3. Янка -артистка

Наталья Маевская
Рано утром приехал из деревни дедушка Толя. Сегодня у Янки в садике будет утренник, и она впервые будет солировать – петь и танцевать одна. У нее проснулся  талант, так сказала воспитательница. А мама обрадовалась так сильно, что целую неделю шила своими руками Янке национальный белорусский костюм.

- Репетицию видеть хочу! – сказал дедуля. – Не надо мне сюрприза. Сюрпризом будем в зале любоваться. Я там занят буду -  на камеру буду снимать первое внучкино выступление. Давайте, девки, наряжайтесь, да показывайте, что мы народу для аплодисментов вынесем на сцену.

- Дедушка, а что такое пе…перепетиция? А плодисменты?

- Как,  ты не знаешь еще? Расскажу, расскажу по дороге в садик. Давайте-ка, поторапливайтесь.

Янка облачилась в красивый красно-белый национальный костюм, голову украсила веночком из васильков, туфельки беленькие на маленьком каблучке обула, вышла из своей комнаты и объявила сама себя:” Бералусская полька”!

И запела так громко, как только могла:

«Танцывали мы Гаспар,
Танцывали рускаю,
А теперь станцуем мы
Польку бералускаю!
Топ-топ, Щербаков!
Не ленись-ка!
Туды-сюды, Щербаков,
Повернись-ка!»

- Браво, браво! – захлопала в ладоши мама.

А дедушка просто «выпал в осадок»… Он вытаращил глаза и печально сказал: «Вот, Янка- артистка, что такое репетиция! Вот почему режиссеры иногда кричат и даже орут на своих артистов! Кричишь ты, Яночка, хорошо, громко…  А о чем ребенок сейчас нам спел, мама?- и он строго посмотрел на свою дочку, Янкину маму. – Она под фонограмму петь уже в саду начинает, или как? Она смысл понимает? Я –нет! – и опять к Яне.- Внучка, та хоть одно слово из песни понял-то?

- Дедуля, я скоро в лапедическую группу пойду, там  все узнаю. Так мама сказала.
- Логопедическая группа – это хорошо. Но тут дело в другом. Ты же смысла не понимаешь! А что такое смысл? Это - чувства! Чувствовать нужно то, что ты говоришь. В белорусском нашем языке слово такое есть “сэнс”, прямо, как в английском, даже читается так же, и обозначает смысл, чувство, только буквочками английскими записывается. А если смысла не понимаешь,  молчи лучше, ерунда получится, глупость! Ты переодевайся, а я тебе буду объяснять каждое слово, а, если, пока до сада не дойдем, не выучишь свою песню-танец, то от выступления придется отказываться. Так и скажем:” Извините, артистка Яна не видит смысла в своем выступлении!”

Янка уж было приготовилась разреветься, даже нижнюю губку стала медленно опускать вниз, но дедушка тут же топнул ногой на обеих девчонок: «Будет только так! И не иначе! Позориться не дам!»

- Ладно, дедуля, давай объясняй быстро, а то опоздаем!- сдалась Янка и собралась с мыслями, чтобы слушать и запоминать.

Они шли с дедушкой к садику и все продолжали свой срочно выучательный диалог:
- Гаспар, что это такое, Янка?

- Гаспар в нашей группе. Он к нам из другого садика пришел!
- Он тоже с тобой танцует?

- Нет, он хотел, а Станиславовна сказала: «Гляньте вы, белорус нашелся!» Он обиделся…
- Ладно, со Станиславовной разговор будет другой, я тебе обещаю. А  ты запоминай, там в песенке нужно петь «гопак». Это такой украинский танец. Его на Украине танцуют, а когда танцуют, то кричат так весело «гоп!гоп!», вот и получился гопак. Запомнила?

- Ой, чего тут запоминать? Танцева ли мы гопак, танцевали русскую…

- Русскую пляску, танец тоже такой. Так, дальше поехали…

- Польку белорусскую. Тут я у тебя прощения прошу, потом сам узнаю, почему белорусский танец называется полькой, странно. Но ты ж это запомнила. Дальше поехали… «Топ-топ, Щербаков…» Кто это, Щербаков-то?

- У папы же друг, дядя Гена. Он Щербаков, например. И папа ему уже сказал: « Генка, Яна на утреннике песню про тебя петь будет! С тебя причитается!»

- Это с папы твоего причитается за эту ерунду! Петь нужно «топ-топ, чеботок», чеботок- это туфелька такая, ботиночком. Ты когда танцевать будешь, туфельки свои красивые лаковые  всем покажи, вот так!» - и деда остановился и своим ботинком притопнул сначала на носочек, потом каблучком по асфальту стукнул. – Поняла?

- Я порепертироваю! – Янка тоже самое сапожком на асфальте сделала.

-А теперь – генеральная репетиция, поем вместе!

И они раз пять пропели правильную версию.

Когда на сцене красавица Янка вышла в круг и пропела так четко и красиво (и уже не орала, а мелодию выводила, как настоящая артистка):

«Танцевали мы гопак,
Танцевали русскую,
А теперь станцуем мы польку белорусскую!
Топ-топ, чеботок!
Не линись-ка!
Туды- сюды, чеботок,
Повернись-ка!»,
все зрители долго аплодировали, а дедушкину улыбку из-за камеры даже было видно!

- Да, главное в жизни, смысл!- думала,  переодеваясь в группе уже Яна. – Без смысла у меня бы не было такого успеха!

(А здесь все остальные истории про Янку: http://www.proza.ru/2009/10/10/447)