Путешествие в никуда и обратно. Часть шестая

Лунная Радуга
ПУТЕШЕСТВИЕ В НИКУДА И ОБРАТНО
(СОН, ВОЗНИКШИЙ ПРИ ПРОСЛУШИВАНИИ АЛЬБОМА "ЖЕЛЕЗНЫЕ МАНТРЫ" ЗА МИНУТУ ДО ОКОНЧАНИЯ)

                КОРОЛЬ ВРЕМЕНИ
Как и обещала Гипносия, как только мы подъехали к арке,  лошади встали и ни в какую не хотели двигаться дальше. Я вышла из кареты, надела свой розовый в цветочек рюкзачок, взяла Дусю на руки и пошла дальше пешком. За моей спиной лошади развернулись и резво поскакали обратно к замку. То ли на них тяжелый дурманящий запах не действовал, то ли, наоборот, их манил пряный аромат конопляного сена, ждущего в конюшне.
Я перешла через полосу мятой травы, обозначавшей границу сонного царства, и замерла в изумлении. Когда я стояла на территории Сомнамбулии, то мне казалось, что впереди обычный лес, ничем не отличавшийся от того, по которому везла меня карета. Теперь же лес совершенно преобразился. Зелень исчезла совсем. Меня окружали странные безлистные деревья серебристого цвета с изогнутыми ветвями. Под ногами была серебристая же трава, издававшая звенящий шорох при малейшем прикосновении. В воздухе плыла какая-то легкая белесоватая дымка, наполненная запахами. Запахи прилетали волнами, смешиваясь в невообразимый, но приятный аромат. Я различала теплые запахи ванили и корицы, сменявшиеся запахами жасмина и цитруса. Потом пахнуло холодным морем и ледяной свежестью морозного ветра. Голова стала удивительно ясной, все опьяняющие ароматы Сомнамбулии выветрились и забылись. В лесу было тихо, но на фоне тишины слышался едва различимый шум, напоминающий тиканье сотен маленьких часов.
Я подняла голову вверх, между переплетающимися ветвями виднелось высокое небо синего цвета с едва заметным фиолетовым оттенком. Светило солнце, но чуть поодаль можно было различить звезды.
Размышляя над странным феноменом, я решила пойти вперед. Несмотря на загадочность окружающего пейзажа, он не вызывал у меня опасения, да и возвращаться все равно было некуда, не в Сомнамбулию же.. Дуся тоже не проявляла никаких признаков беспокойства, что еще больше укрепило меня в моем решении двигаться вперед.
Дороги не было, я шла просто по серебряной шуршащей траве, но лес был не густой, идти можно было спокойно. Никаких живых существ мне не встречалось.
Сколько я прошла, не знаю, чувство времени совершенно исчезло, хотя в обычном состоянии и в обычном мире оно у меня неплохое. Расстояние  определить на глазок было невозможно, серебристые деревья всюду были одинаковыми, когда я оглядывалась, картина позади меня ничем не отличалось от той, что была впереди. Я уже стала подозревать, что иду по кругу, как обычно бродят заблудившиеся в лесу.
Но как-то внезапно деревья разбежались в стороны, как две половины театрального занавеса и передо мной открылась поляна, заросшая той же остролистой серебристой травой, разве что теперь среди нее появились фиолетовые цветочки, имеющие форму многолучевых звездочек. Посреди поляны стоял большой стеклянный дом. Может быть, даже и замок. Хотя нет, для настоящего замка он был все же маловат.  Три этажа, крыша из прозрачного голубого стекла, украшенная по углам декоративными башенками, прозрачные стеклянные стены , отливающие бликами на солнце. Кстати, здесь на поляне солнце светило ярче, чем в лесу. Но вернусь к стеклянному дому. Может быть, это было и не стекло, а какой-то другой материал. Но мне он показался издали стеклом. Через прозрачные стены можно было увидеть обстановку, довольно строгую, чем-то напоминающую средневековые японские дома. Стеклянные раздвижные перегородки между комнатами, небольшие комодики, тумбочки, все это бело-золотистого цвета, ширмы с графическими рисунками и фарфоровые вазы, расписанные листьями и иероглифами. Полы, судя по всему, были витражными, как и окна. Но не из яркого стекла, как обычные знакомые мне витражи, а из многоугольных матовых кусочков пастельных тонов.
Я подошла ближе, дом и в самом деле был стеклянным. Крыльцо со стеклянными ступенями, на которое страшновато было ступать, целиком стеклянная же створчатая  входная дверь с легким зеленоватым отливом. Никакой таблички или надписи.
