Отцовский след 28

Борис Рябухин
Борис Рябухин

Начало см. Отцовский след 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21,22, 23, 24, 25, 26, 27. 
Продолжение следует .




Володя – Борису
Без даты

Здравствуй, Боря!
Посылаю тебе  одно из последних писем моего друга Сергея. Нас   с ним подружила электроника.
Вова.


ПИСЬМО СЕРГЕЯ

Сергей – Володе
Томск
17.06.91

Здравствуй, Владимир!

Получил твое письмо. Немного задержался с ответом. Тут моему другу на днях пришли ПЗУ «RAMFOS» с кассетой, но, к сожалению,  почему-то они выслали совсем без документации, то есть, что делать с ними, совершенно  не понятно, ни схем, ни описания, ничего нет.  Отложил ее пока до лучших времен.
В данный момент занимаюсь только  IBM фирменного производства.  Поставили компьютерную сеть фирмы  NOVEL. Откровенно говоря, делать ее на отечественной базе и в той версии, что у нас есть,  у меня пропало всякое желание после работы на хорошей машине. Нам такого не сделать, по крайней мере, лет 10, а делать машину очень низкого уровня и быстродействия не поднимаются руки.
По поводу организации клуба «Специалист», на мой взгляд,  эта идея опоздала лет на пять, интерес к нему резко упал, остались такие приверженцы–фанатики вроде моего друга и тебя, больше на данный момент я не знаю людей, насколько-либо серьезно занимающихся этим.  Если будет какая-нибудь информация на сей счет, я тебе обязательно напишу.

(Раньше в общежитии рыбвтуза Рябов организовал радиостанцию УКВ и вел передачи  даже с зарубежными радиолюбителями по УКВ. Желание создать клубный коллектив технического профиля у него осталось.)


По поводу описания системных программ на «SPECCTRUM», если тебя это интересует, напиши, какие именно тебе нужно, я поищу.
Цены  на рынке у  нас тоже космические, пытаюсь найти себе автомобиль хотя бы за 15–20 тыс., но пока ничего не попадается, либо очень старые, либо такое предложат, что смотреть на него невозможно.
Ну, вот пока все новости, пиши, что у тебя. Я не хочу терять с тобой связь.

Сергей.

(Это письмо Володя мне прислал для доказательства  верности других его друзей.)


ВОЛОДЯ – БОРИС

Володя – Борису
17.07.91

Здравствуй, Боря!

А ты разве не труженик?
Извини, что задержался с ответом. Строить дом – моя судьба, и от этого никуда не убежишь. А строить мне нравится, хотя и тяжело физически в этом «молодом» возрасте.  Посмотрел бы ты, как строюсь я, и как все вокруг. У нас всегда были бедные и богатые (повторяется), злые и добрые, дураки и умные. Страна, уничтожаемая человеком; большевизм не одно столетие живет в людях этой страны.  Почему я, имеющий какие-то знания и опыт,  не могу применить их во благо себе и другим? У нас это невозможно, все что угодно возможно, но не это.  Я задавал тебе вопрос, в чем смысл жизни, ты ответил, – наверно, в самой жизни. А уже тогда я знал, что Толстой всю жизнь искал ответа на этот вопрос, и нашел перед смертью, но не написал об этом.

(Все думающее человечество веками отвечает на этом вопрос. И Толстой не нашел.)

Я считаю, что этот вопрос неверен сам по себе, если рассуждать логически, далее можно задать такой вопрос: зачем природа дала разум человеку, и еще далее –  что такое разум, почему человек мыслит, какие силы заставляют его думать. Почему «я» есть «я» в этом теле, какая физика и химия делает это «я». Давно нужно было создать институт человека, и он, кажется, наконец, создан, где будут изучать не только этот главный вопрос каждого из нас.
Купил ты аппарат совсем не лучше советского по ТУ. Звуковой диапазон 20 гц – 20 000 гц, у наших 40 – 10 000 гц, а у твоего  всего 125 – 6300 – диапазон речи. Натуральный орган имеет диапазон от 7 до 40 000 гц, поэтому его нужно слушать без всякой электроники, частоты, которые мы не слышим, все равно воздействуют на наше тело, поэтому орган натуральный и электронный – небо и земля.  Вопрос – зачем тебе такая музыка? Рок вообще-то слушать можно, но я это музыкой не считаю – это шум,  сильно раздражающий, музыкой и не пахнет. А ты мог бы  слушать компакт-диск. То, что он способен выдать, не способна воспроизвести акустика, она еще не доросла до него. Так что раздели стоимость твоего аппарата на стоимость самого дорогого билета на концерт – вот столько раз ты потерял возможность услышать настоящую музыку.
Астрахань я почти забыл, был там в конце  1960–х, не помню.  А раз забыл, то скучать не о чем.
Зоя работает, хоть есть пенсия 137 руб. Сергей решил стать шофером. Я работаю на старом месте, сижу на проверке электронной игры «Ну, погоди!», средний заработок 400–500 руб. без вычетов.  Наш завод никогда не будет акционерным. А в кооперативных работах – рвачи  и дураки, гоняющиеся за «бумагой» (деньгами). Сейчас для меня дороже моих денег – время. Неужели ты еще не чувствуешь этого? А не имеет ли смысл для тебя, пока есть возможность, заработать какой-то капитал в кооперативе, ведь ты свободен в работе – это я, рабочий, привязан?  А уж потом – все  отдать  «Антонову».
Кинофестиваль, хоть и подешевле, но ведь это время, которое не имеет цены, – новых знаний не наберешь в зрелище, а знакомства – может, но нужны ли они?  Тебе в этом году, кажется, будет 50 лет. А попробуй вспомнить все, что сможешь, из прошлого, сколько дней вспомнишь – столько ты и прожил на этом свете, остальное, забытое, – его не было в твоей жизни.  Так что можешь в двадцать лет прожить больше, чем в 70.
Родственники из Сибири не пишут. Сестры – тоже.
Пиши. Желаю удачи!
 Обнимаю, Вова.




