Мемуары мамы Зинаиды Дмитриевны

Борис Захарьев
На фото мама, старший брат Лева и я (обратите внимание на обувь жены и сына директора института животноводства в столице Кмргизии) .


Я много прочитал мемуаров ~ 1500 и мнее удалось уговорить отца с мамой напимать свои:


Воспоминания Обуховой Зинаиды Дмитриевны

Я родилась в г. Москве в 1909г. 7 сентября по новому стилю, на Малой Почтовой улице в д.11 кв.8. Мои родители Обухов Дмитрий Федорович и Обухова Евдокия Ивановна (см фото .    Детство я плохо помню. Когда мне было, примерно лет 5, младшие брат и сестра болели корью, они лежали дома и меня отправили к тете Саше, чтобы не заразилась. Помню я стою там на кровати и стараюсь посмотреть, что делают во второй комнате через неплотно запертую дверь. За это меня назвали "хитрой"
Каждый год мы ездили в деревню Алпатьево по Казанской ж.д. в 30 верстах от Рязани к дедушке Ф.И.Обухову (см.фото
http://s58.radikal.ru/i161/0910/75/68f3dca868fe.jpg
http://i009.radikal.ru/0910/cc/acef62817784.jpg ), который служил волостным старшиной.
(см. фото маминого деда Ф.И., деда Дмитрия Федоровича и его брата
http://s56.radikal.ru/i151/0910/a8/19ae2bd046da.jpg )
И только один раз нас с Колей оставили там на зиму.
Дедушка любил своих внуков и правнуков. Он любил слушать, как ребятишки декламировали ему стихотворения. Обычно он сидел на диване, а ребятишки напротив дедушки становились спиной к изразцовой печке и говорили стихи.

Село Алпатьево расположено на крутом берегу реки Оки. Летом мы в этой реке купались. Берега были удобными для купания - песчаными и пологими. Мы начинали раздеваться в начале спуска к реке.
Помню, что мы учились плавать с платком. Привязывали одну сторону платка к талии, а свободные два конца брали в руки и опускали платок на воду, так чтобы образовался пузырь. Я научилась держаться на воде, но плавала плохо, так это и осталось на всю жизнь.
В деревне мы спали в кирпичной кладовой, которая прежде была лавкой. У дедушки был сад, главным образом, из яблонь. Имелись там следующие сорта: грушовка, коричная, анис, антоновка. Был еще сад у тети Саши, я запомнила там яблоки "Добрый крестьянин". На обязанность ребят возлагалась пастьба телят, при этом мы развлекались - бегали за телятами держа их за хвост.
Мамины (см. фото Евдокии Ивановны с детьми Федей, Александрой, и Зиной на руках
http://i047.radikal.ru/0910/81/40ee83e5e365.jpg )
родители жили в деревне Солчино, которая была расположена от Алпатьево в верстах 8.
Дорога туда шла сначала вдоль линии жел. дороги по направлению к Москве, потом сворачивала налево. Перед Солчином располагалась роща из лип (редкие посадки). Мы иногда по праздникам ходили или ездили в Солчино (см.фото деда Ивана в Солчине
 http://s60.radikal.ru/i169/0910/5e/ef88da9fa6ba.jpg
В Солчино на задах имелся пруд, вырытый в глинистой почве, вода в нем имела цвет глины, но мы в нем купались. Бабушка в Солчине не любила нас            
 маминых дочек, считая, что дочки в семье это только один расход (см. фото Зинаиды дмитриевны с подругами в возрасте 17 лет http://s50.radikal.ru/i129/0910/cb/62b92c0a9dd3.jpg )
 В Солчине у дедушки Вани также был сад, а в саду пасека. Из всех моих братьев и сестер подолгу гостил в Солчине только старший брат Федя. В Солчине недалеко от села находился мелкий лиственный лес, куда мы ходили за орехами (фундук).
В Москве мы жили во дворе в двухэтажном флигеле на втором этаже. Перед домом было крыльцо, на котором по вечерам собирались ребята и пели песни. Моя подружка Бодрова Нина жила в первом этаже под нами, у ней была парализована одна нога и она прихрамывала. В школу я пошла около 7 лет. Сначала я училась в подготовительной школе (два класса), т.к. там еще преподавали Закон Божий. После я училась в средней 9-летней школе в Посланниковом переулке. Когда я училась в подготовительной школе, я болела свинкой и сидела дома, помню, как в это время вышивала на картонном кружке.
В школе я училась хорошо. Особенно я любила математику. Один раз я получила по математике 4 и очень переживала, хотела пересдавать. Из учителей помню только учителя математики - Николая Ивановича. Уроки мы учили у Нины, когда надо было идти обедать, мне стучали в потолок. Иногда по вечерам мы прогуливались с Ниной вокруг дома.
Один раз старший брат Федя организовал для Сани и меня поход в Художественный театр на "Синюю птицу". Я получила огромное удовольствие. Недалеко от нас жил старший брат папы - дядя Ваня и сестра папы - тетя Саша. К дяде и тете мы ходили поздравлять их на Пасху и Рождество. Также недалеко от нас жила дочь дяди Миши - Саня Собакина, у ней была дочь Вера в моем возрасте и сын Коля моложе меня года на два. Мы с ними хорошо были знакомы по Алпатьеву.





