Зверство

Михаил Соцков
   ( вольный перевод славянской сказки)

  Давным-давно, в те далекие времена, когда тех деревьев, что сейчас высятся великанами, еще не было, а те, что были до них, еще только пробивались на свет тонкими прутиками, повстречались в густом лесу человек и волк.
  Их встреча под сенью чащи, наполненной брызгами солнца, шелестом ветра и щебетом птиц, была неожиданной. Столкнувшись нос к носу, оба невольно подались назад и замерли, разглядывая друг друга.
  Человек еще никогда не видел таких волков. Сильный, весьма крупный зверь, был исполнен несуетливой величественности, подобающей вожаку. Шубу лесного хищника обильно украшала седина, а в глазах читалась тоскливая грусть, какая встречается у одинокого существа.
А волк еще не встречал таких человеков. Грязный, заросший двуногий в своих ободранных тряпичных шкурах, видимо, довольно долго питался чем попало, как это бывает с загнанным животным. Голова его была посеребрена сединой, а во взгляде виднелась боль и злобное упрямство, как это бывает с поставленным на колени, но не смирившимся существом.
  Что и говорить, эти двое были редкостными экземплярами даже для своих видов. Они могли бы долго стоять так, но…
- Что ты делаешь здесь? – спросил человек, преисполненный удивления, - Я видел твои следы, ведущие к полю, и намеренно пошел лесом, чтобы не встречаться с тобой.
- Ошибаешься, - почти беззвучно, не раскрывая пасти, сказал волк, - Это я только пробегал через поле, а бежал сюда, чтобы встретить тебя здесь.
  Сказав так, зверь оскалился, показывая кинжальную остроту клыков. Человек злобно огрызнулся в ответ, в его руке сверкнула отточенная сталь. Они замерли, напрягшись всем телом, изготовились к бою. К яростной схватке, которая для каждого могла стать последней. Один миг – и целая вечность…
  Но человек посмотрел зверю в глаза, потом на железную занозу у себя в руке. И бросил клинок наземь.
- Ну, что ж, - сказал он, - Все равно меня рано или поздно достанут. Не твои, так люди… Чего мне терять?
- Ну, что ж, - волк спрятал клыки, - Я вижу, ты очень отчаянный, человек. Но я для того искал двуногого, чтобы он рассудил меня.
Двуногий сел, нет, не сел, а съехал по древесному стволу спиной. Зверь величественно улегся, высоко держа голову. В обоих постепенно угасло напряжение предчувствия боя.
- Сначала расскажи мне, - попросил волк, - Почему твои устроили на тебя облаву?
- Устроили облаву… - начал человек, - Это долгая история.
- Ничего, - подбодрил волк, - У нас достаточно времени.
- Ну, ладно, - вздохнул человек, - Слушай… Не так давно, у нас, людей, была война. Ты, вероятно, видел ее отголоски, даже в этой глуши. Возможно, даже наблюдал, как одни двуногие убивают других…
- Доводилось, - мысль зверя, казалось, была окрашена оттенком иронии, - Весь Лес гудел от ваших стычек стая на стаю.
- Ну вот… И я пошел на войну, чтобы обезопасить свой дом и свою семью… - человек посмотрел на волка, и начал разъяснять, - Есть понятие - «враг», и это тот, кто…
- …Желает присвоить твои владения, овладеть твоей самкой и убить твоих детенышей! – зверь посмотрел так, что стало ясно: он понимает.
Чуть смутившись, человек стал рассказывать дальше.
- …Я слишком долго пробыл на войне. Я даже не знал, что происходит дома. Но война закончилась, и, как всегда, закончилась ничем. А когда я наконец-то вернулся домой, то понял, что я свою войну проиграл.
Пока я был на чужбине, моя семья отдала наш дом соседу в залог за долги, и он угрожал выкинуть на улицу мою семью, если они не выкупят его за непомерную цену. Мне было заявлено, что пока меня не было, он, сосед, якобы помогал моей семье.
Я начал работать. Я пахал день и ночь, как каторжный, чтобы выкупить свой дом у того деляги, который не бывал на войне, но вовсю наживался на таких, как я. Однако цена возрастала чуть не с каждым днем, а работа не приносила больших денег. Моя жена… Она стала работать вместе со мной. Она… умерла от непосильной работы и переживаний… Наши дети… У нас было двое детей, но… В общем, это был несчастный случай, но я тогда был очень зол… А этот… Он заявил мне, что я должен заплатить ему еще и за похороны моей семьи… и я убил его. Он давал мне денег. Но я убил. Жестоко и безжалостно. Я был прав, но по законам, придуманным людьми, я был виновен. Люди придумывают законы, которые должны помогать людям жить. Кому-то и вправду помогают, а кому-то мешают. По этим законам я – преступник.
Поэтому законники, а потом и родственники устроили на меня охоту. Брат того ублюдка даже предлагал награду за мою голову. Я пролил еще много крови – и теперь бегу, как зверь от погони…

 …День посмурнел, словно уловив настроение беглеца. Волк задумчиво молчал, опустив морду на лапы.
- Вот так, - закончил человек, сдерживая слезы, - Теперь ты все знаешь…
- Ты правильно поступил, человек, - задумчиво промолвил волк, - Только… зря не сделал это раньше, когда только пришел с войны. Волчьи законы умнее человечьих. Они позволяют убить изменника сразу. Но теперь послушай мою историю…
  Зверь выпрямил шею, снова приобретая величественность вожака.

- Когда-то давно… очень давно, Люди и волки были в родстве. Наши народы были близки, как братья. Люди и волки часто помогали друг другу, часто ссорились, замирялись… Но слишком много воды утекло с тех пор по лесным рекам. Люди научились приручать животных, покорять огонь, обрабатывать кровь земли – руду… Потом они научились делать оружие и охотиться на нас… И теперь люди чаще всего охотятся для забавы, что не прощается законами Леса. Люди возомнили себя властителями Леса и губят всех и все вокруг себя… И уже две моих семьи погибли от рук человека.
  Зверь вскочил на ноги, оскаливая клыки: - И теперь я свершу месть человеку, потому что месть – это свято!

  …Давным-давно, в те далекие времена, когда еще некоторых Богов не было на свете, люди и волки были братьями. Но с тех пор прошло очень много времени – и люди забыли о давнем родстве. А волки помнят до сих пор – и не могут простить предательства!


03.12.2006