Серебряный путь

Алексей Аимин
 
Глава из книги "Неизвестное об известном"
Для ссылок: "Издательство Голубева" 2012 год
ISBN 978-5-902683-06-3



      
         Начало VIII века. Ильменские славяне уже сто лет осваивают новгородские и псковские земли. Об этих временах из летописных и мифологических источников известно немного. По одному из преданий, пришел сюда Славен и основал в истоке реки Волхов у берегов Мойско (озеро Ильмень) свое поселение – Словенск. Сейчас остров, на котором был основан первый славянский город, находится в черте Новгорода.
Дату основания Словенска можно подсчитать лишь по родословной Гостомысла (в одной из наших летописей она сохранилась). Гостомысл являлся потомком Славена в 15 поколении, и значит, возраст зрелости первокнязя приходится на 600-610 гг. Вскоре сын Славена Извор, построил свой город – Изборск. Не исключено, что на новгородских и псковских землях в VII веке были и другие крупные поселения славян, о которых нам пока ничего не известно. В исследованиях члена географического общества РФ В. Кольцова упоминается город Хомоград на реке Оредеж в районе Ям-Тесова, соперничавший по значимости со Словенском. В предании о славянском князе Русе – брате Словена, говорится о его городе, в районе Старой Руссы. И наконец, мы имеем официально подтвержденную дату основания Старой Ладоги – 750 год.
Первые 100-150 лет ареал расселения будущих новгородцев расширялся медленно. Все это время основными занятиями славян были скотоводство, землепашество и охота. Значительные изменения в жизни славян наступили с середины VIII века. Чем это было вызвано? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо восстановить цепочку исторических событий, которые происходили за тысячи верст от новгородской земли в различных точках Европы и Азии.
В начале VIII века на арабском востоке возникла мода на северные меха. Главными поставщиками ценного товара стали полукочевые племена хазар. Хазары, жили тогда на нынешних землях Дагестана и в Прикаспийских степях, и выменивали меха у своих северных соседей. Вскоре в этих местах появляются известные в мире торговцы – иудеи, которые объяснили хазарским ханам всю выгоду их положения и предложили им свои услуги. С помощью таких искушенных советников объемы продаж стали расти на глазах. Расчет за меха шел коврами, тканями, посудой, а большей частью серебряными дирхемами. Главный каган и его ханы быстро богатели. В течение нескольких десятилетий у хазар появилось регулярное войско и первые города-крепости. С помощью своей мобильной, хорошо организованной армии хазары быстро подмяли под себя волжских булгар, вятичей и финно-угров Поволжья. Все они были обложены „меховой“ данью. Так к середине VIII века образовался могущественный Хазарский каганат, просуществовавший около 300 лет. Позже, в период своего наивысшего могущества в благодарность за торговую науку хазары приняли иудейскую религию.
К поставкам северных мехов вскоре подключились и ильменские славяне, освоившие к тому времени речной путь от Ладоги до средней Волги. Славяне, по сравнению с местным населением, были более организованы, мобильны и грамотны. Взяв на себя организацию торговли и перевозку товара на этом участке, славяне быстро вошли во вкус. Отправной точкой на их пути по Волге было устье реки Мологи, куда свозились меха с Ладоги, Онеги и Белозера. До устья Камы славяне организовали места приема мехов для местных охотников – веси, чуди, черемисов. В конечный пункт – город Булгар по Каме привозились меха и с Югорской стороны. Хазарам, покупавшим здесь товар, такая ситуация была очень выгодной, ведь с возникшей конкуренцией они сильно сбивали цену, получая в конечном итоге львиную долю прибыли.
Финно-угры (весь, меря, чудь), волжские булгары, мордва и чуваши не знали истинную стоимость меха и серебра. Не знали они и истинного предназначения дирхемов, используя серебряные монеты в качестве украшений, что наглядно подтверждают их народные костюмы увешенные монистами. В Югре же больше предпочитали восточную утварь – серебряные блюда кувшины, а также ковры. Находки и многочисленные упоминания о несметных богатствах народов Прикамья до сих пор ставят в недоумение историков. Многие по сей день ищут богатую страну Биармию – так искаженно звучало название пермской земли в шведских сагах. Шведы, хозяйничавшие в VIII-IX веках в Белом и Баренцовом морях, довольно часто сюда наведывались с целью пограбить местное население. Это подтверждают и клады шведских викингов, где арабских монет вдвое больше, чем византийских.