После школы мы с Ниной один год ходили заниматься на курсы иностранных языков. Какой язык изучали, не помню. В высшую школу мы поступали вместе с Ниной в 1926 году. Выбрали ВУЗ, в котором училась Саня - Московский зоотехнический институт. Нина не прошла, а я была зачислена, по-видимому, за меня хлопотала Саня.
В ВУЗе училась три года с половиной. В летнее время ездила на практику в учебные хозяйства: Бутырский хутор, Вешки, Марк, Чудаково. Кроме учебной практики мы ездили на производственную практику. 16.07 по 14.09 1928г. у меня была практика по крупному рогатому скоту и свиноводству в Красиво Меченском с.х. товариществе Тульской губернии. И с 20.05 по 5.09 1929г. я работала в агрономическом факультете Нижнегородского университета в экспедиции  по обследованию животноводства.
 


В институт ездила на трамвае на целый день. Обедать ходила в студенческую столовую. Помню, что по приезде домой мама часто прикармливала меня чем-нибудь вкусненьким.
Дополнительно по своей охоте занималась я в молочной лаборатории, проводила химические анализы. Кроме того, меня очень интересовала генетика, я занималась в кружке, которым руководил Дубинин, ездили в институт, где работал проф. Кольцов (евгеника).

С Н.И.Захарьевым я познакомилась в 1928г. у нас дома. Он часто приезжал к Сане. Он ухаживал за мной, заезжал в институт и провожал меня домой. Мне он нравился. 31.12.1929г. мы зарегистрировались и отметили это событие в домашних условиях. Анна Глебовна была недовольна Колиным выбором.
Н.И. посоветовал мне законтрактоваться в Сибирь, где он работал, что я и сделала. С 1.12.29г. по 1.04.30г. я получала 110р. в месяц. Перед окончанием института нас послали на производственную практику в Сибирь. Туда же ехали Борис Иванов, Лущихин М.Н. и другие. Узнав что я вышла замуж Лущихин посвятил этому событию стихотворение и зачитал его нам в поезде. В Сибири мы работали по коллективизации колхозов в Барабинской степи, ходили по дворам и агитировали.
На практике я на свои деньги купила отрез синей шерсти для Феди на костюм, но оказалось, что из него сшили пальто для Сани.
После практики мы заканчивали ВУЗ и разъехались по местам. У меня было направление в Новосибирский животновод. Союз. Когда я заканчивала ВУЗ Коля работал в Новосибирске и чуть не каждый день присылал мне огромные телеграммы. Когда я приехала в Новосибирск мы получили направление в Тайнинский мясосовхоз ( с 31.03.30г. по 1.03.31г.). Совхоз только организовывался и мы жили в Канске, сначала в гостинице, а потом на частной квартире. Канск тихий городок и когда мы ходили из дома в контору мы часто останавливались и целовались прямо на улице. Были организованы курсы гуртоправов, на которых я читала лекции. Потом мы переехали в совхоз и жили там в деревне. У нас была одна комната, в проходной жили хозяева. Скот только начинал поступать в хозяйство, главным образом, местный. Коля работал гл. зоотехником, а я мл. зоотехником на участке. Несколько позднее к нам поступили быки симентальской породы. Скот, собранный с разных мест у меня на участке как-то раз разбежался, еле собрали.
Из сотрудников совхоза помню директора Малышева и главного вет. врача Флоринского. 15.11.30г. я пошла в декретный отпуск. Незадолго до родов к нам приехала мать Коли - Анна Глебовна. Раза два мы приглашали к себе в гости вет. врача. Когда подошло время родить, меня отправили в Канск. В больнице я родила не сразу, целые сутки мучилась, но все обошлось благополучно. 15.01.1931г. родился наш первенец - Лева. В совхоз ехали осторожно, везла меня Анна Глебовна. И особенно осторожно через речку.Через 2 месяца 15.03.1931г. мы отправились с Колей и сыном в отпуск в Москву, имели в виду после отпуска перейти  на научно-исследовательскую работу.
Остановились мы на Малой Почтовой у моих родителей. Прожили мы не долго. Коля устроил наш перевод в Научно-исследовательский институт мясного животноводства в г.Алма-Ату и мы сразу поехали туда.
Вскоре в Алма-Ату приехала бабушка, и я пошла на работу, на должность лаборанта. Здесь Н.И. был мобилизован на военную переподготовку в г.Ташкент. В это время у меня заболел Лева дизентерией. Он долго и тяжело болел, а под конец его болезни заболела бабушка тифом. Но все обошлось благополучно и Лева, и бабушка к Колиному приезду выздоровели. Коля привез Ташкентских дынь. В Алма-Ате нам уступил комнату научный сотрудник Вячеслав Михайлович Пронин. Мы недолго проработали в Алма-Ата. Коля с 25.06.1931 по 2.12.1931г. был командирован в Киргизию для организации научно-исследовательской станции. Станцию организовали в совхозе Аламедин,  и мы переехали туда на работу (см. фото перед юртой

