Пешком по алфавиту. Часть 6

Ани Римон
Домик  за долиной

Тропинка поднималась в гору; следы тинкиных сандалий отпечатывались в теплой дорожной пыли.
Резные листья пижмы свешивались на дорогу, пушистые корзиночки одуванчиков рассыпались по зеленому полю яркими солнышками. Мелкой кашкой разрослась по обочинам пастушья сумка.
Тревожный запах горькой полыни отступал в низину.  Легкий ветерок донес из ближайшей рощицы  медовый аромат белой акации. Тинка  успела прийти в себя после утреннего  происшествия  и стала с любопытством осматриваться.
За рощей тропинка повернула и малышка замерла, затаив дыхание: волной нежно-розовых кружев на вершине холма раскинулся цветущий сад, волшебно-очаровательный на фоне глубокого синего неба.
...
Тропинка взбежала по склону и запетляла меж яблонь и персиковых деревьев. Стволы до половины  побелены - казалось они вышли на праздник в нарядных чулочках.

 Место действительно замечательное, как и обещал Вертолётик.
Меж цветочными лепестками носились пчелы, дрожа бархатистыми брюшками. О чем-то своем щебетали птицы. Свежая трава манила поваляться в тени деревьев.
Но Тинке было интересно, что там дальше, она решила пройтись еще.
Неожиданно деревья кончились.  Девочка вышла на открытое пространство.

 На пригорке стоял чудесный домик. Гладкий, блестящий, молочно-белый - ну прямо игрушечка! Из трубы вился легкий дым. 
Дорожка вела к самому порогу.
 Тинка поднялась на ступеньку сбоку.  Заглянула в окошко.
 Внутри оказалась небольшая чистенькая комната:   плетеный коврик у порога, на столе ажурная салфетка,  напиток в запотевшем кувшине, рядом вазочка с румяными пирожками.
Запах свежей сдобы пробивался наружу.  Малышке захотелось войти,  попить из кувшина, попробовать пирожков, отдохнуть на кресле-качалке – она заприметила такое около печки.
 Тинка обошла домик, поднялась на порожек с другой стороны – дверей опять нигде не видно. Стены глянцевые, сияют матовой белизной - ногтю не за что зацепиться.
 Постучала в окошко и услышала знакомое:
- Назови букву !

Тинка была озадачена. Как находить нужную букву она по прежнему не знала.

Домик опирался на крайние ступеньки как на подставки. Малышка даже пролезла снизу, но ничего интересного там не нашла.
Села на порожек и задумалась; - вчера и сегодня утром ей просто повезло,
запинаясь, она только начинала произносить слово и застревала на первом звуке. Каком?
 Первый раз она хотела позвать Вертолетик, потом – Гвоздь.
Может позвать домик как-нибудь так же...  как-будто заикаясь ?
Здешним обитателям это почему-то нравится.
Тинка попробовала изобразить "застрявший звук"..
- Д-д-д-д.. не успела она продолжить, как …

- Д-д-дрынь-д-д-дынь! Д-д-дрынь-д-д-дынь!
На тропинку выскочило нечто грохочущее и скрежещущее, в дыму и копоти, на двух колесах - одно большое и тонкое, другое маленькое с толстой покрышкой; огромная фара впереди мотается из стороны в сторону.
(Иллюстрация1)
- Здддравствуй дддевочка!
- А ты кто? - Тинка была так ошарашена, что даже забыла поздороваться в ответ.
- Я - Драндулет! Хочешь прокачу? - Драндулет взбрыкнул задней частью, весь затрясся и зачихал едким выхлопом.
- Привет, Драндулет. Нет, спасибо, в другой раз!

Тинка встала перед домиком и громко, уверенно произнесла:
- Буква Д!
Раздался мягкий звон и домик распахнул дверь:
- Буква Д открыта!
Тинка заплясала от радости – вот оказывается какой секрет!
- Д-д-д-дом! В-в-в-вертолет! Б-б-б-барабан!
Она прыгала на одной ножке, называя знакомые буквы.
  «А» оказалось можно вообще – петь:  - Аааааа!
Тинка так напелась и напрыгалась, что заснула, едва опустившись в кресло, с надкушенным пирожком в руках.


