Галопом по Европе

Владимир Кудря
               

   
                Пролог
               В прошлом году летом навестил город детства. Не бывал там больше десяти лет. Отыскал старых друзей. Пообщались, повспоминали молодость, за столом, естественно, посидели. Но одного друга, самого закадычного, не нашел. Уехал, говорят, в Германию, совсем. Немец он от роду, чистокровный ариец, на историческую родину значит двинул. Вернувшись домой, стал в «паутине» ползать и представьте себе – нашел. Нашел сначала в «Одноклассниках» его племянницу – фамилии у них одинаковые, скинул ей сообщение с номером телефона. Через три дня – звонок. Я сразу его узнал по голосу.  Оба были очень рады, что удалось наладить контакт.
Дело было накануне Нового Года, поздравили друг друга и с наилучшими пожеланиями, договорились встретиться, при первой возможности. Да, пока я искал друга, совершенно случайно отыскал племянника жены, который тоже живет в Германии, всего в какой-то сотне километров от моего друга.  Ну, в общем, решили прокатиться  летом по Европе, на машине. Опыт у нас уже не плохой, жена за рулем не хуже меня управляется. Дождались отпусков и рванули, взяв с собой пятнадцатилетнюю племянницу Катю.
               
                Старт

 Поехали через Финляндию, так - как визы у нас, хоть и Шенгенские, но выданы финнами. На паром идущий  из Хельсинки в Росток попасть не удалось. Пришлось двигать в Турку. В порт приехали за два часа до отхода парома на Стокгольм, но мест на него уже не было. На утренний рейс билеты предложили без места, т.е. машине место есть, а сами - где пристроимся. Переночевали в кемпинге в машине.  У нас корейский «микрик» - салон трансформер, портативная газовая плитка, короче спальня с кухней в придачу. Утром загрузились на восьми палубный Viking Line, прихватили из машины корзину со снедью и поднялись на открытую палубу - солярий. Занимался летний солнечный  день. Паром уже плыл по фиордам, и с высоты девятиэтажного дома открывалась панорама, достойная пера художника. Янтарно – малахитовые сосны, залитые солнцем, тянулись со скалистых берегов в голубое безоблачное небо, отражаясь в свинцовой глади Балтики. Там и здесь, как белоснежные бабочки, порхали треугольники парусов. Пассажиры, кидаясь от борта к борту, щёлкали фотоаппаратами. Повсюду слышалась разноязычная речь. Позавтракать утром  мы не успели и, пофотографировавшись вволю, устроились на удобных скамейках. Достали из корзины провизию, бутылку финской водки Kosken Korva и славненько закусили, отметив удачное завершение первого этапа нашего путешествия. После завтрака, плавно перешедшего в обед, мы подремали там же на скамеечках пару часов. Проснулись от холода. Небо затянулось дымкой, подул порывистый ветер, на воде появились волны, с белой кучерявой причёской. Солярий опустел, и мы тоже спустились вниз. Поболтавшись по палубам и наткнувшись на указатель «Сауна», решили погреться.
Три часа мы полоскались в бассейнах с гидромассажем, попеременно греясь то в простой парилке, то в турецкой с эвкалиптом. После бани появился аппетит, решили пойти в кафе. Дороговато по нашим меркам, ну что поделаешь – Европа. Вздремнули ещё,  без всяких удобств, прямо на ковровом покрытии палубы – демократия. Проснулись когда паром уже входил в гавань и Стокгольм встречал шпилями старинных костёлов.

                Скандинавия

  В Стокгольме мы бывали не однократно, поэтому сразу с парома рванули по тоннелю на юг Швеции. Дорога выскочила из тоннеля уже за городом. По автостраде со скоростью 120 - километры съедаются быстро. Вот уже озеро Веттерн, осталось позади. Природа мало чем отличается от нашего северо-запада.  Те же  ели, сосны, берёзы. Хлебные и картофельные поля. Только в отличие от России всё ухожено, леса чистые, дороги обкошены.
 К двенадцати часам ночи, мы были уже в ста километрах от Дании. Около пятисот километров, за четыре часа!  Кончалось топливо и заправившись заночевали на стоянке около заправки. Утром на стоянке оказалось ещё пять машин.   Группа молодых, шумных итальянцев, пара флегматичных немцев, семья латышей. Латыши первыми поздоровались, всё - таки бывшие соотечественники. Позавтракали, двинулись дальше, и уже через час грузились на паром из шведского Хельсингборга в датский Хельсингёр. И ещё через полчаса мчались по датскому автобану в сторону Копенгагена. Копенгаген очень похож на Питер - каналы, мосты. Готики больше. Едем дальше на запад. Мост – монстр, нависающий над Большим проливом, виден за десяток километров. Около двадцати километров «полёта», на высоте ста метров. Слева Балтика, справа Северное море, пароходы, яхты. Созерцание морских красот и приток адреналина стоит тех сорока евро – плата за проезд по мосту. Обедали на берегу Северного моря. Сварили супчик из тушенки, салатик из дачных помидорчиков и огурчиков сделали. Сто грамм для аппетита, бутылочку датского пива – душевно. Машин вокруг сотня, но с российскими номерами только мы и только мы со своим рестораном. Народ вокруг с интересом поглядывает на нашу компанию. День солнечный, лето в разгаре, но ни кто не купается. Разулся, попробовал ногой воду, выдернул её тут же – как в холодильнике. Попробовал воду на вкус – солёная.
   Моя смена за рулём закончилась и я отправился спать, посадив за штурмана Катю, предварительно показав ей на карте дорогу. За окном проплыл город Оденсе. Проснулся я уже в Германии, в пробке перед тоннелем под Майном.

