Находка

Богданов Игорь Валентинович
                НАХОДКА.

Отпуск. В этом году случился хороший, можно сказать удачный отпуск. Успел свозить семью к морю, отдохнули, загорели, накупались и находились по горным тропкам Крыма. И еще осталась неделька, на себя. На любимое хобби. На охоту за красивыми и сильными рыбами, на прекрасные впечатления от подводного мира реки. В деревню. На Матыру.  К деду.
Приехал. Немного посидел, бабуля кормила и охала, дед ухмылялся и прятал улыбку в сторону, а потом позвал на улицу.
-Мужики на неделе, сома поймали, большого, кил на сорок, пятьдесят.
-Ни фига! А где?
-Да здесь. На яме за ручьем. Три дня сидели.
-И как?
-Да просто. Как всегда, на донку. Но там еще есть. Нырнешь?
-Пошли!
-Не суетись, не обижай бабку, посиди. А я пока все приготовлю, в мотоцикл загружу. Где у тебя твои причиндалы? В машине? Давай ключи, сам разберусь, в люльку все сложу и по едем посмотрим.
Я вернулся в дом к бабуле. Она хлопотала за столом, выкладывала новую снедь, прибирала грязную посуду и спрашивала про мои дела, семью и работу. Я ж, нетерпеливо косился в окошко, и нeвпопад отвечал на вопросы. Бабуля все поняла и милостиво отпустила.
-Иди уж! Вижу, на двор косишься! И старый вон, все твое барахло в свою тарахтелку перегрузил.
На ручей собрались, знаю, за сомом, все уши мне дед прожужжал вашими нырялками! Вот    приедет, вот приедет! Каждый божий день! Иди уже! Дед третью цигарку подряд закуривает!
Я поцеловал бабку в щеку и вылетел на улицу. Дед сидел на крыльце и курил.  Я не стал проверять загруженное, дед  знал, что и как, быстро в седло и на реку. До ручья, впадающего в нашу небольшую речку,  доехали быстро и без приключений.  Выгружаемся, я попутно глянул на прозрачность и начал переодеваться.  Помогая мне дед рассказывал, как мужики охотились за сомом, как приваживали и выманивали, откуда тащили и как боролись с ним, вытаскивая на берег.  Огляделись, и я пошел в воду. Прозрачность была хорошая, метра три, или чуть больше. Душа радовалась, подсохшие жабры размокали и распрямлялись, вода обнимала и влекла в себя, ласково шепча, маленькой волной, слова приветствия прямо в уши. Затаился возле входа в ямку. Мимо начали пробегать маленькие любопытные рыбки, а я тихонечко пробирался к кустикам придонной растительности перед ямой. Это место мне было знакомо давно. Сейчас за кустами будет резкий свал в глубину, а там на дне должны быть два затопленных бревна. Давно там лежат, неровным крестом, я часто снимал с них спиннинговые джиг головки и воблеры. Попадался там и судак, но редко и не каждый год. Иногда видел сомиков, но давно, года три назад. Но сомы были маленькие, килограмма на три-четыре, детки еще, не стрелял. А теперь пришли по взрослее, если верить деду, что тот сом был не один. Но дед уверял, что должны быть еще, нутром чуял.  Ныряю, точно пытаюсь повторить движением тела рельеф свала и выпрямляюсь возле дна. Затихаю, огрузка не подводит, зависаю в двадцати сантиметрах от дна и медленно двигаюсь к бревнам, еле шевеля ластами. На первый взгляд, ничего примечательного, бревна как бревна, лежат себе, как когда то утонули, но…. Бревна три! Третье бревно лежит впритык к нижнему и заканчивается в перекрестии. Вот он сомяра! Здоровый! Прав дед! Чует! Стрелять? А воздуха больше нет. Навожу ружье, но прицелится уже нет возможности, надо всплыть, глотнуть. С великим сожалением возвращаюсь наверх. С первого раза, не разнырявшись,
и такая удача, сом! Сом не уйдет, да и я не нашумел, выплывал на поверхность тем же путем, осторожничал.
