К. Ю. Баландин. Нравственность целительства

Константин Баландин
Баландин Константин Юрьевич.

Нравственность целительства.

О народной медицине (этническом целительстве) в нашей стране открыто и широко заговорили в конце 80-х годов, когда после телевизионных сеансов Анатолия Кашпировского, а затем и Алана Чумака, появились тут и там, как грибы после дождя, школы и курсы, на которых готовили экстрасенсов и целителей. Сама проблема уже тогда вызвала множество споров, и мнения людей были зачастую диаметрально противоположными от восторга и готовности решать буквально все проблемы своего здоровья только у целителей, до полного неприятия этой практики как таковой, объявления всех целителей, без разбора, жуликами и шарлатанами. Однако со временем страсти поулеглись, прошел процесс «естественного отбора» целителей и лет через десять в этой области знаний и практической работы остались в основном те, кто действительно мог оказывать реальную помощь населению и показывал случаи исцеления серьезных заболеваний, с которыми официальная медицина не могла справиться. К остальным просто перестали обращаться, и они прекратили свою деятельность. Многие ушли из практического целительства, перенеся тяжелые заболевания, полученные ими от своих пациентов, некоторые даже ушли из жизни.

Церковь (по крайней мере, наша православная) сразу дистанцировалась от этих процессов, а вскоре вообще проявила свою жесткую нетерпимую позицию по отношению к народной медицине и целителям. Эта позиция полного неприятия навязывалась церковью и всем ее прихожанам. В связи с этим многие (кстати, далеко не все) верующие принципиально отказали себе в общении с целителями («батюшка мол, не велел – епитимию наложит»). Для многих верующих вопрос общения с целителями встал в плоскость нравственного решения и они, поверив в то, что целительство осуждено уже в раннем христианстве, о чем, якобы, свидетельствует Святое Писание, отказались от услуг целителей с нравственной позиции.

Имея более чем двадцатилетний опыт практического целительства, будучи свидетелем всех этих перипетий, оставаясь по сей день глубоко верующим человеком, хорошо знакомым со старо и новозаветными текстами, и не только с ними, хочу внести в этот вопрос некоторую ясность, что бы защитить этническое целительство и в первую очередь Духовное энергоинформационное целительство от необоснованных нападок не компетентных в этих вопросах людей.

В действительности Духовное врачевание, как фундаментальный  элемент народной медицины базируется на религиозно философском осмысление непреходящих Духовных Истин. Будучи выраженными, в  форме духовно-нравственного императива (закона),  они воспринимаются верующими народными целителями через религиозную практику. Таким образом, народная медицина раскрывается в своей деятельности в сторону религии.
 
Через народную медицину (этническое целительство) открывается возможность выхода на глубокое религиозное осмысление всего спектра окружающей реальности не только посредством Веры, но и Знания, подтвержденного опытом. При этом Духовное Знание приходит не только к практикующему целителю, но и к его пациентам, на личном опыте постигающим Славу Божью, в процессе своего исцеления. Казалось бы, церковь в связи с этим, должна быть в наибольшей степени заинтересована в развитии данного процесса и всемерно поддерживать его, давая опору и оказывая всяческую помощь практикующим целителям. Однако на деле, к великому сожалению, все происходит совершенно иначе.

Узко конфессиональный церковный подход к проблеме целительства носит сугубо негативный жестко отрицающий характер. Особенно это заметно в позиции нашей православной церкви, которая не приемлет целительства, как такового, объявляя целительскую деятельность не совместимой с самим духом православия. При этом в практике православной критики реализуется тезис: «кто не с нами, тот против нас», при этом не делается различия между совершенно разными по своему предназначению системами воздействия на человека.

В качестве примера приведу, изданный коллективом православных священнослужителей в 1997 г. руководство, само название которого уже раскрывает его безапелляционно непримиримую по отношению к целительству суть. «Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов». Священники О.Стеняев, А.Крашенинников, А.Шантаев, Н.Беляев, Д.галкин, по благословению епископа Магаданского и Чукотского Ростислава пишут о заклинателях, магах, колдунах и чародеях, совершенно, может быть,  правильно предостерегая людей от их воздействий, от ворожбы, гадания, колдовства и т.п.  Но тут же непримиримо уничижительной критике подвергаются экстрасенсорика, оккультизм и целительство. При этом на фоне жесткого безусловного отрицания последних, авторы не потрудились дать хотя бы краткое пояснение данным понятиям, определить и дифференцировать их.

