О предопределении и своб. воле, III, 1, Кальвинизм

Евгений Каширский
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Вполне допускаю, что синергическая позиция (изложенная в первой части статьи) выглядит убедительно, что она привлекательна и льстит самолюбию человека. Возможно, кто-то из читателей даже спросит: неужели кальвинистская позиция, ставящая под сомнение существование свободной воли, может быть доказуема и привлечь на свою сторону?

2. ОГРАНИЧЕННОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА
2.1. Начну с того, что с христианской точки зрения все люди являются творением, и поскольку акт творения происходил без участия человека, нам полностью неизвестны механизмы, обуславливающие существование этого мира, в том числе и человека. Мир Божий не раскрывает перед нами свои истинные основания, принципы и цели. Нам неизвестно, как мы устроены. Все, что мы знаем вне Откровения – это лишь малая часть законов и некоторые параметры, поддающиеся измерению.

2.2. В отличие от своих предшественников современные ученые высказываются более осторожно в отношении способности человека познать окружающий мир. Я не сторонник агностицизма, но готов признать, что на человека наложено ограничение к познанию мира. Бог оставляет только за Собой право знать все о Своем творении.

2.3. Свободен только Творец («где Дух Господень, там свобода», 2Кор.3:17). Человек не может отделить себя от этого мира и его влияния. Мы определены жить по заданным параметрам, то есть получили заданность, наша воля ограничена нашей собственной природой.

3. ИЛЛЮЗИЯ СВОБОДЫ
3.1. Древние греки понимали свободу онтологически, то есть как имманентное свойство бытия (прежде всего это относится к мышлению), а волю – как способность к «самовоздействию» (мотивами поведения служат собственные идеи человека). Человек в качестве субъекта самопознания не подвергался сомнению.

Христианство говорит о свободе в терминах освобождения и познания. Человек должен быть освобожден Христом («если Сын освободит вас, то истинно свободны будете», Ин.8:36; Христос пришел «отпустить измученных на свободу», Лк.4:18) и познать истину. И первое, и второе рассматриваются как дары Божии. Реализация же христианской свободы – это преодоление греховной человеческой природы на пути к святости и полному подчинению себя Богу.

Только пребывание в Боге дает человеку свободу. Вера есть синоним свободы, к которой призывает Евангелие.

3.2. Бог соделал человека таким образом, что даже после грехопадения он ощущает себя свободным, и потому убежден, что обладает свободной волей и может принимать независимые, автономные решения. Эта иллюзия поддерживается тем, что после принятия нашего решения какой-либо голос сверху не навязывает нам другого решения. Или как-нибудь комментирует наши мысли. То есть человек не слышит потусторонних голосов (а если слышит таковые, то сегодня его выхаживают в специальных лечебницах). Также он не видит надписей на стенах своей квартиры – подобно той, которую увидел Валтасар.

Но если на нас ничто не воздействует директивно (жесткое воздействие), можно ли утверждать, что мы совершенно свободны в принятии своих решений? Для основательного вывода надо бы иметь в своем распоряжении абсолютное знание о том, что на нашу волю действительно ничто не влияет, то есть что мы находимся в идеальных, стерильных условиях. Ощущение свободы и свободного волеизъявления еще не есть доказательство существования этих вещей.

Помимо того, что на человека влияют факторы, рассмотренные во второй части данной статьи (Детерминизм), человек подвержен влиянию греховного мира и плоти, а также диавола. Впрочем, мы не знаем всех факторов, влияющих на нас. Однако, прежде всего нам следует признать, что мы находимся в руках Божиих. Да, Бог действует таким образом, что человек чувствует себя хозяином собственной воли, будто он сам принимает решение и от него зависит ход событий его жизни. На самом деле человек лишь участвует в предопределенных Богом событиях, зачастую не осознавая этого. Иуда и Ирод не осознавали, что исполняют пророчества, не чувствовали себя принуждаемыми к своим поступкам.

