Под крестом. II. Лукьян

Олег Лёвин
«А род его избран от века» - читал по складам белобрысый мальчик, сидя за столом в просторной избе. Перед ним была открыта огромная книга, в сильно потрепанном переплете, он старательно водил пальцем по строчкам и произносил каждое слово хоть и по слогам, но на распев, периодически останавливаясь и от удовольствия закрывая глаза. Мальчику на вид было не больше десяти лет, волосы на голове торчали у него в разные стороны, а большие, как блюдца глаза глядели на мир удивленно и открыто. В избе около печи с ухватами возилась мать мальчика, статная и дородная крестьянка Домна Брыксина. Вынув из печи чугунок с кашей, она поставила его на стол и напустилась на сына:
- Хватит Лукьян читать-то, весь день что ли будешь сидьма сидеть в доме, поди лучше курей покорми, да отца с братьями позови обедать.
Мальчик закрыл книгу, аккуратно завернул ее в тряпочку и, положив на полку в сенях, отправился выполнять распоряжение матери.
Сидевший здесь же в избе на лавке старичек-странник, проводив Лукьяна взглядом, сказал матери:
- Славный малец.
- Да то. Навострился вот читать.
- Кто же его научил?
- А сам.
- Это как, сам? – Удивился старец.
- Книга у нас от ево деда осталась, тот тоже грамотей был, а Лукьян с измальства все рассматривал в ей буквы, а потом к диакону стал ходить да спрашивать это какая буква, да это какая, так и научился.
- Дивно, - изумлено покачал головой старик, а потом неожиданно предложил. – Ты бы его Домнушка отпустила со мной.
Женщина непонимающе уставилась на старика, наконец, выдохнула:
- Это как это с тобой?
- Сын твой – человек избранный Богом, ему надо в монастырь. – Наставительно изрек странник.
Домна от неожиданности присела на лавку рядом со старцем и жалобно заголосила:
- Это как же так дедушка Степан ты мне предлагаешь увести моего сына?
- Да не увести, дуреха, а отвести. Учиться ему надо, а где тут у вас в Иноковке хорошо выучат. А ты слушай меня, я никогда вашей семье дурного не посоветую. В Вышенском монастыре есть Купленская школа, там такие мальцы как твой живут при монастыре на всем готовом, под присмотром монахов и учатся. Смекаешь?
Домна задумалась. Лукьян был младшим в большой семье иноковского крестьянина Акима Брыксина. И, наверное, самым способным, из всех ее детей. Мать мечтала, что хотя бы он выбьется в люди и станет врачом, но для этого надо было учиться, а денег на обучение у семьи не было. Предложение дедушки Степана, Божьего человека, опытного, много повидавшего и прозорливого (в этом Домна была уверена) почти убедило ее согласиться с ним.
Вечером, когда дети мирно спали на печи, она рассказала мужу о предложении деда Степана. Тот долго молчал, а потом, тяжело вздохнув, согласился с женой:
- Добре, пущай едет учиться.
Через два дня Лукьян уже собрался в дорогу. В небольшой котомочке, сшитой матерью из старой холстины, лежала пара лаптей, чистая рубаха, порты и половина каравая хлеба. Перед отправлением зашли в церковь, приложились к иконами, взяли благословение у батюшки. Домна Брыксина перекрестила сына на прощание, утерла кончиком платка внезапно навернувшуюся слезу, а отец, потрепав волосы сына, кратко наставил:
- Учителей слушай, учись усердно.
Потом старик и мальчик отправились в путь. Шли по дороге на Кирсанов почти пол дня. Справа открывался вид на реку Ворону, берега которой местами густо поросли ивняком. Серые речные чайки летали низко над водой, выслеживая рыбу, и вдруг резко опускались, а потом вновь взмывали в высь с трепыхающейся в клюве серебристой рыбой.
 Вечером в Кирсанове, сели на поезд, следующий в Тамбов. Всю ночь ехали, часто и долго останавливаясь на остановках и полустанках. Только ранним утром прибыли в город, где почти весь день ходили по церквам, прикладываясь к Тамбовским святыням. Перво наперво побывали в Уткинской церкви, отстояв раннюю литургию у Тамбовской иконы Божией Матери, затем пошли в Преображенский собор, где пропели «вечную память» на могилке епископа Питирима. Еще посетили два монастыря, Варваринскую и Троицкую церковь. Столько святынь разом Лукьян не видел никогда, так что к вечеру от огромной радости и страшной усталости он уснул как убитый прямо в поле около моршанской дороги, подложив под голову свою котомку. Рано утром, наскоро перекусив с возами, нагруженными мешками с зерном отправились в Моршанск. Шли туда весь день, останавливались лишь в большом торговом селе Горелое. От Моршанска еще почти двое суток добирались до Вышенской пустыни.
