Жизнь в Midain или на темной стороне музыки

Михаил Философ
Кажется, это было так давно, я хорошо помню тот зимний день, когда впервые отправился с Вовой-Мясником на книжный рынок “Динамо” одно из единственных мест помимо неформального музыкального магазинчика (а точнее в то время просто ларька Nikta) в моем городе Ростове-на-Дону, где продавалось ведущее издание о тяжелой музыке.  Как и сейчас, позиционирует  себя Dark City, в то время он освящал, да и сейчас, в общем, освящает жизнь очень популярных неформальных преимущественно зарубежных команд. Большая часть действительного андеграунда экстремальных направлений metal музыки  было представлено в “М-ке” (Metal Music Magazine), они отличались друг от друга качеством печатной бумаги, если DC это была цветная полиграфия, то в “М –ке” черно-белые листы. Я взял и тот и другой журнал, благодаря обоим издания значительно расширил свой музыкальный кругозор, несмотря на то, что я слушал Metal уже почти год как, я еще много не знал, таких например замечательных коллективов как My Dying Bride, Anathema, Morbid Angel, и много кого еще. Как сейчас помню, что на обложке DC была рожа Шаграта с дубиной в руках лидер Dimmu Burgir(Дима Багров как иногда называли металлисты этот коллектив), а номер этот был примечателен тем, что в нем в рубрике почта велись крайне интересные дискуссии. И вот как раз в этом номере обсуждалось одно предыдущее письмо, наделавшее огромного шуму. Писал один по видимому лет под 40-50 достопочтенный дядя с неимоверно дурацким Nickname Бильбо. Так вот дядя Бильбо превозносил до небес великих The Beatles, и классический рок и резко без повода особого наехал на металлическую братию. В частности он грозился отшлепать black металлистов, досталось и готам, и металюгам. Шквал  гнева не последовал долго ждать, было все и мат, и прямые угрозы, но были и письма которые убедительно доказывали, что он ошибся адресом, и которые достойно логической критикой убедительно доказывали, что metal искусство не меньшее, чем любимый The Beatles. В ответ дядя Бильбо которому, все кому не лень выказывали свой fuck, написал я погорячился, а the Beatles все же великие, и сказал фразу, которая запомнилась мне надолго. Поймите, же мы с вами живем, не в каком ни будь, Midian, а в реальном мире. Midian один из самых известных альбомов культовых Cradle of Filth (конечно они играют не ради искусства, а ради денег, конечно это не true black, а коммерчески symphonic black), но CoF не слышал только ленивый с ними сталкивались все, и достоинств у них тоже не мало. В свое время я тоже сильно увлекался Крэйдлами, и до сих пор люблю их творчество вплоть до того самого Midian, включительно. Так вот Midian выдуманный город, где живут или потерянные души, или искалеченные души после смерти, я так до сих пор и не понял. Дэни (лидер CoF) все это выдумал, на основе классиков готической литературы, того же Говарда Лафкрафта, и собственной фантазии. Я часто стал думать сейчас, что люди, которые увлекаются тяжелыми экстремальными группами не только в плане их гитарного звучания, но и той эмоциональной атмосферой, которая несет собою музыка, зачастую уходят в мир темной фантазии. Неформальная тяжелая музыка в самых различных ее направлениях отражает либо то темную сторону окружающей нас  действительности (социальное неравенство, людские пороки),  либо что гораздо чаще это темный мир фантазий, это такая страшная сказка. Одним словом то, что мало или почти ничего не имеет общего с действительностью. Когда вы видите обложки альбомов этих групп то можно подумать, это либо иллюстрации  к фильму ужасов, либо картинки к фантастическим романам. Однажды заметив у меня диск какой-то группы, одноклассники невольно спрашивали меня что это? Компьютерная игра? Они бы никогда не подумали, что эта обложка музыкального диска. Если хоть на какое то время отклониться от мнения о том, что грязные патлатые мужики трясут головой на сцене, что солист что-то невнятно орет, что в зале твориться безумие. Если привыкнуть к тяжести звука, можно узнать, например, что эта музыка требует и большой  фантазии композитора порою, что есть стили, в которых гитарные рифы и соло на электрогитаре ох как нелегко играть. Что есть творческие личности которые уникальны, не меньше чем люди общеизвестные, они уникальны каждые по своему. Эта музыка она, увы, тоже бизнес, как ни горько, и что коллективы добившиеся огромного успеха пожимают большие деньги в андеграунде. Но она не в пример честнее порою, чем популярная музыка, в том числе популярный рок.
О чем она? Есть ли в ней смысл? Да есть, не во всех, увы, стилях, такой большой стиль как например death, с его ответвлениями, в том числе grind core, brutal, почти целиком можно в плане смысловой нагрузки вычеркнуть. В большинстве случаев в нем тексты не имеют значения, а гроул вокал и его разновидности, сделает, так что при большом желании слов не разобрать, если у вас на руках нет текста. Там важна техника исполнения, творческий почерк, за это его и любят, а еще и за то, что это действительно одна из самых тяжелых и экстремальных разновидностей музыки. Хотя встречаются и хорошие коллективы в смысле текстов, например Death(поздние альбомы), Napalm Death и Nasum (одни из патриархов grind core, много текстов о политике, социальной обстановке), некоторые альбомы Obituary, и одни из самых оригинальных товарищей это Nile (мифология древнего Египта). Зачастую альбомы  коллективов играющих Death и его ответвления, отличаются намеренно шокирующим оформлением альбомов, и шокирующими текстами, хотя сами участники, это просто суровые парни, с хаером по плечи или пояс, любящие камуфляжные штаны, тяжелые сапоги. Это в большинстве случаев нормальные люди, с семьями, и детьми, почти все довольно веселый народ.
В тяжелой музыке почти нет светлой тематики, если только это не pagan, folk например все таки прославлять природу и языческих Богов это дело, где помимо тьмы нужно что светлое.   Или есть, к примеру, очень слащавый стиль power он в общем неплохой, но мне не по душе. Он очень светлый, там поется о фантастических мирах в основном, но даже если и не о них в музыке чувствуется свет, но он слишком отдает коммерческой попсой. Можно встретить свет и в банальном классическом heavy metal былое мое восхищение этим стилем, почти забыто. 
В основном тяжелая музыка говорит о разных сторонах зла, тьмы, прекрасно сказал как то композитор Эдуард Артемьев, что тяжелая музыка может выразить состояние человека в минуту душевных мук, отчаяния, преступления. Это как мир темной романтики, и так и призыв к агрессий, ненависти, это бунт против моральных норм общества. Но для человека с неустойчивой психикой кончается очень плохо. Распространенное явление жизнь в своем закрытом внутреннем мире, а бывает и так человек открыто встает на путь зла. И тогда он становиться, к примеру, тем же сатанистом, реально практикующим магию и черный оккультизм. В тяжелой музыке очень много богоборческих мотивов. Но это честный путь, а не путь по которому часто идут люди, которым нет ни какого дела до metal музыки. И которые считают неформалов жалким отребьем, праздными гуляками. Последнее утверждение частенько находит свое подтверждение.
В отличие от рока который, не только порицает общество, человека и его пороки, он еще и говорит давайте изменимся к лучшему. Metal описывая те же язвы и пороки, в еще более жесткой форме,  констатирует их факт, но не предлагает нам меняться, хотя я могу и ошибаться. В некоторых стилях тяжелой музыки, можно встретить и призывы измениться в лучшую сторону. Тот же классический heavy metal в годы своего расцвета призывал изменить мир в лучшую сторону. Тем не менее, мне нравиться эта музыка. Удивительно, как я к ней все - ж таки пришел.
Зачастую тяжелая музыка говорит об тяжелых эмоциях, человека, концентрируется на нем самом. Ну вот буквально недавно я смотрел тексты песен известной шведской группы Katatonia, приведу пример, ее текст, и текст уже ставшей легендарной Anathema,
"Нерв"