«Существующая светская законодательная система, пишут авторы, ничего не делает для того, чтобы приостановить разгул оккультизма, сатанинского сектантства и колдовства в стране. Оккультизмом пронизан и мир современной политики и бизнеса. Надо полагать, что ситуация изменится только тогда, когда Россия будет руководствоваться не светским законом, а Православным Каноническим Правом». Как видите, все собрано воедино, без различий и объяснений. Мало того, уважаемые  священнослужители, далеко не самого низшего ранга, договорились до фактического призыва православных верующих к антиконституционным действиям (по крайней мере, к таковой их позиции) – фактически призывая к смене существующего социально политического демократического устройства общества, замене его православно теократическим устройством. Просматривается явное стремление  некоторых иерархов православной церкви к полной власти в стране. Для религиозных фанатиков православного толка, такой, пусть даже несколько завуалированный призыв вполне может стать и руководством к действию. На лицо явный теократический экстремизм, не терпимый ни к какому инакомыслию.

 Церковь открыто пытается узурпировать право  воздействия на человеческую душу, официально заявляя, что только православно церковный институт может представлять Бога на земле и только исключительно через его официальных служителей – православных священников, в рамках ритуальных действий православной церкви (так называемых таинств) может и должно осуществляться воздействие на душевную (психическую) структуру человека. В связи с этим любые альтернативные источники такового воздействия объявляются сатанинскими. В приведенном руководстве, в статье священника Андрея Крашенинникова находим: «В наше время темные силы действуют особенно решительно и открыто. Через средства массовой информации, книжную продукцию, курсы, школы идет широкий поток рекламы экстрасенсорики, биоэнергетики, астрологии, народной и нетрадиционной медицины, кодирования, магии, колдовства, спиритизма, парапсихологии, теликинеза, контактирования с «высшим разумом», гипноза, целительства, йоги и иных восточных культов, медитации и пр. но общий смысл их и цель – отдаление человека от Бога и вовлечение в общение с сатаной. Все это в купе – служение бесам!».

 Священники Николай Беляев и Дмитрий Галкин с не меньшим пафосом продолжают обличать современный (как им кажется) сатанизм и его служителей, но уже в мировом масштабе: «Оккультные сатанинские учения и занятия широким потоком разлились по всей земле. Они имеют разные названия: экстрасенсорика, биоэнергетика, астрология, народная и нетрадиционная медицина, кодирование, магия, колдовство, спиритизм, парапсихология, телекенез, контактирование с «высшим разумом», гипноз, целительство, йога и иные восточные культы, медитация и… несть им числа. Но, несмотря на внешние различия между собой, все они связаны общим источником и общей целью – отдалением человека от Бога и вовлечением в общение с сатаной.»

Данная постановка вопроса, не есть лишь инициатива отдельных православных священников. Если бы дело обстояло так, то «Бог бы с ним» - каждый имеет право на свое собственное мнение, однако, к сожалению, это официальная позиция церкви, подтверждением чего служит форма «чина отречения от занятий оккультизмом», принятого в практике православной  церкви и приведенного в том же источнике: «Желаешь ли отречься от пагубных для души и тела занятий оккультизмом? – вопрошает священник. Кающийся отвечает: Желаю от всего сердца.  Вопрос: Признаешь ли, что занятия различными видами оккультизма, такими, как экстрасенсорика, бесконтактный массаж, гипноз, «народное» целительство, нетрадиционная медицина, кодирование, снятие «порчи и сглаза», колдовство, чародейство и ворожба, гадание, контактирование с духами, вызывающими полтергейст, спиритизм, астрология, контактирование с «высшим разумом», подключение к «космическим энергиям», контактирование с НЛО, парапсихология, телепатия, «глубинная» психология, йога и другие восточные культы, медитация, а так же иные виды оккультизма приводят к углубленному общению с падшими духами? Ответ: Признаю и раскаиваюсь в этих занятиях.»

Создается впечатление, что авторы руководства (да только ли они) забыли, что церковь у нас отделена от государства и кроме православной церкви в стране вполне законно действуют не мало иных религиозных конфессий и множество  мелких церковных образований различной религиозной направленности, которые православной церковью объявляются сектами. Между тем все эти религиозные образования совершенно равноправны по отношению к обществу и государству. Почему же все они, включая и не верующих, должны подчиняться Православному Каноническому Праву? Как же быть тогда со свободой совести – правом граждан, закрепленном в конституции? Все без исключения религиозные образования проповедуют веру в Бога, иначе они не могут считаться религиозными, все они провозглашают Его безусловное Первоглавенство и Первозначение в Мировой Реальности. В своей Вере они нисколько не менее преданы Богу и идее Богослужения, чем иерархи православной церкви, хотя и понимают Бога и процесс служения Ему несколько иначе, чем это принято в православии. Для них обвинение в сатанизме, совершенно к тому же не обоснованное, оскорбительно. Не менее оскорбительно оно и для всех верующих специалистов народной медицины, целителей различных направлений и специализаций, а также ученых и просто энтузиастов – исследователей психической стороны жизни и сверх нормальных  (пара нормальных) явлений.

