Если ваш ребенок индиго

Владимир Эсауленко
В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия стали рождаться на свет дети, совершенно не похожие на обычных мальчиков и девочек. Их странность проявлялась уже в первые месяцы жизни. Врачей поражали совершенно взрослые глаза младенцев. В отличие от других новорожденных, которые не могут сфокусировать взгляд, эти дети смотрели в упор и не по-детски пристально. Чем взрослее они становились, тем с большей силой и упрямством изменялась их модель поведения по сравнению с "нормальными" сверстниками.

Вскоре в центры здоровья и психологические консультации по всему миру стали обращаться растерянные родители с жалобами на своих детей: с ребенком, дескать, невозможно наладить нормальное общение. Не учится, не слушается, на воспитательные меры не реагирует, не усидчив, взбалмошен, трудно находит контакт с одноклассниками, уроки его просто не интересуют. Казалось бы, что тут удивительного: во все времена были "проблемные" дети. Чтобы наставить их на путь истинный, существуют учителя, воспитатели, врачи, психологи.

Поначалу специалисты так и считали, что эти дети отличаются от других лишь тем, что они трудно воспитуемые и практически не обучаемые. По крайней мере, старыми классическими методами. Психологи ставили неподдающимся ученикам диагноз СДВГ - "синдром дефицита концентрации внимания" + "гипервозбудимость" и лечили психотропными таблетками. Преподаватели же ограничивались лишь советом: "Ваш ребенок - исчадие ада, поэтому переведите его в другую школу".

Но тот, кто страдает гиперактивностью, не способен долго сосредоточиваться на одном занятии, малейшая сложность, препятствие - и он переключается на другое дело. Тогда как "новых" детей, наоборот, невозможно оторвать от занятия, которое их действительно интересует, трудности их не охлаждают, а, наоборот, добавляют азарта, и они делают головокружительные успехи, продвигаясь к цели с огромной скоростью. Они усидчивы и сосредоточены до тех пор, пока не удовлетворят своего любопытства. В возрасте трех-четырех лет малыши понимают компьютер так, как не могут иные взрослые. Это технологически ориентированные дети.

Кроме того, гиперактивность бывает и отдельным симптомом совершенно других заболеваний и состояний, в частности умственной отсталости. Но когда "проблемных" детей обследовали, результаты тестирования поразили ученых. Даже при видимом дефиците внимания и крайней гиперактивности интеллект детей был чрезвычайно высок, они оказались прекрасно развиты и хорошо образованы, зачастую и за рамками обязательной школьной программы.

Официального термина для таких детей долго не существовало, хотя попытки придумать его предпринимались не раз, и каждая из них имела под собой основание. Их называли "детьми нового тысячелетия", потому что эти юные существа обладают необычными психическими возможностями. О них говорили "дети Света", так как мировоззрение малышей резко отличается от привычного нам. Надолго пристал к ним эпитет "одаренные": ведь любой тест фиксирует уровень развития этих необычных детей значительно выше среднего (школьные оценки здесь не показатель интелекта). Но наиболее прижился американский термин "индиго".

Впервые о появлении «новых людей» во всеуслышание заявила американский психолог Нэнси Энн Тепп, которая, наблюдая за группой «трудных» детей, заметила ряд особенностей, не вписывающихся в общепринятые стереотипы. Она же и дала новому поколению название — дети Индиго. Нэнси сумела разглядеть в этих детях одну общую черту — насыщенный фиалково-синий цвет ауры. Объяснить сколь-нибудь вразумительно этот феномен никто не смог, а название дети Индиго так и осталось. Иной оказалась и радужка глаза у «новых» детей - она имеет необычную форму звездочки.

Индиго - умный, развитый, но не желающий подчиняться привычным стереотипам поведения ребенок. Он чрезвычайно одаренное существо. Коэффициент интеллектуального развития Индиго-детей в среднем равен 130, тогда как раньше такой показатель был только у одного человека из десяти тысяч. В 1991 г. в МВТУ им. Баумана был принят без экзаменов 12-летний мальчик из г. Рубцовска Алтайского края, Эрнесто Евгений Санчес Шайда. Позже он стал автором нескольких гениальных изобретений. Еще более юным вундеркиндом был 10-летний Савелий Косенко. Мальчишка тоже стал студентом МВТУ им. Баумана. Савелий в два года уже бегло читал, в семь - составлял программы на домашнем компьютере. Экстерном сдал экзамены за 5 классов. В 10 лет Савелий написал учебник по физике. А в десять лет и два месяца Савелий Косенко поступил в вуз, попал в Книгу рекордов Гиннесса. Институт Савелий окончил в 16 лет. И учился подросток сразу на двух факультетах.

Вместе с талантами природа наделила их и некоторыми недостатками. С точки зрения нравственности их мир двухцветен. В силу такого двухмерного представления о добре и зле способы решения проблем, которые они предлагают взрослым, тоже несколько радикальны. Если человек неправильный, например алкоголик, наркоман или садист, его надо уничтожить. Может быть, поэтому некоторые хорошо осведомлённые о способностях "индиго" взрослые искренне считают их опасными.

Сам факт их существования наряду с историей появления до сих пор вызывает жаркие споры. Одни утверждают, что дети Индиго — это не более чем удачная выдумка и продуманная рекламная концепция авторов нашумевшей книги о детях Индиго, другие считают их существование непреложным фактом и возлагают на них миссию по спасению мира, третьи же называют их результатом мутации. В одном все мнения совпадают — нынешнее поколение детей значительно опережает в развитии все предыдущие.

