Речевые умения и навыки. Коррекционные школы 8 вид

Марина Беляева
 Речевые  умения и навыки, предусмотренные программными требованиями.
 Приёмы и формы работы по развитию связной речи на уроках чтения.

Развитие речи в пределах программных требований происходит по 3-м направлениям. На уроках  русского  языка и чтения в специальных  (коррекционных) образовательных учреждениях 8 вида  выполняются главные задачи по развитию  речи и коммуникативных  навыков. Выпускники школы должны:               
          - научиться правильно  и последовательно излагать свои  мысли в
          устной и письменной форме;
          - быть социально  адаптированными в плане общего развития и сфор-
          мированности нравственных качеств;
          - выполнить специальную задачу коррекции речи и мышления, свя-
          занную  с психическим недоразвитием, в процессе формирования
          знаний, умений, навыков и  воспитания личности.

                Формирование речевых навыков идёт через  привитие умения использовать в речи  различные синтаксические  конструкции, от элементарного к более сложному:  т.е.  от слова,   к предложению,  далее,  в идеале,  –  к связному   аргументированному  высказыванию  –  тексту.   Естественно, необходимо учитывать индивидуальные возможности каждого  ребёнка  усваивать и воспроизводить предложенный учебный материал, а также  объективные  трудности, которые возникают в процессе обучения устной и письменной связной речи.
Работа по развитию речи, привитию коммуникативных  навыков  ведётся по  трём основным направлениям:
1. Усвоение программного  минимума словарных слов: в лексическом, орфографическом и орфоэпическом плане. Т.е. дети должны запомнить значение слова, его правописание и норму литературного  произношения, чтобы свободно употреблять данное слово  в коммуникативных отношениях.
2. Обогащение словарного  запаса за счёт новых слов, встречающихся в письменных и устных упражнениях по русскому языку и текстах изучаемых литературных произведений по чтению: контекстное понимание значения слова и работа со сносками.
3. Развитие связной  письменной и устной речи для   использования  в различных коммуникативных  ситуациях.

           Программой В.В. Воронковой для коррекционных школ 8 вида по чтению предусмотрен перечень речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся к концу каждого учебного года. Исходя из  предложенного учебниками литературного материала, я скорректировала эти требования и разработала системы уроков по развитию  связной речи учащихся с практическим выходом на конкретное речевое умение.
            А также, сравнив  программные требования к речевым умениям и навыкам и материалы различных учебников, я пришла к выводу, что программный перечень  речевых умений и навыков ниже, чем те, которые может сформировать  учитель,  эффективно  используя материалы учебников. В большей степени  это  касается уроков чтения. И, конечно же, определяется степенью и  структурой дефекта учащихся.

5 класс. Определение темы и главной мысли. Разные виды пересказа (подробный, сжатый, с переходом лица). Составление с помощью учителя простого плана высказывания. Детали  характеристики  литературного  героя.

6 класс. Определение темы и  главной мысли. Различные виды пересказа с использованием деталей характеристики литературного героя.  Составление простого плана.  Умение давать отзыв о прочитанном произведении по плану – схеме.

7класс. Закрепляются речевые умения, сформированные в 5-6 классах. Формируем умение давать характеристику героя ( по плану ) и сравнительную характеристику героев по планам – схемам.

8 класс. Закрепление речевых навыков, сформированных  в 5-6 классах.
               Элементы анализа лирического  произведения.
 
9 класс. Закрепление и развитие речевых умений и навыков, сформи  -         
               рованных в 5-8 классах.


 Учебники чтения Бгажноковой И.М., Малышевой З.Ф., Аксеновой А.К. дают достаточный материал для формирования речевых умений.  Если программа Воронковой В.В. определяет по всем классам  главный навык – пересказ ( с помощью учителя),  то  в учебнике 5 класса Аксёновой А.К. есть задания, которые в элементарной форме помогают дать  характеристику литературного героя. По сути, это  пересказ  с элементами  анализа образа.
Т.о., к концу 5 класса  ученики ( с помощью учителя) могут давать подробный пересказ текста с элементами характеристики героя.

  Главный вид работы – беседа, наводящие вопросы учителя, различные формы игры.

 

       На каждом уроке, это  касается в большей мере  5-6 классов, проводятся  орфоэпические разминки ( Идея взята из  методики Зайцева). Эти  разминки выполняют двойную задачу: коррекция дефектов произношения и привитие норм культуры речи.  Орфоэпические разминки ведутся также по 2 направлениям:
                1.Стандартные ошибки произношения. Слова с проблем-
                ными звуками выписаны на карты и находятся постоянно
                перед глазами детей на доске. ( Что, сегодня, его, потому
                что). Работа может быть коллективной (хоровое произно-
                шение) или  индивидуальной.
                2. Из  изучаемого текста выписаны на доску слова  с про-
                блемными звуками, с затруднённым ударением, много-
                сложные. Эти слова предварительно  разбираются с детьми
                перед их первым чтением текста вслух.