Володя – Борису
12.08.91

Здравствуй, Боря!

Спасибо за письмо. Фокусник ты, зачем ты мне пишешь эту белиберду? Мы живем в реальном мире.  Почему я добрый?  И совсем мало я знаю,  отчего страдаю, так как нет времени и сил познать больше.  Человек приобретает  знания разными путями, ошибки человеку не нужны, но он должен их знать.  Веками, тысячелетиями люди копили знания. А ты что пишешь,  что все знания – это ряд ошибок, из чего следует, что знаний у нас нет. Это же абсурд.
А среди бедных и богатых всегда были и есть середняки, есть беднее бедных – нищие,  есть богаче богатых. Такие и злые – и  добрые, и умные –  и дураки. Может и есть то трехмерное пространство, в котором мы живем, хотя есть и четвертое измерение – время.
Ты это все прекрасно понимаешь, так зачем писать всякую муть – чтобы просто поспорить?
И следующий абсурд – о  социализме, которого у нас нет, и не было, а только начали пытаться бороться за него. Да, видно, ничего из этого не получится – нет будущего у России, как нет будущего у каждого из нас, я имею в виду светлое будущее. А истоки коммунизма идут от Гаутамы Будды. Он не признавал бога и бессмертия души,  учил трудолюбию и знаниям, равенству и братству, был против частной собственности.  Это буддизм.  А у нас был и остался еще лагерь, но не социалистический трудовой, пионерский, а вся страна – одна тюрьма, угодная богу, о котором вдруг вспомнили, потому что   вспомнить нужно было. Ведь главная идея рухнула, а взамен нет ничего, вот и вспомнили о боге – этом многовековом идоле. Очередной абсурд, нет никакого бога, а все его истины человек должен знать и выполнять и без его помощи – иначе человек перестанет быть  человеком, а опять станет зверем.
А я где-то прочитал, что перед самой смертью Толстой говорил, что нашел смысл, который искал всю жизнь, так что все претензии к тому, кто это написал. Где здесь ложь, а где правда, знает только бог, то есть никто.  А может, наоборот, если знать смысл своего рождения на свет, тогда и жизнь будет другая, но только не гибель, а прогресс этой жизни на более высоком уровне.  А институт человека не ищет смысл, он занимается проблемами человека, познавая человека как вещь, как предмет или сгусток материи.
Кто-то из моих знакомых сказал про рок – это музыка для одноклеточных, а я вообще не считаю это музыкой. Рок – это набор световых эффектов и не более. Но волнует другое – массовость  такой музыки, что говорит об отсутствии культуры, а, если далее, то все это, раз оно существует, – продукт нашего общества, то есть нас самих. А у общества, где нет культуры, кто-то сказал, нет будущего.
Ты прав, музыку надо слушать, когда никто и ничто не мешает. Это не особые люди, кто слушает музыку, а по разным причинам пришедшие на концерт, скорее показать видимость своей культуры. Ты правильно решил купить лазерный проигрыватель, и купи к нему  стереонаушники и покупай компакт-диски, да слушай на здоровье.  Ведь из всех искусств именно музыка оказывает самое сильное воздействие на человека.
В Астрахани я жил всего два года, а это слишком малая доля от всей моей жизни, а если что и помню, то только те дни, что общался с тобой, да проводил связи на институтской радиостанции.  Все события нашей жизни важны, так как были нашей личной жизнью, а в памяти остаются те, которые были более важными, чем все остальные. Ведь каждое событие как-то  по-разному меняло нашу жизнь, а более важные меняли сильнее, вот и запомнились. 
«Стирать носки» оказалось слишком важным событием, ведь ответ сказал о многом, что было скрыто целых десять лет.

(Это я рассказал Володе о случае. Учились вместе в школе и дружили 10 лет парень и девушка, а потом решили пожениться. Парень спросил: «А ты будешь мне стирать носки?» Девушка ответила: «Ты что, не можешь свои грязные носки сам постирать?» И свадьба не состоялась.)

В нашей стране абсурда все делается шиворот на выворот. Где сейчас найдешь хорошее марочное вино – виноградники вырубили. Лес рубят – щепки летят, русская поговорка. Это прекрасно – бороться с пьянством, но…

Уменье пить – не всем  дано,
Уменье пить – искусство,
Тот не умен, кто пьет вино
Без мысли и без чувства.   

Так и с кооперативами – идея хорошая, но… опять но, все наоборот. Эту идею подхватили прохвосты, чтобы отмыть свои деньги, чему способствовали местные власти. Вот я тебе и предложил, раз тебе сами эти прохвосты предложили работать с хорошей зарплатой, воспользоваться моментом и заработать N-ую сумму, которая помогла бы тебе сохранить время для завершения основной своей работы – «Антонова».
Ты свободен в своей работе, и это не значит,  что ты лодырь, бездельник.  Ты, наверно, не испытал на себе, когда вынужден за опоздание на 1 минуту писать объяснительную, а за 2 – 3  таких провинности лишаться премии и т. п.  Разве это свобода – это тюрьма.  А только малая толика всего, что мы терпим в этой стране дьявола.  Вот о чем должен писать писатель, о болезнях наших. Поэт должен кричать об этом в своих стихах, а музыка должна плакать.  Глазунов – молодец, он пытается показать это в своих картинах.  А коммунисты – палачи, все в крови своего народа, и не думают о покаянии. Я бы подал на них в суд, если бы это было возможно, за всю свою и других  моих (близких) жизни.
Я не согласен, руки рабочего без головы ничего не значат, так же как мозг писателя без рук не напишет ничего.
Желаю успеха! А главное – здоровья!
Пиши. Обнимаю, Володя.