Дед с берега, увидев меня, спросил тихонечко:
-Ну? Есть?
Я ответил ему кивком головы.
-А что? Не стрелял? Или не попал?
-Все нормально, есть, но не стрелял, воздуха не хватило. Сейчас по дышу и пойду. Уйти не должен. Крепко стоит.  Большой, как бревно.
-Давай, внучек, давай! Только, смотри, по осторожней.
А сам подошел к берегу и прилег возле самой воды. Готовится на помощь прийти, если что. Дед  у меня такой, боевой, хоть и разменял седьмой десяток на половину, но еще силен и бодр. Если что то, сможет прийти на помощь, хоть в воде, хоть на суше.
Продышался, ныряю, подхожу к свалу, уже вижу бревна. Сом лежит на том же месте. Не спугнул.
Подвсплываю, захожу с хвоста, под углом вижу жабры, прицеливаюсь, до рыбины не более двух с половиной метров, прицеливаюсь, стреляю… Взметнулась сильная муть, ничего не видно, но линь лежит на дне. Что такое? Иду по линю, а рыбы не видно. И тут я понял- промах! С двух метров! Я бросил ружье и пошел дышать. Вылетел из воды и … дед услышал как его маленький внучок умеет ругаться матом!
Дед стоял у самой воды и смеялся. В уголках глаз выступили слезинки, руки упер в колени.
-Промазал? Эх, двоечник! Хе-хе-хе! Ну хорош, орать матом, все коровы испугались в деревне и слышишь, собак всполошил!
Со стороны деревни и в самом деле громко залаяли собаки, неужели, и впрямь меня услыхали, или по другой какой своей надобности. Я полез на берег, уселся на траве, продолжая чертыхаться по поводу своей меткости.
-Ну ладно, не горюй,- успокаивал меня дед, усмехаясь и вытирая слезы,- завтра еще нырнешь. Никуда он не денется, вернется. А ты его не задел? Если не задел, а всего лишь спугнул, то вернется, место для него, похоже, удобное. Вернется. Не завтра, так послезавтра, время такое, вернется. А где ж ружье то? Там оставил, эх чудо, иди забирай!
-Ну деда! Ну глянь! С двух метров, как первоклассник! Блин! А ружье там, оно плавает, никуда не денется.
-Иди, иди, ружье забери, поныряй еще. Может кого подстрелишь, щучку, линька какого, иди. А завтра мы снова сюда придем и посмотришь. Должен он вернутся, должен.
Я поплыл, уже не таясь и не скрываясь. Нырнул. Муть еще не совсем осела, но линь четко просматривался. Стрела прошла рядом с бревном, даже чуть-чуть зацепив обросший водорослями бок, и глубоко, на всю длину, вошла в грунт. Потянув за линь, я понял, что освободить гарпун не так легко. Пришлось несколько раз нырять, прежде чем я смог спасти свою стрелу из плена донных отложений. Помучавшись, я наконец, достал ее и вдруг заметил, что на открытых лепестках висит цепочка и тускло блестит рыжиной.
Оп-па! Золотая! Я взял ее , распутав лепестки и посмотрел. В моих руках была длинная цепь с надетым на нее золотым кольцом. Золото было не такое как в магазине, но это было золото, несколько мутноватое и не яркое, но золото. Вот так находка!
Я опять поплыл к берегу, а дед уже ковырялся со своим мотоциклом. Что-то там перекладывал и вытирал. Сняв пояс с грузами и ласты, я пошел к нему.
-Гляди, что я нашел !- протянул ему находку.
Дед  оторвался от своих дел и обернулся.
-Ну что там еще?
Взял цепочку и вдруг, лицо его застыло в удивлении.
-В реке нашел? Как?
Я рассказал. Он удивленно качал головой и все смотрел на золотую находку.
-Что с ней делать будем? Бабе Любе подарим?
Дед присел на землю, совсем не разбирая куда, посмотрел задумчиво по сторонам и затих.
-Знаешь, Севка, а ведь эта цепочка и кольцо, мои! Не совсем, конечно, мои, а моей бабушки, матери моего отца. А потом ее носила моя мать.
