Принц Роджер, фэнтази, кусок3

Владимир Воронин
Медицина.

Стойкий запах сухих трав выдавал обитель придворного лекаря. Травы висели, лежали и валялись на столах и подоконниках, кое-где, уже измельченные, были закрыты в банки. На большом столе, заставленном тиглями, аортами, весами и прочим, выпаривались, кипели и перемалывались какие-то препараты.
Маленький, лысоватый, толстенький, с умными глазами, мэтр Фрам, бегал по своей лаборатории, что-то бормоча. Увидев меня, резко остановился и склонился в поклоне.
- Ваше Высочество, для меня большая честь видеть вас, здесь в моей обители! Вы могли мне приказать явиться к вам. И я в тот же миг был бы у ваших ног.
- Да, могу, но не хочу! Решил лично посмотреть вашу лабораторию и поговорить с вами, мэтр, о болезни моего отца. Расскажите мне все, что вы знаете о ней, чем лечите или намереваетесь лечить?
Оказывается, что кроме кровопускания, отца поят настойками валерианы и боярышника.
Собственно, это то, что я и хотел предложить. Единственно, что я приказал делать дополнительно, – измерять пульс больного утром и вечером. 
- Скажите, мэтр, в городе есть учебные заведения? Школы, университеты или тому подобные заведения?
Как, оказалось, есть университет и несколько церковных школ. Мы мило поговорили, я поблагодарил и вышел с мыслью, что пора бы выйти из дворца и проехаться по городу.
- Найдите мне барона Виндоу и сэра Артура! Я буду в библиотеке, - приказал я какому-то слуге.
Ноги сами принесли меня к двери библиотеки. Библиотека королевская, не публичная. Так что там не было ни кого, я подумал, что и в публичной, если она есть, тоже людей немного. Ан нет, в углу сидел худощавый мужчина лет сорока, который уткнулся в книгу и даже не обратил внимания на вошедшего. Заметив меня, только, когда я подошел к нему вплотную и осторожно тронул его за плечо.
Оказалось, это местный библиотекарь, который следил за ней и даже жил в какой-то комнате рядом, смежной с ней.  Гугол – так он представился. Видно юный принц был не частым гостем библиотеки.
- Гугол, найди мне карту королевства, и какие-то сведения о нем, и желательно её соседях.
Раздался осторожный стук в дверь. Вошел барон Виндоу и сэр Артур.
- Соберите небольшую охрану, и будете сопровождать меня во время поездки в город. Я хочу его осмотреть! 

Городской базар.

Кавалькада из десяти всадников выехала из ворот дворца, цокая копытами по брусчатке, которой была вымощена, как я понял, центральная улица столицы.
Постоялые дворы, мастерские, кузни, конюшни, лавки купцов. Людей на улице крайне мало, ага, вот и базарная площадь, но оживленной торговли не заметно. Торговли вообще не заметно, половина лавок закрыта. Полное запустение. Да что же это за королевство, если даже в столице нет никакой торговли. Я повернул лошадь к открытой лавке ювелира. На встречу вышел, низко кланяясь, хозяин, выправкой напоминающий английского дворецкого, с лицом старого еврея.
- Какая честь для меня, Ваше Высочество, что желаете?
Даже интонации у него были как его лицо, а где их только нет, подумал я. Я никогда не был антисемитом, и у меня всегда было много знакомых разных национальностей.
- Как зовут тебя, золотых дел мастер?
- Йохан Бирс, к вашим услугам.
- Какая знакомая фамилия! Пойдем, покажешь, чем торгуешь.
Двух охранников у двери сразу оттеснили мои сопровождающие. В помещении большой стол, ряд стульев и никаких витрин.
- Что бы Вы хотели видеть, Ваше Высочество?
- Показывай все, что у тебя есть!
Быстро принесли несколько деревянных шкатулок. В одной кольца и перстни, в другой цепи и подвески, в третьей драгоценные камни и броши. Качество изделий, как я мог судить, было на очень высоком уровне.
- И почему у тебя нет покупателей? Высокие цены или плохое качество?
- Ваше Высочество, вы же видели, что базар пуст. Торговли нет, купцы разоряются, уезжают из страны, нет спроса. А у нас, ювелиров, покупатели бывают только когда есть прибыль у  купцов, ремесленников или зажиточных крестьян. Благородные к нам не заходят, требуют к себе, но последнее время все реже. Я уже и сам собирался уехать, но жена болеет, и пока сижу здесь, терплю убытки.
- Вы сами изготавливаете эти изделия или где-то покупаете и привозите сюда?
- Ваше Высочество, у меня три сына и они с детства приучены к ювелирному делу. Золото  покупаем в королевской казне, драгоценные камни у иноземных купцов. Но сейчас их стало все меньше и меньше. Нет торговли, нет дохода, нет спроса. Да так у всех торговых людей. Извините, Ваше Высочество, за мои слова.
- Да, не радостное состояние торговли, - задумчиво, произнес я. - Я не настаиваю, но пока воздержись уезжать. Может быть, все изменится в лучшую сторону.
Ювелир, недоверчиво, посмотрел мне в глаза и вздохнул. В его глазах читалось недоверие.
- Ты, вот что сделай, собери представителей купцов, ремесленников. Пусть обдумают, что, по их мнению, необходимо сделать и какие порядки изменить или ввести новые, что бы улучшить состояние торговли. Как будете готовы, сообщите мне, и я с вами сразу встречусь. И не затягивайте с этим, это в ваших же интересах.
Бирс молча поклонился!
- Будь здоров, Йохан Бирс, и не спи – замерзнешь!
- Уходим, - сказал я охране.
- Ваше Высочество, куда дальше вас сопроводить?
- В университет!