К монастырю подходили со стороны реки Выши, которая здесь была и неширока и неглубока. На берегу ее возвышались два монастырских храма и высоченная колокольня. Корпуса, храмы были обнесены невысокой кирпичной стеной. С трех сторон пустынь была окружена сосновым лесом. Поначалу уставших путников разместили в монастырской гостинице, а на следующий день Лукьян был в келье настоятеля монастыря архимандрита Ипатия. Седовласый старец, благословив отрока, велел ему читать псалтирь и вполне удовлетворенный его чтением, сказал, что он может сейчас же ехать в Купленскую школу, где его разместят в общежитии. Как раз в школу отправлялась повозка с продуктами для нее. Попрощавшись с дедом Степаном, Лукьян в сопровождении монастырского возчика инока Леонида поехал в Куплю.
Вышенско-Купленская второклассная школа была одной из лучших в епархии. Основана она на земле Вышенского монастыря в с. Купля настоятелем пустыни архимандритом Аркадием в 1886 г. Учились в ней в основном дети крестьян, обучение было бесплатным, дети жили в общежитии при школе и были полностью обеспечены всем необходимым от монастыря.
Школа располагалась в верстах двух - трех от пустыни на другом берегу реки Цны и путь туда занял не такое уж большое количество времени. И вот среди избушек с соломенными крышами увидел Лукьян трехэтажное кирпичное здание школы. Обширный двор школы был окружен хозяйственными постройками, а с юга примыкал ко двору большой огород, за которым ухаживали сами воспитанники. Несколько воспитанников в одинаковых серых рубахах и штанах, как раз проходили по каким-то делам в то время, когда во двор въезжала повозка, и Лукьян с удивлением заметил, что мальчики были обуты в добротные сапоги.
Заведовал школой священник Иван Богоявленский. Батюшка хороший, настоящий ревнитель православия. Именно по его инициативе в 1912 г. при школе был открыт Феофановский Братский кружок, ставивший перед собой цель «воспитать и укрепить христианскую жизнь прежде в самом себе». По поводу организации кружка отец Иван был даже на приеме у архиепископа Тамбовского Кирилла, который весьма благосклонно отнесся к этому мероприятию. В состав кружка входили практически все учителя школы и на своих заседаниях они слушали и обсуждали такие доклады как: «О значении поста в деле спасения души» или «О психологическом влиянии одной личности на другую по психологическому облику Иисуса Христа». Кроме того, собирали библиотеку, а также организовали крестный ход в день прославления свт. Ермогена в котором приняли участие несколько тысяч крестьян из окрестных сел. Вообще все это характеризует как самого заведующего, так и подчиненных ему лиц с самой лучшей стороны, а также определенно положительно говорит о той благочестивой атмосфере, которая царила в Купленской школе, и о ее влиянии на окрестное население.
Педагогический состав школы был исключительно мужской и состоял во многом из выпускников самой школы. Среди учителей было немало людей в священном сане, которые пользовались безусловным авторитетом среди воспитанников.
Лукьян с первого дня своего пребывания в Купле жил в общежитии школы. Просторные светлые спальни с расположенными в ряд кроватями были всегда наполнены свежим воздухом, так как сами ученики следили и за чистотой в комнатах и за тем, чтобы они регулярно проветривались. Такими же светлыми и чистыми были столовая, класс и актовый зал, где проходили все торжественные мероприятия в школе. Монастырь полностью обеспечил школу всеми необходимыми учебными пособиями, кроме того, был устроен прекрасный физический кабинет, где имелись такие редкие по тем временам приборы как центробежная машина, воздушный насос, модель паровой машины, микроскоп и даже электрическая машина Гольца. Также в школе была очень недурная химическая лаборатория и прекрасная библиотека.
Занятия в школе начинались в октябре, после того как крестьяне завершали сельскохозяйственные работы и могли привести своих детей в школу, а заканчивались в апреле. В течение учебного года устраивались недельные Рождественские и Пасхальные каникулы, впрочем, большая часть учеников, в это время оставалось в общежитии школы.
Лукьян с головой окунулся в новую для себя жизнь, на время, забыв о доме. Вставали в восемь часов утра, умывались, под руководством классных наставников молились, затем завтракали и шли на занятия, которые продолжались до 12 часов дня. После обеда и часового перерыва снова отправлялись на занятия одни в переплетные мастерские, где ученики учились переплетать книги, другие занимались пением и обучались игре на музыкальных инструментах (в школе была фисгармония и скрипки), третьи работали на школьном огороде. Через час группы менялись. Все занятия заканчивались около четырех часов дня и после небольшого полдника, состоящего обычно из краюхи ржаного хлеба и кружки чая, наступало время подготовки уроков. Два часа до ужина обычно отводилось на свободное время, но и оно проходило с пользой: куплинцы любили играть в шахматы и шашки, а также подвижные игры, такие как лапта, городки, а зимой катались на коньках.
В воскресенье вечером устраивались чтение с показом картин (в школе имелся «волшебный фонарь»), сопровождаемое пением самих учеников различных музыкальных пьес. Но, конечно же, вся первая половина воскресных и праздничных дней была занята богослужением. Оно совершалось в школьном домовом храме. Ученики сами пели за богослужением на два хора, пономарили. А в праздничные дни все ученики отправлялись в монастырь, где участвовали в монастырских службах.