В контексте же постановки проблемы  отличия истинно религиозных конфессий от псевдорелигиозных, а также отличия официально признанных конфессий от религиозных сект, обыкновенных, а особенно так называемых тоталитарных,  возникает совершенно логичный вопрос, каким образом следует отличать псевдорелигиозные образования от истинно религиозных? Чем, собственно, религиозные секты отличаются от признанных религиозных конфессий? Почему в условиях современного демократического общества (по крайней мере, таковым себя декларирующим)  они не могут иметь равного  статуса? Какой общественный институт имеет юридическое и моральное право давать подобные оценки? С позиции государственной власти, в государстве с признанным на законодательной основе принципом свободы совести, любые общественные объединения имеют равные права. Единственным условием для их законного и равноправного функционирования служит безусловное подчинение действующему в стране законодательству. Они не должны противоречить существующим законом,  принятым в обществе и законодательно закрепленным морально-этическим нормам.
 В этом отношении любые религиозные конфессии и отпочковавшиеся от них субъекты религиозной практики, которые основными конфессиями квалифицируют как секты (а в равной степени и любые не религиозные идеологические образования) совершенно равноправны. Конечно, с позиции отдельных религиозных конфессий, этих условий, для признания ими альтернативного религиозного образования (другой религиозной конфессии или тем более секты) не достаточно. Однако законы в демократическом обществе одинаковы для всех, выполнять их необходимо, несмотря на амбиции и претензии исключительности своего положения в обществе. Не потому ли некоторым представителям религиозных конфессий так хотелось бы заменить демократическое устройство общества на их узко конфессиональную церковную теократию.

Анализ многих изданных трудов православной апологетики, показывает их общую тенденцию абсолютизировать православие, провозглашать его единственно правильным, богоизбранным вероисповеданием, а православную церковь единственно возможным институтом истинного богослужения и богообщения, которое строится исключительно при посредстве православных священнослужителей. «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец» - приводят авторы руководства старинное святоотеческое изречение.  Далее приводится  мнение православных священнослужителей о том, что «С головой выдают подлинную сущность их веры слова тех, кто, считая себя христианином, говорят: Я в бога верую, а в церковь не хожу» Православные авторы руководства, обвиняют «данный контингент» опять же не менее чем в сатанизме. У них не возникает даже и мысли о том, что эти люди могли отыскать иной путь к Богу, установить прямое с ним общение через свое сердце и сознание, не требующее никакого посредничества, ибо истинная религиозная Вера глубоко интимна!
 
Но религиозная Вера – это одно,  тогда как о формах богообщения можно поспорить, такие вещи как экстрасенсорика, оккультизм, магия, парапсихология, астрология и т.п., упоминаемые авторами руководства, как богопротивные, включая и все виды целительства, -  совсем другое. Может быть, в данном случае православные священники – авторы руководства как раз совершенно правы? Однако глубокий непредвзятый научный анализ этих явлений свидетельствует о другом. Пожалуй, только колдовство и спиритизм действительно можно рассматривать как не допустимые, богопротивные практики, да и то в том только случае, если дать им четкое определение и трактование, установив жесткие границы не допустимых действий.

Надо сказать, что еще одной тенденцией православной апологетики является полное отсутствие глубокого обоснования выдвигаемых тезисов, особенно в обвинении оппонентов в тех или иных тяжких грехах. Самое поразительное, что в этом у них нет и капли сомнения, - «что же обосновывать, и так все ясно, нашими устами говорит «Сам Бог». В лучшем случае, в подтверждение апологетических тезисов приводятся выдержки из библии или святоотеческие высказывания из произведений известных подвижников христианства, как правило,  православных. Однако, хотя в них действительно идет речь о магии, колдовстве, ворожбе, волховании, при чем не обязательно всегда только в отрицательном смысле,  ни экстрасенсорика, ни оккультизм, ни целительство в этих источниках не фигурируют.  В те далекие времена, когда составлялись и писались данные источники православной апологетики, о таких понятиях ничего не было известно, по крайней мере, под таковой терминологией.

Именно поэтому, видимо, современные церковные апологеты смешали в одно общее целое и понятия библейских времен, и современные, в большей степени научные, чем религиозные. Так легче все вместе отождествить с сатанинством, не утруждая себя конкретным обоснованием выдвинутых обвинений. Самое поразительное - это то, что православная церковь в такое сложное для людей и для себя самой время, вместо того, чтобы объединять всех верующих вокруг идеи единобожия, не зависимо от различия веропонимания и тонкостей конкретных вероучений, вместо того, чтобы искать союзников в вере, идя на компромиссы в частностях, встает в жесткую оппозицию к любому инакомыслию. Особенно ярко это проявляется на примерах отношения православной церкви к другим христианским же конфессиям. Даже грекокатолическая («униатская») церковь, в которой сохранена вся каноническая обрядовость православия, объявляется чуждой. Что же говорить об отношении к восточным (в смысле востока «дальнего»), нехристианским верованиям и культам. Все они в православно церковном понимании, в лучшем случае – язычники, в худшем – сатанисты.