 http://i081.radikal.ru/0910/98/823a90a2d31d.jpg ) Зинаида Дмитриевна и Николай Ильич на опытном участке в горах Кмргизии С 2.12.1931г. я стала работать мл. научн. сотр. в химич. лаборатории. Жили мы в соседнем селе - Воронцовке, под самыми горами. В Аламедин ездили на лошадях. В одном доме с нами жила Аполинария Васильевна Полякова, сотрудница станции у нее тоже был сын Лева, ровесник нашего Левы.В соседнем доме квартировал В.М.Пронин. Так что мы ездили в Аламедин вчетвером. Помню, что в лаборатории определяли химический состав травы луговой степи.
В г. Фрунзе существовал ин-т Краеведения, который был реорганизован в научно-исследовательский институт животноводства и наша станция влилась в состав этого института. В связи с этим мы переехали в г. Фрунзе. Мы жили сначала в доме на углу ул. Токтогула и ул. Максима Горького, а потом на улице Токтогула через дом от прежнего места жительства.
Институт помещался на улице Энгельса, в месте пересечения его Октябрьской улицей. С 1.01.1933г. я работала мл. научным сотрудником в химич. лаборатории. Зав. Лабораторией была Иоффе Ревекка Исааковна. Я проводила работу по определению силосуемости естественной растительности. Муж Р.И. Иоффе В.В. Бушман работал тоже в институте в отделе полевого кормодобывания. Коля и я дружили с этой семьей, мы часто ходили к ним в гости, а они к нам. У них было два сына Витя и Дима.
29.09.33г. у нас родился второй сын - Борис. Родился он в родильном доме на углу Первомайской и Южной улиц. Роды прошли быстро. При рождении Борис весил 3,6кг больше, чем весил Лев (2,8кг).
Когда мы жили на Токтогула у нас в 1939г. случился пожар. Это произошло летом, рано утром. Летом мы часто готовили во дворе на ведре обложенном кирпичем. А под навесом у нас лежало сено, заготовленное для коровы. Лева был еще маленький и не понимал опасности пожара. Он с товарищем перенесли огонь из ведра к сену. Было сухо, сено мгновенно загорелось снизу доверху. Приезжали пожарные. Даже повынимали рамы из окон. Но дом не был затронут.
В 1936г. к нам приезжал папа. В 1937г. Лева переболел тифом. Болел очень тяжело. Лечил его знакомый нам врач (мужчина), который был очень внимательным и часто навещал нас. Однажды Лева очень плохо себя чувствовал, но вовремя пришел врач и сделал ему укол адреналина, после этого он начал поправляться. После болезни Лева очень ослабел, так что заново учился ходить. Живя далеко от родителей, я всегда переписывалась с мамой до 1957 года, когда она заболела, у нее было кровоизлияние в мозг и она не могла уже писать. Заменил маму брат Федя.
Поступив на самостоятельную работу, я всегда помогала родителям, а после их смерти брату Феде и сестре Тане. Когда брат Федя умер в конце 1968г., а Оля дочь Тани окончила институт, я перестала посылать им деньги.
В 1938г. Лева поступил в школу сначала в №13, где он проучился 1 год, а потом в школу №6 на проспекте Дзержинского.
В 1939г. мы переехали жить на Киргизскую улицу. Здесь у нас в саду была беседка, а за беседкой участок, на котором росли вишни. На этом участке Борис любил играть: строил укрепления, рыл каналы и производил другие земляные работы. Лева еще до школы занимался немецким языком у Елены Николаевны Каргер. Борис начал заниматься тоже у нее, а потом у Людмилы Николаевны.
По приезде во Фрунзе Коля по настоянию врачей добился путевки в Крым в санаторий Симеиз. Пробыл там 2 месяца, так как заболел воспалением легких, но все прошло бесследно (34-35г?).
Зав. Хим. Лабораторией Р.И.Иоффе ушла из института в 1939г. Один год была заведующей Фрида Бичурина, а с 1.12.40г. была назначена заведующей химической лабораторией я. В этой должности я проработала до самого моего ухода на пенсию, до 1.01.78г.
В 1941 (0?)г. Борис пошел в школу №6. До войны Анна Глебовна ездила летом с ребятами в Пески. Последний раз они до Песков не доехали. Когда они приехали в Москву, началась война с Германией, и они сразу же уехали назад. Возвращались они долго.