Эта работа очень  важна, потому что дети с проблемами  развития часто  произносят  подобные слова, как читают: с чёткой артикуляцией того звука, который изображается данной буквой. ( Например: слово  «что», первый звук произносят как Ч, а не как Ш,  требуемый по нормам произношения).

В начале 5 класса дети знакомятся с понятиями: ТЕМА  и  ГЛАВНАЯ  МЫСЛЬ. Работу над  каждым произведением мы начинаем с вопроса: о  чём говорится в произведении? А заканчиваем вопросом: чему учит автор читателя? Таблички с определениями л\в терминов ТЕМА  и ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ всегда находятся перед глазами детей. Параллельно  с этим ведём работу по закреплению навыка пересказа. Учим составлять  простой план. В большинстве случаев это  коллективная работа под  руководством учителя. В работе над планом используем памятки: как составить  простой план? Как пересказать прочитанное произведение. Такие памятки существуют и в виде большого плаката на доске, и  в виде раздаточного  материала для каждого  ученика. Тетрадей по чтению  у нас не предусмотрено. Но в этом учебном году я ввела тетради  по чтению   в некоторых классах. Они существуют в форме тетрадей для записей. Но положительный эффект от их введения, на пример в 5 классе, я уже вижу. План, который раньше был перед глазами детей только на доске, теперь можно повторить  и использовать для работы в любое время.  Записывая план в тетрадь, дети не только повторяют сами пункты плана, закрепляют содержание прочитанного, но и  учатся письменному оформлению этого вида работы. Коллективный план записываем на доске, иногда делаем подписи карандашом прямо в учебнике чтения или переносим план  в рабочую тетрадь.  Если  дети делали записи только в учебнике, то на следующем уроке я  даю задание: оформить план в тетради самостоятельно по записям в учебнике. При этом дети повторяют тему: правописание собственных существительных, употребление кавычек в собственных наименованиях, поскольку должны самостоятельно записать в виде заголовка работы имя и фамилию автора  и название произведения, к которому составляется план.
          Следующий этап в работе над пересказом – это  пересказ диалога. От чтения по ролям мы постепенно  подходим к воспроизведению диалога по памяти.
         Покажу отдельные этапы работы на примере изучения в 5 классе  сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка  «Серая Шейка». Для создания эмоционального  настроя, развития воображения и  коррекции эмоционально-волевой сферы изучение сказки можно начать с просмотра м\ф «Серая Шейка» и  прослушивания песни барда  В.Долиной «Серая Шейка». Затем традиционно работаем над  каждой частью:
                -чтение,
                -определение темы,
                -беседа по вопросам, элементы хар-ки героев,
                -определение главной мысли,
                - озаглавливание части,
                - деление на части и составление коллективного плана,
                - пересказ.
                - во 2,3,5 частях чтение диалога по ролям,
                -пересказ диалога.
Когда содержание диалогов усвоено, можно использовать элемент нового арт-метода – сказка - терапия.  Для создания речевой ситуации подбираем игрушки – действующие лица диалога. Дети сами выбирают  себе персонаж, роль которого они хотят сыграть.
                Следует помнить  некоторые правила подбора  игрушек для такого  вида работы.  Во-первых, следует подбирать игрушки из  материалов, приятных  на ощупь, достаточно гладких, но  не скользких;  во-вторых, все изгибы игрушек должны быть  плавными,  в-третьих, они  должны быть изготовлены из  материалов  с хорошей теплопроводностью. В-четвёртых, внешний вид  игрушки должен быть привлекательным. Игрушка не должна вызывать отрицательных эмоций,  пробуждать агрессию. Необходимо также обращать внимание и на цветовую гамму игрушек. По  мнению специалистов по цветотерапии, опирающихся на теорию цвета Макса Люшера, на органы зрения наиболее благоприятное влияние оказывают малонаполненные  цвета средней части видимого  спектра – жёлто—зелёно—голубые – так называемые – оптимальные. Есть ещё мнение, что игрушка должна быть нейтральной по эмоциональному воздействию: т.е. фигурка, на пример животного, должна просто копировать его живой образец, его физико-анатомические параметры. Т.о.  отбор игрушек должен быть  подчинён раскрытию темы.  Есть и другая точка зрения на эту проблему, и она более совпадает с моей собственной: для наших детей, с недоразвитием эмоционально – волевой сферы, в визуальном  воздействии на мыслительный процесс, а мышление у них  в большинстве  - образное,  необходим дополнительный стимул: игрушка должна будить эмоции, которые подведут к раскрытию основной идейной нагрузки на образ. Т.е. чем скорее дети поймут роль персонажа в произведении, его характерные особенности, тем понятнее им будет главная мысль изучаемого  произведения.  ( Показать на примере  игрушек – зайцев –  к сказке «Серая Шейка». Задание: найти наиболее  удачную игрушку для работы с детьми.)
         Далее работу  строим следующим образом:   на основе реплик из  текста, понимания характера героя, знания развития сюжета дети создают свои диалоги. Этот  вид работы всегда пользуется успехом у детей, всегда много желающих принять  участие в коллективно  создаваемой сказке или мультфильме, т.е. коммуникативной ситуации. Учитель только направляет диалог и исправляет недостатки речи учащихся. Диалоги небольшие по объёму, поэтому в данный вид работы на протяжении  одного  урока может быть вовлечён  весь класс. Поскольку этот вид деятельности подготовлен кропотливой поурочной работой, он не вызывает  у детей большого затруднения и  позволяет каждому пережить ситуацию успеха, что делает процесс обучения наиболее эффективным.
         В 6 классе на базе пересказа, умений определять тему и главную мысль, умения давать краткую характеристику героя можно  провести занятия по обучению отзыву о  прочитанном произведении.
          Я это  делаю на обобщающем уроке по сказке Г.-Х. Андерсена «Снежная королева». Для создания эмоционального фона начинаем урок с исполнения моей песни «Любимые книжки». После повторения темы и главной мысли сказки, предварительной беседы и формулирования целей урока дети исполняют ещё одну песню «Сказка о Кае, Герде и Снежной королеве», ещё раз повторяя сюжет сказки и настраиваясь на её пересказ. После этого знакомлю детей со схемой  отзыва. Схема  -  в виде плаката на доске и у каждого на парте памятки по пересказу и по отзыву о произведении.  Работу ведём поэтапно  по каждому пункту плана.
План-схема отзыва.
1.Название произведения и его  автор.
2.Тема произведения.
3.Главные герои и краткий пересказ.
4.Главная мысль.
5.Личное отношение.