Интерактивная часть

Сконструируйте объемную модель домика буквы Д из картона или сшейте из открыток – это просто: плоская коробочка с окошками вверху, на прямоугольном бруске  и два брусочка-кубика подклейте снизу
(Иллюстрация2)

Ребенок легче освоит конструкцию каждой буквы, если у него будут крупные игрушки-модели.
 Такие, чтоб "Г" взять за ножку и что-либо подцeпить как крючком, внутрь "Д" посадить пупса; в "В" можно просунуть разом обе ладошки – а из "Б" получается браслет только на одну руку.
Если вы не умеете обращаться с фанерой и лобзиком, сделайте буквы из картонa; они, конечно, проживут не долго, но такие не трудно вырезать заново.
А можно большие модели букв – связать, пошить как мягкие игрушки из плотной ткани, или, еще лучше, из замши.

Читая сказку, останавливайтесь особо на тех моментах, где героиня знакомится с буквами осязательно – показывайте малышу на иллюстрации: вот длинная "шея" буквы "Г", вот две округлости "В", вот пузо-барабан "Б", а вот у "Д" "порожки" с двух сторон.

Ребенок еще не научился различать мелкие детальки, которыми отличаются буквы; наша задача – обратить его внимание на  особенности "архитектуры" каждой буквы: сочетаниe палочек, штришков и кружочков.
 Не спешите требовать, чтобы малыш знал названия букв – пусть сперва освоится в русском алфавите, запомнит какие знаки в нем имеются.

Ребенок может еще не знать всех букв, но покажите ему греческую гамму:
- Это буква или не буква?
Когда он с уверенностью ответит:
- Не бывает такой буквы, это просто петелька! - то уже готов выучить алфавит и это не займет много времени :)

Легче всегo дети учатся друг от друга - то, что другие делают как само собой разумеющееся - схватывают влёт.
Очень здорово, если малыш имеет возможность играть в чуть более старшей компании, где ребятишки знают и используют много считалок, приговорок: скачут на прыгалке под "Лан-дыш ду-шис-тый, коте-нок пу-шис-тый..", "я-знаю-пять-имен-девочек"; выбирают водящего под классическое "На-зо-ло-том-крыль-це-си-де-ли..." или минималистичное "ста-кан-ли-мон-вый-ди-вон" – вы замучаетесь объяснять ребенку, что такое разбиение слов на слоги, а в веселой дружеской игре он это без всяких объяснений усвоит за один вечер.

"Я гружу автобус .. дровами!", "Я гружу автобус .. .. дымом!" - "Нельзя дым грузить, он не предмет!" - спорят дети постарше. "Я гружу атобус ... дурами!", ничего, бывает =)
 Ваш малыш слушает и на ус мотает, пока еще не участвует – но сколько полезного узнает даже из такого коротенького эпизода: -  оказывается предметы могут делиться на классы "то, что можно взять в руки и что нельзя".
И вот, чуть погодя, вставляет робкое "Я гружу автобус.. девочками..?", когда уже все выдохлись.  "Молодец, ты в нашей команде!" – это такой мощный стимул, с которым никакие домашние похвалы не сравнятся.

 Очень важен искренний азарт участников – дети играют "всерьез"!
Mожно, конечно, и в семейном кругу попоробовать игру "в города" -"Москва-Астрахань-Новгород" и тп, хорошо, если еще и удастся  изобразить неподдельный интерес к этому занятию =)
Но игровой опыт, получаемый детьми от старших ребят, друг от друга – этот опыт общение со взрослыми не заменит.

Не настаивайте и не побуждайте ребенка находить “на какую букву слово”, если он не делает этого сам. Он должен быть готов к звуковому анализу.
Пусть просто привыкает к идее, что слово состоит из звуков, что отдельные, разные по смыслу слова могут быть чем-то похожи  - начинаться одинаково.
 Не грузите малыша теорией – достаточно пока заронить нужное представление – для того и сказка =)