Американская школа. Десегрегация и школьные автобу

Михаил Абрамов
Давно хочу рассказать об американской школе. Я не претендую на интимное знание предмета, просто, иногда сталкиваясь с описаниями американской школы здесь на прозеру и на других русскоязычных сайтах, мне хочется ущипнуть себя, чтоб убедиться, что это не сон у фонтана грез. Где эти носящиеся по городу школьные автобусы, где эти полицейские мигалки, где эти патлатые парни, слоняющиеся с девахами необъятных форм? Где это все? Поэтому я решил написать нечто вроде мемуаров с отступлениями в публицистику. Записок я не вел и дети давно кончили школу и живут далеко. Пишу по памяти.

ЧАСТЬ 1. ДЕСЕГРЕГАЦИЯ И ШКОЛЬНЫЕ АВТОБУСЫ

Это было самое начало сентября и мы поспешили отправить детей в школу, чтоб они год не потеряли. Вот почему чуть ли не на другой день по приезде мы пошли записывать Алешку во второй класс. Первый он успел в Союзе кончить.

Ближайшая школа оказалась недалеко, как раз за углом блока, где мы поселились. Я еще с вечера приметил ее и очень обрадовался, что школа под боком и Алешке не придется перебегать улицы.

Школа выглядела весьма внушительно: кирпичные стены, высокие, но не слишком широкие окна: значит и потолки высокие. Видно, строилась она еще в те времена, когда не догадались возводить стены из фанеры со стекловатной изоляцией. Снаружи, благодаря фальшивой облицовке, эти новые здания впечатляют «каменным» фасадом, но, если какой-нибудь старик в памперсах случайно нажмет на газ вместо тормоза, то его 20-и летней давности «Линкольн», как таран, прошьет стену и въедет прямо в класс. (Смотри ДОПОЛНЕНИЕ)


Школьное начальство встретило нас с неизвестным нам ранее энтузиазмом, как будто весть о прибытии Алешки уже успела облететь педагогический коллектив и они с нетерпением ждали нашего появления. Здесь в первый раз я столкнулся с ликующим гостеприимством американцев, но вскоре я усвоил, что это стандартная вежливость, и сам научился так же радостно улыбаться.

Педагоги ничуть не смутились нашим английским языком и наоборот, чем меньше мы понимали друг друга, тем щедрей искрились их улыбки. В конце концов я решил перейти на русский, как мне и советовал один, проживший в Америке несколько лет, родственник. «Не обращай никакого внимания, - наставлял мой родич. - Говори с ними по-русски, они все понимают, только прикидываются дурачками, хотят тебя заставить родную речь забыть. Бери пример с латиносов - те только по-испански шпарят. И что? Теперь здесь все вывески на английском и испанском. А чем мы хуже? Говори по-русски - и все».

Так или иначе, после радостных восклицаний и лучезарных улыбок выяснилось, что в эту школу Алешку не возьмут. Нам на пальцах объяснили, все с тем же воодушевлением и лучезарностью в лицах, что сперва надо обратиться в «дистрикт», т.е гороно по-русски, а там нам скажут, что делать. Не буду утомлять читателей подробностями бюрократической канители. В конце концов Алешка оказался записанным во второй класс, но школа оказалась минут эдак 40 от нашего апартмента, да еще надо было пересекать несколько весьма оживленных улиц.

«Не беда», - сказали наши друзья. «В Америке всех детей возят в школу специальными школьными автобусами, надо только приходить вовремя на остановку, чтоб не опоздать». Тут они сильно ошиблись. По расчетам «дистрикта», чтоб Алешка заслужил автобус, мы должны были жить на 500 футов дальше, а иначе автобус нам не положен. Вообще-то, путешествие 8 летнего ребенка пешком в течение 40 минут по улицам Филаделфии совсем небезопасно, и я еще буду об этом писать, но все обошлось в этот раз. Мы прожили в Филаделфии несколько лет и при первой возможности покинули Город Братской Любви.

Здесь настало время порассуждать о законе непредвиденных последствий, который лишил Алешку школьного автобуса, а до этого разорил американские города.

Как известно, благими намерениями ад вымощен. Одним из таких благих намерений, лет 50 назад, было решение Верховного Суда США о десегрегации американских школ. До этого судьбоносного решения чернокожие американцы учились в своих школах по месту жительства, а белые в своих. Тут важно, что по месту жительства.

Хотя американцы и любят убеждать себя и других, что США - это «плавильный тигель», в котором сплавляются разные нации и расы, но фактически каждая община живет отдельно. Есть китайские кварталы, есть кварталы, где живут религиозные евреи, есть, где корейцы, чернокожие и т.д. Чаще всего резкой черты нету, границы размыты. Особенно между, скажем, еврейским кварталом и каким-нибудь итальянским, или ирландским. В этом случае разница заметна только по количеству мелких бизнесов с национальной окраской: в еврейских витринах красуется семисвечник, а в ирландских - зеленый трилистник. Черные районы, однако, гораздо более отчетливы из-за того, что они еще и беднее. Еще одно характерное отличие бедных районов - это отсутствие зеленого газона перед домами. Как только вы оказываетесь в районе без газонов - будьте осторожны, что-то не так, американец немыслим без газона.

Верховный Суд, исходя из самых благородных побуждений, постановил, что раздельное обучение - это не есть равноправное обучение. Но как же восстановить равноправие, как на практике десегрегировать школы? И тогда власти решили, что в городах будут возить чернокожих детей автобусами в школы, где живут белые.