Я остановилась, раздумывая, стоит ли входить или хотя бы стучать. Колокольчик, полагающийся в таких случаях, или более современный звонок отсутствовали. Дом был пуст, но производил впечатление жилого, несмотря на полное отсутствие живых существ внутри. Какое-то странное, не поддающееся объяснению, ощущение сказало мне об этом. Поэтому я и поколебалась. Не хотелось быть Машей из известной сказки. А то появятся потом хозяева и будут выяснять, кто сломал их любимое кресло и, заодно, уничтожил недельные запасы продовольствия. 
Я стояла, разглядывая дом. Дуся смотрела на меня с тревожным выражением на морде, но с рук не рвалась. Значит, опасности не было, иначе кошка давно бы замяукала и убежала куда подальше.
За моей спиной раздалось вежливое покашливание и спокойный голос произнес:
- Добро пожаловать.
Я обернулась. Передо мной стоял высокий худой человек, закутанный в  серебристый с синеватым отливом плащ. В руках он держал трость из матового стекла с серебряным круглым набалдашником безо всяких изысков. Руки у него были очень красивые, как у музыканта. Узкие ладони с длинными, ровными пальцами. Ногти овальные, ухоженные. Никаких колец и прочих украшений. Лицом человек чем-то напоминал Дэвида Боуи. Сначала мне показалось, что он достаточно молод, но потом я заглянула в его серо-стальные глаза и поняла, что он намного старше. Вообще, его лицо было странным, то оно казалось лицом юноши, то, вдруг, в нем проступали  заостренные черты почтенного аксакала, а временами и вовсе казалось лицом высеченной из мрамора древней статуи, возраст которой потерялся не то, что в веках, а в тысячелетиях. Волосы у человека были белые с платиновым отливом, длинные, собранные в хвост, завязанный узлом.
Дуся замерла, уставившись на незнакомца. А я спросила:
- Кто Вы?
- Здесь принято называть меня Королем Времени. Но это неверное имя. У времени нет королей и хозяев.
И голос у него был необычный, звучал очень размеренно, без особых модуляций, холодно, но не отстраненно. Мне послышался в его голосе рокот северного моря, свист зимнего ветра, шорох песчинок в песочных часах  и зов вечности. Конечно, зова вечности я никогда не слышала, но мне подумалось, что он звучал бы именно так.
- Как же тогда к Вам обращаться? – спросила я, не желая показаться невежливой. – Значит, не Ваше Величество?
- Нет, - человек медленно покачал головой. – Короли повелевают и управляют. А временем нельзя повелевать. Нельзя  управлять тем, чего нет.
- Как же это нет? – спросила я. – А что тогда показывают часы?
Человек посмотрел мне в глаза, по моей спине пробежал холодок. Не от опасности, нет. Просто, как будто воздух вокруг меня стал прохладней.
- Часы – это условность. Как и календарь.
- Наверное, я с вами соглашусь, - кивнула я. – Календарей много, каждый, кто хочет, выбирает точку отсчета на свое усмотрение. Да и часы бывают разные. Но все они что-то измеряют. Да и ученые все время говорят про время. Называют его даже четвертым измерением.
- Времени нет. – повторил человек. – Все приборы измеряют только скорость. Скорость с какой разрушаются неодушевленные предметы, а живые существа неотвратимо приближаются к своему концу. Но и эта скорость различна.
- От чего же она зависит?  - поинтересовалась я.
- От восприятия. Каждое существо воспринимает скорость по-своему. С этой позиции ваша жизнь ничуть не длиннее жизни полевой мыши или бабочки-поденки. А жизнь баобаба не длиннее вашей.
- Опять соглашусь, - задумчиво сказала я. – Да и восприятие меняется в зависимости от ситуации. Говорят, перед смертью человек заново проживает всю свою жизнь за секунды, не знаю, мне так не показалось. Хотя, опять же, не могу сказать, умерла ли я.  Но, помню, в детстве, когда на меня падали железные качели, время так замедлилось, что я успела откатиться в сторону и даже встать. И еще долго наблюдала за тем, как этот  железный полукруг валится на землю. Но если времени нет, кто же тогда Вы?
- Скорее Блюститель порядка или Смотритель, - ответил человек. – Я слежу за тем, чтобы все назначенные события происходили в строгой очередности.  Следствие следовало за причиной, а повод никогда не был исходом.
