Покосы, покосы... из моего детства

Феликс Россохин
ПОКОСЫ, ПОКОСЫ... ИЗ МОЕГО ДЕТСТВА

Покосы, покосы, туманная гладь
И медленно падают росы,
Такая в душе благодать.
Покосы, покосы, туманная гладь,
И что-то заветное манит,
А что - до конца не понять.

Из известной песни, авторы - И. Матвиенко — М. Андреев.


Думая о домашних животных, из моего детства, о нашей кормилице-корове, как мне не вспомнить и о покосах. Тяжелый это труд, заготовить корове корм на длинную зиму.

Но когда дело сделано, и стоит готовенький стог душистого сена, инструменты уже все собраны, и можно направляться домой – я так любил этот момент! Не потому, что работа закончена. Нам еще идти пятнадцать – двадцать километров. Мы, работавшие, вдруг становимся какими-то другими, блаженными, чистыми, добрыми, счастливыми.

Мы идем по просеке, такой у нас был покос, лесной. Удобные луга тогда были все колхозными, и заготавливать сено нам, поселковым жителям, там запрещалось. И долго оглядываемся. Хотя стог очень быстро уже не виден, он смётан чуть в стороне, чтоб не увидел его плохой человек.

Но мы все равно оглядываемся, наверно, там что-то осталось от наших душ, и еще не улеглось, не успокоилось.

Помню, как мы с сестрой, и с мамой шли в первый раз на этот наш любимый покос, возле деревни Шурское. Самой деревни уже давно не было, остались только тополя и груды печных кирпичей. И еще тишина. Которая особенно остро ощущается там, где когда-то была жизнь. Война сюда не дошла, далеко не дошла. Но она поубивала молодых, чья родина была здесь. Она поубивала корни этой деревни. Вдовы как-то устроили свою жизнь в других местах. А старики? Куда деваются старики…

Мама с отцом предварительно уже ходили на покос и скосили траву. А теперь мы шли сушить сено, копнить и метать. Прямой дороги к лесной покосной поляне не было. И мама заблудилась, не могла найти, где начинается просека.
-Вот что, - сказала она. – Вы ждите меня на этой меже, никуда не уходите! А я дойду до лесной речушки – жилки, ее вон видно, пойду по течению вниз, и обязательно найду нашу поляну. Вы не бойтесь, со мной ничего не случится. Если по речке, то я не заблужусь. Плохих людей в лесу нет, зверей – тоже.

И мама ушла, вся встревоженная и расстроенная. Про зверей – мама сказала неправду. Люди называли это место – медвежий угол. Некому здесь было пугать зверей, на многие километры не встретишь человеческого жилья. И часто видели мы, простите, медвежьи какашки.

Солнце поднялось уже высоко. Стрекотали кузнечики. В траве было много костяники и земляники. Но мы с сестрой, ей лет одиннадцать, а мне - десять, смотрели только в сторону леса, озирая по его опушкам. Когда же покажется мамин платок?

Все тогда кончилось хорошо. Мы бежали маме навстречу, когда она вышла из леса. Бежали с граблями в руках, с вилами, с сумкой с едой, бежали, падали, вставали и опять бежали. Наверно, в том беге постепенно проходил наш страх за маму. И заменялся радостью, счастьем.

Я очень жалею, что не сходил, не наведал тот самый покос позднее, уже во взрослой жизни. Косили мы там не меньше десяти лет. И мне хотелось посмотреть, может быть, сохранились там какие-то наши вещи: носилки для копен, черенки для вил, старые грабли, какая-то утварь, не все же мы носили домой. Но вот не пришлось мне сходить туда.

И мама в свои последние годы часто говорила: «Свозите меня на мотоцикле на нашу поляну. Хочу посидеть там возле лесной речушки. Хочу потрогать траву, которая все та же. И молока холодного хочу попить из бидончика. Который прежде опустить в воду возле бережка. И еще хочу умыться ласковой мягкой водичкой. Которая, пусть уже и другая, но помнит нас. Речка-то все та же…».

Не свозили мы мамочку. И сами не съездили. И многого не сделали, чего бы она хотела. Все думали – потом, потом. Еще успеем. Но вот не успели.

А сейчас, наверно, заросла лесом та поляна. И не сено на ней можно косить, а грибы собирать. И мамы давно уже нет.

Но... песню про покосы я помню и люблю!

За синим утесом покосы, где травы хмельнее судьбы.
В заботах дремучие осы... такие же точно, как мы!
С размаху за шиворот хлещет дождинок веселый заряд,
Филина в ели глазищи, в мои не мигая глядят...

Покосы, покосы - туманная гладь
И медленно падают росы, такая в дуще благодать.
Покосы, покосы - туманная гладь
И что-то заветное манит, а что до конца не понять!

За синим утесом покосы заждались за тихой рекой,
И падает солнышко в росы... и я такой молодой, -
Отплясывал лихо и рвался рубахи большой разворот,
А утром опять собирался в покосы веселый народ!..

Покосы, покосы - туманная гладь
И медленно падают росы, такая в дуще благодать.
Покосы, покосы - туманная гладь
И что-то заветное манит, а что до конца не понять!

Покосы, покосы - туманная гладь
И медленно падают росы, такая в дуще благодать.
Покосы, покосы - туманная гладь
И что-то заветное манит, а что до конца не понять!