Сон разума-1. Васнецова

Федор Кузьминский
FANCY-ДЕТЕКТИВ



Больше всего на свете я ненавижу себя. А потому и всех окружающих.
Чак Паланик «НЕВИДИМКИ»



1. ВАСНЕЦОВА


- Если не секрет, откуда у вас такая фамилия – Финн?

- В последнее время я отшучиваюсь, говоря, что это – аббревиатура.

- ?

- Ну, например: Феноменальный Интегратор Навязчивых Наставлений или Флегматик, Имитирующий Необузданную Ненависть…

- Сами придумываете?

- Да. В зависимости от ситуации…

- А если серьезно?

- В гражданскую войну командирам Красной Армии было трудно выговаривать фамилию моего прадеда – Кохтлаярнен. Так и появился красноармеец Финн. И произносится проще и национальность ясна. Прадед не возражал отцам-командирам, а после и вовсе сменил фамилию официально. Правда, это не спасло его от расстрела в 37-м, как английского шпиона. С тех пор весь мой род – Финны, несмотря на то, что финской крови в нас почти не осталось.

- Тогда еще один вопрос. Почему вас все называют Тин Тиныч?

-   Все те же трудности произношения. По паспорту я – Константин Константинович. Не-вы-го-ва-ри-ва-е-мо-е сочетание. Благодарить за это необходимо старикана-папашку. Он недолго раздумывал над тем, как назвать сына. Есть, правда, один позитивный момент – Константин Константинович Кохтлаярнен было бы еще хуже.

- Пожалуй…

- «Тин Тиныч» так прочно закрепился за мной, что даже на грамоте от Главы Управы ко Дню милиции…. Вот она на стене, видите? На ней написано: «Награждается майор милиции Финн Т.Т.» Хотел было возмутиться, а потом решил, что это – своеобразный раритет. Не «К.К.», а «Т.Т.»

- Имена выбирают нас?

- Наверное…. А я тоже позволю себе вопрос. Вы – потомок художника Васнецова?

- Не думаю. Я не изучала свою родословную. Тем более, что Васнецова – это фамилия от бывшего мужа. Но если я назову свою девичью фамилию, вы точно удивитесь.

- И какова же она?

- Сурикова.

- Интересно. Теперь вам придется искать спутника жизни с фамилией – Айвазовский.

- Предпочитаю Левитана.

- Ну, это уж как повезет…

Она пытается улыбнуться…


АНТУРАЖ:  Мой рабочий кабинет. На одной стене почетная грамота, на другой – подмигивающий Дзержинский. Изображение выполнено в стиле популярных в 70-е фотографий японок. Если смотреть на него под разными углами, Дзержинский подмигивает. Кто-то из зеков отличался особенным чувством юмора.
VIS-A-VIS: Было бы все замечательно – каштановые волосы, зеленые глаза, фигура «чуть-чуть на плюс», на которой прекрасно смотрится прокурорская форма с погонами младшего советника юстиции – если бы не паралич лицевого нерва с левой стороны. Если мне не изменяет память, это называется «парез».
НАПИТКИ: Черный кофе.
МУЗЫКА: Queen – A Kind Of Magic
ЦИТАТА: Даже лучший район любого города – лишь роскошный номер люкс в аду - Чак Паланик «Дневник».


Издержки профессии: служба в уголовном розыске приводит к тому, что интересных женщин ты встречаешь исключительно на местах происшествий.

Встреча со следователем районной прокуратуры Ларисой Александровной Васнецовой уже вторая.

Сегодняшнее убийство, как две капли воды, похоже на предыдущее. Мы только что вернулись с места происшествия.

- Ну, что, - произносит Васнецова, - не дай бог, у нас серия?

- Скорее всего…

- Тин Тиныч, я хотела переговорить по этому поводу…

- Лариса Александровна, я всегда в вашем распоряжении. Однако хочу заметить, наши встречи обусловлены тем, что преступления совершены на территории нашего отдела и каждый раз я дежурю в качестве ответственного от руководства. А вообще - заместителю начальника ОУР* территориального подразделения не гоже лезть в раскрытие убийств. На это существуют специально подготовленные офицеры из окружного управления.

- Ну, во-первых, - в тон мне отвечает Васнецова, - мне просто приятно с вами общаться, а, во-вторых, я не требую от вас оперативного сопровождения уголовного дела. Этим займутся, как вы справедливо заметили, господа «убойщики»…. Тин Тиныч, вы же догадываетесь, о чем я хочу спросить?

- Возможно…

Она выдерживает паузу и спрашивает:

- Кто же этот человек в растянутой футболке, с немытой головой, который появлялся на каждом убийстве? Он общается только с вами.

Я закуриваю.

