Ненужные советы для тех, кто пишет, или думает, что пишет, микропрозу
Размер
Размер должен быть маленький ведь это микропроза, а не повесть и не роман и уж тем более не эпопея. Что делать, если пишется много, сочно и совсем не лаконично? Только одно – оставлять главное. Как это сделать? Все довольно просто, во всяком случае, на первый взгляд – отсекаем все не нужное.
Ни в коем случае не представляйте себя в образе мясника или лесоруба – и в первом и во втором случае остатки будут, по меньшей мере, не эстетичными, а то и не жизнеспособными.
Представьте себя лучше пластическим хирургом или скульптором. Ваше творение – уже идеально, где-то внутри. Нужно просто отсечь или сгладить лишнее. Выбрасывайте целые предложения и абзацы, если и без них рассказ сохраняет исходный смысл и содержание.
Ни в коем случае не держите читателя за дурака – иначе ваш рассказ покажется ему скучным и затянутым. Читатель очень умен и способен мыслить и додумывать. И читатель любит это делать – очередная разгаданная тайна текста приносит удовлетворение и наслаждение.
Слова
Слова должны подбираться наиболее точные - это позволит избежать никому не нужных объяснений – уменьшит объем и добавит стройности. Экспериментируйте с разным порядком слов. Правильно расставляйте акценты в предложении.
Идеи
Идеи в произведении должны быть. Но они не должны быть настырными или наглыми. Они должны быть сильными, и при этом робко выглядывать между строк. Когда читатель находит их, они звучат подобно грому среди ясного текста…
Знаки препинания
Не бойтесь экспериментировать. Знаки препинания – это то, что подчеркивает и усиливает воздействие текста. Короткие предложения звучат совершенно по-другому, чем длинные, сложно построенные. Тире позволяют избежать лишних слов. С двоеточиями следует быть особенно осторожным — они могут превратить рассказ в очередную утомительную классификацию.
Книги
Читайте книги других авторов, литературоведческие статьи, критику. Читайте разных авторов – каждый использует свой стиль, свои слова, свой путь к сердцу читателя. Анализируйте прочитанное. Синтезируйте и объединяйте все их идеи и находки – учитесь у мэтров.
Марафет
Когда рассказ будет закончен – перечитайте его, если нужно, несколько раз. Не бойтесь перечитывать и изменять – хуже рассказ не становится.
Если вдруг после прочтения ваше произведение кажется вам идеальным – подождите час, день, неделю и перечитайте снова. Написать идеально с первого раза практически невозможно. Только в ряде исключений. Но даже в этих исключениях могут быть некоторые слова не на своем месте или попросту лишние. Обязательно перечитайте написанное – читатель потом восхитится вашим рассказом, а не начнет указывать на ошибки в словах и нелогичность повествования.
Напутствие
Не стоит забывать, что читатель всегда прав – хотя бы, потому что переубедить его у писателя часто не бывает ни возможности, ни времени. Да и просто переубедить другого человека просто невозможно, и лучше это начинать понимать до того, как рассказ начат.