В отличие от авторов руководства, попытаюсь обосновать свою позицию, вооружившись не только  религиозным, но и научным знанием. При этом апелляция, как это не покажется странным, будет обращена к тем же источникам, что и у авторов руководства – библейским и отчасти святоотеческим текстам, но не с позиции обвинения, а напротив – защиты.

Оккультизм.
Говорить об этом явлении, как  идеологической системе и давать ему оценку с этой позиции - вообще не правомерно, поскольку это всего лишь система методов и инструментов познания окружающей реальности и воздействия на нее. В эниологии эти понятия рассматриваются как аспект научно-практической стороны эзотеризма, унаследованный комплекс методов познания сверх физических реальностей, включая Духовное Знание. Однако в общественном мнении в отношении экстрасенсорики и особенно оккультизма, не компетентными людьми сформирован поверхностный, предвзятый, тенденциозный взгляд.  Эти люди, не имея, как правило, ни какого отношения к конкретной теоретической и тем более, практической деятельности в оккультных системах, охотно, тем не менее, высказывают свое мнение в средствах массовой информации, или в проповедях с официальных церковных амвонов.  И это мнение, как видим, обычно бывает безапелляционно-отрицательным.
 Однако практически любые инструменты и методы, применяемые людьми, могут быть использованы двояко, либо во благо, либо во вред и во зло. Все зависит не от инструмента или метода, а от морально этической, нравственной ориентации использующих эти инструменты и методы людей. В качестве примера приведем использование медицинского скальпеля. В руках опытного хирурга это инструмент помощи и даже, зачастую, спасения людей. В руках хирурга – новичка, без руководства наставника он может стать смертельно опасным, хотя и примененным для благих целей инструментом. Но если скальпель попадет в руки преступника, убийцы, он может принести много горя и бед. При чем же здесь сам по себе скальпель? Разве можно ставить ему в вину убийства, которые могут совершить только сами люди, по неосторожности и неумению, либо по злому умыслу? Т. о. обвинять людей в сатанизме только потому, что они пользуются экстрасенсорикой и оккультизмом, абсолютно неправомерно. Такое обвинение может обосновываться только побудительным фактором их действий (мотивацией), если таковая ими декларируется (о не декларируемой мотивации  судить нельзя, ибо она никому кроме Господа Бога не известна), либо по конечным, фактически подтвержденным результатам каждой конкретной деятельности. Как видим, претензии авторов упомянутого руководства на «истину в последней инстанции» представляются весьма уязвимыми. Что же касается экстрасенсорики и оккультизма, просматривается явная тенденциозность авторов, базирующаяся на их очевидной  не компетентности, предвзятости и профанации данных понятий. В современном целительстве без этих инструментов обойтись не возможно. Другое дело, что их применение требует большого профессионализма осторожности и ответственности.
Экстрасенсорика.
Это опять таки только инструмент, лишь наработанная с помощью особой оккультной методики, либо данная свыше от рождения (либо на определенном этапе жизни) способность воспринимать более широкий спектр воздействий окружающей реальности, по сравнению с другими людьми, «усредненно обычных» для данного этапа общей эволюции человечества способностей восприятия. Экстрасенсы - это люди, которые несколько опередили всех остальных в развитии способностей восприятия. То, что для них «сегодня» - экстрасенсорика, «завтра» станет совершенно обычным делом для всех остальных людей. При чем же здесь сатанизм? Другое дело, что использовать эти способности человек может в добрых, благих, альтруистических целях, и тогда – это добротолюбно и богоугодно, либо во зло, побуждаясь эгоизмом – и тогда это на службу силам тьмы,  греховно и богопротивно.
Магия.
 Обратимся к магии, которая в определенном смысле и форме также может быть использована в целительстве, как инструмент. Магия – это не что иное, как комплекс методов взаимодействия человека с духовным миром. Окружающая нас реальность, кроме объектов, воспринимаемых нами непосредственно через органы наших чувств, насыщена как объектами, так и субъектами, т.е. живыми существами (сущностями, духами), не воспринимаемыми нами непосредственно.  Тем не менее, они влияют на происходящие в видимом мире процессы и активно взаимодействуют с людьми. В процессе эволюции своего сознания человек должен научиться воспринимать духовные сущности с помощью прямого духовного восприятия, через духовные органы чувств. Пока таким восприятием владеют не многие люди (в т.ч. кстати, и причисляемые к экстрасенсам,  обвиняемые в связи с этим церковью в сатанизме). Тем более в прежние времена таким восприятием владели лишь избранные единицы, лишь те, кого теперь называют святыми и пророками. Но интуитивное чувствование духовных сущностей присутствовало у человека во все времена. Необходимость осмысленного общения с ними диктовалось необходимостью выживания человека во враждебной ему внешней природной среде. В связи с этим человечеством был наработан комплекс методов опосредованного взаимодействия с бестелесными (в физическом смысле) сущностями - духами через ритуальное использование символов и специальных звуковых вибраций – заклинаний, на которые духовные сущности не могли не реагировать. Данный комплекс методов и был назван магическими методами, а ритуал их применения магией. Людей владеющих магическими методами стали называть магами.
Духовные сущности имеют самое различное предназначение. Все они Божье творение. За любым физическим объектом - рекой, озером, лесом, болотом, полем, даже облаками, дождем и ураганом, а также  и любым существом – растением, животным, или их группами можно обнаружить их духовные сущности. Это, по сути – души данных объектов. Их наличие, кстати, делает данные объекты субъектами Вселенского Бытия. Все они являют собой духов природы. Взаимодействовать с ними, находить «общий язык», идя на компромиссы, например, прося прощения у духа оленьего стада, после убиения оленя для практических бытовых нужд - у народов севера, было насущной необходимостью. Сейчас в христианстве это называют язычеством, но это в действительности вовсе не язычество, а культура взаимодействия с «тонким» духовным миром природы. Язычество – это культовое поклонение духовным сущностям природы как богам, именно их обожествление. Магия вовсе не предполагает культовое поклонение духовным сущностям, а только компромиссное взаимодействие с ними, с использованием особых ритуальных практик. Это целый пласт культуры народов «дохристианского периода» тех народов, которые восприняли и развили христианство и тех, которые живут в ином «пространстве» религиозного верования до сих пор. К сожалению, в большой степени эта культура, нами утрачена, а все попытки возродить прошлый опыт подвергаются со стороны христианской церкви жесткой обструкции, они трактуются как  возрождение язычества. Однако, как это уже показано, язычеством является не взаимодействие с тонкоматериальными духовными сущностями само по себе, а поклонение им как богам, т.е. культ этих сущностей. Если же человек, хотя и взаимодействует с духовным миром, например, с духами природы, но поклоняется Единому Господу Богу, выполняя Его Заповеди, какой же он язычник и тем более сатанист?  Прочитайте «Сон в летнюю ночь» Шекспира, и вы увидите все многообразие общения человека с духами природы различного уровня, раскрытое гениальным поэтом, в период вполне христианского религиозного миропонимания.