4. ПРОБЛЕМЫ СВОБОДНОЙ ВОЛИ
4.1. Положим, Бог не оказывает на человека никакого воздействия, «не вмешивается». Тогда почему же на человека оказывают свое воздействие внешний мир, диавол и греховная плоть (или внутренний мир)? Почему же в таком случае Бог оставляет нас один на один с этим влиянием?

Добавим к сказанному о влиянии внутреннего мира. Наши желания во многом определены внутренними детерминаторами. По сути, любое желание чем-то обусловлено. Воля же человека не в последнюю очередь определяется психологическими мотивами. В выборе и принятии решения побеждает сильнейший мотив, каковым у падшего человека всегда оказывается греховный мотив.

Как уже говорилось, на наш выбор влияют воспитание, образование, опыт, социальные условия, привычки и т.д. Только с учетом одних этих факторов человек бесконечно далек от того, чтобы быть абсолютно независимым «актором» своих действий.

4.2. Кроме того, каждое наше решение определено уровнем знаний о предмете, относительно которого мы принимаем решение. Очевидно, что неполное знание порождает некачественное решение. Если бы мы знали лучшее решение, мы бы его приняли. Можно ли говорить о свободе при невозможности принять правильное решение?

4.3. Настоящая свобода – это возможность влиять во времени не только на настоящее и будущее, но и на прошлое. Если о влиянии на настоящее и будущее еще можно поспорить, то прошлое совершенно недоступно для нашего воздействия, оно необратимо.

4.4. После грехопадения человек поврежден в образе Божием. Если даже допустить, что у Адама была свобода, то после грехопадения человек утратил эту свободу (фактор проклятия). Как сказал один теолог, плотину, которая защищала Адама от натиска греха, прорвало.

Утверждение о свободной воле умаляет греховность человека. Получается, что грех не так серьезен, чтобы повлиять на человека, сатана не так силен, чтобы держать человека в своей власти, а мир не так привлекателен, чтобы соблазнять человека.

4.5. Утверждение о свободной воле человека и одновременном добровольном «самоограничении» Бога не находит подтверждения в Писании.

5. ГРЕХОПАДЕНИЕ
5.1. Писание говорит, что все люди извратили свои пути (Быт.6:12). Таков результат грехопадения. После грехопадения человек является рабом греха. Раб (по определению) себе принадлежать не может. Не следует думать, что рабы греха мучаются из-за своего положения. Увы, они любят свое состояние, потому что родились в нем и не знают другой жизни. Человек делает грех с удовольствием. Напротив, сопротивление греху для него неприятно и неестественно. Даже в случае интеллектуального понимания греха, грешник вырабатывает способы психологической защиты, то есть самооправдания.

У неверующего человека есть немало своих ценностей, и только Богу нет места в его душе. Он вовсе не тоскует по Богу и не ищет Его. Тоска по Богу – это миф. Иначе все атеисты и представители других религий тосковали бы целыми днями. В России выросло целое поколение советских атеистов. Если у них и возникала какая-либо духовная неудовлетворенность, то на этот случай были припасены вполне убедительные с точки зрения атеизма объяснения.

5.2. Грех очень серьезен, и потому благодать Божия очень серьезна. Если кто-то считает, что грех несерьезен, тогда и благодать понижается в ранге… Однако, Адам всего лишь за один проступок был изгнан из Эдемского сада и подпал под проклятие.

Только Бог знает во всей полноте, почему Он проклял людей, и что на самом деле это означает. Можно лишь сделать общий вывод, что проклятие есть понижение людей в статусе. Бог отдалился от человека, что само по себе произвело на творение катастрофическое воздействие. Человек стал по собственному усмотрению трактовать Бога и духовный мир (все варианты от язычества до атеизма).

В таком состоянии человек предназначен к гибели. Грешнику нет надежды на спасение, и в Царство Божие он не войдет. Грех онтологически разделяет человека с Богом.