Университет.

Мы прискакали к зданию университета, обнесенного высоким,  кое-где развалившимся забором, увитым плющом. Само здание тоже, мягко сказать, не блистало ухоженностью. Чуть дальше виднелись хозяйственные постройки с оголившимися стропилами на крышах. Не радостное впечатление - разруха в первую очередь касается образования и не только в этом королевстве!
Спешились и направились к огромным дверям, из которых выбежала к нам на встречу небольшая толпа людей в мантиях разных цветов.
Я узнал ректора и его прищуренный близорукий взгляд, на морщинистом лице, седая пышная шевелюра, как-то видел его во дворце. Кажется, его зовут…
- Ваше Высочество, разрешите представить вам ректора королевского Арианского университета, господина Анри Паскаля.
- Это такая честь для нашего университета! Не часто особы королевской крови чтят своим присутствием королевский университет, – со скрытой иронией, приветствовал меня ректор, - что привело вас в нашу обитель, желаете осмотреть университет или конь расковался?
Я поманил его пальцем к себе и, наклонившись, прошептал ему в ухо:
- Достаточно иронии, господин ректор! Я приехал осмотреть ваше заведение и поговорить с вами о ваших нуждах.
- Пройдемте в мой кабинет, Ваше Высочество, - поклонившись, проговорил ректор.
Во взгляде его читалось недоумение с оттенком надежды на чудо. Но эта надежда, в отличие, от веры и любви, которые давно почили, тоже была на смертном одре.   
Здание университета внутри представляло собой унылое зрелище с обшарпанными стенами, выщербленным полом и серым потолком.
Я, проходя мимо, открыл какую-то дверь и заглянул в аудиторию, где сидело порядка дюжины молодых людей, слушавшие человека в мантии у кафедры. Мы прошли дальше и, наконец, оказались в кабинете ректора.
- Оставьте нас наедине!- приказал я.
Разместившись в креслах возле стола, я, добродушно улыбаясь ректору, что бы ни ввести его в невменяемое состояние, еще до начала нашего разговора, произнес:
- Уважаемый, господин ректор, господин Паскаль, не будете ли вы так любезны, посвятить мне в историю вашего заведения. Чему в вашем учебном заведении учат, кого вы выпускаете, я имею в виду специалистов, в какой области науки, какие требования вы предъявляете к желающим поступить в ваш университет и где вы их берете. В общем, все, все, все об университете. Укажите также источники финансирования, ваши проблемы и надежды. Подробно напишите об общеобразовательном процессе в королевстве.
Я сделал пауза, давая ему возможность, прийти в себя и продолжил.
- Так как я не смогу вам уделить сегодня достаточно времени, эта поездка имеет ознакомительный характер, то прошу вас составить для меня полный письменный доклад о деятельности королевского Арианского университета. И через три дня, вам достаточно времени?
Ректор судорожно кивнул, в знак согласия.
 - Ознакомить меня с ним. Когда я его прочту, и у меня выработается собственное мнение, буду счастлив, обсудить его с вами. Прошу вас, в докладе не делать скидки на мой возраст. 
Я поднялся из кресла. Ректор вскочил, не жив - не мертв.
- Да не волнуйтесь вы так, это все для вашего же блага. Я просто хочу быть в курсе событий.
Не нужно целовать мне руку, я еще ничего для вас не сделал! Проводите меня, я следую дальше. С докладом не задерживайте! Будет готов раньше – привозите. Я приму вас в любое время!
- Во дворец!- приказал я своим сопровождающим, оставив у дверей университета, совершенно обалдевшего ректора. Который ни как не мог понять, как 15-летний оболтус, которого он знал не понаслышке, мог так измениться, так стройно выражать свои мысли, пусть даже это принц, и главное - интересоваться образованием. Тем, чем он никогда не интересовался. Учитывая тот уровень образования, который существовал в мире, то есть его отсутствие, где даже многие короли не умели читать и писать, слышать об образовании из  уст  мальчишки, было, по крайней мере, удивительно.
Подъезжая к дворцу, я критически осмотрел его на предмет обороны и понял, что его не удержать, в случае осады. Типичный дворец с огромными окнами, и дверями. Два этажа, островерхая крыша, покрытая красной черепицей, с торчащими каминными трубами. Хозяйственные постройки чуть поодаль, кухня примыкает к задней стороне дворца.
-Сэр Говард, сэр Артур, приглашаю вас поужинать со мной! – спешившись, предложил я.
- Ваше Высочество, это большая честь для нас!
- Вот и хорошо. Я зайду к отцу и присоединюсь к вам.