PS. Если написать мое письмо твоим почерком, то нужно в три раза больше бумаги!




Володя – Борису
31.10.91

Здравствуй, Боря!

Хочу тебя поздравить с юбилеем – 50-летием. Но у меня почему-то возникло сомнение о годе твоего рождения, если ошибаюсь, значит, уже точно начался склероз.  Ругай за это.  Пожелать хочу только одного – выжить в эти трудные  годы,  которые преподнесла нам жизнь.  Заботься о своем теле, ведь его качество – залог оставшейся жизни.  Не давай покоя своей душе, ведь столько дел еще надо сделать.  И пусть твой дух всегда думает о вечности бытия, что ничего не исчезает, а все остается.
Что молчишь? Или события последнего времени не дают времени вспомнить старых друзей? Или я написал что-то обидное в последнем письме? В таком случае ты давно имеешь полное право обругать меня за это по-дружески.
 Мне трудно стало писать письма – не идут мысли в голову, о чем писать, какую тему затронуть. Слишком все ясно, но, в то же время, эта ясность превращается в полное непонимание того, что кажется ясным. И потому об этом не хочется больше думать. Но не думать трудно, приходится заполнять брешь всем, что попадается в данный момент. Но мой мозг не хочет понять многого, о чем сейчас говорят. Самое обидное, что в своих «блуждающих» мыслях я одинок – слишком много «серости» в нашем обществе,  особенно сейчас, когда, я думаю,  люди наши стали потерянными для самих себя. Ведь большинство из них почему-то не понимают, что они «человеки», и что  у каждого, кроме как  от природы, есть и от человека. Послушай, о чем  больше всего говорят, о чем спорят, чем живут, за чем стоят в очереди и т.д. и т.п. Мне страшно. Поэтому и не хочется ни о чем думать. Зачем? Единственная отдушина – компьютер, а жизнь заставила еще и строить дом после 50-ти лет.  Вот эти два фактора и движут мою жизнь, не считая, конечно, хлеба насущного.
Каждый должен всю жизнь думать, зачем он живет в этом мире, иначе он не есть человек, а только животное.
Извини, что пишу категорично – просто кричать хочется об этом каждому. Забыли. Или не знают.
Можешь ли ты печатать на машинке быстрее, чем писать – это нужно уметь для твоего дела – быстро писать трудно, а быстро печатать – легче.
Как живешь? В бытовом плане.
Пиши, если еще считаешь нужным мне писать.
Обнимаю, Володя.



Володя – Борису
21.11.91

Дорогой Боря!

Рад, что вспомнил обо мне. А я, кажется,  тоже не забыл, что ты разменял 50.
Благодарен тебе, что не прерываешь со мной связь.  До отчаяния я еще не дошел, да и не смогу себе позволить такую роскошь.  Жаль только одного из прошлого, что не смог реализовать свои возможности, чего-то искал, мучился своими недостатками, а жизнь заставляла делать совсем другое.  Да и не было никакой цели или желания.  Вся жизнь шла сама по себе, как течет река. Сам не знаю, как это я смог прожить 52 года, вроде бы их и нет.  Вся жизнь была – грусть.
Видел книгу у знакомого на работе (преподаватель вуза работает рабочим) «Есть ли будущее у России?», автора забыл. Он предлагал мне прочитать, не взял. Но спросил его – есть ли будущее? Он ответил, что в книге написано так, что можно понять, что нет будущего.
У меня к тебе большая просьба, конечно, если она тебе посильна, а может, ты и знаешь это из истории.  Со школы я помню, что была Киевская Русь, а вот как она стала Украиной, не знаю.  Может, знаешь ты? Ведь получилось, что мы живем в разных странах, и что будет далее – одному Богу известно.
О боге. Вместо кабалы партии приходит кабала религии, ее усиленно начали впихивать в народ.  К черту все, меня уже не изменишь. Рынок –  это естественно, нужно привыкать к этому, но настоящего рынка  у нас в странах  мы с тобой,  наверно, не сможем увидеть. Сейчас время для воров – они будут обогащаться.
Общий уровень квалификации в стране очень низкий – он один из тормозов настоящего рынка. А впрочем, зачем я тебе все это пишу – ты должен лучше знать. Стал работать для хлеба, не забывай и о себе –  если на работе есть компьютер, освой на нем работу, это сейчас очень нужно. Компьютер – могильщик коммунизма, как страшно боялись его коммунисты, партократы.  А вообще работать на нем – прелесть. Не пожалеешь. А потом и свой заимеешь.  С писательским уклоном, т.е. с программой для редактирования текстов.
У меня все по-старому, хотя вот-вот должно измениться, наш ширпотреб кто-то должен купить. Мы – рабы, рабами и останемся.
Будь здоров!
Обнимаю, Вова.



Борис – Володе
1991 год

Здравствуй, Володя!