Американцы считают, что дети Индиго - результат процесса эволюции человечества: техногенной революции, компьютеризации и т.д. Интеллект и интуиция этого нового поколения настолько развиты, что компьютер является как бы продолжением их головного мозга. Когда они общаются с машиной, к примеру, играют, то всегда одерживают победу: похоже, сами принципы сложнейшей работы процессора понятны им полностью.

Если раньше взрослые считали, что дети - это пластилин, из которого, пока ребенок мал, можно вылепить все, что тебе заблагорассудится, то Индиго, как будто, сразу рождаются вполне сформировавшимися людьми. Их невозможно переделать. Они не отзываются на обвинения, глухи к замечаниям. Если же взрослые продолжают на них давить и это давление задевает их личность, угрожает целостности - дети защищаются. Не разбираясь в средствах. Правил для них не существует.

С каждым годом количество детей с необычными способностями неумолимо растет, и ваш ребенок вполне может оказаться одним из них. И главное в этом случае, вовремя рассмотреть в нем черты Индиго, чтобы в будущем не допустить фатальных ошибок в воспитании. Ведь эти дети настолько чувствительны и уязвимы, что с одинаковой долей вероятности могут стать как гениальными творцами, так и отъявленными негодяями и жестокими преступниками. Все зависит от того, насколько грамотно и тактически верно выстроят родители свои отношения с собственным ребенком. Люди, общающиеся с подобными детьми, должны изменить подход к ним. Если родители обнаружили, что в семье растет Индиго, им лучше проявлять к ребенку повышенную любовь и уважение.

Как распознать в своем ребенке «индиговость»? Такие дети: 1. Не по возрасту мудро рассуждают. 2. Быстро находят общий язык с техникой. 3. Легко устанавливают контакт с животными. 4. Сознательно уединяются, как бы погружаясь в себя. 5. У них высокая самооценка, самостоятельность в суждениях. 6. Не терпят фальши, требуют искренности. 7. Решения принимают интуитивно. 8. Обладают экстрасенсорными способностями. 9. Доверяют только аргументированным высказываниям. 10. Стараются проявить свои многочисленные таланты.

При воспитании детей Индиго психологи рекомендуют придерживаться простых правил. Обращайтесь с детьми Индиго уважительно. Приветствуйте их появление в вашей семье. Никогда не унижайте их. Не говорите им, кто они сейчас или кем они станут впоследствии. Они знают это лучше вас.

Дети Индиго не приемлют никаких проявлений абсолютной власти и не признают авторитетов, кроме, пожалуй, авторитета свободы и права выбора. Нередко их вызывающее поведение является причиной многочисленных конфликтов с окружающими, что, в зависимости от психологических особенностей ребенка, может привести к самым непредсказуемым последствиям. Их часто называют антисоциальными, так как противоречия между внутренними ощущениями и окружающей действительностью толкают их на поступки, граничащие с уголовными преступлениями. В  подростковом возрасте многие из них склонны к продолжительным депрессиям, которые нередко заканчиваются самоубийствами.

Вместе с тем, дети Индиго наделены феноменальной интуицией, которая помогает им быстро находить оптимальный выход из любой трудной ситуации. Они чутко реагируют на ложь и агрессивно сопротивляются любым ее проявлениям. Поэтому в отношениях с ними просто необходимо быть предельно честными и откровенными. Не пытайтесь обмануть ребенка Индиго, если хотите сохранить с ним хорошие отношения. Интуиция и творческое мышление очень часто помогает этим детям увидеть новое, нестандартное решение любой проблемы, они абсолютно не принимают консервативных методов и подходов к любому делу.

Никогда не пытайтесь навязать ребенку Индиго свою точку зрения, но и идти у него на поводу тоже не стоит. Ваш ребенок вполне может принять вашу позицию, если вы сумеете четко и аргументировано объяснить ее. Внимательно присмотритесь к тому, какие занятия наиболее нравятся вашему малышу и предоставьте полную свободу его творчеству, возможно, это его увлечение станет делом всей его жизни, ведь при благоприятных условиях таланты и способности детей Индиго развиваются стремительно.

Совершенно очевидно, что современная система образования и дети Индиго абсолютно не совместимы. Строгая дисциплина и консервативность подхода к обучению вызывают у них полное неприятие и отторжение. Выходом для детей и родителей в данной ситуации могут служить центры альтернативного обучения. Не важно, как они называются и где находятся, главное, что система воспитания и учебный процесс там построены на основе задействования творческого потенциала каждого ребенка. Ученые в один голос советуют воспитывать вундеркиндов в спартанских условиях.

В США и Канаде уже несколько лет существуют специальные центры, где выявляют индиго. Для них созданы спецшколы. Во Франции молодые люди с IQ выше 130 могут ехать учиться в любой престижный университет за государственный счет. В России Комиссия по вопросам интеллектуального потенциала нации Общественной палаты РФ решила подготовить государственно-общественный проект по поддержке «Индиго» - детей с необыкновенным уровнем интеллекта и способностей.

                В несколько сокращенном виде напечатано в газете
                «Кавказская ЗДРАВНИЦА» От 23 августа 2008 г.