В лаборатории кроме обслуживания других отделов химическими анализами, я проводила научно-исследовательскую работу по тематике института. После определения сахарного минимума, изучали потери питательных веществ, при различных способах консервирования люцерны: в виде сена при химическом консервировании и при пониженной влажности. Наименьшие потери были получены при консервировании люцерны с пониженной влажностью. Коля во всех моих работах был консультантом.
С наступлением войны Колю перевели на работу в Министерство С.Х.
В конце 41г. приехали по нашему приглашению московские родные: мама, Таня с детьми Олей и Витей, Саня с Гришей и тетей Дашей, в конце 1942г. приехал папа. Саня поступила на работу в наш институт.
Хозяйство вела бабушка Анна Глебовна. Таня ходила на базар и в магазины за продуктами. Мама сидела с детьми (Витька был совсем маленький). В 1943г. папа простудился при поливе сада и заболел брюшным тифом. Он не перенес болезни и умер. Ему было 65 лет. Похоронили его на старом кладбище. После папы заболел брюшным тифом Борис, он сравнительно легко перенес эту болезнь. Больше никто из нашей многочисленной семьи не заболел. В конце 1943г. москвичи возвратились в Москву.
Во время работы в Министерстве после отъезда москвичей Коля часто доставал нам контрамарки на просмотр кинофильмов в Совете Министров. Помню, как мы дожидались начала кинофильмов, сидя на бульваре.
В 1945-1946гг я изучала питательную ценность азотистых соединений люцернового силоса. Эта работа послужила основой моей кандидатской диссертации. Обработка материалов и изложение этой работы проводилось под руководством Р.Н.Одынец. В конце 1946 года я защитила диссертацию. Одним из оппонентов этой работы был проф. Моторин из Нижнего Новгорода, вторым оппонентом был биохимик из Киргизского СХИ. Отзыв биохимика был неблагоприятный. В мою защиту выступил М.Р.Лущихин. В конечном счете, утвердили кандидатскую степень.
Когда Леве было лет 12, мы ездили в отпуск в Джеты Огуз (Коля, я и Лева). Ловили рыбу, купались на курорте в теплых ваннах. Лева здесь заразился малярией. После приезда во Фрунзе, его раза три кололи от малярии, и все прошло.
В 1946г. Президиумом Верховного Совета СССР я награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". В этом же году награждена почетной грамотой в связи с 15-летием КирНИИЖа.
10.11.47г. у нас после продолжительного перерыва родился третий ребенок - дочь Таня. Родилась она в родильном доме на углу Московской и Алма-атинской улиц (следующая за Советской). Анна Глебовна сначала была против третьего ребенка. Но потом, когда родилась девочка была довольна и говорила, что Таня похожа на меня. Весила она при рождении;4,2кг больше, чем весили ее братья.
В 1947г. Лева окончил школу с серебряной медалью и поступил на физфак Московского университета после собеседования. От экзаменов он был освобожден. В 1950г. окончил школу Борис также с серебряной медалью и поступил на физфак Московского университета.
Первый раз мы отдыхали на Кавказском побережье в доме отдыха "Ударник" примерно в 1937г. Недалеко был лес, в котором было много орехов, в садах было много чернослива.
В Тиберду мы я и Коля с Левой и Борей ездили перед окончанием Левой школы. Заезжали в Домбайское ущелье, ходили на ледник.
Когда Тане было примерно 5 лет, мы ездили в дом отдыха Цихи-Дзири, после на обратном пути заезжали в Батуми.
В 1954г. за выслугу лет и успешную работу Президиумом Верховного Совета СССР я была награждена орденом "Трудового Красного Знамени".
В этом же году переехала к нам на житье тетя Наташа, которая приезжала к нам годом раньше, чтобы разузнать как мы живем и можно ли ужиться со мной. В это же году Таня поступила в школу №28.При поступлении мне помнится водиk ее в школу Лева. Тетя Наташа приехала по нашему приглашению т.к. Анне Глебовне было уже тяжело управляться с хозяйством и с Таней.