Тяжело мне приходится на вольных хлебах. Друг предложил съездить в командировку в Лиепаю, написать материал для журнала «Пограничник». Я съездил на Балтику. Впечатлений уйма. Выходил в открытое море, Балтийкое, до Клайпеды, жил неделю на пограничном катере «Морской охотник». Много чего написал, да не все  можно публиковать. Пропах  катером и морем. И запах этот остался.
 Посылаю тебе отрывок  из написанного в стол. Чтоб у тебя было впечатление, чем я занимаюсь на вольных хлебах.



МОРСКОЙ ОХОТНИК «МО-207»


1943 год. Не было дня, чтобы морские охотники не вступали в бой с численно превосходящими силами противника.
Этот памятный день клонился к закату, когда пограничные ко¬рабли «МО-207» и «МО-303» вышли  в  дозор для проверки  охраняемого района. На службу шли с тралами. Катерами командовали старший лейтенант Н. Каплунов и лейтенант В. Титяков, во главе звена стоял старший лейтенант И. Чернышов.
- Товарищ командир, получена радиограмма, - доложил радист идущей впереди «семерки»  Константин Соколов. - Из Кронштадта вышли подлодки, а туда с острова - конвой.
- Значит, не миновать встречи с фашистскими катерами,¬ - отозвался Николай Каплунов.
Того же мнения был и командир звена Игорь Чернышов:
- Уж больно большой соблазн для фашистов. Постараются незаметно проникнуть на фарватер.
- Впереди неопознанные цели, - послышался в сумерках голос сигнальщика «семерки» Анатолия Петрова. - Вижу, это «шюцкоры».
- Сколько? - резко спросил Каплунов.
- Двенадцать... нет, четырнадцать, - тревожно ответил сигнальщик.
- Значит, на каждого - по семь, - усмехнулся угрюмо командир.
- Выбрать тралы! - прозвучала команда Чернышева. - До выясне¬ния обстановки пристроиться противнику в кильватер.
Фашисты обнаружили приближающийся в темноте пограничный до-зор и стали перестраиваться к атаке. Несмотря на такое численное преимущество «шюцкоров», пограничники бесстрашно ринулись на врага. Фашисты не знали, что этим бесстрашным было по 14 - 15 лет - еще юнги! - а старшему не бо¬лее 30. Атака двух морских охотников была до того дерзкой, что, казалось, сами неприятельские катера оторопели.
- По головному - огонь! - скомандовал Каплунов.
Мастерские залпы орудий Михаила  Цымбаленко и Николая Живоры достигли цели. Задрав форштевень, головной «шюцкор»  начал тонуть.
- Прорезай строй! - крикнул Каплунов сквозь грохот орудий. - Полный вперед!
Этот смелый маневр посеял панику в рядах фашистов, они ста¬ли расстреливать друг друга. Однако, спохватившись, усилили огонь и стали окружать советские катера. В кормовую пушку «семерки» попал снаряд - упал на палубу смертельно раненый наводчик Николай Дворянкин. На его место встал комсорг катера Иван Акулов. От пулеметной очереди ближнего «шюцкора» сполз к ногам командира  рулевой Алексей  Ивченко. Его заменил помощник командира Иван Лоба¬новский. Огнедышащее вражеское кольцо сужалось.
- Врешь, не возьмешь! - крикнул с вызовом Каплунов. - Братцы, идем на таран! Обе машины полный вперед! - скомандовал он мотористу Василию Бычкову.
И в это время молнией врезался в мостик вражеский снаряд. Падая, Каплунов почувствовал жуткую боль в груди и животе, увидел,  как подкашивается, но все держится за руль Лобановский. Все завер¬телось в глазах Каплунова и рухнуло в черную бездну. Это завер¬телся на месте оставшийся без управления «морской охотник». Пулеметчик Алексей Фролов, оценив первым ситуацию, кинулся на мостик, перевел ручки машинного телеграфа на «полный вперед».
- Миша, командуй, брат! - крикнул он в гремящую черноту.
Старший красноармеец Михаил Цымбаленко встал на мостик.
- На таран! - закричал, придя в сознание командир. Акулов бы¬стро перевязывал ему раны.
Расстреливаемый в упор «МО-207» ринулся навстречу «шюцкору», закрывшему выход  на фарватер.  На выручку товарищам с другой  сто-роны кольца спешил «МО-30З», сильно повредивший другой вражеский катер.
Залпы обоих «морских охотников» прозвучали одновременно. Снаря¬ды угодили в топливные баки. Огненный вихрь разметал вражеское судно, и под дождем его горящих обломков вырвалась из окружения мужественная «семерка».
Но бой не прекращался. Раненые остались на боевых постах. Каплунов, приходя в сознание, отдавал прерывистые команды Цымба-ленко. Пулеметчик Трофим Боженов, с перебитыми ногами, лежа на па-лубе, подавал ленты Алексею Фролову. Ощетинился огнем и «МО-30З». И немцы, потеряв три катера, не выдержали напора.  Поставили  дымовую завесу и укрылись под своим берегом. Откуда на смель¬чаков обрушился ураган огня береговых тяжелых орудий.
Умело маневрируя, два «морские охотника» вышли из-под обстрела. По пути на базу на руках у Акулова мужественный командир Николай Каплунов скончался. За этот подвиг он посмертно награжден орденом боевого Красного Знамени. Ему исполнилось двадцать пять лет...

- Каплунов!
- Старший лейтенант Николай Каплунов пал смертью храбрых в боях за свободу и независимость нашей Родины!..
Вот так каждый день отличник боевой и политической подготовки торжественно называет на поверке имя прославленного героя, посмерт¬но зачисленного в состав экипажа пограничного корабля, ведущего родословную от «Морского охотника  МО-207».