 Кроме духов природы в духовном мире присутствуют также и сущности, не проявленные в физическом мире, и совершенно самодостаточные в тонкоматериальной духовной сфере их пребывания.  Это  души умерших людей и животных в различных стадиях их посмертной эволюции, чины Божественной иерархии Сил Света, и падшие ангелы – бесы. Поскольку человек представлен своей сущностью не только в физическом мире, но и в духовных мирах, он вольно или не вольно взаимодействует и с этими сущностями. По крайней мере, они в таковое взаимодействие вступают с нами точно. Мы далеко не всегда можем отследить факты таких контактов, поскольку наше внимание сосредоточено, как правило, на воздействиях и объектах мира физического. Зачастую мы даже и не подозреваем о таковом нашем взаимодействии, которое может быть для нас не только вредным, но и опасным, о чем совершенно справедливо предупреждает церковь. Однако, если в отношение контактов с иерархией Сил Света, церковь дает нам некоторые рекомендации, например, предлагая дифференцированную молитвенную практику, то в отношение сил тьмы, мы абсолютно беспомощны. Однако чтобы защищаться от врага, необходимо, в первую очередь, его видеть, иметь оружие и уметь им пользоваться. Магия, как инструмент взаимодействия с тонким миром, как раз и способна решать на практике комплекс таковых задач. Особенно это важно для целителя, который призван защитить своих пациентов, в том числе и от антагонистических тонкоматериальных сущностей. Если же говорить о том, что православного христианина защищает ангел – хранитель, то ведь его также необходимо призывать, а это тоже магия, хотя и Высшего Духовного ритуально молитвенного характера. Кстати  вся церковно ритуальная практика по существу своему - та же магия, используемая для  взаимодействия с Высшей регулирующей инстанцией Божественных Сил Света. Только магические действия в этом случае производят священнослужители церкви, которые по своей сути - жрецы, т.е. маги – профессионалы.
Становится ясным, что магический сатанизм, колдовство, черная магия – это всего лишь примеры использования универсального магического инструмента в запрещенных Богом деструктивных разрушительных, злых целях. В целях же просто грамотного взаимодействия с природой, в лоне которой мы живем, либо благих целях помощи ближнему, через целительство либо созидательных целей на уровне  инженерно технической эниологии, грамотное использование магического инструмента, со знанием соответствующей техники безопасности и под контролем иерархии Сил Света, вполне оправдано и даже необходимо. Совершенно под другим углом зрения, теперь могут быть рассмотрены знахарские и шаманские методики взаимодействия с тонким миром. Даже бытовая магия приобретает совершенно другой вид. Эти магические практики уже не могут представляться только богопротивными, сатанинскими. Все зависит от целей их применения, т.е. опять таки - мотивации. Отсюда и бескомпромиссная борьба между «белыми» и «черными» магами, из числа знахарей и шаманов. «Белые» - всегда за правду, со словом Божьем и молитвою, всегда созидая и помогая. «Черные» - всегда со злом, разрушая, убивая и оскверняя святыни, всегда с обманом, пытаясь достигать своекорыстных целей любой ценой. Однако и те и другие – маги. А вот быть одновременно и «белым» и «черным» действительно нельзя. Здесь компромиссов не существует. В связи с этим и распознать того или иного мага не так уж сложно «по делам его», о чем нам и говорит Святое Христианское Новозаветное Писание.
Астрология.
 Еще один мощный инструмент оккультных практик, подвергаемый не менее жесткой критике со стороны православной церкви – астрология. В отношении этого инструмента познания окружающей реальности, известного человечеству «испокон веков», мнение православной апологетики не просто критически отрицательное. Здесь астрология объявляется не более чем шарлатанством.  Не признается ни какое рациональное начало этого знания. Тем более, астрология ни как не признается научным направлением. В этом церковь вполне солидарна с естествознанием, которое признает только астрономический аспект взаимодействия космических планетарных и звездных образований. Астрономия хорошо объясняет периодичность смены дня и ночи, повторение суточных периодов, таких как утро, полдень, вечер, полночь в течение суток и изо дня в день, смену месячных периодов и времен года. Все эти привычные циклы, перечень которых можно продолжать  - бесконечно повторяемы. Все они обусловлены взаимодействием Земли с Солнцем, Луной и другими планетами солнечной системы. С этими циклами связаны многие периодические изменения в нашем организме, например смена состояний сна и бодрствования, протекание беременности.
Однако наряду с этими привычными и знакомыми циклами, в нашей жизни имеют место значительно более продолжительные циклы, связанные с многолетними глобальными повторениями, которые в течение нашей одной конкретной жизни мы отследить не в состоянии, поскольку период их циклических повторений значительно превосходит продолжительность любой известной нам жизни. Они закладывают вполне определенный порядок в развитии жизни на земле в целом. Это циклы известные,  как эпохи имеют свою протяженность  в течение нескольких десятков столетий. На протяжении этих периодов меняется не только историческая ситуация на земле, но даже климат.
Что же закладывает и определяет характер протекания любых циклических процессов в природе?  Астрономия дает совершенно ясный ответ на этот вопрос. Это взаимообусловленное движение небесных светил и их групповых сообществ по отношению друг к другу. Однако объяснить эпохальные циклические изменения во всем многообразии жизни только с астрономических позиций не возможно, поскольку, объясняя причины цикличности, астрономия не может объяснить связанные с этими процессами события, как  глобального, так и локального, психического характера, происходящие с людьми и имеющими выраженные циклические особенности. Эти события, в определенном смысле, также укладываются в некоторую схему закономерностей движения небесных тел по отношению друг к другу. Они настолько очевидны, что объяснить их как простое случайное совпадение – нельзя.
Однако известно мнение мудрецов древности, что астрономия лишь дитя (причем сугубо материалистическое) астрологии, древнейшей из наук, объясняющей  связь земных явлений с воздействием небесных светил. Именно так, а не наоборот, как сейчас пытаются представить астрологию ее некоторые естественнонаучные и религиозные оппоненты. При этом астрология отслеживает не только орбиты небесных тел и их расположение по отношению к Земле и друг другу, не только влияние электромагнитных и гравитационных воздействий, но и целый ряд воздействий психического характера. Это и есть те знамения светил, о которых говорит библия в самом  первом ее разделе, где повествуется о сотворении мира [14]  И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной [для освещения земли и] для отделения дня и ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов;» [5]. Учитывая то, что «Знамение – это Знак, предзнаменование, Небесное знамение. Знамение времени (эпохи) – общественное явление, характерное для данного времени.»  [6], становится совершенно ясно, что астрология абсолютно легитимна как наука, в том числе и в религиозном смысле.