Врачи.

Я очень беспокоился о здоровье моего короля, отца, «регента». Он для меня в трех ипостасях. Как Отец, Сын и Святой дух!
Возле королевской спальни кунял мэтр Фрам. Я коснулся его плеча.
 – Как здоровье короля?
- Их Величеству стало лучше, и он забылся сном. Я здесь дежурю. Стража не разрешает находиться в спальне спящего короля, - вздохнув, сказал Фрам, - и мне приходится периодически заглядывать в дверь и прислушиваться.
- Ты один дежуришь или у тебя есть помощники? – спросил я.
-Один, помощников держать не на что, все разбежались.
Я обернулся к страже.
- Бегом, приведите мне военного врача или кто там у вас есть и его помощников.
- Ты так долго не выдержишь! Тебе не только нужно готовить снадобья, дежурить, но и отдыхать, иначе ты скоро станешь, как сонная рыба.
- Я принимаю взбадривающие средства и пока чувствую себя нормально.
Я заинтересованно посмотрел на него.
- А привыкание не проявляется. Как долго ты ими пользуешься и что это за средства?
- Это совершенно безобидный, тонизирующий напиток. Он известен на востоке как чай. У нас он еще не приобрел популярности.
- Черный или зелёный? – спросил я.
Он посмотрел на меня и удивленно ответил:
- Черный, а вы знаете о нем?
Прибежали «военврачи». Мужчина - лет сорока и парень - лет двадцати пяти, наверное, помощник.
- Кто есть кто? – спросил я.
К моему удивлению ответил молодой парень.
- Ваше Высочество, я, Анри Парат, являюсь военным лекарем при отряде охраны дворца. А это мой помощник, Бертран.
- Вы слишком молодо выглядите для военного лекаря, Анри.
- Мой отец известный аптекарь в городе и я с детских лет приобщён к искусству врачевания.
- Хорошо. Договоритесь с мэтром Фрамом о дежурстве у постели, я повторяю: - у постели короля. Все слышали, я надеюсь!
Я повернулся к охране.
  - Так точно, Ваше Высочество!
- Лекарь и охранник. Смена каждые 4 часа. Исполняйте!
- Так точно, Ваше Высочество!
- Мэтр, введите в курс дела господина Анри и Бертрана. О состоянии здоровья его величества докладывать мне! Можно вас на пару слов?
Мы отошли на два шага.
- Не могли бы вы, небольшое количество чая, передать для меня на кухню и научить его заваривать нашего повара? И еще! Если это вас не отвлечет от заботы о короле, то, пожалуйста, запаситесь этим напитком на будущее.
- Да, сир, конечно, я сделаю заказ у купцов.

Мечты о моем отряде.