Молодые моряки застыли в кубрике у аккуратно заправленной койки, на которую никто никогда не ляжет. На подушке - бескозырка военных времен. В изголовье - стенд с фотографией Каплунова и опи-санием его подвига. Лицо на фотографии знакомо каждому члену эки¬пажа, как лицо старого верного друга.
Несколько поколений моряков-пограничников, служивших на этом корабле, восстанавливают мельчайшие под¬робности героического боя и жизни Николая Кaплyнова. И заносят в альбом «Мы – каплуновцы».
Николай Каплунов родился в 1918 году. Учился в той же школе и у той же учительницы И. Троицкой, что и первый в мире космонавт Юрий Гагарин. 3акончив семилетку, уехал на заработки. Поступил работать на завод в Одессе. Там жил у старого мастера С.И. Ана¬стасюкова, который стал ему вторым отцом. На заводе вступил в ком¬сомол. По вечерам учился в рабфаке. В 1937 году, по призыву ком¬сомола - на флот, поступил в Ленинградское военно-морское училище. В числе лучших курсантов ежегодно участвовал в военных парадах в Москве на Красной площади. В училище начал писать стихи, их пу6ли¬ковали в газетах и журналах.

Скорей в моря! Скорей в моря!
За горизонт - вперед!
Чтобы страна заведомо
Встречала нас с победами
Среди балтийских вод.

Грянула война. И поэтический порыв моряка воплотился в жизнь. 27 июня I941 года выпускник училища, в новеньком лейтенантском кителе, прибыл на боевой корабль. В октябре того же года Каплунов стал командиром «морского охотника». Справедливый командир, хороший товарищ, он нравился офицерам дивизиона, сразу пришелся по душе всему экипажу. Проявлял завидную настойчивость и мужество в достижении поставленной цели. Вообще, в Великую Отечествен¬ную «морские охотники» стали лидерами малой морской войны. В конце 194I года Каплунов получил первую награду - орден Красной Звезды. В письме к сестре он писал: «Каждая моя пуля, мина, снаряд,  бомба, грана-та, каждый  убитый мной и моей командой фриц, сбитый самолет или потопленный корабль немцев - все за вас, мои дорогие родные!.."
Молодые пограничники равняются на Нико¬лая Каплунова в напряженной пограничной службе. Делают с него жизнь...

Володя, в день Военно-морского флота я надеваю Андрею на голову мичманку, и он  поднимает  в моей квартире на шнурках от занавесок морской Андреевский флаг. У нас праздник.
Всего хорошего. Пиши.

(А после этой публикации я стал замечать, что меня считают связанным с органами безопасности. Даже заговаривают со мной, вспоминая  подробности секретной работы.  Причем, мои же друзья, в первую очередь. Когда же один из таких товарищей поздравил меня в буфете Союза журналистов с «нашим» праздником, купил  мне  бутылку «Шампанского»,  в эту версию готова была поверить и моя жена Таня. Ну, бог с ним, он пьяница. Но мой начальник, на мои жалобы  на  мизерную  зарплату в министерстве, меня упрекнул: «Вы же получаете военную пенсию?». «Только не знаю,  где», - ответил  я. Но он не успокоился и повторял эти слова не однажды, пока министерство не закрыли – и  мы не разминулись.)




Борис – Володе
10.11.91

Спасибо за поздравление с юбилеем.  Все прошло хорошо.  Особенно меня тронула поздравительная телеграмма от Союза писателей. Можно я похвалюсь?

«Уважаемый Борис Константинович
От имени писателей столицы сердечно поздравляем вас с пятидесятилетием со дня рождения от всей души желаем вам доброго здоровья исполнения всех ваших планов и замыслов многих радостных дней будьте счастливы =
Гусев Шереметьев Кобенко Ю Кузнецов
Бюро творческого объединения поэтов».

Они меня, конечно в глаза не видели. Кроме одного, Кобенко. Когда замечательный поэт Владимир Костров привел меня  к секретарю Союза писателей Кобенко и уговаривал  его взять меня на работу в бюро  объединения поэтов,  говорил, что меня  на эту работу рекомендует Валентин Устинов. Но все бесполезно. Страна абсурда. Я не пьющий, а взяли пьющего, а значит, контактного, управляемого.
 Обнимаю, Борис.



Володя – Борису
12.12.91

Здравствуй, Боря!

С очень большим желанием поздравляю тебя с 1992 годом!
Каков он будет, это, увы,  сейчас не от нас зависит, а от власти.
Пусть все беды минут тебя!
Очень жаль, что редко пишешь. А о встрече уж и не знаю, когда она станет возможной. Твоя командировка на Балтику тебя «подставила», наверное. А может быть, это всего лишь твоя обычная мнительность.
В Бога не верю – пустота в нем и абсурд.
Человека жалко – многие умирают, не начав жить.  Федотов назвал наш век не веком атома, теории относительности и т. п., а веком падения души, веком войн между партиями.  А я бы назвал наш век – веком самых тяжких преступлений против человека.
Чем тебя порадовало мое письмо?
 «Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе  свет созидания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и  давайте ему разгореться. В этом, в разгорании этого света, единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».  Л. Толстой, 22.11.1906 г.
А Э. Фромм сказал, что смысл жизни заключен в постоянном рождении заново каждого человека.
О чем думаешь?
Обнимаю, Вова.



Борис - Володе
Без даты

Здравствуй, Володя!

