Аранжировка Перми

Либби
Еще несколько десятков лет назад (при Советской власти) граждане СССР ничего не знали о Перми. Они и названия такого не слышали. Ибо засекречены мы были страсть как. Бывало, приезжает пермяк на курорт какой, а его и спрашивают: трамваи-то у вас есть?
Потом уже, после перестройки, когда п/я рассекретили, так наружу-то и вылез главный пермский секрет: Пермяк - солены уши. Почему? Ну, собственно, это и для нас самих тайна. Город начинался с Ягошихинского медеплавильного завода, а вот поди ж ты, соль подолговечнее меди оказалась.
Сегодня, когда потаенное сделалось достоянием общественности, все почему-то думают, будто Перми больше и удивить гостей нечем. И думают, абсолютно не верно. Вот, например,   где еще как не у нас можно перейти Стикс? Причем переходить его можно хоть отсюда туда, хоть оттуда сюда и столько раз, сколько захочется.
А еще наш город очень любит загадывать головоломные загадки. К примеру, вот такие:  в начале 18 века П. И. Мельников-Печерский заявил, что «Пермь построена правильнее Нью-Йорка и поражает всякого приезжего прямотой своих улиц». В начале 21 века, сами пермяки с трудом ориентируются в том, что успели понастроить. Улицы новых районов настолько причудливо изогнуты, что без проводника обходиться сложно. Зато «старый город» как был красив, так таковым и остался. Даже ширина улиц здесь осталась той же, какой  была в самом начале и равна ширине просек, которую определил петербургский архитектор Иван Лем. Именно его «генеральный план» воплощен и по его замыслу на всей территории будущего города - от речки Ягошихи до речки Данилихи, и от Камы до ручья Стикс - были прорублены просеки для будущих улиц.
Безусловно, старый центр города изменился, и названия стали другими: вместо Сенной площади – Октябрьская, вместо улицы Петропавловской – Коммунистическая. Но, старики говорившие - «раньше на века строили» -  оказались правы. Как по приказу генерал-губернатора, Карла Федоровича Модераха, одели набережную в бутовый камень, так до сих пор она и стоит, красавица, а вот асфальтик, тот поплоше оказался.
Пермь застраивалась как город промышленников, купцов и чиновников. В старой части города это хорошо заметно, тем более что сословный статус владельцев зданий был заложен во внешний облик домов и особняков. Сегодня «старая Пермь» - это набережная, речной вокзал, улицы Сибирская, Коммунистическая, Советская, Орджоникидзе, Ленина, Комсомольский проспект. Здесь сохранились и колорит купечества, и роскошь промышленников, и строгость чиновников, и вместе с тем, это современный культурный, деловой и развлекательный центр города. Правды ради, следует добавить, что «окрошка» здесь такая же, как и в районах новой застройки. Видимо благоразумие, прагматизм и логичность наших предков нам не передались. Раньше как все было: есть река – торговый путь, следовательно, на набережной построен удобный гостиный двор и в ряд стоят купеческие дома. В центре купеческой улицы – небольшая часовня и неизвестно когда и кем поставленная деревянная статуя Иисуса Христа в терновом венце (она еще до строительства медеплавильного завода была здесь). Дальше от Камы  был построен  наместнический дворец с флигелями, службами, птичником и зверинцем. Неподалеку от него расположились дома губернатора и вице-губернатора, Александровский сад, еще дальше – гауптвахта военного караула. На противоположной стороне построили квартиры для высших чиновников, губернский магистрат, духовное правление, комендатуру, полицию, почтовую контору и т.д. Все четко, логично и строго по правилам регулярной застройки. Зато теперь, проходя по центру, даже коренные пермяки старательно читают таблички на домах.
Я все же думаю, что наверно, взамен логики нам досталось несколько своеобразное чувство юмора, поскольку, в здании, что напротив администрации города разместились федерации бокса, кик-боксинга, карате и чего-то еще, сложно произносимого. А во дворе этих федераций буквально «впритирку»: кафе «Семь-сорок», пивной бар «Золотая бочка», Департамент образования города Перми и комитет благоустройства города.
В цокольном этаже здания администрации устроен помпезный ресторан, вниз по улице - библиотека, а напротив Оперный театр (старейший на Урале) с небольшим, но уютным сквером. За театром Торгово-промышленная палата. С другой стороны театра Сельскохозяйственная Академия с туристическим агентствами во флигелях. Прямо перед театром - фасад на фасад – главный гастроном города. Он так и называется «Первый гастроном». 
В принципе, студентам сельхозакадемии повезло. Классическое искусство – рядом, библиотека под рукой, отдых выходного дня обеспечить легче легкого, в гастрономе, если что, и перекусить можно. Здесь же, буквально в ста метрах, любители могут послушать джаз, а если еще сто метров в сторону, то можно поухаживать за ученицами Пермского хореографического училища, ну или за учениками. А вот студентам Пермской медицинской академии повезло меньше, их путь из одного учебного корпуса в другой, хоть и короток, но отнюдь не легок. Квартал буквально усеян уютнейшими кафе и барами. Раньше, пока не ликвидировали высшее военно-командное училище, будущие врачи (а это в основном девушки) подвергались романтическим атакам будущих лейтенантов. Сейчас романтики стало меньше в нашем славном городе, а в перспективе, вероятно, эту обязанность возьмут на себя выпускники семинарии, которым и отдали здания военного института.
Центр города стар, но «населен» он в основном молодежью, поскольку, здесь же расположены еще  Педагогический, Технический,  а чуть подальше Пермский государственный университеты и Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Все эти учебные заведения размещены довольно компактно, но интересна сложившаяся вокруг них инфраструктура. С этой точки зрения, студентам классического университета, не очень интересно «жить». Хоть сама территория учебного заведения и прекрасна, но покидать ее приходится ежедневно и у них, к сожалению, только один путь – на вокзал. Университетский городок расположен «впритык» к «главным воротам» города – железнодорожному вокзалу «Пермь II». Художники, напротив, обосновались в самом людном и  самом красивом месте. Зато экономить у них не получается. Я тоже не могу экономить, поэтому в район ресторанчика «Доктор Живаго» заглядываю редко, а художники и скульпторы, можно сказать, «живут здесь», да еще и вблизи выставочного зала, галереи современного искусства «Морис» и Пермской государственной галереи.
Уральские педагоги – люди суровые, в чем-то «железные» и все оттого, что рядом с университетом расположился дом чекистов со сквером. А вот будущие инженеры – народ творческий, с одной стороны им и до художников рукой подать с другой и до городского сквера - «парка им. Горького» - близко. Но замечено, что именно «технари» раньше и быстрее  всех женятся. Наверно так сказывается влияние расположенного за зданием университета «Детского мира» и торгово-развлекательного центра «Колизей». Видимо и «Детский мир» и «Колизей» активируют какие-то архитипические образы связанные с семейной жизнью.
Объединяющим все и всех стала городская эспланада. Ее невозможно миновать.  Площадь перед Драматическим театром (это ее принято именовать у нас эспланадой)  стала действительно «магнитном». Жизнь здесь бурлит и в будни и в праздники. Во-первых, красиво, во-вторых, удобно и…. опять же библиотека рядом. А так же «Пирамида», сквер, авиа- и железнодорожные кассы, салоны красоты, и даже неврологический диспансер.
Наверное, единственное, чего не достает «старому городу», так это спортивных сооружений, но, и наверно логика в этом все же присутствует: а зачем, коли все здесь молоды, задорны и веселы.