С астрологическими воздействиями связаны особенности поведения отдельных людей и их сообществ, события, происходящие с ними, в том числе глобального характера, такие, например, как мировые войны и революции. Мало того, астрология на базе математического расчета пытается даже предсказывать будущее, если и не в качестве точных указаний, то, по крайней мере, расчета определенных  тенденций, способных привести к конкретным событиям. Не в этих ли древнейших (и современных в том числе) системах астрологических и других, пересекающихся с астрологией знаний, следует искать ответы на поставленные вопросы об истоках и путях развития человеческого сообщества в этом мире? Это не удивительно, если подойти к взаимодействию небесных светил, как энергоинформационному обмену между планетарными и звездными организмами, занимающими свои определенные места в Космической Иерархии сознательных существ, во главе которых стоит Высшая Сознательная Сущность – Господь Бог. Для Этой Высшей иерархической Сущности данные Космические Организмы – суть инструменты воздействия и управления мирозданием.
 Типы характеров отдельных людей и их сообществ, тенденции их поведения, наконец, конкретные, происходящие с людьми и природой события, настолько четко коррелируют с астрологическими взаимосвязями и коллизиями взаимоотношений космических объектов и зодиака в целом, что отрицать эту корреляцию может только человек или идеологическая система, совершенно не знакомые с астрологией, как наукой. Еще более полная корреляция прослеживается между отдельными системами и органами человеческого организма, их функциональным состоянием и звездно-планетарными взаимодействиями. На этом основана медицинская астрология, позволяющая достаточно точно диагностировать состояние организма и прогнозировать развитие функциональных и дисфункциональных состояний человека исключительно по астрологическим особенностям его индивидуальности и текущей астрологической ситуации. Кроме этого медицинская астрология позволяет точно подбирать фитосредства для лечения заболеваний с использованием исключительно энергоинформационной составляющей растений, по принципу «подобное вытесняется подобным» (это свойство положено так же в основу гомеопатии, реальную эффективность которой сегодня неоспорима), с использованием свойства различных растений аккумулировать в себе специфические эниовибрации (космические энергии), испускаемые теми или иными космическими объектами, в зависимости от текущей астрологической ситуации. Огульное отрицание астрологии может свидетельствовать только о полной некомпетентности ее отрицателей. В данном случае церковь, в отношении астрологии, проявляет не просто некомпетентность, а свое полное невежество.
Рассмотрев основные объекты, образно говоря, мишени церковно-апологетической критики, мы приблизились, наконец, к проблеме целительства. Как видим, церковь не отделяет в своей критике целительство от вышеперечисленных инструментов познания окружающей реальности и воздействия на нее. Более того, она ставит целительство в  один ряд даже с колдовством. При этом, указывая на положительную мотивацию целителей – стремление помочь людям, церковь все равно сводит их деятельность к служению силам тьмы. Получается, что человеку без церковного благословения (а в таковом целителям церковь отказывает в любом случае) не возможно в этом мире и шагу ступить, ибо немедленно грех (а, по мнению церкви, все мирское - грех) и, как следствие, - человек в сетях сатаны. Как же тогда быть с Образом и Подобием Божьим, по которым был сотворен человек, согласно Святому библейскому Писанию? Не слишком ли возвеличены церковью образ сатаны, и возможности его иерархии, если перед ним даже «Творенье Божье, Самому Богу Подобное – Человек» изначально и в принципе, абсолютно бессилен? Может быть, в Святом Писании следует поискать свидетельства совершенно другого характера?
 