-Да ну! А как же она в реке оказалась? Потеряли?
-Это длинная история. Ей много лет, тебе скучно будет ее слушать.
-Да ладно деда, разве мы спешим? Нырять я уже больше сегодня не буду, сейчас достанем бабушкины припасы, костерок разожжем, посидим, и ты мне все расскажи. А?
-Ну, давай, попробую. Только если будет скучно, не огорчайся и не обессудь. По сути своей история проста и банальна.
-Я все-таки, хотел бы послушать. Ты давно мне ничего не рассказывал, лет пятнадцать уже.
Дед хитро посмотрел на меня и потрепал по голове.
-Да, время сказок давно прошло. Вырос  ты.
Я разделся, снял и развесил на кустах снаряжение, собрал ружье в чехол, закинул в люльку грузы.
Дед тем временем, насобирал сушняка, соорудил костерок, достал припасы и закурил, глядя в огонь и вспоминая.
-Начну издалека. Все что помню, все что мне рассказывали. А рассказывали не много, времена другие были. Ну так вот. Дед мой был купцом в нашем городе. Купцом потомственным, его отец, мой прадед, первый в роду начал заниматься торговлей. Много про это не знаю, рассказывала бабушка мало, да и я тогда мальчишкой был, боялась, что б где не сболтнул. Да и деда я в живых не застал, но бабушку помню хорошо. Она мне рассказала, где были дедовы лавки и магазины. Некоторые и сегодня еще существуют, но про это ты знаешь, наверное, и отец твой, должен был тебе рассказать. Да…
 И были они не бедными, деньги водились, торговля спорилась, прирастала.
А цепь эту и кольцо, дед бабушке перед свадьбой подарил, в знак большой любви. Потом была революция, деда арестовали, дело и магазины отобрали, и бабушка с детьми укрылась в деревне, у своих родственников. Отцу моему , лет десять  было.
 Через какое-то время, бабушка возвратилась в город. Но дед уже не вернулся. Сгинул где то, а где никто не знает, да и не узнавали.
Когда отец  мой решил жениться, тогда и отдала ему бабушка это кольцо и цепочку, что бы он, подарил их своей жене, так же как и дед. Отец так и сделал перед свадьбой. Потом была война. Отец воевал, был ранен, но как ты знаешь, вернулся с победой.  И когда я подрос, когда уже стал смотреть на девушек, тогда мне и рассказали об этом семейной драгоценности.
Дед замолчал, подбросил веток в костер и потянулся за заветной фляжечкой, которая у него всегда была припасена, всегда была полной. Эту фляжку, лет пять назад подарил ему мой отец. Раньше у него была другая, простая солдатская фляжка, старая, потертая. А эту, красивую, из нержавейки, обернутую коричневой кожей, отец специально купил в каком-то магазине подарков. Радости, помню, было у обоих…
Выпили, закусили, дед закурил, я нетерпеливо встал, проверил костюм на влажность, вывернул другой стороной, благо солнце клонилось к закату, и свет не попадал на кусты, где я расположил снарягу.  А дед все молчал и смотрел на огонь, докуривая сигарету.
-Ну а потом? Что потом было? Почему цепочка  в реке оказалась? Деда, не молчи!
Дед покряхтел, после еще одной, принятой стопочки, закусил, и продолжил.
-А дальше, дальше, ну что там дальше. Пошел я работать , потом отслужил в армии, поступил в техникум на вечернее отделение, а работал на стройке. И вот, в какое то время, я уже заканчивал техникум, назначили меня мастером-бригадиром, и отправили в командировку, сюда, в эту деревню. Строили мы много, командировка затянулась на два года. И коровники строили, фермы, школу ремонтировали, вот там, в школе, я и увидел твою бабушку, мою Любаню. Она только что закончила пед. училище и вернулась в свою деревню, в свою школу, учить детишек. Познакомились, гуляли.  Днем она в школе, я на стройке, а каждый вечер к ней бегал, на свидания.