 На  каждом этапе работу направляет, оказывает помощь и исправляет недостатки учитель. В итоге связный ответ – отзыв о прочитанном произведении – даёт наиболее сохранный ученик при помощи учителя. Затем этот ответ по схеме и при постоянной помощи учителя дают все ученики класса, для которых этот вид деятельности оказывается посильным. Поскольку речь детей учебных заведений 8 вида обладает рядом недостатков, часто аграмматична, неэмоциональна, то эмоциональный фон урока помогают поддерживать элементы арт – терапии. На этом уроке я использую 3 свои  песни. В конце урока дети исполняют  песню «Добрые сказки», посвящённую знаменитым писателям-сказочникам.
Следующий урок – это  урок внеклассного чтения по сказкам Андерсена. Теперь на базе отзыва на коллективно прочитанную сказку  «Снежная королева» дети  должны дать отзыв о сказке Андерсена, прочитанной  самостоятельно.  Работа ведётся в таком же ключе, но теперь она носит более индивидуальный характер. Для создания эмоционального фона и развития речи используем те же песни. К этому уроку дети готовят также свои рисунки, они должны попытаться объяснить, почему они выбрали для изображения именно этот  эпизод. Создание рисунка – это повод для создания коммуникативной ситуации.
      Эти два урока я даю на разных  классах на протяжении нескольких лет. Результаты тоже очень разные. Иногда более удачен первый урок,  а второй, не смотря на более разнообразный материал, проходит на недостаточном уровне. Это  зависит от  многих причин: от уровня сформированности навыка чтения,  от подбора детей класса, от  степени нарушений эмоционально –волевой сферы и сложности структуры дефекта, даже от метеоусловий и места урока в расписании.
В данное время я работаю в 9,8 и 7 классах.  С  начала учебного года я взяла ещё один  класс. Класс очень  сложный по составу учащихся. Об  итогах  работы с этими детьми говорить  ещё рано, но  попытки привлечь этих  детей работать по данной методике уже дали первые положительные результаты. Все три  класса прошли через этот блок уроков. 1 группа детей 
(Выпускники 2007г.) на первом уроке с заданием справилась, отзыв о сказке с различным уровнем самостоятельности, дали все дети. Но урок был недостаточно эмоционален, монотонен.  2 урок, очевидно, потому что материал урока был более разнообразен, прошёл живее, в более быстром темпе и на достаточно высоком эмоциональном подъёме. 2 группа детей (нынешний 9 «б»  кл.)  показала лучшие результаты на 1 уроке. Дети этого  класса любят выступать перед публикой. А на первом уроке присутствовала директор с группой студентов. Дети эмоционально  выложились, и  на следующем уроке, когда не было такой благодарной публики, были более скованными, медлительными. Дети 3 группы ( 8 класс) из всех мной в данное время обучаемых самые трудные : почти у всех стоит  диагноз –
 психопатоподобное поведение.  Навык чтения самый слабый. Но они  и на первом и на втором уроке были активны и показали достаточно  высокий уровень усвоения речевого  умения. Может быть, стимулом для этого послужило то, что на 1 уроке было  много гостей – учителей из нашей школы, директор и завуч,  а на второй урок директор привела группу студентов. Т.е наличие публики – для наших детей – стимул для успешной работы на уроке.
                Эти  же уроки я провела уже и в новом 6 классе,9нынешний 7»б»)  и они прошли достаточно успешно. Т.е. дети сразу же стали работать по схеме, охотно  включились в пение и инсценировки. Но  из-за дисфункции процессов возбуждения и торможения  большую трудность представляет организация и переключение деятельности на уроке.