Наверху пути светлы
Дождь их раздробил
Безжизненность стены
Нерв боль ощутил
Залитое красным светом лицо
Люди в проходах арок
Зеркала мертвецов
Свинцовые взгляды

Постоянно себя угнетаю
Печальней зрелища не сыскать
Миры шума и миры света
Не стоит этого ожидать
Недостаточно близок к тебе
Чтобы услышать дыхание вздох перехватить
Но слишком близок к самому себе
Чтобы сделать шаг и мимо пройти.
Katatonia альбом Discouraged Ones
Empty
"Пустой"
Пустой корабль под солнцем, вытри песок с моего лица.
Очередное утро чёрного воскресения, приходит вновь
Та боль опять, корабль пуст, а я – пустой бутылью жду дождя.
Кровь с моего лица смой, очисти от чувств разум мой,
Я снова ощущаю эту боль!

Я озираюсь, ведь миллионы прошепчут, и я вновь убью себя,
Умру быстрее, может случиться, но ничто более не длиться.
Вспоминаю ту ночь, когда получил удар в спину,
И это возвращается, и поток боли нахлынул.

Я тебя ненавижу, порицаю, ведь боль меня ещё терзает.
Ты уходишь без царапины и следуешь счастливому пути.
Я должен смеяться, но лучше не поворачивайся ко мне спиной.

Трогательное противостояние,
Они – причина моего состояния.
И за ними я вернусь.
Я нашёл выход из этой печальной ситуации:
Ничего не осталось кроме как убить себя –
В душе слишком пусто...