5.3. Только Бог может спасти людей для Своего Царства. Соответственно, только Бог решает, кого Он туда допустит. Спасение не есть вопрос справедливости, но любви Божией.

6. ВИНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
6.1. Нам задают вопрос, пришедший еще из античности: как человек может считаться ответственным, если у него нет свободной воли? И почему же в таком случае он должен отвечать перед Богом? Разве это справедливо?

Задающие подобный вопрос не верят в проклятие, которым Бог проклял Адама в Эдемском саду. Проклят человек и весь род его. Все люди обречены идти в погибель. Один раз Бог уже показал силу Своего гнева, физически уничтожив на земле весь людской род (антропоцид), кроме семейства Ноя.

Бог не отменяет Своего решения. Человек все еще проклят. Спасение возможно только по милости Божией. Кого из людей Он возлюбил, тех сохраняет для жизни вечной.

[Напомню тезис из предыдущей статьи: если считать человека не духовно мертвым, но духовно больным, то все равно, говоря юридически, он не может нести вину за свои преступления. Болезнь – это знак недееспособности, а духовная болезнь должна рассматриваться нами еще и как невменяемость. Даже ограниченная вменяемость является смягчающим обстоятельством, и уж точно должна бы избавлять от смертной казни.]

6.2. Моральная ответственность с точки зрения теологии означает, что человек исполняет закон не из-за страха, но по внутреннему убеждению, из желания угодить Богу, из любви к Богу. Грешник способен подчиниться силе закона, прямому наказанию, но не способен выполнять законы по совести. Между тем, именно это угодно Богу.

6.3. Почему же после грехопадения человечество должно отвечать за свои грехи, несмотря на то, что оно принципиально не может выполнить требования, предъявлявшиеся к Адаму?

Бог не меняет Свои законы, заложенные в основание мира. Невзирая на потерю образа Божиего, человек обязан выполнять все, что требует от него Бог. Он не может оправдаться тем, что Бог не дал ему веру. Обижаться человеку надо на Адама, подведшего человечество под проклятие, но не на Бога.

Есть два кальвинистских ответа на вопрос о справедливости наказания неверующего человека. Ответ первый: человек отвечает пред Богом за грехи, совершенные в земной жизни, поскольку в повседневной жизни человек обладает определенной способностью принимать решения, имеет здравый смысл и внешнее понимание закона (это так называемые вторичные причины, побуждающие человека к действию). К сожалению, этот ответ не позволяет полностью решить проблему предопределения. Второй ответ более радикален: проклятие в Эдемском саду обрекает все человечество на погибель, и только Бог спасает Своих избранных по Своей милости. Впрочем, между этими ответами нет принципиального противоречия.

7. БЛАГОДАТЬ
7.1. ОТКРОВЕНИЕ
У синергистов человек ищет Бога, у кальвинистов Бог открывается человеку. Встреча с Богом оказывает на человека сильнейшее воздействие. Это можно назвать озарением. Отныне сознанию человека открыт духовный мир. Откровение становится основным событием жизни человека.

7.2. ВОЗРОЖДЕНИЕ
Для спасения человека одного «просвещения», о котором говорят синергисты, недостаточно. Как для избавления от болезни нужно лечение, а не лекция о заболевании, так для спасения нужно особое действие Бога. Писание называет это возрождением, восстановлением, новым творением. Все эти термины подразумевают одно: Бог создает принципиально новую личность, у которой восстановлен образ Божий. Грешника можно условно назвать индивидом. Этим термином я называю человека, лишенного образа Божия (соответственно, личностью в данном контексте можно назвать человека, имеющего образ Божий). Индивиды обречены на погибель.

Возрождение есть действие благодати Божией. Благодать – не только дар и не просто дар, который можно вежливо вернуть за ненадобностью, это сила, воздействующая на человека. Сопротивление благодати невозможно.