Совсем другие события уводят нас далеко на запад. В середине VIII века в мире существовали три великие державы: Арабский Халифат, Византия и империя Франков. Византия была в состоянии войны с Арабским Халифатом. Бросив все силы на оборону южных рубежей, ромеи перекрыли приверженцам ислама путь в Европу через Балканы. Но в 711 году арабы неожиданно появляются на территории Испании, и там возникает Кордовский халифат. Для империи франков это оказалось большим ударом, ведь именно на территории Испании находились единственные в то время в Европе серебряные рудники.
Карлу I катастрофически не хватало платежных средств на ведение войн, ведь королю франков теперь приходилось воевать на три фронта: на западе с халифатом, на востоке с аварами, на севере с немцами и датчанами. Но тут Карлу I неожиданно повезло: в 756 году Кордовский эмират решает отделиться, выбрав своего халифа. Именно сюда, на окраину арабского мира, убежали сверженные Омейяды (сунниты) и их борьба с правящими в Багдаде шиитами разгорается с новой силой.
Теперь уже багдадский халиф Гарун аль-Рашид попадает в затруднительную ситуацию. Поставив во главу угла целостность государства и веры, главной своей задачей он определяет расправу со смутьянами. Гарун аль-Рашид был одним из самых цивилизованных правителей исламского мира, ценителем прекрасного, умным и хитрым политиком. Халиф начинает переписку с королем франков, главным противником арабов в Европе и вскоре направляет к Карлу I свое посольство. В знак уважения и возникшей дружбы он дарит ему слона. Путь этого подарка вылился в два года, и в 788 году слон благополучно добрался до Парижа.
Чуть ранее к Карлу I попало арабское серебро, проделавшее путь через Среднюю Азию по Волге, Ладоге и Балтийскому морю. Рассказали ему об этом ободриты – новые союзники франков. Узнав о возможности получения столь необходимого платежного средства извне, Карл Великий поручает ободритам найти оптимальный путь переправки серебра с востока на запад. Вероятно, тогда же он получил и заверения Гарун аль-Рашида в том, что препятствий со стороны Халифата не будет.
Ободриты – это общее название западных балтийских славян, живших на землях восточной Германии и западной Польши. Здесь находились их города-крепости Росток, Липск (Ляйпциг), Бранибор (Бранденбург), Волин, Берлог (Берлин). Сами ободриты называли себя бодричами, поморянами, сербами, лужичами, ваграми (по-нашему – варяги). В те времена им приходилось постоянно отбиваться от немецких и датских маркграфов пытавшихся расширить свои владения. Захваченные территории балтийских славян в 787 году были освобождены франками и за это ободриты присягнули Карлу Великому. Они также помогли франкам в постройке их новых городов-крепостей Франкфурта на Майне и Франкфурта на Одере.
Главным городом варягов был Рерик (окрестности Макленбурга), в наших летописях он упоминается как Старгород. Именно так был в них был назван родной город Рюрика, который новгородские бояре, обещали помочь возвратить своему новому князю. Этот город, находящийся на территории Германии, позже назывался Ольденбург, а сейчас – Альтланд.
Ободриты были потомками лужицких сербов, и их язык был славянским. Это доказывают имена князей и названия населенных пунктов. Вот выписка из грамоты 1159 года о доходах поморского князя Ратибора и его супруги Прибыславы: „В области Ванцлавской деревня Гробно, крепость Узноима, крепость Щетина; на Одре деревня Челехова, крепость Выдухов, реки Текменица и Кременица, деревня Дожбьягора; область Сливинская: крепость Камена, деревня Пустихова; Колобрежекая область: деревни Поблота и Свелюба, город Радов, река Персанта, крепость Белград“. Даже через тысячелетие после описываемых событий, в 1813 году, квартировавшие в тех местах гренадеры удивлялись, слыша знакомые слова: дед, внук, двор, свадьба, скленка (стакан), студня (колодец). Так, что с общением варягов и ильменских славян особых проблем не было.
Вскоре на берегах Волхова и Ильменя было построено более сотни шнеков (прототип будущих славянских ладей) вместимостью до 50 человек, и под руководством одного из варяжских князей Бранибора к югу отправилась военно-разведывательная экспедиция. Войско было сборное. В него вошли не только варяги и новгородцы, но и балтийские викинги – шведы и норвеги. Варягам нужен был путь обхода Хазарского каганата, ведь делиться прибылью с ними, они явно не собирались. В устье Оки маршрут военной флотилии повернул в сторону Дона. Через реку Воронеж суда попали в Дон и в Азовское море. Однако выход в Черное море оказался перекрытым. Словно предвидя планы ильменских славян, хазары заняли Северный Кавказ, и захватили весь южный Крым с крепостями Сурож (нынешний Судак) и Херсонес (окрестности Севастополя).
