Сердце свидетеля 2005 и Последнее искушение Христа

Ирина Гончарова
http://366weirdmoves.com

"Избранные статьи 366weirdmovies, переведенные на русский" выкладывается по соглашению с автором. Все права на тексты принадлежат 366weirdmovies и должны цитироваться с ссылкой на автора. Перевод мой.

HEART OF THE BEHOLDER (2005) & THE LAST TEMPTATION OF CHRIST (1988)
"Сердце свидетеля" (2005) и "Последнее искушение Христа" (1988)

Oct.01, 2009 in Alfred Eaker's Fringe Cinema

By: Alfred Eaker
Альфред Икер

В 2005 году Кен Типтон [Ken Tipton] сделал труд своей любви, инди-фильм «Сердце свидетеля», о подлинной истории семьи, которая владела небольшой сетью видеопроката в Сант-Луисе, штат Миссури в 1980-х и о том, какие последствия для семьи имел выпуск видео "Последнее искушение Христа».

 «Граждане за пристойность» [The CFD] приехали, когда владельцы сети собирались представить противоречивую киноленту Мартина Скорцезе. Эти богобоязненные шовинистически настроенные американцы, размахивающие красными, белыми и голубыми флагами, пришли толпой, чтобы уничтожить, извести работников фирмы в буквальном смысле слова, угрожая их жизням, их семьям и бизнесу.

Подобные им американцы несомненно спалили альбомы Цыпленока Дикси [Dixie  Chick], когда эта группа критиковала «посола Бога на Земле», Джорджа W-младшего, и такие же американцы все еще посещают веб-сайт «Сердце свидетеля», говоря г-ну Типтону и компании, что они на пути к аду, а пока несомненно с удовольствием представляют себе, как они зажаривают кинорежиссера. «Сердце свидетеля» чертовски важная, отчаянно необходимая кинолента.

Хотя «Сердце свидетеля» получила хорошую прессу и даже несколько наград, совершенно очевидно, что ни один кинопрокатчик даже не прикоснется к ней. Возможно, кое-кто думает, что создатели фильма получили поддержку, например, от автора фильма  "Последнее искушение Христа" (1988), Мартина Скорцезе, и т.д. Тем не менее, даже в таких важных делах, первое слово за деньгами.

Любой, кто думает, что религиозные права не являются основополагающим элементом, и их не следует воспринимать очень серьезно, наивно ошибаются. Религиозные права, сознательно или подсознательно, по-прежнему внушает страх коммерческого успеха или неуспеха.

В течение того же десятилетия, обеспокоенный фундаменталистский священник из Индианы начал кампанию против «Новых приключений Майти Мауса» Ральфа Бакши по снятию его с эфира, и, как ни удивительно, это ему удалось, несмотря на то, что Майти Маус является одной из наиболее серьезных и творчески удачных телевизионных программ за последние тридцать лет.

И вовсе не по иронии судьбы несколько лет назад наше моральное большинство сделало подарок в кассу Мела Гибсона за его Летальное порно об Иисусе «Страсти Христовы», который оказался самым оскорбительным фильмом всех времен по этому вопросу. Фундаменталистская церковь повезла на автобусах свои приходы, включая детей, в местные кинотеатры, чтобы лицезреть пытки Иисуса в исполнении Мела. Даже ориентированные на семью Wal-Mart (супермаркеты с сетью видеопроката – прим. переводчика) заполнил свои полки этой щекотливой пленкой, чтобы удовлетворить фундаменталистов. Ее антисемитский тон пугающе вопиющий, и для всех тех, кто защищал фильм от заслуженной критики, и арест Мела, который должен бы последовать спустя несколько лет, требует громкого "Я же вам говорил". Удобный брак христианства с антисемитизмом является одной из величайших и трагических нелепостей, и имеет далеко идущие последствия: например, серия карикатур на Иисуса, которую навязывали христианской телевизионной станции несколько лет назад. На ней был самый белый англо-саксонский Иисус, из когда-либо изображенных, преследуемый противниками с огромными крючковатыми носами.

"Последнее искушение Христа" является несколько непоследовательной, но блестящей лентой, которая пытается исследовать значение и последствия этого вопроса. Только «Евангелия от Матфея» Пазолини содержащит сопоставимое дыхание духа (но, поскольку оно было сделано за приблизительно 75 центов, то не вдохновляет на далеко идущий, провокационный отклик. Ирония заключается в том, что все еще нужны деньги, звезды и корпоративное спонсорство для получения любого рода признания, даже провокационного толка).

"Последнее искушение Христа" это любимая, честная адаптация романа Никоса Тазантакиса, 1951 г. Его крупнейшим недостатком был выбор на роль Назаретянина  Уиллямо Дефо, который сыграл его кротким. Многие критики того времени  выделяют Иуду в исполнении Харви Кейтель с  акцентом жителя Бронкса, но он навряд ли приводит так в замешательство, как этот неубедительный, нехаризматический пророк.

Существенно выделяются два менее важных исполнителя: это недооцененная Барбара Херши [Barbara Hershey] в роли Марии Магдалены, и гипнотически покоряющий своей игрой Понтий Пилат в исполнении Дэвида Боуи [David Bowie] (который также преступно недооценивается как актер).

Питер Габриэль [Peter Gabriel] создал идеальный саундтрек для этого жгучего фильма духовного поиска. «Последнее искушение Христа» это фильм о том, к чему необходимо стремиться, как это делал сам его герой. Лицемерные противники, которые окружали его и преследовали его сторонников, так живо изображенные в «Сердце свидетеля», к сожалению, доказывает тот факт, что на протяжении последних 1700 лет преследования христиан происходило, в основном, изнутри, а не со стороны нехристиан. Агрессивные фундаменталистские христиане являются типичными представителями общества, которое многое взяли от вундеркиндов, которые набрались от хулиганов высшей школы по футболу, чтобы потом самим стать хулиганами в колледже.

Больше информации о «Сердце свидетеля», в том числе, многочисленные клипы с комментариями режиссера, можно найти на веб-сайте фильма: http://www.beholder.com/. Смотреть его с «Последнее искушение Христа» и произносить тост в честь покойного Джерри Фалуэлла [Jerry Falwell]*.


* Джерри Фалуэлл был американским евангелическим христианским пастором, телепроповедником и консервативным комментатором. Фалуэлл сам отказался от фундаментализма в пользу евангельской церкви.

Tags: 2005, Controversial, Free speech, Independent film, Jesus, Ken Tipton, Martin Scorcese