Из всех возможных сценариев был выбран самый простой, радикальный и, казалось, дешевый. Естественная диффузия населения, основанная на доходах, была заменена насильственной миграцией черных детей из одного района в другой. Что же из этого получилось? Как почти всегда происходит в социальной инженерии, сработал закон непредвиденных последствий. Белые семьи со средним достатком покинули города. И, когда борцы за десегрегацию обратились в суд, чтобы разрешили возить детей за пределы городской черты, Верховный Суд отказал и принял решение, что десегрегация должна проводиться в пределах юрисдикции школьных округов. На практике это означало, что белые поселились в пригородах: они ездят работать в большие города, но живут в маленьких городках-спутниках.

Читатель может подумать, что бегство белых явилось результатом расистских убеждений. Конечно, были и такие, но основная причина в другом. Основная причина - это преступность, которая резко усилилась в школах.

Помню, первый раз мне пришлось проходить мимо школы для старшекласников, когда закончились уроки и дети расходились домой. Сначала я подумал, что где-то поблизости произошло какое-то страшное преступление, столько полицейских машин стояло с мигалками в районе школы. Впоследствии я уже не пугался, привык, что это нормально, когда школа оцеплена полицейскими. Внутри школа тоже просматривается камерами. И, несмотря на все эти полицейские меры, ежегодно по всей Америке в драках и стычках гибнут сотни школьников. Только в этом году (октябрь 2009 г.) в Чикаго уже погибло 67 учеников. Последний страшный случай, который просочился в интернет, когда палками забили среди белого дня 16 летнего мальчика, вынудил вмешаться двух министров из правительства Обамы. Так что ситуация не только не стала лучше с тех пор как мы приехали в Америку, но только ухудшилась.

Когда привозят детей из чужого района, белые они или черные, то естественно эти дети чувствуют себя чужаками. К тому же, они вынуждены совершать довольно длительные поездки в школу и обратно. Если учесть, что дети из черных районов, как правило, хуже подготовлены, то можно понять, что они никаких преимуществ в этой социальной инженерии не нашли. 

Последствия автобусной десегрегации оказались катастрофическими не только для американских городских школ, но и для городов в целом. Городское население начало сокращаться с середины 50-х годов, но после автобусного эксперимента бегство белых резко усилилось. Парадокс еще и в том, что сегрегация школ ничуть не уменьшилась, но перелицевалась: там, где раньше несколько чернокожих детей учились в «белой» школе, там теперь несколько белых детей учатся в «черной» школе. Школа та же и в том же районе, но там больше белые не живут. Вот пример из Википедии: в одной Балтиморской школе до десегрегации было 2023 белых и 34 черных, через 10 лет там училось 12 белых учеников и 2037 черных. Таков печальный результат социального эксперимента, который длится по сей день.

***

ДОПОЛНЕНИЕ

Некоторые читатели полагали, что я преувеличивал, когда писал, что «если какой-нибудь старик в памперсах случайно нажмет на газ вместо тормоза, то его 20-и летней давности «Линкольн», как таран, прошьет стену и въедет прямо в класс.»

На днях мне переслали из Филаделфии совершенно свежий пример 2013 года,  подтверждающий, что это не мои фантазии, а совершенно реальная возможность. Ниже приводится заметка из вебсайта филаделфийских новостей и мой перевод.

Car Slams Into Revenue Office in NE Philly

An elderly driver slams into the front of the Pennsylvania Department of Revenue in a Northeast Philadelphia strip mall.
Julius Bodnar Jr., 83, was injured in the crash that happened just before 5:30 p.m. at Red Lion Road and Academy Avenue.
Skyforce 10 was over the scene, where the car drove approximately 20 feet inside that building.
Witnesses who ran to help the elderly man say he told them he had blacked out behind the wheel.
No workers were inside the building since it had just closed at 5 p.m.

Автомобиль врезался в финансовое ведомство в северо-восточной Филаделфии.

Пожилой водитель врезался в фасад Департамента по сбору налогов в торговом центре северо-восточной Филаделфии.

Юлий Боднар младший, 83, был ранен в аварии, которая произошла незадолго до 5:30 вечера на перекрестке дорог Red Lion Road и Academy Avenue.

Группа новостей Skyforce 10 был на месте происшествия, где автомобиль въехал примерно 20 футов внутрь здания.

Свидетели, которые бросились на помощь, рассказывали, что пожилой человек сказал им, что он потерял сознание за рулем.

Работников не было внутри здания, поскольку он только что закрылся в 5 часов вечера

***

P.S.

"Здесь вступает в силу диалектика. Опыт нашего централизованно планируемого века не принес ничего хорошего большинству людей. Некоторые считают, что сама наша Земля находится в опасности. И законодательно запрещенные явления, такие как алкоголизм, наркомания или расизм, на самом деле никуда не исчезли – как под воздействием самостоятельного местного выбора естественным путем исчезла религиозная нетерпимость в Новой Англии, – более того, законодательное преследование как будто дает новую жизнь вредным привычкам. По многим показателям положение чернокожих американцев сейчас хуже, чем оно было в 1960 году. Более того, повсеместно, включая наши школы, просматривается какое то злобное отношение, презирающее и игнорирующее дальнейшие попытки оказать помощь потомкам рабов. "

Джон Тэйлор Гатто
"Фабрика марионеток. Исповедь школьного учителя"

***
Следующая статья
http://www.proza.ru/2009/10/09/241