Святая Гора Афон – целомудренный мир православной теократии, хранящий вселенские христианские святыни и реликвии. Эта благодатная земля претворила в жизнь вещие слова СПАСИТЕЛЯ, обращённые с Голгофского Креста к СВОЕЙ МАТЕРИ о усыновлении Церкви ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ И ПРИСНОДЕВЕ МАРИИ. Сама ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ, проповедавшая христианство на Афоне, дала обетование о СВОЁМ уделе: «Благодать БОЖИЯ да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди СЫНА и БОГА МОЕГО. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость СЫНА МОЕГО от места сего до скончания века. Я же буду ЗАСТУПНИЦА места сего и тёплая о нём ХОДАТАИЦА пред БОГОМ».
«Сия же есть жизнь вечная, да знают ТЕБЯ, единого истинного БОГА, и посланного ТОБОЮ ИИСУСА ХРИСТА» (Ин.17,3). В этих изречениях заключён смысл жизни человека – обретение полноты бытия, его уподобление СОЗДАТЕЛЮ. Праздник РОЖДЕСТВА БОГОМЛАДЕНЦА ХРИСТА напоминает каждому из нас о участии СВЯТОГО ДУХА в акте зарождения нашей жизни. Наша доля – БОЖИЯ воля.
Усыновление немыслимо без отцовства, коим является для духовного окормления подвизающихся старчество. Молдавский старец-вождь Паисий Величковский (1722 - 1794), архимандрит Нямецкой Лавры, известный переводчик с древнегреческого на русский язык аскетических творений древних отцов Церкви, собранных на Святой Горе и известных под названием «Добротолюбие», обновил братские устои русского монашества введением общежития по Афонскому уставу, сосредоточив внимание иноков на делании умно-сердечной, покаянной молитвы для внутренней борьбы с нечистыми помыслами под старческим руководством. Оптина Пустынь стала преемницей духовного наследия преподобного Паисия. Преподобные и Богоносные отцы наши, старцы Оптинские, молите БОГА о нас!
Православное вероучение призывает нас, изведавших горечь от скоротечности земной жизни и неизбежности смерти, «отпустить душу на покаяние». И посредством: непрестанной ИИСУСОВОЙ молитвы, регулярного поста, постоянного труда или рукоделья, добровольных дел милосердия «зачать в сердце своём зародыш страха БОЖИЯ» – неистощимый источник долготерпения, послушания и воздержания, чтобы затем кропотливо вынашивать в душе кротость и смирение; а далее с годами приобретая знания, творчески возрастая, смогли бы развить первейшую добродетель – смиренномудрие – душевное равновесие совести, ума и чувства. Наша решительная настойчивость обязательно не останется бесплодной, только если мы с твёрдой верой и несокрушимой надеждой будем ежечасно испрашивать у ВСЕБЛАЖЕННОГО самого главного дара – неугасимой искры бескорыстной любви. Она преобразит личность, наделив её благородным чувством меры. Любовь (разгоревшись с нашей помощью) изгладит похоть из сердца и гордость из ума, а злую волю облагоразумит; и избавит человеческую душу от вечной смерти в аду.
Прибыв в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне, я очутился ... в Византии. Да, именно там: в монастырской гостинице, стоящей на берегу Сингитского залива, одни стенные часы показывали местное византийское время, а другие, висевшие рядом, – время «нынешнее», отстающее от «древнего» на три с половиной часа и необходимое здесь только для паромного сообщения с внешним миром.
Лёжа на кровати в гостиничном номере, я будто космонавт вглядывался в бездонную даль, зияющую в распахнутом окне похожем на иллюминатор космического аппарата, выведенного на околоземную орбиту. Линия горизонта делила обозреваемое пространство на две знойные, необъятные стихии: небесную синь и морскую лазурь. Всем нутром чувствовалась бренность земного бытия. Усталость клонила ко сну: напоённый свежим воздухом и убаюканный тихим шорохом прибоя, незаметно для себя, задремал; а перед самым всенощным бдением, внимая соловьиным трелям, проснулся – вмиг обретя бодрость и силы.
Умиротворённый после постной, вкусной и назидательной трапезы со смиренным удовольствием выполнил возложенное на меня послушание и воодушевлённый приступил, предварительно исповедавшись, к причастию Св. Христовых Тайн в храме Покрова Богородицы, возвышающемся над всей «неземной» русской обителью.
Перед очами человека, стоящего на высоком храмовом балконе в глухую и безмятежную южную ночь, разворачивается удивительная картина: из морской пучины величественно подымается на безоблачно-тусклый небосклон огромный диск луны, освещая небеса и заливая серебристым светом Святую Гору – «Сад БОГОРОДИЦЫ».
Ночное светило искусно наводит мост, прокладывая лунную дорожку от кельи Панагия ИГУМЕНЬИ Святой Горы через глянцевую от лунных бликов гладь залива прямо ко входу в кафоликон (собор вмч. Пантелеимона). Собор расположен напротив мощной монастырской колокольни с курантами – эти памятники щедро украшены известными благодетелями: святым Императором Николаем Александровичем Романовым, почётным потомственным гражданином Андреем Дмитриевичем Самгиным и др. Туда-то и устремляются «земные ангелы»–афонские монахи для совершения духовного подвига, приводящего души подвизавшихся (по слову старца-святогорца Порфирия Кавсокаливита (1906 - 1991)) в несказанное состояние опьяняющей восторженной радости от сердечно-тёплой непрестанной молитвы: «ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, помилуй мя!!!»
Находясь рядом с духоносными богатырями, паломники по милости БОЖИЕЙ окрыляются благодатью ДУХА СВЯТОГО, преизобильно изливающейся на Афоне и освящающей прибрежные воды Эгейского моря.
P. S. Залог процветания общежительного монастыря – чистота помысла подвижников, их добросовестный повседневный труд на земле при наличии пусть самого скудного, но необходимого в обиходе имущества, которое в умелых руках играет превосходную воспитательную роль, наглядный тому пример, успешная земледельческая деятельность Московского Сретенского Ставропигиального мужского монастыря.
Схиигумен Псково-Печерского мужского монастыря Савва (Остапенко, 1898 - 1980) писал: «Жизнь монашествующих – это внутренняя сокровенная борьба против мира, плоти и диавола; это тайная работа над собой, над своим сердцем, изгнание из него страстей и пороков. Чем больше трудностей, тем большую честь и похвалу он восприимет от БОГА. Не надо бояться трудностей! День и ночь благодари БОГА за всё, что ОН тебе посылает, потому что всё это на пользу душе, всё это ведёт ко спасению».
«Церковь не в брёвнах, а в рёбрах»,– гласит русская пословица. Для подражания истинному уподоблению ТВОРЦУ в современной мирской повседневности, как и прежде, остаётся неизгладимый из народной памяти праведный образ блаженного Василия, ХРИСТА ради юродивого, Московского чудотворца, скончавшегося в 1557 году, так естественно сочетавшего в себе характерные черты сказочных героев: простодушную доброту «Иванушки-дурачка» и богатырское мужество «Ивана-царевича».
2008