Возрождение – это тотальное изменение человека, приготовляющее к получению дара веры. Возрождение состоит в обретении духовных способностей воспринимать Слово Божие. Невозрожденные люди слышат Евангелие, но оно не воспринимается ими, тем более не меняет их природу.

Впрочем, при возрождении не происходит кризиса идентичности человека (утрата веры в свою социальную роль). Истинный верующий еще более открыт к познанию мира и готов к его преобразованию.

7.3. ВЕРА
Возрождение, или сотворение нового человека, включает в себя дар веры. Не от понимания духовных вещей или желания спасения происходит вера, но понимание и желание происходят от веры. Сам человек ни выработать в себе веру, ни пожелать веры не может. Невозрожденный человек не может даже осознавать, что нуждается в спасении, он не ищет горнего, не ищет веры.

Дар веры проявляется двояко: к одним он приходит внезапно (озарение, вспышка), другие веруют с детства, их вера укрепляется и усиливается по мере роста человека. Позволю себе сравнить второй случай с постепенно усиливающимся светом восходящего солнца.

Вера не может предшествовать возрождению, но идет одновременно с ним.

Истинная вера дается не на время, но навсегда. «Временем» веруют лишь те, кто не обрел истинной веры. Согласно закону необратимости психики, верующий уже не перестает быть верующим. Вот почему невозможно отпадение верующего от веры. Вернее, от Господа Иисуса Христа.

После принятия веры у человека происходит разрушение прежних ценностных ориентаций и структурируются новые, формируется иная жизненная стратегия. Теперь на первом месте у человека стоит Бог. Если у человека, который называет себя верующим, на первом месте по-прежнему стоит нечто иное – это означает, что он еще не имеет истинной веры.

Утверждение о том, что Бог лишь предузнает, у кого из людей будет вера или желание веры, несовместимо ни с предопределением, ни с проклятием человека, повлекшим за собой утрату свободу воли к духовной жизни. Кальвинизм трактует предузнание как любовь Божию.

7.4. ПОКАЯНИЕ ВО ГРЕХАХ
Возрождение дает человеку способность к покаянию во грехах.

7.5. ДЕЙСТВИЕ СВЯТОГО ДУХА
Святой Дух производит перемены в верующем (Фил.2:13). После возрождения человек способен на духовную инициативу и ответственность. Святой Дух воздействует на каждого возрожденного (Рим.8:9). Дух просвещает духовный разум – «очи сердца» (Еф.1:18), обличает в грехе (Ин.16:8) и ведет к покаянию, руководит верующим в духовных вопросах (Рим.8:26, Гал.4:6).

Попутно отметим, что крещение не следует понимать как просвещение Святым Духом (Еф.1:18). Апостол пишет о просвещении членам Церкви (святым и верным), то есть уже крещеным людям. Бог просвещает посредством учения (2Кор.4:6), а не крещения. Вот почему возрождение обязательно должно дополняться христианским учением. Учение есть свет, а невежество, как известно, тьма (Еф.4:18; 2Пет.1:19).

Под воздействием Святого Духа возрожденный человек начинает воспринимать Евангелие как истинное Слово Божие. Писание становится для него истинным светом.

Несмотря на то, что душа возрожденного человека все еще омрачается греховными помыслами, Святой Дух поселяется в этой несовершенной душе, укрепляет веру человека и руководит им.

7.6. ОСВЯЩЕНИЕ И ОПРАВДАНИЕ. ЧТО ВПЕРЕДИ?
Конечно, оправдание идет впереди освящения. Оправдание – снятие с нас вины за грех, ибо Христос взял на Себя наши грехи. Святыми в полном смысле этого слова, то есть равными святым на небесах, мы так и не становимся в земной жизни. Однако, Бог делает нас все более совершенными, приготовляя к Своему Царству.

7.7. ПРИНУЖДАЕТ ЛИ БОГ К СПАСЕНИЮ?
Вопрос поставлен некорректно. Бог спасает погибающих по Своей любви и милости. Возможно, кто-то этим и возмутится, но только не кальвинисты. Кальвинисты благодарят Бога. Кроме Бога, спасти нас некому… Верующий счастлив поклоняться Богу, явившему ему Свою любовь. Решайте сами: это принуждение или явленная любовь Божия?