В этом доме, где мы сейчас, жили ее родители с их семьей. Это потом я его уже перестраивал, ремонтировал, но дом был бабушкиных родителей. Так сказать, ее родовое гнездо. Здесь она выросла. И теперь мы с ней на старости лет живем.
-Деда, ты про кольцо расскажи! Что ты про деревню то?
-А без того не выйдет. Все это одна история. Будешь перебивать, ничего не расскажу!
Дед насупился, достал еще сигарету и прикурил.
-Ну не обижайся! Я больше не буду! Буду слушать и молчать! Чес слово!
-Сейчас. Расскажу, не спеши, дай покурить, собраться с мыслями, ведь дальше, для меня, самое не приятное пойдет. Должна была эта цацка у Любы быть, а не здесь валяться, в иле и корягах.
Ох-ох! Были времена, были глупости, а вот видишь как, через столько лет, и на тебе! Достал! А я эту цепочку, с этим кольцом, вспоминал, во сне видел. Вот как! Не спеши, все расскажу.
Он глубоко затянулся, встал и подошел к воде. Щелчком зашвырнул окурок далеко в воду, зябко передернул плечами, зачерпнул воды, ополоснул лицо и вернулся к костру.
-Ну вот, гуляли мы, гуляли, привыкли уже, слюбились. Люба заботиться обо мне начала, в гости ходил к ним, обедали. Дело шло уже и к разговорам о свадьбе. Мать ее на мня по доброму смотрела, доверяла. Отец, тот, много работал, я его и видел то пару раз, за все время знакомства.
-Дед, а кем был бабушкин отец?
-Кем? Простым колхозником. Механизатором. На тракторе, на комбайне, землю пахал, урожай собирал. Все делал. Обычный деревенский мужик был. Но грамоту знал. С возрастом, стал бригадиром.  Да и мама, бабушкина, тоже в колхозе работала. На ферме. Обычные колхозники.
-А ты, деда, значит из купцов.
-Ну да. Кто знает, если б не революция, то как все обернулось бы. Как жили бы, что делали. Жизнь такая штука, все по своему вертит, и порой, сама не знает, что дальше будет. Жизнь и судьба.
- А кольцо то?
-Рассказал я матери своей о выборе, рассказал о Любе все, где живет, кто такая, и о том, что решил жениться. Тогда она мне и напомнила о цепочке. О том, что должен подарить невесте и поведать  нашу семейную историю.
Забрал я тогда из дома цепочку, закрепил на ней кольцо и поехал в село. Думал, что на неделе сделаю Любе предложение и подарю эти реликвии.
И вот как то после работы, пошел искупаться на реку. А получилось, что остальные мужики где то задержались, и я вышел к реке один. А там деревенские. В это время, как раз, вернулся из армии Серега Копытин. Он до службы ухаживал за Любой по соседски, без особых результатов правда, но почему то решил продолжить. А тут уже я. И он, видя такое дело, ничего не придумал, кроме как меня напугать и отогнать от Любы. Собрал троих дружков и поджидали не реке.
-Это дед Копытин? Дед Сашки с Маринкой, с кем мы в детстве гонялись по деревне? Ты ж с ним дружишь сейчас, не разлей вода, как бабуля говорит. Как же тогда?
-Ну а времени сколько прошло? Всю жизнь воевать? Да и тогда у него ничего не вышло. Дождаться они меня дождались, разговор начали, я предложил один на один разобраться, но они не стали мелочиться  и стали на меня вчетвером  напирать. Снял я цепочку, положил в карман рубашки, а рубашку скинул под кустики, что б не испачкать в драке. Рубашка одна нарядная, белая была, в ней и собирался к Любе идти, предложение делать. Другой не было.
Понял, однако, что лупить меня будут долго и сильно, но трусить не стал, решил принять бой.
