жополизством, связанного со стремлением к карьерному росту. Вечный прапорщик никогда не скрывал проявления своих чувств, чем вызывал недоумение у гражданских и плохо скрываемую иронию у своих. Для всех, в свои сорок три, он был Шуриком…
… Ночные дежурства были для меня в то время единственной возможностью избежать, так называемых, пяти минут позора на утренней планёрке у начальника ОВД. Там с завидным постоянством меня имели и по поводу, и без повода, но всегда за одно и тоже- отсутствие показателей в работе в рамках проведения очередного этапа масштабной операции с метеорологическим названием…
В ночные часы самым лучшим укрытием был служебный Уазик. Тот самый, выпускаемый уже тридцать пять лет отечественным автопромом, с двигателем ЗБЗ-409, объёмом 2,7 литра. Обозванным в народе - «козлом». Ездили на «козле» в народном хозяйстве, армии и милиции. Да, и если копнуть поглубже - Ментов-то не за характер стали звать - козлами, а всё по причине вождения ими этого легендарного автомобиля. Так мент-козёл - не урод, а что-то среднее между мифическими минотавром и кентавром. Наш Шурик был по должности милиционером-водителем, есть такая должность в штатном расписании структурных подразделений МВД. Со всей своей клинической исполнительностью, он пытался ежедневно вдохнуть жизнь, в увядающий, с каждой новой сменой, служебный автомобиль. Закреплённый за Шуриком агрегат явно не дотягивал даже до статуса - «секонд-хэнда». Попал он к нему, уже пройдя все круги милицейского эксплуатационного ада, с ресурсом, ровно хватающего до официальной даты смерти, установленной нормативами автохозяйства ГУВД. Летом в Уазике было невыносимо жарко, зимой также невыносимо холодно. Осенью, в период проливных дождей, тот, кто не крутил баранку - энергично работал дворниками на лобовом стекле, двигая рычаг, установленный в салоне. Только лишь весну не омрачала убогость нашего служебного автомобиля. Весна- это цветение и благоухание природы, грандиозные первомайские праздники, школьные последние звонки с пьяными выпускницами…
… Но была зима. Наш УАЗ безнадёжно встал. Шурик беспомощно развёл руками, делать нечего. С трудом дотолкали машину до ближайшего перекрёстка. Импровизированный пункт общественного порядка, всё не в пешем порядке нести службу. То, что случилось в ту ночь, в очередной раз, меня заставило задуматься о правоте христианских истин. Шёл третий час ночи, из милицейских нарядов, на тот момент, остались мы одни с Шуриком. Ещё работал «Синий туман»- единственный ночной бар в нашем городе, но посетители уже начинали расходиться, отъезжали машины. Я решил воспользоваться удачно представившейся возможностью и поработать в качестве гаишника, но себе на карман, вряд ли все трезвые отчаливали от кафе. Остановил пару-тройку машин, там были все свои: загулявшие после смены гаишники, опера обмывавшие чьё-то звание, водитель из районной администрации. Замерзли руки, я решил, останавливаем ещё одну машину, если пусто, то катим свой рыдван в отдел до забора. Вот она и жертва. Тонированная «пятёрка». Махнул палочкой. Ноль внимания. Шурик, увидев это, включил проблесковые маячки. Для водителя это было как сигнал- «На старт». Он ударил по газам, прижав меня к УАЗику, рванул по центральной улице. Я бегом за ним. Шурик следом за мной. «Пятёрка» резко сворачивает в ближайший двор. Шурик срезает путь, невообразимым образом догоняет нарушителя, в прыжке цепляется за багажник и орёт, что есть мочи: «Доставай!». Машина начинает скользить на месте в снежной каше, я  выхватываю табельный «Макаров» и палю по колесам да так методично, сначала по двум колёсам с одной стороны, потом оббежав машину простреливаю оставшиеся два колеса.
- Ты чего творишь?- кричит мне, видя такие чудеса, Шурик.
- Ты же сам кричал: « Доставай! Доставай!»!- не понимая, что от меня хочет Шурик, ещё громче проорал я.
- Я про водителя: « Доставай! Доставай!»!- передразнил меня Шурик.
- А я подумал про пистолет.
Вдруг из машины со стороны пассажира выскочила женщина, растрёпанные волосы, под мышкой верхняя одежда. Я было дёрнулся за ней бежать, но Шурик меня остановил.
-Не надо, командир. Пусть бежит,- интонация , с которой проговорил  Шурик, показалась мне странной. Такое ощущение, что он готов был разрыдаться.
-Ну, ты чего?
-Переволновался что-то. Доставай водилу.
Доставать мне никого не пришлось. Водитель вышел сам.
- Привет, брательник…
Дальше я, вообще, ничего не понимал в происходящем. Шурик отталкивает меня, в два прыжка подбегает к водиле и с разворота кулаком заезжает ему в физиономию.
- Брат!!!- прокричал Шурик…
… Ночка задалась весёленькой. Кое-как мы отбуксировали в отдел сначала наш УАЗИК, потом злополучную «пятёрку». Брата Шурика, по его просьбе отпустили до утра. Я в своём кабинете уселся заполнять служебную документацию, чтобы хоть как-то убить остаток ночи. В половине шестого я вышел покурить во двор ОВД. Рассказал нашу с Шуриком ночную историю милиционеру по охране здания. Посмеялись.
- А где Шурик?- спросил я.
- Да вон он, в Уазике.- ответил милиционер.
-Надо ему сказать пусть домой идёт, всё равно машина сломана, а я один подежурю.
- Погоди. Не спеши.
- А чего так?
-Ты знаешь, кто был в той «пятёрке»?
- Да, брат Шурика.
- А кроме?
- Ну, баба какая-то.
- Та баба- жена Шурика, трахалась с его братом, а вы их, можно сказать застукали.
Ну, что мне теперь делать? Вроде бы начальник Шурика. Вроде бы должен как-то его, ну, не знаю, успокоить что ли, а слова подходящие на ум не приходят. Я подошёл к машине, в салоне горел свет, слышно было, как Шурик рыдает, откровенно рыдает здоровый взрослый мужик. А я кто? По-сравнению с ним – мальчишка. Для привлечения внимания и давая время Шурику хоть как-то успокоиться, я несколько раз кашлянул.
- А это ты командир?
- Саш, иди домой.
- Да-да, сейчас, только клеммы с аккумулятора сниму.
Шурик ушёл домой. Я в оружейной комнате на столе решил подремать, под голову подложил шапку-ушанку. Вроде бы уснул, во всяком случае, на некоторое время отключился.
И вот сквозь сон крик.
- Вставай-вставай, Шурик повесился…