В дальнейшем мы закрепляем   умение  составить и воспроизвести отзыв по схеме, используя на уроках обобщения, как итог изучения произведения.

В 7 классе сквозным речевым умением – на базе пересказа –  является СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА героев.
Материал для сравнительной характеристики героев дают нам повесть Л.Толстого «Кавказский пленник» ( Жилин и Костылин),  Повесть В.Г.Короленко «Дети подземелья» (Соня  и Маруся, Валек и Вася), сказ П.П.Бажова «Синюшкин колодец» ( Илья и Кузька Двоерылко). По  данному виду работы я разработала и напечатала индивидуальные таблицы: план – схема характеристики героев и материалы для их сравнения. Ученики дают связный ответ по таблице, приводя по памяти примеры из текста.  (Т. Е. используем элементы выборочного пересказа).  Учитель контролирует всю учебную деятельность, оказывает помощь, исправляет недостатки речи.
В конце характеристики делается совместный вывод. Вся работа строится по этапам в соответствии с планом , итог – целостная характеристика наиболее сохранным учеником.
8 класс. Начинаем работу над анализом лирического произведения, именно в этом классе особенно  много  программных тем по поэзии: Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Кольцов, Никитин, Тютчев, А.К.Толстой, Есенин.
Анализ лирического  произведения в школе 8 вида отличается от общепринятого,  в силу специфического  восприятия поэзии нашими учениками из-за проблем с патологией эмоционально-волевой сферы. Поэтому уроки по изучению поэтических произведений недостаточно эмоциональны.
У нас разработана стандартная схема анализа стихотворения.
                1.Название и автор  стихотворения.
                2. Дата написания стихотворения, если известно,
                история создания.
                3. Тема стихотворения.
                4.Чтение стихотворения.
                5. Краткий пересказ стихотворения.
                6. Главная мысль.
                7. Личное отношение.

У детей с проблемами интеллекта слабо развито воображение, они  не всегда понимают переносный смысл изобразительно-выразительных средств, поэтому мы прибегаем к пересказу стихотворного текста, что  делает более понятным смысл прочитанного  стихотворения.

Для более успешного  усвоения  смысла и  эмоционального настроя стихотворения у\о ребёнком я часто  прибегаю к  элементам метода арт-терапии. Некоторые из  изучаемых  стихотворений положены на музыку.
Мы разучиваем эти  стихи под  аккомпанемент. А затем исполняем как песню  или романс. Наиболее успешно это удалось на примере стихотворения  А.С.Пушкина «Зимний вечер», музыка М.Яковлева; на стихотворении С.А.Есенина «Отговорила роща золотая», музыка  Г. Пономаренко. 

В 9 классе мы повторяем и закрепляем все привитые речевые умения и навыки.
         У меня разработан ряд уроков чтения, на которых дети  показывают все сформированные речевые умения. Для примера приведу краткий план урока по изучению  стихотворения М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».
1.Для создания эмоционального  настроя и введения в тему начать урок с прослушивания песни группы «Ялла» « Уч-Кудук, Три колодца». Дети делают вывод, что главная ценность в пустыне – вода.
2.Знакомство с текстом произведения. Определение темы. Дата написания.
3.Элемент интегрирования с уроком географии. На карте найти Аравийский полуостров, вспомнить особенности климата и природы.
4. Беседа по содержанию. Пересказ.
5. Определение главной мысли. Словарная работа. Значение слова ЭКОЛОГИЯ.
6. Анализ стихотворения по схеме.
7.Использование элемента арт-терапии: исполнение написанной мной  «Песни о пустыне».

Вывод.

Работа по развитию речи в каждом классе идёт с помощью учителя на всех этапах  урока. Есть положительные результаты, особенно  в среднем звене. Работа в 8,9 классе в связи с причинами медико-биологического характера затруднена.