Тарушко

Федор Головин
     Кто и когда дал ему кличку, этого я не выяснял. В  селе  многих по кличкам звали, даже чаще чем по имени, отчеству, которые он тоже имел.
               
     Тарушко и Тарушко, но произносили кличку с каким-то уважением,  хотя  и  отсидел  в  тюрьме  три года за триста граммов пшеницы, найденной у него в кармане по чьему-то доносу.

     Посадили его уже в конце войны. Вернулся летом 1948 года. Наша встреча произошла так:
               
     Мои домашние, в один из жарких июльских дней ушли по своим делам, оставив меня охранником дома с наказом:
               
     - Не бойся, ты большой, нынче в школу пойдешь. Смотри за  домом  и  никого  не  впускай, ни с кем  не разговаривай, обмануть могут.
               
     Остался.
    
     Бдительно несу наблюдение за видимыми подступами к дому. Вижу, как  на  дороге, со стороны станции Мишкино появился  одинокий  путник.  Приблизившись  к  дому, он начал внимательно вглядываться в окна.
               
     Невольно изучаю его: коренастый, низкорослый, в серой  драной-предраной  и  штопаной – перештопанной  одежонке, состоящей из серого пиджачка и когда-то светлой рубашки, широких темных брюк и тощего «сидора» на левом плече.               
               
     Стук в ворота.               
               
     Я на крыльцо.               
               
     Он, увидев меня в щелку ворот, просит:               
               
     - Федя, открой, я брат твоей бабушки.               
               
     - У ней один брат – дедушка Митрей, других нет.               
               
     - Я сродный. Открой. Тебя не трону, не бойся. Присяду на солнышке, на бревнышки и бабушку подожду.               
               
     Голос его звучал мягко и нежно, это меня успокоило.
   
     - Я Тарушко, ты, наверное, обо мне слышал?

      Тарушко прозвучало для меня как пароль, это имя я слышал.

     Открыв калитку, я мигом взлетел на крыльцо, готовый захлопнуть дверь в сенцах на защелку, которая закрывалась очень легко.

     Он присел на бревна, снял пиджак, рубашку и начал давить ногтями вшей.

     Мне казалось, что рубашка шевелится от этой твари.

     Минут через пятнадцать во двор быстро вошла бабушка:

     - Ково  ты запустил, сказано было никому не открывать!

     - Паруша, не ругай ребенка, это я Тарушко…

     - Вернулся, живой! – Она кинулась к нему.

     - Не подходи, вшей целый муравейник.

     - Сейчас, братец, баньку тебе протоплю.

     Пробегая мимо меня к бане, которая топилась в то время «по черному», бабушка шепнула:

     - Ты его Тарушком не зови – обидится!

     Все «шмотки» Тарушкины прошли санобработку над печкой - каменкой. Сам он, отмывшись от тюремной грязи и вдоволь напарившись в бане, надел чистое отцовское белье и сел к столу, где весело шумел самовар. За чаем выдохнул:

     - Как снова родился, благодать-то, какая!
 
     - Рассказывай, как там.

     - Что рассказывать? Думал, не свидимся. На Иковке
условия всем известные…

     В последний раз видел его в 1971 году через окно больничной палаты.

     - Федор, ты помнишь?

     - Все помню и не забуду.

     - О чем вы? – Спросил друг.

     - О жизни.

     Я не забыл тебя, дядя Трофим!