Ужин в королевском дворце отличался от моих представлений о нем, почерпнутыми из ранее читанных мною книг о рыцарских временах.
Все было чинно и благородно. На красиво сервированный стол большое количество слуг подавало по очереди блюда и обносило присутствующих за столом.
- Скажите, барон, почему я за весь сегодняшний день не встретил во дворце ни одной леди? Может по четвергам им не разрешено появляться во дворе? Или есть какие-то другие причины?
- Ваше Высочество, наверное, забыли, что после смерти вашей матушки, король, своим указом запретил всем дамам появляться во дворце, кроме праздничных дней. Разумеется, это не распространяется на прислугу.
- Да, точно, забыл! Наверное, просто раньше, не обращал на это внимания. Сэр Артур, а чем вы занимались ранее?
- Я, младший сын виконта Бриджа, пятый сын. И понимая, что от наследства мне ничего не обломиться, решил стать странствующим рыцарем. Поездил по миру, посмотрел, как живут в других странах, объездил все Арию, служил в охране знатных дворян. Но везде долго не задерживался. Меня тянуло путешествовать. Потом подумал, что время идет, я уже не молод, мне тридцать два года. Зная, что вы, Ваше Высочество, скоро станете совершеннолетним, решил наняться к вам, в вашу личную охрану. Если вы позволите, конечно.
А это мысль, свой отряд я смогу обучить невиданным здесь приемам, вооружить лучшим оружием.
- Барон, займитесь подбором претендентов в мою личную охрану. Это должны быть достойные люди, храбрые и умелые рыцари. И знаете что…, наверное, пусть они будут не первенцами в своих семьях и, по возможности, прибудут с оруженосцами. Пока они будут собираться во дворце, я объясню вам барон и вам виконт свои требования к претендентам  и опишу методику  их подготовки.
Я немного подумал и добавил.
 - Отправьте гонцов, немедленно, и, скажем, через десять дней, начнём отбор. Да вот еще что…, подготовьте помещение для их размещения. Если не хватит места, соорудите казармы  человек на пятьдесят каждая и разместите  претендентов в них.
- Слушаюсь, Ваше Высочество!
- А с вами, виконт, мы еще не раз поговорим, и вы мне расскажете, что интересного вы видели в ваших путешествиях. Пока помогайте сэру Говарду.
Я поднялся из-за стола.
- Теперь отдыхайте. Можете остаться, и еще что ни будь съесть или выпить, а я вас оставляю. Всего хорошего!

Карта.

Я отправился в библиотеку, где меня, я надеюсь, ждал Гугол. Гугол сидел за столом и при свете масляной коптилки рассматривал карты разложенные перед ним.
- Ну-с и что мы имеем в нашей географии на сегодняшний день?
- Ваше высочество, вот все карты, что я мог найти в библиотеке. Самая свежая из них составлена 10 лет назад и конечно на ней не все, как есть на самом деле. Междоусобицы внесли изменения в политическую часть карты, но во всем остальном она вполне соответствует действительности. 
Карта представляла собой высокохудожественное произведение. Расписанная всевозможными изображениями мифических героев и зверей, она давала лишь общее представление о стране. Другими словами - из неё можно было понять, что королевство Ария все-таки существует.
- Гугол, насколько хорошо ты знаешь королевство?
- Я когда-то путешествовал по стране, ваше высочество.
- Постарайся набросать для меня схему королевства, как ты себе это представляешь, используя эти «карты». Я завтра пришлю тебе сэра Артура, и вы поделитесь друг с другом своими представлениями о расположении королевства.
Меня интересует – политическая составляющая не только внутренняя, но и соседних королевств.  Географическое расположение, горы, леса, реки, озера, дороги, города, поселки, замки, крепости, количество проживающих людей, звери и т.п.  Геологическая часть должна включать: наличие плодородных земель, рудников железа, золота, серебра, меди, угля и прочее, прочее, прочее.
Я перевел дух, давая возможность Гуголу, переварить, все, что я сказал.
- Понимаю, что это очень большая и долгая работа. Но через три дня я хочу видеть схему того, что ты успеешь сделать, потом будешь дополнять и дополнять. И, пожалуйста, без художественных изысков. Все должно быть четко и правильно. Надеюсь, тебя увлечет эта работа, и ты отдашь ей все свое время. Успехов, Гугол!
  Направляясь к себе, я вспомнил о Патрике, который еще в камере. Ничего, пусть побудет ночь в каземате, не такое уж это и наказание за то преступление, что он совершил, хотя и есть смягчающие вину обстоятельства.
Возле моей спальни стояла усиленная охрана из четверых алебардщиков.
- Никого не пускать ко мне, за исключением лиц с сообщениями о здоровье короля.
Вошел, еле заставив себя раздеться, упал на кровать, и уснул как убитый. Так прошел день первый!