О микропрозе

Алекс Щиров
 Ненужные  советы для тех, кто пишет, или  думает, что пишет, микропрозу

      Размер

      Размер  должен быть маленький ведь это микропроза, а не повесть и не роман и  уж тем более не эпопея. Что делать, если пишется много, сочно и совсем не лаконично? Только одно – оставлять главное. Как это сделать? Все довольно просто, во всяком случае, на первый взгляд – отсекаем все не нужное.

      Ни  в коем случае не представляйте себя в образе мясника или лесоруба – и  в первом и во втором случае остатки будут, по меньшей мере, не эстетичными, а то и не жизнеспособными.

      Представьте себя лучше пластическим хирургом или  скульптором. Ваше творение – уже  идеально, где-то внутри. Нужно просто отсечь или сгладить лишнее.  Выбрасывайте целые предложения и абзацы, если и без них рассказ сохраняет исходный смысл и содержание.

      Ни  в коем случае не держите читателя за дурака – иначе ваш рассказ  покажется ему скучным и затянутым. Читатель очень умен и способен мыслить  и додумывать. И читатель любит  это делать – очередная разгаданная тайна текста приносит удовлетворение и наслаждение.

        Слова

      Слова должны подбираться наиболее точные  - это позволит избежать никому не нужных объяснений – уменьшит объем и  добавит стройности. Экспериментируйте  с разным порядком слов. Правильно  расставляйте акценты в предложении.

       Идеи

      Идеи  в произведении должны быть. Но они  не должны быть настырными или наглыми. Они должны быть сильными, и при  этом робко выглядывать между  строк. Когда читатель находит их, они звучат подобно грому среди  ясного текста…

       Знаки препинания

      Не  бойтесь экспериментировать. Знаки  препинания – это то, что подчеркивает и усиливает воздействие текста. Короткие предложения звучат совершенно по-другому, чем длинные, сложно построенные. Тире позволяют избежать лишних слов. С двоеточиями следует быть особенно осторожным — они могут превратить рассказ в очередную утомительную классификацию.

      Книги

      Читайте книги других авторов, литературоведческие  статьи, критику. Читайте разных авторов  – каждый использует свой стиль, свои слова, свой путь к сердцу читателя. Анализируйте прочитанное. Синтезируйте и объединяйте все их идеи и находки – учитесь у мэтров.

      Марафет

      Когда рассказ будет закончен – перечитайте  его, если нужно, несколько раз. Не бойтесь перечитывать и изменять – хуже рассказ не становится.

      Если  вдруг после прочтения ваше произведение кажется вам идеальным – подождите  час, день, неделю и перечитайте снова. Написать идеально с первого раза  практически невозможно. Только в  ряде исключений. Но даже в этих исключениях  могут быть некоторые слова не на своем месте или попросту лишние. Обязательно перечитайте написанное – читатель потом восхитится вашим рассказом, а не начнет указывать на ошибки в словах и нелогичность повествования.

      Напутствие

      Не  стоит забывать, что читатель всегда прав – хотя бы, потому что переубедить его у писателя часто не бывает ни возможности, ни времени. Да и просто переубедить другого человека просто невозможно, и лучше это начинать понимать до того, как рассказ начат.