- Как же Вы один со всем этим управляетесь? – удивилась я. – Ведь множество событий случаются в одно и тоже время. Ну, вот, опять это слово.
- Для обозначения  одномоментности это слово можно употребить. А для того, чтобы четко соблюдать последовательность событий, у меня есть помощники.
Он поднял свою трость и махнул ей в воздухе. Послышался тихий звон и я увидела тысячи золотистых блесток вокруг. Они кружились, как снежинки в пургу. Как я ни старалась, не могла разглядеть, что они такое на самом деле.
- Значит, Вы не человек? -  я даже и не спросила, я сказала утвердительно.
- Нет, - покачал головой Блюститель. – Это просто маска, форма, оболочка. Называйте, как хотите. Просто для того, чтобы вам было привычней общаться. Согласитесь, непривычно разговаривать с огненным шаром или столбом света.
- Действительно, - я даже и не нашлась, что еще сказать. Вот и Гудвин Великий и Ужасный появился, про которого никто не знает, как он на самом деле выглядит. Интересно, а желания он исполняет? Мне бы обратно в Канзас, то есть не в Америку, конечно, а домой, к недомытому окну.
Потом я все же собралась с мыслями:
- Собственно, Вы можете выглядеть, как Вам удобней, я не из пугливых. Да и теперь-то я знаю, кто Вы.
- Мне удобней выглядеть так, - сказал Блюститель.
- Тогда позвольте называть Вас Королем, хоть Вы  таковым и не являетесь. Принципиальной разницы в имени или титуле, как я понимаю, все равно нет, а мне не нравятся ни Блюститель, ни Смотритель. Как-то казенно.
- Как хотите, - кивнул Король.
- А позвольте поинтересоваться, кем назначены все эти события, которые происходят или должны произойти? Богом, вероятно?
Губы Короля чуть раздвинулись в улыбке:
- Вы, женщины, слишком любопытны, из-за этого случаются многие несчастья. Взять, к примеру, Еву или Пандору.
- Это мужчины так считают, - я бестактно перебила  Короля. – А, на самом деле, мы, женщины, своим любопытством двигаем прогресс. Да это и не любопытство вовсе,  а тяга к знаниям. Если бы Ева не сорвала то яблоко, человечество до сих пор не могло бы отличить плохое от хорошего и даже фигового листа бы не изобрело. Адам бы так и валялся под деревом на песочке и ждал, когда Господь Бог натрясет ему манну небесную в рот. А если бы Пандора не выпустила все чувства из ящика, люди были бы беззаботными роботами. Впрочем, и роботам чего-то нужно, хотя бы масло для шарниров. А чувства заставляют людей куда-то стремиться, изменять свою жизнь. Если бы не наша женская тяга к познанию, мужики так и лежали бы на диване. Да и  диванов бы тоже не было, мужикам и травы достаточно.
- И это говорит женщина, не имеющая мужчины, которого можно было бы стимулировать, - сказал Король. Если бы не легкая улыбка и чуть потеплевший тон, я бы обиделась.
- Значит, Вы все обо мне знаете, - сказала я, -   Нет необходимости представляться. А что  касается мужчин, я своих студентов мужского пола стимулирую. К более тщательному овладеванию знаниями и получению хороших оценок. Впрочем, то же самое относится и студенткам.  Но, позвольте, если вы не человек, значит, Вы – Бог?
Губы Короля снова чуть тронула улыбка.
- Нет, я не являюсь Богом. Боги могут изменять последовательность событий и вещей. Я – не могу. Я лишь слежу за тем, чтобы все происходило в назначенном порядке.
Беседа казалась мне занимательной, но запутанной. Дуся внимательно вслушивалась в слова, как будто что-то понимала. Может быть, и понимала, никто ведь не знает, что понимают кошки. А, может быть, у них со временем или, если правильней говорить, с восприятием  последовательности событий, свои особые отношения. Вдруг кошки помнят все свои девять жизней?
- Значит, эта последовательность может быть как-то нарушена? – спросила я у Короля.
Король кивнул головой,  платиновый хвост согласно кивнул следом.
- Безусловно. Поэтому за этим и приходиться наблюдать.
- Выходит, и боги не всемогущи, - вздохнула я, - раз уж кому-то приходиться работать для воплощения их замыслов.
- Для всемогущества боги имеют помощников, таких, как я.
- А у Вас, в свою очередь, есть свои помощники. Целая иерархия получается, задумчиво произнесла я, стараясь представить всю эту иерархическую лестницу.