Взять эти укрепления имеющимся войском Бранибору было не по силам. Но на нижнем Дону по берегам Азовского моря проживали алланы. Когда-то их государство Алания, находившееся на северном Кавказе дважды уничтожалось нашествиями гуннов и авар. С приходом туда в 724 году арабов, которые обложили алан подушной податью, большая их часть окончательно отошли к устьям Кубани и Дона не захотев принять ислам. Особенно воспротивились этому аланы Закавказья, называвшие себя руссами, так как уже с III века они были христианами. Но вскоре русы-аланы, вновь попали под гнет, теперь уже хазар. Они сразу же согласились принять участие в походе Бранибора на хазарские крепости Крыма. Вот тогда-то и произошло известное по историческим источникам взятие Сурожа новгородцами под предводительством Бравлина (Бранибора). Многие российские историки нападение на Сурож относят к концу VIII началу IX века, а американский византолог Г. Вернадский называет более точную дату – 790 год.
Взятием Сурожа дело не ограничилось. Чтобы закрепить свою победу Бравлину пришлось задержаться, освобождая от хазар и Крым и земли руссов в Приазовье. О длительности похода находим свидетельство известного дипломата Сигизмунда Герберштейна, бывшего послом в Московии в 1526 году. Ссылаясь на летопись, он поведал об этом событии так: „…когда новгородцы облагали тяжкой осадой семь лет подряд греческий город Корсунь, их жены, соскучившись от их продолжительного отсутствия, а к тому же еще сомневаясь в жизни своих мужей и возможности их возвращения, вышли замуж за рабов. Наконец, по завоевании города, когда победители-мужья вернулись с войны и привезли с собою медные ворота покоренного города и один большой колокол, который мы сами видели на их соборной церкви, то рабы пытались отразить силою господ, на супругах которых они женились. Тогда господа, рассерженные этим возмутительным поступком, отложили по чьему-то совету в сторону оружие и взялись, как имеющие дело со своими рабами, только за кнуты и батоги; устрашенные этим рабы обратились в бегство и удалились в некое место, которое и поныне называется Холопий город, т.е. крепость рабов и стали там защищаться. Но они потерпели поражение и получили заслуженную кару“.
Эта поучительная история дает нам не только сроки самого похода – более семи  лет, но и факт существования города-крепости Холопий город, о месте расположения которого Герберштейн рассказывает в последующем географическом описании Московии. А находился он в устье реки Мологи, то есть именно там, где начинался путь торговых караванов славян по Волге. Сейчас это место скрыто под водами Рыбинского водохранилища.
Существует еще одно предание, связанное с этим же походом. Киевляне, увидевшие отвагу и талант князя Бравлина, освобожденные его победами от хазарской дани, предложили ему остаться в Киеве и стать их князем. Готовы они были взять на содержание все его войско. Бравлин отказался, отказались и новгородцы. А вот наемники скандинавы за хорошую плату вполне могли согласиться. Не здесь ли кроется разгадка появления в Киеве потомственных скандинавских воевод и известных нам исторических личностей Аскольда и Свенельда? Ведь в официальных документах в окружении Рюрика, подобных имен мы не встречаем. Присутствие Бравлина в Киеве указывает на то, что новгородцы возвращались домой более коротким путем по Днепру, называвшимся впоследствии „из варяг в греки“.
После ухода Бравлина русы-аланы, в Киеве их называли роксаланы, решили создать свое государство – Тмутаракань, но их попытка оказалась безуспешной. Лишь двумя веками позже Тмутараканское княжество на время вошло в состав Киевской Руси. Русы-аланы продолжали быть союзниками славян и часто помогали небольшим контрабандным караванам доходить до южных городов в обход хазар. До середины IX века арабское серебро поступало на север минуя Нижнюю Волгу. Водных путей для этого было предостаточно: по Северскому Донцу через реки Сейм и Свапу проходили в Оку, а по Десне попадали в Верхний Днепр и Западную Двину. Именно на этих маршрутах обнаружены клады с наиболее ранними арабскими монетами 786-833 гг. Все это говорит о том, что перевозки серебра осуществлялись с перевалочной базы в районе Черноморского побережья.
