Рассказ дежурного

Александр Лысенков
 Хороший девиз»Нет печальней повести чем жизнь прожитая по совести».
По известным причинам в нашей семье,хочу рассказать об эпизоте из моей армейской жизни.Я Мысенков Андрей Александрович прослужил в доблестных Вооруженных Силах почти 25 лет. Служил на различных должностях,связанных с воспитанием личного состава.А под личным составом следует понимать не только солдат и сержантов срочной службы,но и офицеров,прапорщиков,а так же сленов семей военнослужащих.Служить приходилось с самыми разными людьми,были разные служебные и жизненные ситуации,было спокойно и тревожно,иногда доводили своими действиями или бездействиями до белого каления.Но я старался всегда держать себя в рамках допустимого.Никогда,повторяю никогда не ударил человека в форме.Может в первую очередь сыграло роль домашнее воспитание.Я сам никогда не затевал драки,да и практически не участвовал в них.По характеру я сам спокойный и это давало свои результаты. Все это и сказалось на моих служебных и жизненных взаимоотношениях с сослуживцами. Но тем не менее был в моей службе случай, когда я не сдержался и ударил срочника. Прошло уже больше 25 лет,а тот случай до сих пор в моей памяти, наверное,из-за своей необычности. Итак, мой читатель, судите сами,прав я был или нет.
В 80-е годы проходил я службу в 83 отдельном инженерном аэродромном батальоне в Центральной Группе войск(это была Чехословакия).Где-то с 1983 года батальон начал строить объект, под условным названием В-521. А был это объединенный замаскированный подземный командный пукт Командования ВВС и ПВО. Как только устанавливалась теплая погода, а это где-то в апреле, мы делали перебазировку из зимних квартир в летний строительный лагерь. Строительство вели в лесном массиве, недалеко находился и наш лагерь. Лагерь соответствовал всем требованиям размещения воинской части. У нас было символическое разделение на служебное и жилое расположение. В жилой части распологались домики офицеров и прапорщиков, да пара штабных вагончиков,две бани. На служебной территории распологались палатки, в которых проживали солдаты,сержанты, столовая,автопарк,спортивный городок,летний душ, умывальник, строевой плац. Палатки очень удобные для проживания. Они утепленные, плюс в каждой стояла печь»буржуйка». Солдаты сооружали нары,на которых очень аккурутно заправлялись постели.Но что-то я отвлекся отзаданной темы. Ведь мне сегодня хотелось говорить совсем о другом. С самого детства я знал,что человека нельзя бить и это было моим правилом. В июле 1985 года я согластно графика заступил дежурным по части. Все шло по давно заведенным порядкам. Уже после вечерней поверки ко мне подошел старшина роты старший прапорщик Вася Гинчак.-« Товарищ капитан,командир роты разрешил трем солдатам помыться в маленькой бане. Это мл. с-нт Трофимов,ряд. Любимцев, ряд. Пономарев. Они из третьей палатки». А к слову сказать, на Горке, так называлось наше месторасположение, находились две бани. Малнькая, за которую отвечал старшина аэродромно-строительной роты Гинчак и большая, закрепленная за инженерно-аэродромной  ротой,т.е. за прапорщиком Валерой Сараевым.               
      Маленькая баня топилась каждый день. Женщины в ней брали воду для стирки белья, в ней мылись все, кто желал, а солдаты иногда с разрешения своих командиров. Обычно их водили в гарнизонную баню. А так в основном солдаты принимали душ на служебной территории. За день вода в бочке от поливальной машины нагревалась достаточно и многие воины обычно после рабочего дня с удовольствием мылись там.
         Так вот Вася Гинчак меня предупредил, что командир роты разрешил троим солдатам попариться в баньке. Я не знаю что они сделали такое, что им дано было такое право попариться в баньке. Это своего рода поощрение для солдат и командиры рот таким образом поощряли своих подчиненных. Кто служил солдатом тот меня поймет.
