Сивей

Феликс Цыганенко
   На снимках из Интернета: На Великих озёрах

   В далёком 1964 году мурманские моряки, имевшие опыт арктического плавания, открыли зимнюю грузовую линию под названием «Арктик-Лайн». Суда морского пароходства курсировали  между портами Западной Европы и Канады. Портовые власти  Монреаля с 1840 года вручали приз «Золотая трость» капитану,  прибывшему  в порт первым в… наступившем Новом году. Награду получал капитан судна, преодолевший зимнюю штормовую Атлантику и доставивший груз из Европы.  В 1966 году «Золотая трость» впервые была вручена советским морякам, мурманскому капитану дизель-электрохода «Индигирка» А. Ф. Пинежанинову.

   Через два года зимнюю линию «Арктик-Лайн» продлили на летний период. Наши суда стали подниматься в канадские и американские порты пяти Великих озёр: Онтарио, Эри, Мичиган, Гурон и Верхнее. Первые шлюзы на длинном Сивейском пути начинались с канала, что связывал озеро Онтарио с озером Эри.  Сивей – с английского – морской путь, длиной 1873 километра. Это система пресноводных озёр, шлюзов и каналов, соединяющая Атлантику с материком, до портов  Дулут и Тандер-Бей на озере Верхнем.  Чем глубже в континент, тем выше уровень воды, эти перепады и регулировались многочисленными шлюзами.

   Впервые автору этих строк довелось проходить Сивей на дизель-электроходе «Куйбышевгэс» в начале 70-х годов. Плавание здесь – сплошное эстетическое удовольствие! Это были самые запоминающие, удивительные и впечатляющие рейсы в моей морской практике! Они оставили прекрасные воспоминания…
Шлюза расположены по границе двух стран,  соответственно их обслуживали представители США или Канады. Когда мы поднимались по Сивею вглубь континента, справа моряков приветствовали вышедшие из автомобилей канадцы. С левого борта – улыбались и что-то кричали граждане самого демократического в мире, по их мнению, государства США.

   Природа на озёрах необыкновенно красивая, на многочисленных островках расположены дачи состоятельных людей, некоторые в старинном стиле, в виде замков с башенками. Здесь же пришвартованы шикарные катера и яхты. Канадские лоцманы приглашали вахтенную службу «Куйбышевгэса» полюбоваться старинным замком, где проживали потомки миллионера Моргана. Они хвалились и чистой водой в озёрах, которая стала таковой после многолетней кропотливой работы по очистке огромных водоёмов. В подтверждение сказанного один из лоцманов пил стаканом забортную воду, набранную по его просьбе матросом Колей Беловым.

   Встречным курсом из центральных провинций Канады и США проходили огромные, специальные озёрные суда – широкие, но с малой осадкой, водоизмещением в 40 000 тонн каждое! К атлантическому побережью они доставляли миллионы тонн зерна на экспорт. Северная Америка – мировая хлебная житница и сотни океанских судов в атлантических портах перегружали зерно в свои трюмы, чтобы доставить груз во все части света.

   В те годы был обязателен досмотр советских судов на предмет наличия на борту…  радиоактивных материалов. Это происходило в первых же шлюзах, обслуживаемых американцами. По трапу они поднимались в белых комбинезонах и с приборами в руках. Обязанность экипажа – предъявить все судовые помещения для проверки, включая каюты моряков.

   Неожиданно для всех на «Куйбышевгэсе» случился конфуз. Удивительный и забавный!  Прибор в руках американца сработал…  в каюте старшего моториста Олега Генералова.  Разумеется, это дало повод для насмешек. Тем паче, в адрес такого солидного и бывалого моряка, как старший моторист Генералов. Ведь это один из лучших специалистов машинной команды!
   - Олег Иваныч! Никак атомную бомбу перевозишь? -  строго спросил третий механик Виктор Светов.
   - Кто бы мог подумать, что прекрасный семьянин, скромняга в быту, ветеран флота, а главное – член КПСС, оказался  «диверсантом»!  -  неловко пошутил старший электрик Володя Бондаренко. 
Олег Иваныч только смущённо разводил руками, предлагая тщательно осмотреть каюту, и клялся, что ничего такого не прятал! 

   К месту происшествия прибыли эксперты в лице старшего механика Евгения Ивановича   Верещагина  и старшего электромеханика Николая Павловича Юркевича. Задержался лишь, по неизвестной причине, первый помощник капитана  (помполит) Суслопаров.  После тщательного обследования помещений, оказалось, что палубой ниже располагалась электромастерская с ящиками ЗИПа.  Кроме всего прочего, там  хранились электроизмерительные и дозиметрические приборы. В них и был использован в качестве индикатора радиоактивный элемент. Так что «обвинение» с моряка сняли, и моторист Генералов, наконец, облегчённо вздохнул…