Ты попросил меня рассказать об истоках Украины и России. 
Мне встретился интересный молодой ученый, который   наделал много шуму своими  научными изысканиями по этому вопросу, исследуя находки археологов при раскопках  древних курганов. У него получается, что мы чуть ли не от этрусков. Сложно сказать, насколько он прав.  Но  ведь курганы, с  IV тысячелетия до нашей эры являются наиболее представительными историческими памятниками Руси, как зиккураты для Шумера или пирамиды для Египта.  Курганы – исток и символ Руси, воплощение ее славы и первенства в иерархии цивилизации планеты, считает этот ученый Юрий Алексеевич Шилов. Деятельность Шилова пришлась на тяжелое время раскола страны на Россию, Беларусь, Украину, когда раскололись и научные школы.  Он окончил МГУ, 25 лет работает в Киевском Институте археологии Национальной  академии наук Украины. Написал несколько монографий – «Прародина ариев», «Праистория Руси», «Космические тайны курганов» и другие.  Он прочитал курс лекций «Праистория  Руси 7 тыс. лет до н. э. – 1 тыс. лет н. э.» в 1996 году на Украине и в России. Основа спецкурса  -  этноисторический очерк  становления славянской  (в основном, восточнославянской)  цивилизации-государственности в среде родственных индоевропейских культур. Он противостоит тем, кто обрезает корни славянства и принижает индоевропейскую цивилизацию.  Поэтому мы привыкли знать, что Русь во главе с Киевом – «матерью городов русских» сложилась со второй половины 9 века.  Шилов считает, что этому предшествовала история, уходящая в 7 тысячелетие до Рождества Христова, изначально связанная с зарождением индоевропейских народов. Курс построен на сопоставлении  исторического процесса с теми традициями славянской культуры, которые соотносятся со скифо-античной,  гиперборейско-арийской, и даже более древними культурами. С древнейших времен этнокультурное ядро  составляли араты – лелеги – пелазги – илионы-гелоны – венеды – этруски – русичи, которые существовали, частично смешиваясь с родственными племенами ариев, греков,  италийцев,  кельтов,  германцев,  фракийцев и других индоевропейских народов. Со времен Троянской войны родословная стала забываться.  И это вошло в конфликт с накопившимися в 20 веке археологическими, лингвистическими и другими научными данными.  Вот тебе целая лекция. Я об этом пишу статью для журнала.
 Устал. Тем не менее, обнимаю, Борис.




Володя – Борису
27.01.92

Здравствуй, Борис!

Спасибо, что не забываешь.  Получил  два письма. Первое – записка короткая. Рад, что тебя поздравили писатели. Второе – мне не понравилось.
Я со многим с тобой не согласен, готов крупно поспорить, но в письме это сделать трудно.  Я живу (и ты тоже) в стране абсурда, у которой будущего уже давно нет. Катимся только по наклонной, и всем это нравится. И какое же будущее предвидится?  То, которое тебе хочется?  Так, что ли? Ради какого будущего жить в стране, где нет никаких ценностей, стране пьяниц и тунеядцев, воров и преступников, хапуг и пр.
Твой друг архитектор Рыжков, в командировке в Австрии,  вспомнил только русскую душу, которой давно нет, но которую почему-то еще вспоминают.  А что скажет этот его знакомый миллионер, приехав к нам из Австрии?  Наверно, только одно слово – дикари. А  дикарям, ох, как долго нужно учиться понимать простые истины в человеческой жизни.  Съезди сам в Австрию, посмотри своими глазами на ту жизнь, тогда наверняка пошлешь своего друга ко всем чертям: видеть глазами другого можно все, что угодно, только не то,  что увидишь сам.  Жил, как умел, и живешь, как можешь, – это выражение расшифруй сам для себя.  Я жил и живу так, насколько позволяют внешние условия, то есть общество,  в котором я живу.  А оно связало меня по рукам  и ногам, ни шага лишнего сделать нельзя. Руки и умение свое приложить нельзя и негде. Да. Я тебе уже об этом писал, а ты успокоил – живи, как можешь. Хорошо подметил: «Бизнес – без  нас!». Но ты не добавил, живи, как можешь – в нашем гнилом обществе.  Все мы так же сейчас, как и ранее, живем и жили. Ты считаешь, хорошо?
А историю Руси ты также не знаешь, как и я, а жаль.
Ты не можешь понять, почему компьютер – могильщик коммунизма (дибильски революционный лозунг), так как ты крупный дилетант в области информатики.  Только дилетант может написать то, что написал ты. Как машина, созданная человеческим умом, может стать могильщиком человеческого в человеке?  Запомни, компьютер – машина, а не  живое существо, обладающее разумом.  И работает эта машина по программе, которую придумал человек. «Жесткая логика». Но чтобы понять, на что способен компьютер, нужно его пощупать руками, сесть за пульт и поработать.  А возможности компьютера поразительны. Для примера высылаю тебе письмо, которое написано на компьютере. Для коммунистов он  был могильщиком, поэтому они его так и боялись. А то, что безукоризненно и совершенно, не может быть противным для человека высокой культуры, той, которой нет у нас – дикарей.
Никто тебе не запрещает творить с гусиным пером в руке.  Но в нашей жизни много рутинной не нужной для мозга работы, почему бы не отдать ее машине.  Японцы специально держат человека, который затачивает карандаши для инженера, чтобы у него было больше времени думать.
Человек, вынужденный рабским трудом зарабатывать свой хлеб, –  уже раб, поэтому все мы – рабы  в своей жизни.  А в животном состоянии может оказаться, к примеру, пьяница или садист, но не раб. Религия может сделать человека животным, рабом идола – это самое страшное, что придумал человек для себя же.
Извини, если написал что-то не так. Я могу с тобой поспорить, мне кажется, у тебя мало глубины мысли. Пиши.
Обнимаю, Вова.


Володя – Борису
07.02.92.