Lost Control
"Потерял контроль"
Жизнь обманула вновь меня,
Я признаю, что многое не изменить.
С моего позволения вашими умишками преувеличена моя агония,
И это оставляет меня в химической зависимости ради здравомыслия.

Да, я падаю... как долго лететь мне до земли?
Я не могу ответить, что за страх мой дух сломил.
Тебя удивляет, почему я одиночества искал?
Правда ли я контроль над собой потерял?

Я приближаюсь к финишной черте,
Я понял, чем мог бы стать.
Не могу уснуть, беру передышку, за самой бравой маской пряча лик,
Я признаю, что потерял контроль.
Anathema альбом Alternative 4.
Пока это только первая часть, и напоследок текст о социальной несправедливости. Группа Slayer
Cast Down
"Угнетенный"

Отчаянье, пустота
Ты понимаешь, что ненависть опустошила тебя
Склони чело, вкуси прах; с каждым днем
Это делать все труднее
Просто найди причину не убивать себя
Самоубийство на улице
Ты видишь повсюду это размножение
Оно начинает хоронить тебя в
самоубеждающем непринятии

Так что теперь ты опустошен, сломан
Я понимаю твое неведенье
Пробиваю поверхность твоей неуверенной души
Очередная доза, делаю укол
Ищу то место, откуда вещает Господь
Каждый раз, когда ты обретаешь его
Он просто вновь наносит тебе удар в спину

Никто не слышит тебя
Зараза твоего общества
Я не стану осуждать тебя
Когда кровь лишит тебя жизни

Отброшенный и выброшенный
Ты – живой мертвец
Игла притупляет боль
Всего твоего страдания
Вот где мир денег ничего не значит

Ты лишь цифра статистики в тени реального мира
Система обманывает тебя, точно также как обманула меня
Ад – это дом на бетоне
Там где город истекает кровью
Америка – дом свободных
Страна долбанного разочарования

Отчаянье, пустота
Изоляция насилует тебя ежедневно
Склони чело, вкуси прах, заройся поглубже в свою могилу
Невозможно найти оправдания
Нельзя найти то, ради чего стоит жить
Нечестивый, ему плевать
Что ты решаешь убить себя
В мире, что питается ненавистью
Ты брошен здесь, просто чтобы сгинуть
В своей картонной тюрьме, асфальтовой пустыне

Никто не видит тебя
Зараза твоего общества
Я не стану осуждать тебя
Когда кровь лишит тебя жизни
Slayer альбом “God Hates us all”
P. S Извините если кого обидел, к группе The Beatles лично у меня уважительное отношение, но не более, к сожалению их музыка не трогает меня.