Но вернемся к целительству.

В книге «Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия» издательства Белорусского Экзархата – 1999 г. находим некоторые разъяснения о состоянии медицины в библейские времена: «Медицина у библейских народов была в ведении жрецов и в известной мере она сохраняла связь с магией. Библия своему народу запрещает применение магии, связанной с идолопоклонничеством. Но в Ветхом Завете связь священника с врачевателем была очень тесной. [3]

Заметим, магия в медицине не отрицалась, запрещалась не магия, как таковая, а ее проявления в качестве средства для идолопоклоннечества, т.е. культа идолам и хотя медицина была в ведении жрецов, непосредственным исполнителем ее был врачеватель, с которым тесно был связан священник. Не священник врачевал, а врачеватель, с применением магии, но, конечно во взаимодействии со священником.
Далее находим: «В целом медицинские знания были крайне поверхностны: не обнаружено никаких следов существования медицинского образования в библейской Палестине. Из 2-й Книги Паралипоменон (16:12) известно, что Аса, царь иудейский, «в болезни своей взыскал не Господа, а врачей»

38-я глава Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова, в свою очередь содержит настоящий гимн медицине: «Почитай врача честью  по надобности в нем;  ибо Господь создал его, и от Вышнего врачевание, и от царя получает он дар. Знание врача возвысит его голову, и между вельможами он будет в почете. Господь создал из земли врачества, и благоразумный человек не будет пренебрегать ими. Для того Он (Бог – еп. К.) и дал людям знание, чтобы прославлять Его  в чудных делах Его: ими он врачует человека и уничтожает болезнь его. Приготовляющий лекарства делает из них смесь, и занятия его не оканчиваются, и через него бывает благо на лице земли. Сын мой! В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце. Вознеси благоухание и из семидала памятную жертву,  и сделай приношение тучное, как бы уже умирающий; и дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех. Ибо и они молятся Господу, чтобы он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни.» [3]