                Германия
 Проехали Гамбург с его суперсовременными зданиями, ветряными электростанциями, и заводскими трубами. Смеркалось, решили остановиться на  ближайшей стоянке перекусить. Да и машине уже требовалась «подкормка». За четыре часа, что я спал, жена отмахала более четырёхсот километров. Заправили машину, попили кофе. Я чувствовал себя бодрым, и сел за руль. Девчонки пошли на плацкартные места. Ночной автобан – 120, 130 км/час. Иду по второй полосе, а по – третьей меня, как стоячего обходят. Ехал до двух часов ночи, припарковался на стоянке, в тридцати километрах от Франкфурта на Майне. До Мангейма, где живёт племянник Саша, оставалось сто пятьдесят километров, но плутать ночью, по незнакомому городу, не хотелось. С утра легко преодолели остаток пути. Равнинный ландшафт сменился, холмами с ровными рядами виноградников и опять огромные белоснежные ветряки, как будто машут руками, провожая нас.
 Вот и съезд на Мангейм. На карте районный городок, на деле крупный город с трамваями, с улицами заполненными транспортом. Созвонились с Сашей, и он встретил нас. Через десять минут нас встречала Сашина жена Алла, с двумя симпатичными очкариками. Алла немка, благодаря чему они и смогли уехать в Германию. Квартира у них шикарная. Четыре комнаты, два санузла, лоджия – десять метров. И всё это бесплатно, т.е. за счёт города. У Саши и у Аллы, проблемы со здоровьем. В России, а вернее в Казахстане, где они раньше жили, они хватили лиха. Здесь же – полноценные граждане. Саше – тридцать пять лет, он работает по четыре часа в день, в коммунальной службе. Алла не работает. Вместе с пособиями на неё и на детей и зарплатой Саши, им вполне хватает на приличную жизнь. Два дня в гостях у Саши пролетели, как одно мгновение. Кому, что, а женщинам в первую очередь шопинг подавай. Саша отвёз в магазин, где новые шмотки в разы дешевле, чем у нас. А я открыл рядом оптовый пивной магазин, и ходил по нему, как по музею, с той разницей, что плати и пей. Благо туалет бесплатный тут же.  Немецкое пиво, конечно – супер, за дни пребывания в Германии, я выпил его, месячную норму. Больше всего мне понравилось подвальное – Швабен Брау, пробка такая на проволочке, щелк её, и дымок из горлышка. Вкус – идеальный, на мой взгляд. У нас в России, тоже пива много, но, то оно кислое, то сладкое. Даже лицензионное западное пиво, как будто водой разбавлено. Здесь же всё в гармонии.  Набрал несколько сортов, по четыре- пять бутылок. Получился  - ящик, да Саша, подарил ещё – один. Отказаться, не смог. Следующий день посвятили осмотру окрестностей. Саша отвёз нас в город Гейдельберг, основанный в двенадцатом веке, на реке Неккар. Там мы прогулялись по тропе философов, по которой, когда-то бродил Гёте, посидели на  скамейке, где он сочинял стихи. Посетили замок Виттельсбахов, где стоит самая большая деревянная винная бочка, сделанная более двухсот лет назад, и вмещающая двести двадцать тысяч литров вина. Церковь Святого духа, четырнадцатого века. Город, где каждый дом – история, заботливо сохранённый потомками. Не смотря на то, что по землям Баден – Вюртемберга, на протяжении веков, прокатилась не одна война.
      Едем дальше, на Юг Германии, в город Людвигсбург, что в тридцати километрах от Штутгарта. Естественно промахиваемся на развилке и уходим на Мюнхен, понимаем это скоро, но развернуться на автобане не так-то просто. Вместо ста километров отмахиваем все сто семьдесят. Звонит Николай, который ждёт нас на съезде в Людвигсбург: «Где пропали?».
Наконец встретились. Дружеские объятия, море восторга. У Николая с Надеждой, квартира попроще, но вполне приличная. Три комнаты на двоих. Надо ли больше?  Дети взрослые, живут отдельно. Николай работал в строительной фирме, получал 1200 Евро, но в связи с кризисом, его уволили, получает пособие  - 800. Надя работает на заводе, кстати, немецким -  владеет гораздо лучше мужа немца. Угощаем их остатками своих помидор и огурцов. На следующий день Надя рассказала, как порезала в обед на работе наш огурчик и как сбежались на запах сотрудницы. Есть и нам чем похвастать. После нас Германия узнала как пахнут русские огурчики. Ещё два дня – магазины, окрестности. Местность, как на Кавказе, сопки поросшие лесом, и ежевикой, виноградники, только архитектура совершенно другая. Эти средневековые городки, с игрушечными домами, шпили костёлов, уют и чистота – сплошной восторг. Старые яблоневые и грушевые сады, ломящиеся от урожая, и манящие сладким ароматом гроздья черноглазой ежевики. Вкусная, не оторваться.  Но, всё хорошее быстро кончается. Прощание и  дорога домой, на Восток.