- Все несколько проще и сложнее, - сказал Король. – Я ведь только называю их своими помощниками,   на самом деле, это тоже я. Просто, так удобней находиться во разных местах одновременно.
- Получается, Вы и сейчас, разговаривая со мной, находитесь не только здесь?
- Разумеется. Иначе нельзя.
- Ну, уж простите великодушно мое любопытство, - быстро заговорила я, - такие, мы, женщины, сами сказали.  Но, не думаю, что из этого получиться какая-нибудь беда. Кто же Вы все-таки на самом деле?
Король опять едва заметно усмехнулся.
- Называйте меня сущностью. В последние годы в вашем мире любят это слово.
Я поняла, что не добьюсь ничего определенного. Или его и быть не могло в этом случае? Сложно все-таки общаться с высшими существами. Опыта у меня в этих вопросах никакого. Решила подождать немного, раз уж Король сам появился, значит что-то от меня хочет. Пусть сам и скажет.
- Не хотите ли зайти в дом? – спросил Король.- Не могу сказать, что там есть что-то интересное, но гостей не принято держать на улице.
- Отчего же и не зайти, - пожала я плечами и обратилась к Дусе: - Как ты думаешь, кошка, зайдем?
Дуся подняла голову и посмотрела на меня мудрым взглядом, только разве что головой  не кивнула в знак согласия. По-моему, она меня понимает намного лучше, чем я ее.
Король прошел вперед, неслышно поднялся по ступеням крыльца и бесшумно распахнул передо мной створки двери. Я осторожно ступила на крыльцо, раздумывая, выдержит ли оно мой не маленький вес. Как известно, я не отношусь к женщинам-пушинкам, скорее – к женщинам-пушкам. Ступени выдержали, идти по ним было легко, не скользко, как можно было бы предположить. Или это потому, что я в кедах, а резина не скользит? Или это все-таки не стекло? Я не удержалась и, подойдя к двери, перед тем, как войти, потрогала ее рукой. Это действительно было стекло, самое настоящее – твердое, гладкое и холодное
Король заметил мой жест и произнес:
- На самом деле это иллюзия стекла. Как такового дома не существует, мне не нужно жилья для существования. Дом я создаю только для гостей.
- Значит, я - Ваш гость, - проговорила я утвердительным тоном. Пожалуй, это утверждение трудно было оспорить. – А к какому разряду гостей я отношусь – прошеных или незваных?
- В определенном значении ко мне приходят только званые гости. Остальные просто не попадут, - ответил Король, снова чуть улыбаясь. И сделал широкий жест рукой, означающий, что я могу проходить дальше.
Мы стояли в большом стеклянном холле с витражом на полу вместо ковра. Витраж был сделан из маленьких листиков-кусочков различных оттенков зеленого цвета. Я насчитала минимум двадцать. Стены тоже отливали зеленым, хотя снаружи все стены казались мне прозрачными. Да и холл снаружи я не заметила. Ну, что ж, иллюзия, так иллюзия. Но вполне ощутимая. Холл был почти пустой, за исключением двух ширм тоже зеленого цвета с росписью в виде узких длинных листьев.
Король шел впереди меня. Пройдя через холл, он распахнул следующую дверь, ведущую в просторный зал. На полу зала был витраж из звездчатых осколков фиолетовых оттенков, такие же витражи, только поменьше располагались на стенах вместо картин. Стены отливали чуть уловимой синевой. На полу стояли маленькие тумбочки и огромные напольные вазы с причудливо изогнутыми сухими ветками, вместо цветов. Слева у стены лежало нечто вроде прозрачного татами или матраса, по виду тоже стеклянного. Король жестом предложил присесть. Я недоверчиво потрогала место для сидения рукой. А вот это уже было не стекло, а непонятно что. Упругое, прохладное, гладкое на ощупь, но очень притягательное. Я немедленно плюхнулась на   этот матрас. Хоть он был и низковат, но вполне удобен. Дуся спрыгнула с рук и устроилась рядом, обернувшись хвостом. Король сел в позе лотоса чуть поодаль, плащ он так и не снял, и ткань складками струилась по его фигуре. Я подумала, что он не разделся, чтобы не заботиться о форме тела. Под плащом оно могло быть любым или отсутствовать вовсе.               