Здравствуй, Боря!

Я тебе только недавно написал, ты ответил не на мое письмо, а на мою записку, где я привел слова Л. Толстого о смысле жизни, который он искал всю жизнь, и вот к какому понятию он пришел. Я ничего не напутал, как, конечно, и Л. Толстой. Чтобы его понять, нужно его всего прочитать.
 Народ не спрашивают, что он хочет, а значит, погоды он сделать не сможет. Вся беда как раз в том, что от нас (народа) слишком мало что зависит. Люди могут долго терпеть беспредел. Но всему есть предел, а когда он приходит, появляется кровь.  На кострах сжигали, атомные бомбы бросали – это мизер по сравнению  с 77 годами террора – десяти миллионов жизней.  Твоя душа не стыдится, что приняла партбилет?  Какого черта ты полез в это хамство?
Будущее страшит не за грехи, конечно, и тебе, умному, это понять нужно было, о чем я писал.  А то, что все беды, созданные рулевыми, свалятся на наши головы, тех, кто ни в чем не виноват, –  за все преступления тех, у руля, расплачивается простой люд, а из них виноватых нет.  Интересно, каким образом ты будешь спрашивать и с кого?  Там все шито-крыто.  Не найдешь.  Врагов нет и не может быть, есть преступник по закону. А страну разоряли, разоряют и будут разорять, пока не будет хозяина, собственника.  У связанного по рукам и ногам всегда больше бед, чем у свободного человека.  У нас в стране сейчас нет коммерсантов, и не скоро они будут – не так-то легко вспомнить то, что вытравили, а вот подлости, ох, как хорошо научили, а ты говоришь – нет падения души.
Ты прав, только русский может так сказать: «Слава Богу, живы!» Сколько в нем терпения, столько и ярости, когда терпение лопнет. 
Еще раз повторяю – бог – это полный абсурд. Человек – создание  природы, а не бога.  И если он – человек  разумный (что весьма сомнительно, если он верит в бога), то все заповеди бога человек воспримет и без его помощи, а только благодаря своему уму (разуму). А если это должен сделать бог, тогда у человека нет ума.  Другими словами, все моральные и духовные ценности, проповедуемые богом,  должны быть и без бога естественными для человека разумного.  А бог или Бог – это уже идеология, кому-то очень выгодная, как любая другая идеология.  А когда видишь, как много еще людей поклоняются богам (Иисус, Кришна, Будда, Магомет и т.д.), невольно думаешь: где же ты, человек разумный? А Л. Толстого я понял так – помни, человек, что природа создала тебя  разумного, и не забывай этого. 
Письмо, написанное при помощи компьютера, которое я тебе выслал для показа, как пример,  выглядит много эффектнее и нет того количества помарок и ошибок, что у тебя в этом, напечатанном на машинке (письме).

(Жизнь с компьютером – это жизнь за стеклом.)

И у тебя всего один вид шрифта, а там в памяти их может быть очень много на любой вкус. И нажимать на клавиши нужно в 50–100 раз  по усилию меньше, чем на машинке (рука не устает). А печатать нужно уметь вслепую двумя руками.
Дом строить, а что будет, если к власти придут или уже пришли националисты?  Пример тому – письма  от людей из Кишинева и Риги, которые я получаю по заочной переписке… Неужели и до меня дойдет такое?
Зоя на пенсии, но работает. Сергей с женой и дочкой живут с нами, сдал на шофера–профессионала. Ремонтирует машину, чтобы на ней работать.  Я заработал «грязными» в январе 2060 руб. Из них 460  – алименты. Вот такова жизнь. Женись, но не расписывайся, всегда успеешь, все может повернуться на 180 градусов.
Обнимаю, Вова.



Володя – Борису
13.02.92

Решил не вскрывать тебе письмо, хоть и забыл, что там написано. Конвертов и марок не продают, с трудом достал, чтобы отослать четыре  вернувшихся письма.  Будь проклята эта страна, которую создали сами в ней живущие – лучше не будет, а хуже – это наверняка. Кому все это нужно, у «народа» (на который ссылаются) интеллект отсутствует, а у такого народа будущее отсутствует. Пиши об Антонове, но… кому он будет нужен?
Будь здоров.

Вова.


Володя – Борису
25.02.92

Здравствуй, Боря!

Живи лучше в новом году! Хотя и трудно это сделать. Люди не понимают друг друга, в этом их беда, и от этого один вред, повторяю твои слова, которые прекрасно знают многие. А я, исходя из этого,  подал тебе мысль тогда, давно,  ну, почему люди, зная все это, не хотят понимать, не хотят стремиться понимать и т. д. Ведь если бы каждый, зная начало этого понятия, придерживался бы конца, как много бы легче стало жить людям.  Почему люди не хотят понять друг друга, почему каждый другому хочет что-то доказать свое?  Язык создан для понимания, язык создал самого человека, совершеннее его создать нечего (языка).  Если слова Пушкина верны, значит, мы не «гомо-сапиенс», а «гомо-полусапиенс». Если прочитают нашу переписку рядовые, обыкновенные люди, то посчитают нас с тобой придурками, чокнутыми.  Посмотри вокруг,  чем живут люди, что им надо в жизни, все видеть и слышать противно, человек идет назад, к зверю.  Ужасно!

(У Володи такое окружение, а других ему не видно.)