Внутренняя жизнь школы была устроена по подобию монастырской с большой долей школьного самоуправления. Перед началом учебного года на школьном собрании пересматривали школьные правила и распределяли обязанности. При этом все ученики распределялись на группы каждая из которых несла определенное послушание: мели полы и посыпали их мокрыми опилками, проветривали класс и коридоры, протирали мебель, картины, стекла, готовили куб с горячей водой, умывальницы. Также избирали столовников, ламповщиков, коридорных. Кроме того, разделившись на четыре группы, постоянно следили за чистотой двора, а из старших учеников избирали кандидатов на такие ответственные должности как заведующий складом, кастелянина и помощника библиотекаря.
За время своего обучения Лукьян Брыксин прошел практически через все школьные послушания и как-то незаметно для самого себя так втянулся в школьный распорядок жизни, что, когда окончил школу, ни минуту не задумывался, куда ему идти дальше  и сразу же поступил в число послушников Вышенской Успенской пустыни.
Расцвет пустыни, как одного из духовных центров страны можно отнести ко времени настоятельства (с 1862 г. по 1908 г.) архимандрита Аркадия (Честонова), а также проживания в пустыни святителя Феофана Затворника. Именно в этот период Вышенская пустынь из захолустного монастыря Тамбовской епархии превратилась в одну из почитаемых обителей России. Архимандрит Аркадий приложил много усилий для внешнего благоустройства пустыни и материального ее обеспечения. Эти усилия были столь велики, что складывалось впечатление, что монастырь как бы заново построен. Всего за время настоятельства о. Аркадия появилось 11 каменных зданий внутри ограды монастыря, а вне ее стен конный и скотный двор.
Однако главное, что было достигнуто - это та духовная атмосфера, царившая в обители и так отличавшая ее в ряду других монастырей епархии. Современники не раз бывавшие в монастыре характеризовали ее так: «Все было тихо, мирно, монахи точно овечки». Жизнь в монастыре протекала по раз и навсегда заведенному порядку: ежедневные богослужения, послушания, келейное правило. И редко чем ход этой жизни нарушался. Иногда пустынь посещали правящие архиереи. В 1886 г. в пустыни побывали великие князья Сергей Александрович с супругой великой княгиней Елизаветой Федоровной и великим князем Павлом Александровичем. Этот визит стал значительным событием в жизни обители, да и всей округи.
Что касается послушаний, которые проходили насельники в пустыни, то они в основном связаны были с церковью и в этом смысле обитель нельзя назвать «рабочей», хотя собственное хозяйство неплохо было налажено, однако в основном использовался труд наемных крестьян.
Пустынь стала местом духовного подвига целого ряда подвижников, и здесь, как писали в епархиальных отчетах, еще в 80 –х гг. XIX в. «завелось старчество».
По воспоминаниям некоторых паломников бывавших в обители до 1917 г., она производила очень отрадное впечатление: тихое, красивое место, размеренная жизнь, не наполненная внешними событиями. Ничто казалось, не разрушит этого покоя, однако дыхание будущих бурь обитатели пустыни почувствовали уже в 1909 г. В этот год в ночь на 4 апреля произошло из ряда вон выходящее событие: вооруженное нападение на настоятеля обители игумена Ипатия. Тогда трое грабителей (один из них прежде проживал в монастыре на испытании) перелезли через ограду, вошли в келию настоятеля и, угрожая револьвером, требовали, чтобы тот показал, где хранятся деньги. Спасло игумена только то, что монахи вовремя подняли тревогу, грабители испугались и убежали (позже все были пойманы.) Такого за всю историю обители никогда не случалось и это происшествие стало как бы знамением, того, что произошло в России спустя восемь лет.
Лукьян сразу же полюбился всей братии. Простой, смиренный юноша вызывал у всех искреннюю симпатию и уважение. Послушание проходил он и на кухне, и на скотном дворе и даже помогал на пчельнике. Отец игумен постриг бы его в монахи, но нельзя было постригать таких молодых людей, таковы были правила.
Спустя год после начала Первой мировой войны войны Лукьяна Брыксина призвали в армию. Прибыв на сборный пункт в Шацк, он был зачислен в 79 запасной полк, квартировавший в г. Рязани. Спустя несколько дней в группе таких же, как он призывников Лукьян отправился в Рязань, где почти год упражнялся в воинской науке. Этого времени было достаточно для командования, чтобы понять: из послушника не получится хорошего солдата, да и ходатайства архимандрита Ипатия сыграло свою роль в дальнейшей судьбе молодого человека. В 1916 г. солдата Брыксина командировали в г. Харьков в Медицинский институт военных фельдшеров. Наспех организованные курсы были окончены им с успехом в этом же году и уже в 1917 г. Лукьян в качестве военного фельдшера отправился на Германский фронт в 222 Краснинский полк. Можно сказать, сбылась мечта матери – сын пошел по медицинской части. Судьба Лукьяна Брыксина будет еще два года связана с армией. Революция застанет его в Киеве, где он служил в 5-м эвакогоспитале, и только в 1918 г. году ему удастся вернуться на родину и еще до 1919 г. служить в 258 –м военном госпитале, который располагался в г. Кирсанове.