Но драки не получилось. Подошли мои мужики, увидели такое дело и к нам, а их человек десять, это тех кто помоложе, а  сзади еще постарше шли, человек пять. Ну молодежь и рванула меня выручать. Деревенские руки попускали, а Серега от бессильной злобы, схватил рубаху и в воду зашвырнул. Вот тут я с ним и сцепился, еле разняли. А как разняли я сразу в воду за рубахой.  Рубаху то нашел, но цепочка выпал из кармашка и утонула. Я до темноты нырял с ребятами, не нашел. Потом еще и утром, и вечером, дня два. Все дно излазил, не нашел. И Сереге, еще раза два, морду  бил. Жили они как раз рядом. Сейчас там пусто, дом старый был, разрушился, а они себе новый построили, а тогда как от Любы вечером, и если увижу его, то в драку. После, где то через неделю, я ему рассказал все. Он понял и долго извинялся и мы с ним, даже, пару раз ныряли в том месте, искали цепочку. Но все без толку.
В выходные поехал в город и рассказал все маме своей. Плакала она, конечно, но ничего не поделаешь, решили Любе об этом не говорить. Так она и сейчас об этом не знает. А с Серегой, мы еще лет десять подряд потом, когда мы в гости сюда приезжали, ходили на это место и ныряли, искали. Так вот и сдружились.
Ну а через месяц привез маму свою, отца, дядьев, сосватались. Свадьбу сыграли. И все остальное ты знаешь. Жить стали, детей растить, внуков. Вот ты какой молодец то, ошибки моей молодости, исправляешь.
Я посмотрел на деда, а у него глаза блестят. Ткнулся ему в плечо, обнял. Представил, как он молодой, сильный, сидел здесь на берегу и переживал за все. Ведь не уберег тогда реликвию.
-Ну что? Высохла твоя роба? Поехали домой, бабка уже заждалась. Сейчас устроит нам с тобой скандал с выволочкой.
-А с цепочкой что делать будешь? Расскажешь бабушке? Отдашь?
-Подумаю. Рассказать то, конечно расскажу. А куда девать решим. Как же я ей не расскажу?
Повздыхал дед, потом собрались, затоптали, залили свой костерок и уехали. По приезду поужинали, и я ушел погулять по деревне, друзей старинных повстречать, потрепаться, детство вспомнить. Вернулся поздно, потихоньку пробрался к своей кровати и уснул.
Утром проснулся рано, спать больше не хотелось, хотелось узнать, что решили старики, как бабушка отреагировала на рассказ и находку. Оделся, умылся, а тут и завтрак. Бабуля накормила, дед позвал на улицу.
-Ну что? Поедем сома стрелять или раздумал?
-Сома? А как же! Раздумаю я! Конечно поедем! А ты бабушке рассказал?
-Рассказал.
-И как?
-Поехали на реку, там и доложу все.  Да и говорить то нечего.  Поехали, все уж готово!
Залезли по седлам и вперед. Приехали на то же место. Дед собрал костерок и закурил. Я не спеша стал одеваться, ожидая услышать о решении своих родных стариков.
-Ну что ж, Севка, порешили мы с бабкой отдать кольцо и цепочку тебе, что бы ты его своей жене подарил, как положено и заведено у нас в семье. Я потерял, отцу твоему не передал, а ты нашел, и своей жене подаришь, а она вашему сыну, и так дальше. Да. Нам оно уже не к чему, отцу с матерью, твоим, тоже уж. Так что, только тебе. Дари с рассказом и нашими пожеланиями. Не простое оно, в воде теперь полежало, дождалось хозяйку новую, значит, так тому и быть. Ты наследник, ты и подаришь, а жена сбережет.
-Деда, как то неожиданно!
Я замялся, не зная что сказать. Может все и правильно, может так и надо, но я совсем был не готов к такому повороту. И после рассказа о цепочке и кольцо, мне, все таки, казалось, что дед должен был отдать их бабушке, а не мне.
-А чего неожиданно? Ты и нашел это все неожиданно, так и дари. Сам подумай, разве ж мы не правы? Все нормально, домой поедешь, возьмешь и подаришь. Жена обрадуется. И пусть у вас все будет хорошо. Будете любить друг друга и наш род продолжать. Все решено. Не перечь.
-Н..
-А ну в воду! Сом тебя уж заждался! Вперед!
С непонятными мыслями я полез в воду. Повторил весь свой вчерашний путь. Сом лежал на месте.
И я не промахнулся.