Рано или поздно, ей придется все рассказать. Тянуть, действительно, не стоит.

-    Лариса, а давай на «ты»? Так проще…

- Ничего не имею против. Так ты удовлетворишь мое любопытство?
 
Фонтанирующий Источник Необычных Новостей вещает:

- Это был Леня. Леонид Игнатов. Он не является сотрудником правоохранительных органов и никогда им не был. Прежде, чем я расскажу о нем, ты должна уяснить, что полученную информацию к делу не пришьешь. Более того, ты можешь мне не поверить. Доказать я ничего не смогу, да, честно говоря, и не собираюсь…

Несколько лет назад в командировку на Кавказ отбывал мой приятель – сотрудник «убойного» отдела Марат Видов. Перед отъездом он зашел ко мне и сказал:

- Тин Тиныч, командировка предстоит нелегкая. Случиться может все. Жалко будет, если пропадет один талант. Хочу познакомить тебя с необычным человеком…

Марат из командировки так и не вернулся…

Я же, с его подачи, стал «нещадно» эксплуатировать Леонида Игнатова.

В жизни Лени все началось с удара молнии. По крайней мере, он так считает.

Выжить после разряда в сотни тысяч вольт сложно, но можно. Ему тогда было шесть лет. Он отдыхал у бабушки в деревне. Как-то, в грозу, он зачем-то поперся в чистое поле, где его и подкараулило «орудие Зевса».

Врачи были немало удивлены, не обнаружив никаких патологий, за исключением ожога на шее – Леня носил металлическую цепочку с крестиком.

Когда Лене было четырнадцать, его соседку по коммуналке, алкоголичку тетю Лену, неопределенного возраста и рода занятий, нашли в ее же комнате с кухонным ножом в груди.

После того, как милиционеры затоптали на месте происшествия все возможные следы и первичные оперативно-розыскные мероприятия сочли законченными, в квартире появился новоиспеченный вдовец – дядя Гриша. И так он стал убиваться по безвременно ушедшей супруге, что обратил на себя внимание «скорой». Горе его казалось неподдельным.

Отроку Лене все это было чрезвычайно интересно, и он наблюдал за происходящим из коммунального коридора.

Когда мимо него проносили тело, из-под простыни свесилась рука убитой соседки. Леня не испытывал страха перед покойниками, поэтому взял руку тети Лены и положил обратно на носилки.

В этот момент все присутствующие обратили внимание на то, что подросток как-то необычно дергает головой. Глаза его при этом были закрыты.

Как описывает это сам Игнатов, возникает ощущение, что в глаза бьет фотовспышка. Мощнейший пучок света, после которого он видит то, что видел покойник за несколько мгновений до смерти.

В тот раз он увидел дядю Гришу с безумным лицом и кухонным ножом в руке.

Леня счел необходимым рассказать увиденное милицейскому начальнику. После небольшого нажима дядя Гриша «раскололся» и громогласно грозил наложить на себя руки, «ибо нет ему прощения!». После, в камере орал, что все менты – козлы, а на суде отказался от своих первоначальных показаний.

Но интересно другое. Ушлые районные опера просекли, что парнишка не прост и решили убедиться в этом при случае.

После неоднократного привлечения его к «работе на месте происшествия», разумеется, с разрешения родителей, выяснилось следующее.

Леонид действительно видит то, что видит жертва за несколько секунд до кончины, но только в том случае, если он дотрагивается до трупа не позднее двух-трех часов с момента наступления смерти.

Стоит ли говорить, что ночные звонки в квартире, где жили Игнатовы, стали в то время обычным делом?

Возмущение родителей слегка гасили периодические беседы с сыщиками о «карающем мече правосудия» и, конечно же, о «святом деле борьбы с преступностью».

Но вот вопрос!

Если убийца, описываемый подростком, никому не знаком, как фиксировать его облик? Словесный портрет не всегда эффективен.

Здесь желания мальчишки и потребности уголовного розыска странным образом совпали.

Леня никогда не хотел работать в милиции. Его, почему-то, мало привлекала наша «романтика будней». С раннего детства он неплохо рисовал и мечтал стать художником. Весьма закономерным стало его поступление после восьмого класса в художественное училище.

Так в нашем РУВД** (тогда они еще существовали) появился «полицейский художник».

Правда, лет в шестнадцать он пропал почти на год. Случилась какая-то неприятная история. Игнатов даже лечился от нервного срыва. Подробности мне неизвестны. Марат Видов как-то упоминал, что причиной всему не работа, а неразделенная любовь.

Так или иначе, Леня закончил училище, отслужил в армии и вернулся в разгар «лихих 90-х». Так, кажется, их теперь называют. Он и не предполагал, насколько ценным окажется его дар в эти годы. Сверхспособности, «разбуженные» ударом молнии, пришлись, как нельзя, кстати…

Основная масса районных «убойщиков» к этому времени покинула стройные ряды непримиримых борцов за торжество закона. Видов оказался единственным «стариком» и начал всячески опекать Леонида.