В 1958г. заболела Таня остеомиелитом. Заболела она в Песках, где была с тетей Наташей, в лесу ударила обо что-то ногу. Увезли ее в больницу в Коломну, а нам прислали телеграмму. Мы срочно с папой выехали. Так как Таня была застенчивой девочкой и не хотела кушать и все отворачивалась к стенке, тете Наташе разрешили находиться в больнице вместе с Таней. Папа объездил всю Москву, чтобы разузнать об этой болезни. Говорили всякое. После рентгена и окончательного диагноза сделали операцию Я несколько дней заменяла т.Наташу в больнице. Нога долго не заживала. Так мы ее и повезли во Фрунзе, где еще долечивали ее в поликлинике на Дзержинской, куда ее возила т.Наташа. Первое время Таня ходила на костылях, но все-таки не пропустила занятий в школе. Занималась на дому. После тяжелой болезни волосы у Тани стали завиваться.
В 1951г. я получила звание старшего научного сотрудника. В 1953 году я совместно с Колей и Антониной Сергеевной Рябоконь занималась изучением силосования кормов в разборных силосных башнях. А с 1956 совместно с Колей и Антоновым изучением питательности кукурузы при различных способах и формах уборки. В 1957г. за разработку способа силосования кормов в разборных переносных башнях совместно с Колей и А.С.Рябоконь получили авторское свидетельство №93024.
В 1952г.Лева окончил физфак Московского Университета и поступил на работу в Москве на военный завод. В 1954г. окончил физфак Борис и поступил в Объединенный ядерный институт г. Дубны
В 1952г. у нас в семье была неприятность. Некоторые сотрудники КирНИИЖа в том числе Ванштейн, Одынец, Ляшенко выступили против Коли, даже проверяли его работу по кормлению. Было собрание по этому поводу. Чтобы разрядить обстановку Колю перевели из КирНИИЖа в Киргиз. Филиал Академии Наук на должность заместителя председателя. В это время хим. лаборатория проводила работу по изучению органического и минерального состава кормов совместно с лабораторией кормов в Академии. Наша лаборатория изучала минеральный состав травы естественных пастбищ, а лаборатория кормов Академии Наук - органический состав и переваримость этой травы. С 1959г. наша лаборатория начала изучение микроминерального состава кормов Киргизии. Изучалось содержание в кормах иода, марганца, кобальта, меди и цинка. Были исследованы корма Чуйской долины, Ошской области и Иссыккульской котловины и Тогуз Торрузской котловины. Аспирантом Маркеловой были исследованы корма центрального Тяньшаня. Работали по данной тематике я, Пирогова Н.В., Дорожкина А.Ф., Шполянская Е.И., Маркелова. Под конец остались только я и Дорожкина, консультантом этой работы был Захарьев Н.И. Статьи о работе помещались в ежегодных сборниках АН "Микроэлементы в растениеводстве и животноводстве." Итоги работы были опубликованы в отдельном сборнике "Микроэлементы в кормах Киргизии" в 1977г. Авторами этого сборника были З.Д Обухова и А.Ф.Дорожкина.
В 1957г. на отчетном собрании в Академии наук Н.И. были предъявлены обвинения в неправильном направлении в работе "малоконцентратный тип кормления крупного рогатого скота и Н.И. был освобожден от вице-президенства. 1957-65 годы он работал только завед. лаборатории Института биохимии и физиологии АН Кир. ССР. В 1965г. его опять выбрали вице-президентом. В этой должности он работал до 1979г. пока не подал заявления об уходе с этой должности. В 1978г. с 1 января я ушла на пенсию.
В 1959г. умерла моя мама (79 лет), 2.01.1968 умер брат Коля от сужения сосудов, а 1.12.68г. умер Федя.
В 1965г. окончила школу Таня тоже с серебряной медалью и поступила в Институт тонкой химической технологии. В университет ей не удалось поступить. Окончила этот институт в 1971г и устроилась в Институт органической химии сначала во Фрунзе, а потом в Москве старшим лаборантом. В 1971г. она вышла замуж за А.Н.Бондаренко, своего троюродного брата и стала жить во Внукове.
                               