8. ПУТЬ СВЯТОСТИ
Несомненно, трудно жить по правилам, по которым не живет греховный мир. К тому же сей мир весьма агрессивен по отношению к верующим. Одним своим существованием они вызывают в греховном обществе негативную реакцию, это проявляется даже на уровне подсознания. Мир бьет тревогу, понимая, что верующие – это его «могильщики».

Но Христос подвигает человека, обретшего веру, идти по пути святости. Другими словами, только после возрождения человек способен жить по Слову Божиему, то есть сознательно идти по пути освящения. На этом зиждется освящение верующего.

Поэтому кальвинист никоим образом не отвергает помощь Божию в деле продвижения верующего по пути святости, но это уже не вопрос спасения, а жизни спасенного человека во Христе (то есть святость). Человек спасен для продвижения по пути святости. Если же человек, заявляющий о своей вере, не продвигается по пути святости – это плохой знак, говорящий о том, что его вера лишь декларативна, мертвая вера, что он – невозрожденный. Впрочем, никогда не следует торопиться с выводами.

9. НЕОТСТУПНОСТЬ
9.1. Верующий хранится милостью Божией, то есть благодатью. Бог не только открывает Себя, возрождает человека к духовной жизни (новое творение), но поддерживает его, постоянно заботится о нем. Даже возрожденный человек держится исключительно силой Божией.

Вот почему верующие, имеющие Духа Святого, обязательно доходят до Царства Божиего. Это и есть кальвинистское учение о неотступности святых, неотделимое от учения о спасении. Доктрина о неотступности святых покоится на обетовании Бога нас сохранить. Не мы себя сохраняем, но Господь хранит Своих. Апостол Павел уверен, что «начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6). В послании к Евреям апостол напоминает слова Господа: «не оставлю тебя и не покину тебя» (Евр.13:5).

Также Господь говорил через пророков о том, что Его милость не отступит от Его народа, и более того, Он прекрасно знает, что верующего нельзя оставлять, ибо сила греха ужасно велика, против нее человек не устоит. Знание духовного мира и даже вера сами по себе не спасают от греха. Благое дело спасения совершает Бог, и никак иначе, поскольку предоставь нам хоть один день без попечения Божиего – мы впадем в тяжкие грехи.

9.2. Христос – наш Первосвященник. Он молится за нас. Его молитва в высшей степени действенна. Кощунственно полагать, что молитва Христа не действует. Представьте: Христос молится за Свой народ, и вдруг кто-то из Его народа погибает… Нет, у нашего Пастыря никто не погибает и не пропадает. Христос молился за Петра, и тот не пропал, но Он не молился за Иуду (Ин.17:12).

Христос сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Ин.6:39; см. также Ин.10:28-30). Все, данное Сыну Отцом, не погибнет. Никто не пропадет по так называемой свободной воле.

9.3. Синергисты задаются вопросом: а если возрожденный человек все же захочет отойти от Бога? Странный вопрос. Возрожденный человек видит новый мир, его сознание изменено. Как можно отойти? Куда отойти? Если Бог, Которого теперь видит возрожденный человек, повсюду? Скрыться в горные пещеры?

10. УВЕРЕННОСТЬ В СПАСЕНИИ
На обетовании Божием о спасении зиждется кальвинистская уверенность в спасении. Но не будет ли подобная уверенность препятствием на пути к святости? Если человек, рассуждает синергист, уверен в своем спасении, зачем ему жить по-христиански, соблюдать заповеди Божии? Ведь он будет уверен, что все равно спасен. Поэтому, полагают синергисты, человек будет жить так, как ему заблагорассудится. Надо отнять у человека уверенность в спасении, хотя бы в педагогических целях…

Они были бы правы, если бы человек сам продвигался по пути святости. В таком случае, действительно, надо отнять у человека уверенность в спасении. Но поскольку человека ведет Бог, а спасение основано на обетовании, то я не дерзну отрицать заботу Божию. Если сказать резче, мы не должны лгать народу Божиему и хулить благодать нашего Господа.