              Я много раз ходил дежурным по части, ответственным, так что мне не надо было рассказывать  кто из солдат и сержантов в какой палатке спит. Сразу после вечерней поверки и отбоя солдат у дежурного по части наступает хлопотный период. Надо созвониться с дежурным на зимних квартирах, принять доклады о состоянии дел, расходе личного состава от дежурных по ротам, самому доложить дежурному по управлению 131 смешаной авиадивизии. После доклада дежурному по управлению я пошел проверять службу у себя в части. Надо проконтролировать работу повара и хлебореза, чем занимаются дежурные и дневальные по ротам, по автопарку, проверит наличие всего личного состава. Дежурный повар ряд.Болдин занимался подготовкой продуктов на завтрак. Хлеборез ряд. Брюхов штамповал масло. Деж. По автопарку прапорщик Гриб готовил путевки на завтра, один дневальный ходил среди техники, второй отдыхал.               
               Я в дежурке взял фонарик и пошел считать личный состав в палатках. А всего у нас стояло 10 наших и 3 для прикомандированных из ПВО палатки. Я уже отмечал, что отлично знал кто из солдат в какой палатке спит.Я начал считать не как всегда с первой, а с конца, с палатки хозяйственного взвода. В хозвзводе и ИАР личный состав был на месте, но в АСР не хватало пять человек. О троих Трофимове, Любимцеве, Пономареве я знал. Они мылись в бане. Но где Ермаков и Мартынов? Это были чудеса. Такого практически не было,чтобы слодат уходил в самоволку или если и ходили, то не попадались. Честно говоря я предполагал где они.
           Первым делом пошел к бане. Я тактичный человек и понимал, что солдаты заслужили право попариться и не надо им мешать. Я не стал ломиться в дверь. Просто постучал и спросил у сержанта Трофимова:» Петр, сколько вас там человек».
         -Три человека,товарищ капитан.   

          -Петя ты уверен? – Так точно,товарищ капитан. – Вы еще долго будите? –Нет, товарищ капитан,еще разок сейчас зайдем в парную и все. Да а сколько сейчас время? – Уже поздно.Заканчивайте,завтра рано вставать. – Мы быстро,товарищ капитан.
           Я сразу почувствовал, что сержант говорит неправду, но как деликатный и демократичный человек не стал вламываться в баню.

       Я опять начал обход территории. Дневальные по ротам сказали, что пропавших воинов не видели. Я почти был уверен, что в бане, поэтому не стал вызывать командира роты, взвода, старшину,не стал поднимать  командира и замполита. Но тем неменее обход продолжил. В автопарке находилась только дежурная смена. В столовой остался хлеборез, повар уже ушел в палатку. Вместе с дежурными по ротам обошел палатки. Как не крути , а пять человек не хватает. Деж. по АСР мл.с-нт Долгих отправил опятьв баню. Он быстро вернулся. –« Товарищ капитан, Трофимов сказал, что в бане их трое. – Ладно, обойди еще раз территорию, посмотри у Пвошников, может у них там обнаружились земляки.»
          Ну а сам отправился к штабному вагончику. Под деревом стояла лавочка. Я сел на нее и стал наблюдать за входом в баню Вообще наши бани сделаны просто. Предыдучие поколение в жилой зоне выкопали котлован и из фундаментных блоков выложили баню. Топилась она снаружи. Каждый день старшина роты подвозил воду в бочку от поливочной машины, он же отвечал за порядок внутри.
           Я сидел на лавочке, курил и смотрел за входом. Дело подходило к часу ночи, было темно и когда открылась дверь стало четко фигуры людей ,выходящих из бани. Я оказался прав ,три воина с разрешения и два самовольщика мылись в бане. Я не стал всех останавливать, а позвал только Трофимова.
-Трофимов,-окликнул я , - подойди ко мне.

  -Иду, товарищ капитан.