Однако главным торговым путем все же оставался хазарский. Позже, к середине IX века, русским купцам было сделано послабление, и они уже сами со своим товаром приплывали в столицу Хазарии Итиль в устье Волги, в Дербент и другие города на побережье Каспия.
Но вернемся на север. Восточные товары и серебро перегружали с речных ладей на морские в устье Волхова. Здесь и возникла первая крепость ильменских славян – Старая Ладога. Славяне уже поняли, что можно делать с дирхемами, и к концу VIII века монеты стали вытеснять из обращения шкурки белки и куницы, являвшиеся главным платежным средством. В середине IX века, к моменту возникновения славяно-варяжского конфликта, многие новгородцы имели в своих сундуках серебряные дирхемы, посуду и украшения. На новгородских землях археологи обнаружили множество кладов арабских монет, где были и дирхемы времен Гарун аль-Рашида.
До середины IX века торговые дела шли удачно. Однако вскоре славяне решили, что торговлю с Востоком они вполне могут вести самостоятельно, своих товаров: меха, мед, воск у них было предостаточно. Поступление серебра на запад на 20 лет практически прекратилось. Тогдашний правитель франков король Карл Лысый поручает известному во всей Европе мореходу и пирату Рерику восстановить статус-кво. На тот момент у этого варяга был один из самых крупных флотов северных морей – около 350 кораблей. В 850 году Рерик с дружиной нападает на Старую Ладогу, а затем берет и Словенск. В то время Рерика совсем не интересовала эта лесная дикая местность. Оставив здесь часть дружины и наемников, сам он отправился в Северное море, где продолжал отстаивать свои ведущие позиции на море от быстро набиравших мощь норвежских викингов.
Несколько лет варяги прочесывали поселения ильменских славян, выгребая у них все имеющееся серебро. Тогда-то и появилось в нашем языке слово враг (от варяг). Купцы затаились. Об этом говорят найденные клады именно тех лет к востоку от Новгорода и территории Тверской области. Наконец, терпение славян лопнуло, и в 855 году произошло восстание под руководством Вадима Храброго. Варягов прогнали, и все что у них осталось – это Старая Ладога. Тогда-то и было решено построить рядом со Славенском на крутом берегу Волхова новую крепость Новгород, датой основания которого считается 859 год.
Варяги были уверены, что Старая Ладога перекроет путь дерзким новгородцам, начавшим торговать с западом самостоятельно. Но вскоре, новгородцами были освоены обходные пути в финский залив: северный – через Белозеро, Онегу и Ладогу и южный – через Изборск и Чудское озеро. Однако к этому времени Рюрик потерпел сокрушительное поражение от норвежских викингов в Северном море, и варяги были вытеснены в Балтийское. Теперь у варягов был один путь – на восток, и в 862 году они вернулись. Второй приход варягов вряд ли возглавлял тот самый Рюрик, что приходил в новгородские земли десятилетием раньше. Старому воину было бы уже за 60, а на момент его летописной гибели в походе на карелу (882 г.) более 80. Скорее всего, первым Рюриком в Новгороде был кто-то из его потомков или близких родственников.
Само описание прихода варягов подтверждает, что они стремились перекрыть все водные пути от Волги к Финскому заливу. Именно так, по летописи распределились в своих завоеваниях, Рюрик и его братья: Новгород, Изборск, Белозеро.
Прошло время. С карты мира исчезла Хазария. Два похода славян и подтопление устья Волги прекратили 300-летнее владычество этой державы. В 964-965 г. киевский князь Святослав в походе на Итиль разгромил хазар. Интересно, что первый поход на хазар Святослава начинался с юга, а вот второй шел с севера, по Волге. Вероятнее всего, окончательный разгром хазар и разрушение их крепостей в 968-969 г., это уже заслуга новгородцев, ведь сам Святослав со своей дружиной в этот момент был в Болгарии.
Постепенно серебряный путь терял свою значимость. В 964-969 гг. начались разработки крупных Раммельсбергских серебряных рудников в Гарце. В начале XI века волжский путь фактически прекратил свое существование. Прикаспийские степи заполонили новые кочевые племена печенеги и половцы, перекрыв весь южный участок пути. Но киевские князья Владимир и Ярослав, помня былую значимость серебряного пути и надеясь на его возможное возрождение, постарались закрепить свое влияние на верхней Волге. Именно там они основали новые русские города Владимир и Ярославль.