Добавлю, что наша уверенность опирается на слова апостола: «всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша», которая есть дар от Господа (1Ин.5:4).

Не следует забывать о роли Церкви в жизни христианина. Бог дает христианину земное средство: это Церковь, то есть народ Божий, среди которого должен жить верующий человек. Для каждого христианина народ Божий предстает прежде всего в виде поместной общины, в которую надо войти, или воцерковиться. Для кальвиниста пребывание в общине – непреложная истина. Возможно, и есть индивидуальные кальвинисты, сидящие по воскресным дням дома, но это все-таки исключение, если не сказать нонсенс. У большинства кальвинистов духовная жизнь немыслима вне общины. Община – это индикатор твоего призвания. Не успех в работе, как думают веберовские попугаи, а любовь к общине, то есть к народу Божиему. Разумеется, призвание включает в себя и другие важные вещи, но в данной статье я не буду их касаться. Община не только назидает, но имеет власть отлучить от Церкви, что является свидетельством гнева Божиего.

В этом пункте кальвинизм имеет общую точку зрения с синергизмом. Человеческие средства, доступные людям, необходимо использовать, поскольку Сам Господь предусмотрел их в плане спасения. Разве что кальвинист не согласится с практикой заупокойных молитв и обращений к святым. Из ада в рай душа не переводится. Церковь не может воздействовать на Бога, предопределившего нашу судьбу до создания мира, ее призвание иное – она должна помогать человеку идти по пути святости в земной жизни. Что же касается идеи о так называемом чистилище и тому подобных мест временных «мытарств» души, то она не находит подтверждения в Писании.

Почему отпадают от Церкви люди, которые были воцерковлены и являли все признаки христианина? Не все, кто провозглашает себя верующими и даже ведут себя какое-то время безупречно, верующими являются. Христос говорит об этом в притче о сеятеле (Лк.8:5-8). Возрожденный человек остается верен своей Церкви.

11. ОБЯЗАННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Кальвинистское учение не колеблется признать верующего во Христа человека спасенным. Об этом заявляется, так сказать, с самого начала. Синергистам это кажется нелогичным и непедагогичным. Зачем торопиться? Наши оппоненты весьма потешаются над нашей непрактичностью… Однако, они упускают из виду два весьма важных обстоятельства:

1. Даже в кальвинистской модели учение о спасении по вере не прилагается к конкретному человеку. Иванову и Петрову не объявляется, что лично им уже гарантировано спасение. Спасение есть тайна Божия. И никакой кальвинист про себя не скажет: «я знаю, что я спасен». Он скажет: «я уповаю на милость Божию». Не будем путать теологический принцип и личную веру.

2. Для кальвинизма важен жизненный путь христианина. Идет ли человек путем святости или продолжает греховный образ жизни? Как конкретный христианин верует и молится? Посещает ли богослужения, участвует в делах своей общины, читает Писание, делает дела милосердия? и т.п. Благодать не есть повод к распутству (Иуд.4).

Моральный стандарт кальвинизма – это знаменитые пуританские добродетели, источником которых является не сам человек, но Христос. Кальвинисты опираются здесь на слова апостола Павла: «мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф.2:10).

В кальвинистской парадигме человек делает упор не столько на спасение, сколько на личное общение с Господом, желание прославить Его, исполнение своего призвания. Образно говоря, кальвинист и синергист находятся в винограднике на работе у Господа. Кальвинист просто работает. Все его помыслы сосредоточены на том, как лучше выполнить порученную ему работу. Синергист предпочитает молить Хозяина виноградника, чтобы Он его не уволил.

(Продолжение следует)