Как видим, роль врача Ветхим Заветом не только не отрицается, но и всячески возвеличивается. Врач представляется Господним созданием, в том именно смысле, что ему - Самим Господом дано заниматься его делом – врачеванием и в этом следует просматривать «Промысел Господень». При этом подчеркивается именно природный характер врачевания, т.е. с использованием препаратов природного происхождения и натуральных методов и средств. «Врач от Бога» - вот врачеватель ветхозаветных времен. Но кто же он этот врач? ведь медицинских институтов, или каких либо иных медицинских учебных учреждений тогда и в помине не было. Он народный целитель, специалист – врачеватель, выполняющий свою Божественную Миссию оказания медицинской (целительской) помощи населению. Он, безусловно верующий человек, использующий молитвенную и религиозно-ритуальную практику. Он, в связи с этим, морально-этически и  нравственно полностью легитимен и правомерен в своей целительской практике.

Свидетельства Нового Завета не менее убедительно говорят нам о том же самом. К Иисусу приводили больных, которых не могли вылечить лекари, т.е. профессиональные целители, для которых эти болезни не поддавались их лечению. Тем не менее, они могли исцелять другие, менее сложные заболевания. Лечение больных самим Иисусом носило характер сугубо духовного врачевания, методом, как правило, наложения рук и дуновения, либо обращением Иисуса к «Отцу». Иисус указывал ученикам и «пациентам», что для их излечения необходима Вера, и демонстрировал случаи исцеления сугубо по Вере больного. Кроме этого Иисус демонстрировал случаи излечения «Во Славу Божью».

По свидетельству Евангелия целительством, по указанию Иисуса, занимались и его ближайшие ученики, что свидетельствует о самой принципиальной возможности и необходимости заниматься целительством простым людям, хотя и бывшим рядом с Иисусом. Но не только ученикам Иисуса было разрешено целительствовать и даже изгонять бесов, если это делалось «Именем Его». В Евангелии от Марка, гл. 9 находим: «38 При сем Иоанн сказал: Учитель! Мы видели человека, который именем твоим изгоняет бесов, а не ходит за нами; и запретили ему, потому что не ходит за нами.  39 Иисус сказал: не запрещайте ему, ибо никто, сотворивший чудо именем Моим не может вскоре злословить Меня. 40 Ибо кто не против вас,  тот за вас. 41 И кто напоит вас чашею воды во имя Мое, потому что вы Христовы, истинно говорю вам, не потеряет награды своей.» [7]

Здесь же, в гл. 16, заключающей повествование Евангелия от Марка, находим еще более религиозно легитимирующее целительскую практику основание, расширяющее санкцию на целительство до каждого верующего человека. «14 Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили. 15 И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. 16 Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. 17 Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; 18 будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровыми.» [7]

Как видим, для реализации Дара Духа Святого – целительства не требуется ничего другого, кроме того, чтобы Дар этот ниспослан был на уверовавшего Духом Святым и ВЕРЫ его!

Выводы:
1. Современное целительство являет собой практику научно-религиозного синтеза. Оно применяет все наработанные веками методы традиционного практического врачевания, переосмысливая их в современных научно-религиозных интерпретациях.
2. Целительство, безусловно, должно быть религиозным, в основе которого Вера в Творца и Высшую Регулирующую инстанцию.
3. Такое целительство совершенно легитимно с позиции, как науки, так и религии.
4. В современных условиях необходим пересмотр позиций по отношению к целительству со стороны как науки и официальной академической медицины (государственной системы здравоохранения), так и со стороны религиозных конфессий, в первую очередь православно-церковных. Необходимыми действиями в отношении целительства следует считать его (целительства) полную реабилитацию, пропаганду и всестороннюю поддержку.




Литература:

1. О.Стеняев, А.Крашенинников, А.Шантаев, Н.Беляев, Д.галкин   «Что делать пострадавшему от колдунов, «целителей» и экстрасенсов». Издат. «Православный журнал. Отдых христианина» г. Москва 1997г.
2. «Оккультизм в свете христианской истины» Информационно-издательский центр украинской православно й церкви. Г. Киев 1998г.
3. «Церковь и медицина на пороге третьего тысячелетия» Минск – Издательство Белорусского экзархата. Москва – Новая книга. 1999г.
4. Я.Г.Гальперин  «Роль народной медицины в третьем тысячелетии»  Научные труды  ВНИЦТНМ «ЭНИОМ» 1987 – 2002 гг. «Годы исканий и открытий» ООО «Гео-Тек» г. Красноармейск Московской области. 2002г.
5. «Библия в гравюрах Гюстава Дюре с библейскими текстами по синоидальному переводу.» Российское библейское общество. Издательство «Свет на Востоке» 1993г.
6. С.И.Ожегов. «Словарь русского языка» Изд. «Русский язык» Москва 1988г.
7. «Новый Завет» Изд. «Благовест» Москва 2001г.