Американская школа. Финансирование и налоги

Михаил Абрамов
ФИНАНСИРОВАНИЕ И НАЛОГИ

Итак, Алешка пошел во второй класс. Английский он не знал совсем, но уже через пол года ему удалось освоить курс второго класса, а за вторую половину он кончил третий класс. В чем тут дело? Как мальчику, отнюдь не вундеркинду, со способностями слегка выше среднего удалось почти без языка пройти за год программу второго и третьего классов? Ответ в том, что американская школа обучает детей с меньшей интенсивностью, чем советская.
 
Надо сразу заметить, что термин «американская школа» весьма условен. Школы в Америке не управляются централизованно из Вашингтона. Министерстово Образования США создано сравнительно недавно, в 1980 г., и многие консерваторы до сих пор требуют ликвидировать это министерство и прекратить неконституционное вмешательство федерального правительства в локальные дела.

В отличие от советского Министерства Просвещения американское не может издавать обязательные для исполнения циркуляры. Единственный реальный рычаг, которым пользуется федеральное правительство, когда хочет повлиять на местные школы, - забрать федеральные деньги. Кстати, это небольшие суммы. Доля федеральных средств 5 -10%, остальные затраты несут местные жители, порядка 40 - 50%, и штаты и графства 30 - 40%.

Хочу оговориться. Я был не совсем прав, сказав, что федеральное правительство не может вмешиваться в школьные дела. Есть исключения: когда Конгресс США принимает федеральный закон, школы обязаны подчиниться.

Одним из примеров является федеральный закон, требующий, чтобы публичные школы обучали детей со всякого рода отклонениями, включая психические, причем обучение чаще всего должно быть вместе с регулярными школьниками. Это еще один замечательный пример «благих намерений, которыми ад вымощен». В одном классе учат вполне нормальных детей и детей, которые не обладают способностью усвоить программу. Конечно, учиться в одном классе с такими детьми очень трудно, а порой просто невозможно.

Кроме того, федеральное правительство очень скупо оплачивает нужды детей с отклонениями. Если дефектов у ребенка несколько, то, чтоб приспособиться к его нуждам, требуется порядка 20 тыс. долларов на ученика и школа обязана терпеть эти затраты. Если нет -  суд заставит и еще дороже будет с оплатой моральных издержек. Все эти немалые расходы ложатся на местных налогоплательщиков. Это приводит к тому, что люди, кторые озабочены образованием детей, бегут из таких школ и переезжают в другие районы. А те, кто богаче, отправляют детей в частные школы, где никаких мандатов нет.

Помню, когда я впервые получил от нашего «дистрикта» счет на оплату почти 2 тыс долларов, я совсем растерялся, Откуда он взялся, этот налог? Разве я уже не заплатил налоги федеральному правительству, штатному правительству, своему графству, наконец. Почему надо платить за школу отдельно? О, это великая мудрость государства. Все те налоги, что я платил до сих пор, потому и не включают школьные налоги, что школа мне нужна, а все, что у меня отбирали до сих пор, не так уж и нужно. Полеты на Марс, войны, тюрьмы, субсидии банкирам и богатым фермерам - на это забирают безоговорочно. А теперь плати за школу. И тут никуда не денешься.

В чем же отличие американской школы от советской, в которой учился я.

Первое, наиболее существенное, что бросается в глаза, -  это срок обучения. Американец учится - 12 лет, а не 10 лет, как мы привыкли. Американцы идут в школу в 6 лет. Первые пять лет они проводят в начальной школе (Elementary School), будем в дальнейшем говорить ES, потом 3 года  в средней школе (Middle School), назовем MS, и 4 года в школе для старшеклассников (High School), назовем для удобства HS.

Уже из этого видно, что американский ученик топчется в школе довольно долго. Но может быть это «топтание» приносит хорошие результаты? Оказывается - нет. Если сравнить показатели 15 летнего американца с его сверстниками из других 30 развитых стран, то окажется, что средний американец уступает среднему ученику из этих стран: в изучении научных дисциплин -14 место (Россия 26 место) и в математике - 19 место (Россия 22 место). Это притом, что средние затраты на ученика в США 11 000 долларов в 1,5 раза выше средних затрат остальных развитых стран (7 343).

Когда речь идет о средних затратах, то понятно, что за средними цифрами скрывается вопиющее неравенство. Поскольку, как я уже писал, основное бремя несут местные жители, школы в бедных регионах - бедные, а в богатых - правильно - богатые. Иногда, правда, бывает, что никакие деньги не помогают. Чаще всего в больших городах. Так, в столице США, Вашингтоне, тратится 12 979 долларов в год на ученика, но оценки учеников одни из самых низких в стране. Причин тут, конечно, много. О некоторых я уже писал в первой части. Понятно, что одних расходов на обучение недостаточно, если они не подкреплены культурой потребления этих расходов. Но об этом и о структуре управления школами мы еще будем говорить.

P.S.

***

"Более того, существуют тревожные факты: в 1990 году доход работающих супругов обладал лишь чуть более высокой покупательной способностью, нежели средний доход работающего мужчины в 1910 году. По сути, два работника приобретаются по цене одного – исход, который могли бы предвидеть экономисты Адам Смит и Давид Рикардо, – и невидимой социальной ценой всему этому явилось разрушение семьи, утрата роли дома как убежища или безопасной пристани и растерянные дети, с колыбели воспитываемые чужими людьми."

"Но «современная школьная система», в том виде, в котором мы ее знаем, возникла в ответ на две «красные угрозы» – 1848 и 1919 годов, – когда властные структуры испугались возможной революции. Частично внедрению всеобщего школьного образования способствовал также ужас американских семей перед национальными культурами кельтов, славян и латиноамериканцев, хлынувших в страну в сороковых годах девятнадцатого века, и неприятие католической религии, носителями которой те являлись. Безусловно, третьим фактором, способствовавшим созданию детской тюрьмы под названием «школа», была растерянность этих самых «настоящих американцев», вызванная изменением положения в обществе афроамериканцев после окончания Гражданской войны."

" С двадцатых годов XX века рост школьной бюрократии и внешне менее видимое развитие полчищ наживающихся на современной школьной системе отраслей производства расширили институциональную хватку настолько, что в ее лапы теперь попали и дети средних слоев населения."

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

Первая статья
http://www.proza.ru/2009/10/08/258

Следующая статья
http://www.proza.ru/2009/10/10/393