Удел Божией Матери

Георгий Асеев
              Святая Гора Афон – целомудренный мир православной теократии, хранящий вселенские христианские святыни и реликвии. Эта благодатная земля претворила в жизнь вещие слова СПАСИТЕЛЯ, обращённые с Голгофского Креста к СВОЕЙ МАТЕРИ о усыновлении Церкви  ПРЕСВЯТОЙ  БОГОРОДИЦЕ  И  ПРИСНОДЕВЕ  МАРИИ. Сама ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, проповедавшая христианство на Афоне,  дала обетование о СВОЁМ уделе: «Благодать БОЖИЯ да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди СЫНА и БОГА МОЕГО. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет  милость  СЫНА   МОЕГО   от   места   сего  до  скончания   века. Я же буду ЗАСТУПНИЦА места сего и тёплая о нём  ХОДАТАИЦА   пред   БОГОМ».

            «Сия же есть жизнь вечная, да знают ТЕБЯ, единого истинного БОГА,  и  посланного  ТОБОЮ  ИИСУСА  ХРИСТА» (Ин.17,3). В этих изречениях  заключён  смысл  жизни  человека – обретение  полноты   бытия,   его  уподобление  СОЗДАТЕЛЮ. Праздник РОЖДЕСТВА БОГОМЛАДЕНЦА ХРИСТА напоминает каждому из нас о участии СВЯТОГО ДУХА в акте зарождения  нашей  жизни.  Наша  доля  –  БОЖИЯ  воля.

             Усыновление  немыслимо  без  отцовства, коим является для духовного  окормления   подвизающихся   старчество. Молдавский  старец-вождь Паисий Величковский (1722 - 1794), архимандрит Нямецкой Лавры, известный переводчик с древнегреческого на русский язык аскетических творений древних отцов Церкви, собранных на Святой Горе и известных  под названием  «Добротолюбие», обновил братские устои русского монашества введением общежития по Афонскому уставу, сосредоточив внимание иноков на делании  умно-сердечной,  покаянной молитвы для внутренней борьбы с нечистыми помыслами под старческим руководством. Оптина Пустынь стала преемницей духовного наследия преподобного Паисия. Преподобные и Богоносные отцы наши, старцы Оптинские, молите БОГА о нас!
 
              Православное вероучение призывает нас, изведавших горечь от скоротечности земной жизни и неизбежности смерти, «отпустить душу на покаяние». И посредством: непрестанной ИИСУСОВОЙ молитвы, регулярного поста, постоянного труда или рукоделья, добровольных дел милосердия «зачать в сердце своём зародыш страха БОЖИЯ» – неистощимый источник долготерпения, послушания и воздержания, чтобы затем кропотливо вынашивать в душе кротость и смирение; а далее с годами приобретая знания, творчески возрастая, смогли бы развить первейшую добродетель – смиренномудрие  –  душевное  равновесие  совести,   ума   и  чувства. Наша решительная настойчивость обязательно не останется бесплодной, только если мы с твёрдой верой и несокрушимой надеждой будем ежечасно испрашивать у ВСЕБЛАЖЕННОГО самого главного дара – неугасимой искры бескорыстной любви. Она преобразит  личность,   наделив   её   благородным   чувством   меры. Любовь (разгоревшись с нашей  помощью) изгладит похоть из сердца и гордость из ума, а злую волю облагоразумит; и избавит человеческую  душу   от  вечной  смерти  в  аду.

              Прибыв в  Русский  Свято-Пантелеимонов  монастырь  на  Афоне, я очутился ... в Византии. Да, именно там: в монастырской гостинице, стоящей на берегу Сингитского залива, одни стенные часы показывали местное византийское время, а другие, висевшие рядом, – время «нынешнее», отстающее от «древнего» на три с половиной часа и необходимое здесь только для  паромного сообщения  с  внешним  миром.
              Лёжа на кровати в гостиничном номере, я будто космонавт вглядывался в бездонную даль, зияющую в распахнутом окне похожем на иллюминатор космического аппарата, выведенного на околоземную орбиту. Линия горизонта делила обозреваемое пространство на две знойные, необъятные стихии: небесную синь и морскую лазурь. Всем нутром чувствовалась бренность земного бытия. Усталость клонила ко сну:  напоённый свежим воздухом и убаюканный тихим шорохом прибоя, незаметно для себя, задремал; а перед самым всенощным бдением, внимая соловьиным трелям, проснулся – вмиг обретя бодрость и силы.
              Умиротворённый после постной, вкусной и назидательной трапезы со смиренным удовольствием выполнил возложенное на меня послушание и воодушевлённый приступил, предварительно исповедавшись, к причастию Св. Христовых Тайн  в  храме Покрова Богородицы, возвышающемся над всей «неземной» русской обителью.
              Перед очами человека, стоящего  на  высоком  храмовом  балконе в глухую и безмятежную южную ночь, разворачивается удивительная картина: из морской пучины величественно подымается на безоблачно-тусклый небосклон огромный  диск  луны, освещая небеса и заливая серебристым светом Святую Гору  –  «Сад  БОГОРОДИЦЫ».
              Ночное светило искусно наводит мост, прокладывая лунную дорожку от кельи Панагия ИГУМЕНЬИ Святой Горы через глянцевую от лунных бликов гладь залива прямо ко входу в кафоликон (собор вмч. Пантелеимона). Собор расположен напротив мощной монастырской колокольни с курантами – эти памятники щедро украшены известными благодетелями: святым Императором Николаем Александровичем Романовым, почётным  потомственным  гражданином Андреем Дмитриевичем  Самгиным  и  др. Туда-то и устремляются «земные ангелы»–афонские монахи для совершения духовного подвига, приводящего души подвизавшихся (по слову старца-святогорца Порфирия Кавсокаливита (1906 - 1991)) в несказанное состояние опьяняющей восторженной радости от сердечно-тёплой непрестанной молитвы: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя!!!»
              Находясь рядом с духоносными богатырями, паломники по милости БОЖИЕЙ  окрыляются благодатью ДУХА СВЯТОГО, преизобильно изливающейся на Афоне и освящающей прибрежные воды Эгейского моря.

              P. S.  Залог процветания общежительного монастыря – чистота помысла подвижников, их добросовестный повседневный труд на земле при наличии пусть самого скудного,  но необходимого в обиходе имущества,  которое в умелых руках играет превосходную воспитательную роль, наглядный тому пример, успешная  земледельческая деятельность Московского Сретенского Ставропигиального мужского монастыря.
 
              Схиигумен  Псково-Печерского мужского монастыря Савва (Остапенко,  1898 - 1980) писал: «Жизнь монашествующих – это внутренняя сокровенная борьба против мира, плоти и диавола; это тайная работа над собой, над своим сердцем, изгнание из него страстей и пороков. Чем больше трудностей, тем большую честь и похвалу он восприимет от БОГА. Не надо бояться трудностей! День и ночь благодари БОГА за всё, что ОН тебе посылает, потому что всё это на  пользу  душе,  всё  это  ведёт   ко  спасению».

              «Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»,– гласит русская пословица. Для подражания истинному уподоблению ТВОРЦУ в современной мирской повседневности,  как  и  прежде,  остаётся неизгладимый из народной  памяти  праведный  образ  блаженного Василия, ХРИСТА ради юродивого, Московского чудотворца, скончавшегося в 1557 году, так естественно сочетавшего в себе характерные черты сказочных  героев: простодушную  доброту  «Иванушки-дурачка»  и  богатырское   мужество   «Ивана-царевича».      
2008