К. Ю. Баландин. Причины церковных расколов

Константин Баландин
                Причины церковных расколов.


Всем людям, для которых религия – это не просто некое понятие, чисто теоретического плана, а для людей верующих, и тем более связавших свою жизнь с той или иной религиозной конфессией, не мыслящих эту жизнь вне жизни своей церковной общины, проблема раскола церквей стоит очень остро и болезненно.

Этим людям не понятно, почему от Имени Христа действует так много церковных образований, которые не признают одни других, более того, враждуют между собой и эта вражда, питаемая зачастую лютой ненавистью, приводит даже к жестким столкновениям одних верующих Христиан с другими, не говоря уже о враждебных отношениях между различными так называемыми мировыми религиями, например Христианством и Исламом, либо Исламом и Иудаизмом, о весьма жестком отношении церковного православия ко всем, как здесь их называют «восточным верованиям», имея в виду Индуизм, Буддизм, Даосизм и др.

 Особенно больно это сознавать, когда в сердце верующего христианина звучит евангелиевская проповедь о Любви. Возникает вопрос о том, что если расколы христианства на восточную (православную) и западную (католическую) церкви и далее, отпадения части католической церкви и оформления этой части как протестанцизма, было обусловлено не правильной политикой католицизма, его правящей верхушки, искажения ими учения Христа, то чем же обусловлены дальнейшие церковные расколы и дробления? Например, чем обусловлен раскол православной церкви на несколько ее самостоятельных, если не враждующих, то, по крайней мере, не дружественных по отношению друг к другу патриархий и отдельных церквей? Или дробление изначально трех протестанских церквей на теперь уже более двадцати ее самостоятельных конфессий?.

Дело в том, что церковные расколы были, есть и будут. Они неизбежны в церкви изначально "Едино-Христианской", а затем и в ее "осколках" по причине совершенного не желания одной части церковных иерархов услышать часть ее другую. Когда одной, "подавленной" авторитетом и силой другой части, ничего больше в этой церкви, образно скажем, «не светило», эта часть просто уходила из единства и организовывала свою новую церковь со своей «новой» правдой. К сожалению, в любых современных церковных организмах имеет место очень жесткая "атолерантность" или проще сказать, не терпимость к инакомыслию.

 В раннехристианских общинах, которые и церквами-то еще не были, этого не происходило. Там процветало полное понимание того, что существует "вещание истин" Духовными лидерами общин, ее харизматами  "в Духе", т.е. допускалось, что осененный Духом Святым лидер, харизматичен. Он по определению не может уходить от Истины, ибо Духом Святым просвящен и одарен к тому, чтобы всем остальным членам христианских общин нести Свет Истины. Эти лидеры - харизматы, как известно, не были жестко привязаны к какой-то одной общине, а странствовали между ними. Поэтому в каждой общине были свои, как изустные, так и прописанные правила. Разночтение и разнопонимание не мешало жить общинам одной Христианской жизнью по Заповедям Христа. А потом пришло время уже не харизматов, а так называемых «рукоположенных» авторитетов, которые и взяли власть в свои руки, основательно «придавив» харизматических лидеров. Они стали наводить порядки, устанавливать единые правила и устав, прикрываясь легитимным правом большинства, прошедших тогда церковных соборов. Тогда во времена первых соборов изобрели некий «жупел», которым можно было кого угодно, не согласного с "генеральной линией" жестко обвинить и поставить на место, заклеймить – это т.н. ереси - очень удобный инструмент для подавления инакомыслия. В последствии все «еретические первоисточники» были изъяты из христианских общин, преобразованных теперь в поместные церкви и просто уничтожены. В последствии стали уничтожаться и сами «еретики», их просто сжигали на кострах инквизиции.

Кто-то возразит, что это, дескать, если и касается, то только католичества, а в восточной церкви ничего подобного не происходило. Тому рекомендую тщательно изучить историю, к примеру, так называемых «никоновских» и последующих «петровских» церковных реформ русской православной церкви, историю тех гонений и уничтожений, которым подвергнуты были все не согласные с этими реформами, кого позже стали называть староверами. А ведь первой, если я не ошибаюсь, от общехристианской, отпала армянская церковь, как раз после обвинения в ереси. И по сей день не желание «сильной стороны» прислушиваться к «слабому оппоненту» дробит оставшиеся части некогда единой Христианской церкви на все большее количество ответвлений и так называемых сект.

 Пытаются судить и обвинять там и сям (в этих ответвлениях, как бы их не называли) других, не смотря на заповедь "не судите, да не судимы будете" Теперь, когда христианских церквей стало больше уже, чем изначально раннехристианских общин, поди - разберись простой верующий, кто прав, а кто виноват. А что же с миссионерством, проникновением «других» верований на "Конфессианальные территории" официальных, так называемых традиционных верований и церквей, которым так пугают нас теперь, особенно католическим и протестанским нашествием и влиянием? Все очень просто. Церквей развелось «видимо не видимо», но «кушать» то всем хочется. Имеется в виду не только  чисто материальная, финансовая пища, но так же и  духовная, психическая энергия, отдаваемая прихожанами в коллективных богослужениях и частных молитвах своему Богу – так называемому «эгрегору» данной конфессии, без которой он существовать не может. Вот и пытаются иерархи данных церковных конфессий, которые являются пассионариями этих эгрегоров, перетягивать, переманивать прихожан друг у друга. Возможно, они совершенно искренне считают, что служат Единому Богу – Творцу и Сыну Его Иисусу Христу, а в действительности,  своему узкоконфессианальному эгрегориальному божеству, по крайней мере, ему - в первую очередь.

Одним словом, "разбросали в свое время камни" по всей земле, но пришла пора их собирать, поскольку это веление времени и «Небес», а кто будет это делать и как? Видимо собирать придется всем, и без толерантности и стремления к взаимным компромиссам не обойтись. Но новая единая церковь, построенная в результате «собирания камней» уже не будет такой как изначальная, да и стремиться к этому не следует. Все теперешние церкви, эти отдельные «камни», успели закрепить свои каноны и догмы, свой ритуал и вобрать в себя элементы той культуры, в которой они зародились и укрепились. Таковыми они и останутся в общих своих чертах, хотя и войдут составными частями в общий религиозный дом.

 В связи с этим новая единая церковь «видется» не как "уталитарное государство" а как федерация, а может быть даже и конфедерация, с федеративным принципом устройства в каждой ее конфедиративной еденице. Тогда там всем места хватит, а  "конституцию"  вполне можно будет разработать  общими усилиями и принять, с Божьей помощью, всем во благо.