          Я встал под окном дежурки и подождал Трофимова. Он подошел довольный, распаренный, с хитро-наглой улыбкой, мол  что ты мне сделаешь капитан, постржишся, поругаешься, все, а мы крутые ребята захотели попариться и попарились ,а тебя капитана обвели вокруг пальца и вообще ты лопух. Все это я смог быстро прочитать на еголице. Я знал, что он неплохой трудолибивый парень, из хорошей семьи. Но что его толкнуло на обман? Поэтому я начал разговор с вопроса:» Хорошо попарились?» - « отлично, давно так не мылся.» -« и не где тебе не екнулось, за твой обман?  -« Какой обман?»- сделав нагло-удивленный взгляд, спросил Трофимов. Может он прав, а Гинчак что-то напутал- мелькнуло у меня в голове. « Кому ротный разрешил париться в бане?»  -« мне,Пономареву, Любимцеву.  – А как с вами  оказались Ермаков и Мартынов? – Товарищ капитан, да что тут такого? Ну помылись парни, не ушли же в самоход,здесь  были на территории. – Я все это понимаю. Я приходил и спрашивал тебя сколько вас там? Что ты мне ответил? – Трое. –А что трудно было сказать правду? Ведь я не вломился к вам, а просто спросил. Да и деж по роте приходил. – Да все нормально товарищ капитан,- на его лице опять появилась наглая улыбка. Мол говори капитан,а мы поимели тебя, что задумали то и сделали. Ты лопух, простофиля, капитан. При этом что-то жестикулировал, ломался, кривлялся. Я всеми фибрами души чувствовал, как он издевается надо мной, всем видом показывал, что как лихо обвел вокруг пальца капитана. Обидно стало за себя. –Трофимов, ты не прав, ты это понимаешь? Я привык доверять людям. У тебя дважды спрашивал. Потом ходил по лагерю в поисках пропавших. – Да все нормально,товарищ капитан, в голосе опять прозвучали издевательские нотки. В свете лампочки в дежурке мне видны его глаза, они явно смеялись надо мной.

       У меня в руках была связка ключей дежурного по части на цепочке. Кто служил в авиации, поймет окакой цепочке идет речь. Солдаты их крутят из каких-то тормозных систем. Они были маленькие, но крепкие, очень удобные для ключей да и прочей мелочевки. Так вот у дежурног о на  одном конце висели ключи, а на другом крепкое кольцо. И вот я не выдержал наглости сержанта и практически без замаха хлестанул Трофимова по заднице. До сих пор у меня перед глазами та ситуация. Цепочка плавно огибает задницу и в последний момент кольцо заканчивая двигаться по своей траектории больно впивается в тело. Я сам не ожидал такого. Получился удар с оттягом.  Трофимов взвизгнул и подпрыгнул на месте. Видно удар кольца оказался болезненным. Он сжал кулаки и сделал шаг ко мне. « Сейчас ударит,»- промелькнуло в голове. Но видно у парня все было в порядке с головой, «тормоза» сработали и он остановился. Я не испугался. Физически я был крепче Трофимова, да и кое-какие навыки ведения рукопашного боя отработаны были еще в училище на физо. Нас там здорово натаскивали. Просто в голове с со скоростью молнии промелькнуло:» Будут серьезные разборки. Офицер-политработник ударил солдата и спровоцировал драку.Вышлют из ЦГВ, могут уволить и т.д. и т.п.»
      - Иди спи. Потом поговорим,-сказал Трофимову.
       Он молча повернулся и пошел к себе в палатку. Я сел на лавку и закурил. В душе все кипело. И от того,что солдат, хоть и второго года службы, пытался нагло обмануть, не пытаясь даже что-то схитрить, что только что ударил солдата и этим чуть не спровоцировал драку. А если бы была драка, то вся вина ложилась на меня. Я офицер-политработник, будучи дежурным по части, т.е. вооруженным , спровоцировал драку. Всю ночь выполнял обязанности дежурного, но мысли крутились вокруг этого события. В утреннем докладе командиру части я ничего не сказал, а вот замполиту части майору Куница Владимиру Васильевичу все рассказал. Владимир Васильевич опытный политработник с большим стажем работы с личным составом. Он внимательно выслушал меня,задал несколько вопросов, а потом, подумав, сказал:» Ладно, мне доложил, больше никому не говори». Мы разобрали это ЧП. –« Тебе надо извиниться перед солдатом,- сказал замполит,-иначе это можетполучит нехорошую огласку». Да я и сам принял такое решение. Я решил, что вечером, после ужина найду Трофимова и поговорю с ним.