В этой части своего повествования я бы, наверное, хотел рассказать больше не о музыке, а самом себе, что привело меня к metal музыке. Может быть, я давно живу по программе самоуничтожения. Когда-то давно, в детстве, еще учась в школе, когда та же Metallica или Ария  были столь популярны, я никогда бы не подумал,  что я тоже буду их слушать. Я никогда не следовал изменчивой моде молодежного вкуса. Я искренне не понимал, что такое metal, ибо это слово связывалось у меня со своим первоначальным значением. И также я не слушал рок, мой музыкальные вкусы в то время были сильно ограничены. Я любил слушать музыку просто так, как все дети веселиться, прыгать по комнате. Мне достаточно было того, что - было у моей матери. Помню у нас был старый кассетный магнитофон, несколько кассет, это были шведская ABBA, какие то сборники эстрады, и Демис Руссос. И все и я не задумывался над тем, что есть что-то ещё. Когда была возможность я не поступил в музыкальную школу большей части только потому, что это был интернат, и там преподавали специально, для того чтобы играть потом в военном оркестре. Да и способностей у меня к музыке не было, а главное не было интереса, мне казалось, что музыка меня совершенно не привлекает. Сейчас, я жалею, что у меня нет хоть какого-то музыкального образования, что бы хотя бы играть, на чем ни будь. Потом в моей жизни появились те е The Beatles, и Ролинг Стоунс, это были всего лишь две кассеты так сказать the Best. Но не могу сказать, что они оставили в душе, какой то особенный след, я уважаю и тех и других, но эта музыка уже совсем меня не трогает. Когда я неожиданно  слышу песню из детства меня охватывают приятные воспоминания, но у меня нет желания слушать это целенаправленно. И о Боже, когда-то я слушал Шансон, был такой период, когда меня это сильно привлекало, впрочем, и сейчас остался исполнитель, который мне нравиться это Петлюра (покойный), может быть от того, что он пел о любви, его творчество так трогало меня. Рок вошел в мою жизнь в один из наиболее тяжелых периодов в жизни, как ни странно в одно время с шансоном. Расставание с первой детской и сильной влюбленностью в одну очень красивую эгоистку. Большой скандал у родственников в деревне по моей вине, травля в школе, и даже мысли о самоубийстве. Странно, но первым исполнителем был Игорь Тальков, его я слушаю до сих пор. А уже потом русский рок в традиционном ключе. Но я слушал далеко не многое, первое знакомство с русским роком произошло благодаря статье, представьте в энциклопедий для детей в томе посвященном русской литературе XX века, была дельная статья о русском роке. Конечно это были Цой, Наутилус, Янка Дягилева, пытался слушать Аквариум, Зоопарк и не понял их да и не хочу особенно понимать. Но я бы так и мешал Шансон и русский рок, если бы не произошло событие, в корне изменившее многое в моей жизни. Сильная влюбленность в одну очень красивую девушку Алису, до сих пор это имя взывает у меня трепет. И если у меня будет дочь, я хочу назвать ее Алиса.
Сейчас эти воспоминания хоть боль для меня, а все же очень греют душу мне. А тогда и за этих отношений, хотя трудно назвать это отношениями, это была какая то навязчивая почти маниакальная безнадежная влюбленность с моей стороны, которая кончилась очень печально и холодно. Тогда я мысленно послал жизнь к чертовой матери, да я поставил крест на самом себе. Единственное мое желание в то время забыть ее, возненавидеть любовь, сделать сердце осколком льда, тогда эта песня Арий так многое отражала. Подумать мне было всего 14 или 15 лет, 9 класс школы. К этому примешивались проблемы с мамой,  родственниками, и травля в школе. Мне нужна была только ненависть. А еще в мо мне был сильный бунт, который продолжается до сих пор. И вот в мою жизнь входит мой друг детства, в то время он сильно любил metal. Узнав, что я слушаю Арию, и русский рок, он только посмеялся. И сказал мне забудь слово Рок есть только metal. Поначалу я не сильно слушал группы, играющие экстремальный metal, я слушал классический heavy metal, типа Iron Maiden, Manowar. Лишь потихоньку переходя на экстремальщину. Мне полюбились Metallica, Slayer, и даже Obituary. А потом когда Сом познакомил меня с Ильей, он окончательно своим авторитетом и убедительнейшими доказательствами убедил меня  в отстое Iron Maiden, Manowar, и уж тем более Арий. Но дело было не только в этом, я сам был предрасположен к этому мне больше чем когда либо нужна была агрессия, драйв, мрачность, все это есть только в экстремальных стилях. Как то поставив сначала запись Арий которые были крайне спокойны и даже не драйвовали, он поставил мне бразильцев классиков Sepultura., контраст происходившего на сцене и жесткость и правдивость клипов поражали наповал. И все теперь крайне редко слушаю просто рок, кроме нескольких исполнителей. Конечно, мои взгляды изменились, это сейчас мой музыкальные взгляды столь широкие. Я слушал экстремальные стили тяжелой музыки, такие группы как Slayer, Sepultura, Sodom, Kreator, Deicide, Cannibal Corpse, Obituary, Napalm Death, Cradle of Filth, Emperor, Behemoth, Mayhem, Burzum и с десятки других команд. Ко всему этому я потихоньку примешивал doom, gothic, игравшие более спокойную, но эмоционально давящую музыку. Но главное, что творилось в душе, ненависть, отчуждение, агрессия, и еще наклонности сатаниста. От ненависти к любви, к примеру, от глупых проклятии про себя в адрес влюбленных пар. Но на моем пути были люди, которые смогли меня избавить от такой глупости как ненависть к любви, хотя я до сих пор размышляю о вечных вопросах, а она вообще есть любовь. Я очень благодарен одной очень мудрой женщине психологу, которая смогла понять меня, и переубедить. Постепенно мои взгляды изменялись. И мне стало тесно в тисках тех музыкальных воззрений, которыми окружали меня мои друзья. Я до сих пор вижу консервативных металлистов, у которых в голове один бессмысленный и тупой драйв, угар, попойка, слэм ну что ж они еще не повзрослели.  И которые считают всю остальную музыку нытьем, соплями, и еще не бог весть чем. А я постепенно становился эстетом. Мне нужны были сложность, техничность, профессионализм, творческий почерк, большое разнообразие музыки. Неординарные и запоминающиеся ритмические рисунки, сложные рифы, соло на электрогитаре что увидишь и думаешь, а фиг кто повторит. Мой музыкальные горизонты с каждым годом расширялись, и вот я открывал для себя то до чего нужно дорасти. Я увлекался, классикой, progressive, немного jazz, и blues, gothic, doom, и классическим роком. Музыка стала огромной частью меня, имена некоторых коллективов и их участников стали ближе, чем родственники. И эта постоянная погоня за новым. Но в итоге я не такой как все обычные неформалы, но это не приносит мне особенного счастья. Я не ношу атрибутику, я почти никогда не был на концертах, и редко был в metal тусовке. У меня своеобразные взгляды которые шокируют порою окружающих.