Марат ухитрился построить работу так, что о талантах Игнатова почти никто не знал в Главке. Леня не фигурировал ни в каких официальных документах. Своему непосредственному руководству майор Видов докладывал только необходимый минимум.

Руководство РУВД не очень-то радовало наличие в «убойном» отделении помощника-экстрасенса. Что толку от несметного количества нарисованных мерзких рож? Чего стоит рисунок человека, закрывшего глаза и несколько раз дернувшего головой? Он даже не свидетель! Рисунок нельзя подшить в дело, это не фоторобот! И самое главное – необходимые вещественные доказательства находить и фиксировать «новые русские опера» потихоньку разучились. Да и неохота им было…

Говоря по правде, на кой черт нужен портрет преступника, если о личности его ничего не известно? Вот, если бы он свой паспорт на трупе оставил…

Леня все это видел и периодически впадал в депрессию. Для творческой личности он слишком ответственен.

И, тем не менее – насколько точны были его портреты! Если преступника удавалось задержать и сравнить оригинал с изображением, сомнения в таланте Леонида исчезали даже у  законченных скептиков!

А сейчас на подходе очередной «депресняк». Игнатов  не видит  убийцу…



Васнецова тушит сигарету в пепельнице и спрашивает:

- В каком смысле «не видит»?

- Ты заметила, что сегодня на месте происшествия он вел себя достаточно неадекватно?

- Пожалуй…

- В первом случае Леонид сообщил мне, что перед самой смертью жертва смотрела на офорт Франсиско Гойи «Сон разума рождает чудовищ». Лица убийцы он не видел. Сегодня повторилось то же самое. Это последнее, что видели убитые женщины, перед тем, как отдать богу душу.

Я показываю следователю репродукцию, распечатанную из интернета. Она внимательно ее изучает.

- А что такое «офорт»?

- Гравюра на металле. Металлическую пластину покрывают лаком, выцарапывают рисунок, а потом травят кислотой. Эта пластина и любой печатный оттиск с нее и называются офортом. С одной пластины можно получить несколько разных отпечатков. Офорты очень любили художники-экспериментаторы. Таким был и Гойя.

- Но на местах происшествий подобной картинки не обнаружено, - замечает Васнецова.

- Совершенно верно. А теперь вспомни расположение тел.

- И в первом и во втором случае женщина лежит на столе, лицом вниз. Руки и ноги раздвинуты в стороны. Запястья и щиколотки привязаны бельевыми веревками к ножкам стола…

- Напоминает препарированную лягушку…

Она как-то странно смотрит на меня и произносит:

- Можно сказать и так…

- Не надо смотреть осуждающе. Препарированная лягушка – символ победы естествознания…. Ну, да ладно…. Куда обращено лицо жертвы?

- В пол, естественно.

- Это после смертельного удара кастетом по голове. А во время истязаний голова запрокидывалась и жертва, волей-неволей, смотрела на стену перед собой.

- Скорее всего…

- Так вот, на стенах и в первом и во втором случаях я обнаружил еле заметные следы от канцелярских кнопок. На стены вешалось что-то формата А3.

- И каждый раз убийца уносил изображение с собой?

- Несомненно.

- Если Леонид не ошибается, что это может значить?

- Понятия не имею!

- Он потому был сегодня такой дерганый?

- Думаю, да.

Она задумывается на минуту.

- Надо подумать…. «Убойщики» сейчас выясняют, помимо прочего, не связаны ли жертвы между собой.

- Замечательно, только я настоятельно советовал бы им - прежде, чем что-либо делать, тоже подумать, - язвлю я.

Васнецова снова закуривает. Я наливаю кофе нам обоим.

- Еще один вопрос, - произносит Лариса, - ты ему доверяешь?

- Скорее да, чем нет. Он – слегка закомплексованный, рефлексирующий художник. Занимается дизайном интерьеров и пишет неплохие пейзажи. На сегодняшний день люто ненавидит портретную живопись и рисунок. Думаю, не надо объяснять, почему? Он – бесхитростная личность. На его месте я бы вообще в депрессию не впадал. Видел то, что видел, а интерпретировать – удел сотрудников органов. Именно нам, а не ему, необходимо понять, что все это значит.

- «Сон разума…» А если это своеобразное послание убийцы?

- Послание?

- Да. Причем не жертвам, а нам или самому Леониду…?



(Продолжение следует)





ПРИМЕЧАНИЯ:
*ОУР – отделение уголовного розыска
**РУВД – региональное управление внутренних дел