Всю жизнь иду, не зная куда, но иду, без всякой цели, а если бы была цель, то, наверно, давно бы свихнулся, так как наша жизнь – реальная – била бы меня со всех сторон. И без цели она бьет немало и будет еще бить. Человек создан, чтобы, страдая, умереть.
Сможешь ли ты заниматься своим делом, подыхая с голоду? – Никогда, поэтому будешь делать, что заставят, чтобы сытым заняться своим делом. Ван Гон где-то брал хлеб, или ему давали, иначе бы он сдох.  Вот про это я тебе писал, да ты этим и занимаешься.

(Брат давал Ван Гогу минимум – только  на хлеб и краски.)

В общем, я понимаю так, что нет смысла ни в чем, в том числе и в жизни.  Человек живет только для удовлетворения своих желаний и страстей, все остальное ему чуждо и не нужно. Он знает, что он умрет, и всеми способами хочет побыстрее удовлетворить свою ненасытность, а потом сдохнуть. Желание писать стихи, картины, слушать музыку, работать – все это удовлетворение потребностей. Потребностей, возникающих неизвестно как и почему, у  каждого свои. Поэтому они плохие и хорошие, низкие и высокие, возвышенные и низменные – это сама суть человека, без которой он не может жить, он для этого создан и будет таким всегда.


(Если бы Володя был «действующим» отцом, то жил бы для детей, ради детей и внуков.)

Потому что жизнь случайна и не имеет смысла, в том понятии, в котором хотят найти этот смысл.
Надоело все, жить не хочется, удалиться бы от всех. Получается, я тебе пишу, что меня терзает – ты комментируешь – этим я отвлекаю тебя от дел твоих, трачу у тебя твое драгоценное  жизненное время. А у самого-то тебя неужели не возникает что-то, что мучает и не дает покоя? Почему ты об этом ни разу не заикнулся? Или ты живешь слишком гладко в своих мыслях? Не поверю.
Будь здоров в Новом году. Жри поменьше – дольше проживешь.
Обнимаю, Вова.

PS. В Новом году говорят письмо в Россию будет стоить 100 руб. А сейчас 1 купон 40 коп. Сейчас автобус в город стоит 5 купонов, а в новом году, говорят, будет стоить 40 купонов. Куда мы падаем?




Володя – Борису
02.04.92

Здравствуй, Боря!

Ты опять ошибся, не озлоблен я, а мне страшно обидно за всех нас, за всю нашу страну, за всех, кто неравнодушен к ближнему своему. Какое громадное терпение нужно иметь, чтобы позволять себя обманывать.  Нас всегда обманывали, и будут обманывать, таков народ – он позволяет это делать. Все твои нравоучения мне давно известны, а если тебе было гадко читать мои письма, наверно, еще многое не понял. И вопрос совсем не в том, кто из нас умнее, – каждый по-своему воспринимает жизнь. Вот если бы ты написал, как ты живешь, но не физически, а духовно, какие мысли у тебя возникают, о чем постоянно думаешь, кроме дневных забот, мне было бы интересней поговорить об этом, чем спорить ни о чем.
Если тебя обидело что-то в моих письмах, то это зря так думаешь. Я тебе пишу то, что никому не говорю, что наболело, и совсем не хочу от тебя  каких-то поучений, наставлений, ведь я не  сын твой.  Мне кажется (из твоих писем), что ты и очень многие по-настоящему не осознали, что же с нами произошло за 70 лет, что происходит сейчас.  Именно с нами, рядовыми, а не там наверху. Конечно, письмо труднее бывает понять, чем в общении, если бы с тобой встретились и говорили –  наверняка ты все понял не так, как, прочитав мое письмо. Вот и я не могу (не смог) понять, к чему твои слова написаны в твоем письме, какой смысл ты в них вкладываешь: «Вот компьютер – есть, его можно собрать и разобрать, и научить своему же невежеству. Только и он мыслить, тем более чувствовать, в том числе ложь, или правду, не говоря о предчувствии, не может». Сократ сказал: я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают.  Ничего особенного в этой фразе я не вижу и не видел сразу.

(Но это и есть изложенная другими словами мысль Ницше: все знания есть, не что иное, как  собрание  заблуждений. Это можно понять и в словах Сократа: мои знания ложны. Вот какое открытие я сделал для себя в словах Сократа.)

 Раз я знаю, что ничего не знаю, – одно отрицает другое, – значит, вообще ничего не знаю.  Отрицание своих знаний? Для чего? Итак, понятно, что человек не сможет понять все, что истины как таковой нет.  То, что мы знаем сегодня,  завтра может быть ложно. И наоборот.

(Вот, начал приближаться до смысла, но не дошел.)

Как выжить в наше время? С голоду, наверно, не подохнем, какие бы цены не были; хуже будет, если начнется драка, слишком многие этого хотят, да и терпение, если лопнет, а лопнет тогда, когда уже терять будет нечего.

(Лопнуло в октябре 1993 года, расстреляли  Верховный совет и тысячи  обманутых, трупы вывезли и сожгли, суд над палачами замяли, наверное,  за счет замятого суда над КПСС. И концы в воду.)

Тогда начнется взрыв, который разрушит последнее и все начнется сначала, с нуля.
У тебя телевизор японский (схема) пятого поколения.  У нас делают еще третье поколение, начали появляться четвертого.  Твоя схема на специализированных микросхемах – и  без описания работы ничего понять невозможно. Но в инструкции написано, что в метровом диапазоне волн у них нет 1 канала, есть все остальные.  Видно, Московская программа работает на 1 канале.  Дорогое не всегда ладное, если хочешь смотреть Московскую программу – купи любой советский телевизор, второй не помешает, поставь его  на кухне, лучше, если он будет с малым экраном. И все проблемы.
Будь здоров и не обижайся на меня, не за что.
Пиши. Обнимаю, Вова.