        Вечером после ужина я пошел на служебную территорию. У солдат наступает время личных потребностей. Кто-то идет на спортивный городок «покачаться»,кто-то стирается,пишет письма,сидит в библиотеке в читальном зале,т.е. занимается своими делами. Как я и предполагал Трофимов  находился на спортивном городке. Увидев меня, положил гантели на подставку и подошел ко мне. –« Товарищ капитан,-обратился он ко мне,- вы меня извините за вчерашнее. Я тут подумал и понял, что был неправ». Если честно, я никак не ожидал от него такого признания. У солдата такая натура, что редко признают свои ошибки, а тем более принести свои извинения. Мы присели на лавку. Солдаты продолжали заниматься железом, но поглядывали на нас. –« Слушай , Трофимов,-обратился я к нему,-ведь я понимал,что тебе с друзьями выпал редкий случай попариться в баньке. Ведь это великолепно, я сам большой любитель париться. Все понимаю. И не было бы никакого конфликта, если бы ты честно и просто сказал, что вас там не трое , а пятеро. Ведь я же не шумел, не ругался, не прекратил вашу баню. Вы же парились сколько хотели. А я в это время бегал по территории и искал пропавших. Ты же знаешь, что командир требует, что если через 30 минут солдата не нашли, то поднимать весь личный состав на поиски. А я этого не сделал, потому что чувствовал, что ты меня обманываешь». Я немного помолчал, Трофимов сидел молча, опустив голову. –« А потом, когда ты подошел к дежурке? Стоял, что-то дергался,выделывался. В общем, я не сдержался  и ударил тебя. Поверь мне, что это первый случай, когда я ударил солдата. Короче, ты Трофимов, извини меня, не хотел я этого. Извини пожалуйста». –« Ну что вы, товарищ капитан.Вы ни в чем не виноваты». –« Пусть этот случай останется у тебя в памяти, как какое-то недоразумение. Потом, на гражданке, за кружкой пива, вспоминай его как просто интересный случай в армейской жизни. И не держи зла на офицеров, прапорщиков, а в частности на меня. Ты забудешь мою фамилию, просто будет у тебя в памити, что лысый такой политработник ударил тебя цепочкой, а ты в ответ чуть не кинулся драться». –« Ну что вы, товарищ капитан, такого не могло быть». –« Но я видел, что у тебя возникло это желание». –« Если честно, то да, я чуть не ударил вас». – « Ну вот видишь. Я угадал, значит с головой у тебя все нормально».  Мы встали. –« И помни, Трофимов. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь». Я протянул руку ему и он ответил на мое рукопожатие.  Трофимов еще служил до начала ноября. За это время замечаний к нему не было. От ротного командования слышал только положительные отзывы. Я знаю, что после увольнения из армии, Трофимовтзакончил подготовительные курсы, а потом поступил на юридический факультет Уральского Государственного университета.
        А я сделал для себя вывод:» Как бы ни складывалась обстановка, как бы не вел себя военнослужащий, как бы он не провоцировал тебе нельзя до него даже пальцем дотронуться. Маши руками, топай ногами, обзывай, но не трогай его даже пальцем. Я это знал давно. Но после случая с Трофимовым это правило прочно вошло в мою армейскую жизнь.
                Читатель,не ругай за ошибки, за то что плохо напечатал. Просто я  еще недостаточно освоил ПК.                С уважением А. Лысенков. 2009 год