                Чехия

Ехать решили через Прагу. И, к вечеру уже парковались на набережной Влтавы, недалеко от Карлова моста. Четыре часа прогулки по вечерней Праге незабываемы. Красивейший город Европы, а славянство здесь чувствуется сильнее, чем в России.  Отъехав от Праги километров сорок, съезжаем с трассы в лесок, ночуем.  На рассвете, в ста метрах от нашей машины резвятся две косули. Завтрак на траве и снова дорога. Подъёмы, спуски, хлебные поля, горки поросшие лесом, замечательные дороги. Небольшой чешский городок (на карте), оказывается вполне респектабельным старинным городом. Небольшая прогулка, рынок, с вполне приемлемыми ценами. А вот уже и пробка на границе с Польшей.

                Польша

Европа кончатся при въезде в Польшу. Дороги – по одной полосе, со сплошной линией, полицейские патрули (от финской границы нигде не встречал), ограничения скорости до пятидесяти. Документы проверяли дважды и штраф 100 злотых. Горы кончились, а сплошная осталась. Проезжаем какой-то небольшой городок, не запомнил названия. Большое военное кладбище,  два ржавых, обгоревших танка Т-34 охраняют покой погребённых здесь советских солдат. Хотел остановиться, но за рулём жена. Пока соображал, городок кончился и опять -  сплошная. Едем на Вроцлав. Я в начале семидесятых служил не далеко отсюда, военные кладбища тогда содержались идеально. Бои за Верхнюю Силезию были жесточайшими и наших бойцов здесь полегло тысячи. Вот результат охлаждения отношений с поляками. Думали проехать Польшу  засветло - не вышло, пришлось ночевать. Утром, городок Сувалки, дешевый  рынок, где купили шикарную вишню по 25 р. За кило. И почему она у нас по сотне?

                Литва

 Постоянно ремонт дорог.  Где ремонта нет, то хуже чем у нас в сельской местности.  На одном из ухабов пробиваем колесо. Съезжаем на просёлок, ставлю запаску, обедаем и в путь.  Минуем Каунас, направляемся через Укмерге к латвийской границе.

                Латвия
В сторону Риги вполне европейское шоссе, в сторону российской границы – фронтовая рокада, по которой лучше бы на танке.  Тащимся на Резекне. Переезжаем  по мосту Даугаву, гордость латышей. Темнеет, в низинах туман.