  ----------------------------------
 
 
               
 Санитарный кружок 1928 г



Из воспоминаний учительницы немецкого языка Мазуриной Людмилы Николаевны:

Зинаида Дмитриевна (мать Бориса) защитила в эти годы кандидатскую диссертацию. Человек очень скромный, застенчивый, помню она очень переживала по поводу выступления перед ученым советом со своей защитной речью. С годами я сблизилась  с Зин. Дмитр., хотя характер был у нее замкнутый, как сейчас говорят»она была не коммуникативна».Вероятно это играло роль в том, что друзей, близких знакомых, с которыми они дружили бы домами – у Захарьевых  не было. Когда отмечались крупные события – получение Государственной премии, защита кандидатской диссертации Зинаид. Дмиртриевн. – приглашалось много гостей. То были люди, с которыми З.Д. и Н.И. были связаны по работе, по служебным интересам. Меня всегда приглашали тоже. Но в обычные выходные- воскресные дни за весь ряд лет, когда я неизменно обедала у Захарьевых, было лишь два-три раза, чтобы был кто-то еще . Возможно поэтому отношения со мной были особенно дружескими . Анна Глебовна, Н.И. и З.Д. интересовались всеми моими служебными и семейными делами, я охотно делилась с ними всем , что меня заботило или радовало и, как мне кажется, мне тоже охотно сообщалось то, чем жили они. Моя искренняя привязанность и интерес к их сыновьям несомненно сближала нас. Мы обсуждали за обеденным столом дела Льва, а потом  и Бориса, когда они  уехали в Москву и    текущие политические события, дела нашей Киргизии в которой Н.И. и З.Д. прожили все свои трудовые годы и которую прекрасно знали и конечно любили. Я тоже была ее патриотом. Одно время ходили вместе на концерты и в театр. Но и в тех значительно более частых случаях, когда ходили врозь, потом обсуждали виденное и слышанное и как-то не было у нас расхождения в оценках и суждениях.