                Граница на замке
 Вот и Россия матушка встречает очередью на КПП Убылинка. До дома четыреста км. К восьми вечера, подходит наша очередь на таможню.
 Вот – вот будет пересмена, видно, что работать молодая таможенница уже не хочет. Протягиваю в окошко декларацию, жду когда на меня обратят внимание. Таможенница живо ведёт беседу с коллегой, не обращая внимания на скопившуюся очередь. У соседнего окошка стоит плачущая девушка. Прислушиваюсь, речь идет о пиве. Вникаю в суть дела, девушка везёт из Чехии ящик пива,  а как оказывается в Россию можно беспошлинно ввозить только два литра спиртных напитков, включая пиво. Сколько езжу за границу, не вникал в наши таможенные правила, а  зря. Несколько лет назад из Италии, через Пулково вёз литров пятнадцать вина, из Испании, целый чемодан всякой спиртной всячины, таможенники – ноль внимания. В Европу шестнадцать литров пива ввезти можно, а наше пивное лобби и здесь пробило ограничение. Ну, что же, Россия идёт своим путём.
 Таможенница с девушкой идут к машине смотреть пиво. О чём-то не громко говорят, заходят за машину, что там происходит, я не вижу, но из-за машины девушка выходит улыбающейся, садится за руль и уезжает.
 "Что везёте"? – "Ничего особенного", отвечаю я и как дурак признаюсь, что у меня тоже перебор с пивом. Думаю, раз девушку пропустили, пропустят и меня. Но не тут-то было. "Сколько пива"? - "Сорок бутылок, на двоих, но я готов заплатить пошлину, за лишнее пиво". Заниматься с моим пивом, таможеннице явно не хотелось, и она предложила мне, вывезти пиво на нейтральную полосу и избавиться от него. "Девушка, что вы такое говорите? Я провёз это пиво, через всю Европу, и теперь должен подарить его латышскому дяде. Рожа у него не треснет, от такой халявы? Ни за что не расстанусь со своим пивом". Мы стали препираться, постепенно озлобляясь.
 Взяв с собой пограничника, пошли к машине. По дороге таможенница, что-то шепнула пограничнику и он начал выворачивать из машины всё  её содержимое. Выгреб из бардачка весь хлам который скопился там не за один год. И среди этого хлама, ну надо же, как специально оказались два охотничьих патрона. Меня, даже дрожь пробила, когда я их увидел. Как они туда попали, я не помню. Видимо после весенней охоты были забыты. Короче эти патроны были расценены, как незаконный провоз боеприпасов. Был вызван дознаватель, который приехал только утром. Ночевали мы тут же на таможне, под охраной милиционера и под шум непрерывного потока машин. Этот поток более чем на половину составляют  латвийские челноки, везущие из России бензин, водку, сигареты, пиво, сахар. В общем, всё то, на чем можно заработать. Каждый день мотаются. Им можно, а нас зажимают. Как же, экономику подорву, если один раз ящик пива привезу. Это же видно, что не партия одного наименования, а всё разное. Кстати, в основном, и пограничники и таможенники новой смены сочувствовали нам, а капитан пограничник даже сказал: - Фурами провозят контрабанду, кому надо. Дознаватель, приятный толстячок, явно раздосадованный, что из-за каких-то двух патронов приходится тратить время, спросил, имеется ли у меня охотничий билет, на, что я ответил: "Дома есть". Составил протокол, оставил номер факса, по которому я должен отправить копию охотничьего билета и сказал на прощание: "Ничего страшного, бывает в машинах и не такое забывают"…
 На этом наши мытарства не окончились. Мне ещё раз предложили вывезти пиво на нейтральную полосу, на что я ответил, что очень хочу принести прибыль родному государству, заплатив таможенную пошлину за пиво, к которому оно – государство, не имеет ни малейшего отношения. Оформление пошлины отняло у нас ещё двенадцать часов. И поверьте, две женщины – работники таможни, трудились не покладая рук. Фотографировали и взвешивали, чуть – ли не каждую бутылку пива, что - то писали, заполняли. Через интернет консультировались о ценах. Мне даже стало жаль этих тружениц мыты. В конечном итоге, насчитали 1700рублей пошлины, исходя из веса!  Получилось: по сорок два с полтиной за бутылку, что на десятку больше, чем в Германии.
Причём заплатить пришлось и за те восемь бутылок, которые провезти было можно, и за те четыре, которые я выпил в ожидании. Вот тогда я и понял, почему так настойчиво, меня отправляли на нейтралку. Процедура оформления не отработана и сложна. И кому это надо?  С меня содрали более ста процентов пошлины, при этом два сотрудника таможни работали двенадцать часов. А если бы таких как я было бы несколько? Кстати  там ещё один мужик подходил несколько раз, спрашивал, когда растаможат его шесть литров сухого вина.  Мне сказал, что его тут мурыжат уже вторые сутки. Во истину – граница на замке. Только от кого этот замок?
                Эпилог
             За  девять суток мы проехали восемь стран. В том числе четверо суток гостили в Германии, и ровно сутки  «загорали» на российской таможне.
           Ещё один нонсенс поразил меня. Единственная  разбитая в пух и прах дорога от КПП до городка Остров, протяженностью около пятидесяти километров - оказалась платной. И плата составила  триста целковых! «Где деньги, Зин?»
          Ни за какие коврижки через псковские таможни я больше не поеду, чего и вам делать не рекомендую. Уж очень они рьяные служаки.

Октябрь 2009г.