Я, конечно,  позу лотоса принять бы при всем желании не смогла, поэтому просто вытянула ноги, а спиной прижалась к стене для удобства. Решила, что раз уж я гость, могу сидеть так, как хочу. И продолжила начатую тему разговора:
- Уважаемый Король, если я – званый гость, то кто меня позвал и зачем? Вы?
Король покачал головой.
- Не совсем так. Но сюда могут попасть далеко не все. У вас хороший проводник.
Я огляделась по сторонам, никого постороннего не заметила.
-  У меня нет никакого проводника, кроме кошки. А она на эту роль вряд ли годится. Да и будь у меня проводник, я давно бы уже была в Городе Храмов.
- У вас есть проводник, уж вы мне поверьте, - Король посмотрел мне в глаза. Взгляд его был спокоен, но я все же рассмотрела там некий оттенок дружелюбия. -  Я разбираюсь в таких вещах. Без проводника в мои владения  попасть невозможно. Но, даже с проводником, путь ваш не будет прям и короток. Вы пройдете через то, что полагается  и встретите тех, кого должны встретить. Но,  так или иначе, достигнете Города Храмов намного раньше, чем иные на вашем месте.
Эта фраза несколько меня утешила. Значит, я не одна такая исключительная, другие тоже сюда (не знаю, правда, куда точно) попадают. И, возможно, выбираются обратно.
- Конечно, Вы не скажете мне, как попасть в Город Храмов, - грустно сказала я. – В этой реальности или мировосприятии, даже не знаю, как правильно выразиться, никто не сказал мне по этому поводу ничего вразумительного.
- Любое название будет верным и  неверным, - загадочно произнес Король. – Потому, что единого названия для того мира, в котором мы с вами находимся, не существует. Для стран, земель, городов – есть, но для всего мира, в целом, нет. И единого пути тоже нет. Как вы уже могли заметить, одна место просто переходит в другое, причем для разных людей это будут разные места. За исключением нескольких существ, никто не сможет вам сказать, в какую страну вы попадете.
- Но Вы-то, вероятно, как раз и относитесь к таким существам, - я жалобно посмотрела на Короля. Обычно на мужчин этот взгляд действует, но Король – не мужчина и, вообще, не человек. Его так просто не разжалобишь.
И – верно. Король отрицательно покачал головой, белый хвост мотнулся в такт.
- Я не могу вам этого сказать. Я знаю последовательность, но если она будет известна кому-то еще, она может быть нарушена. Положитесь на своего проводника. Этого вполне достаточно.
Я вздохнула. Дуся утешительно потерлась мордой о мою руку и замурлыкала. Кто ее знает, может быть, она  этого проводника лично знает, или, по крайней мере, видит. Только я не в курсе. Не порядок!
- Простите, Король, может быть, Вы мне хотя бы скажете, как я сюда попала? По чьему злонамеренному желанию? Кого поминать незлым тихим словом в качестве благодарности за непрошенные приключения? Я, знаете, не Бильбо Бэггинз, даже в самых потаенных мечтах не жаждала путешествий. По сути, я – домоседка. Лучше мягкий диван, чем дальняя дорога. Да и дракона, которого надо побеждать, я надеюсь, впереди не предвидится. Все-таки, не женское это дело с драконами биться.
- Дракона точно не будет, это я вам обещаю, - усмехнулся Король краями губ. – А попали вы сюда из-за своего чрезмерного любопытства, что бы вы не говорили и как бы не называли это извечным женским стремлением к познанию.
- Из-за какого это любопытства? – возмутилась я. – Куда это я влезла не туда, куда надо?
- Не надо было слушать то, что не хотелось, - ответил Король. – Если не нравилось, почему не выключили вовремя?
- Да всего-навсего хотелось узнать, что слушают нынешние неформальные объединения молодежи, готы, в частности. Но ничего готического я там не обнаружила. А выключать некогда было, я же мыла окно. Ну, и интересно было, чем закончится. Иногда в конце бывает самое лучшее, но это, кажется, был не тот случай. Ну, и обычно я предпочитаю доводить дело до конца, - я почувствовала, что оправдываюсь, как студент на экзамене, пойманный за списыванием. И поспешила сменить тему:
- А проводник как с этим связан?
Король пожал плечами:
- Никак. Проводник либо есть, либо его нет совсем. Всегда, в любом мире, в любой реальности. Независимо от тех исполнителей, которых вы предпочитаете слушать.
И тоже сменил тему. Вспомнил, наверное, что он – хозяин этого дома, пусть и иллюзорного.
- Не хотите ли чаю? – любезно спросил Король, его серые глаза остановились на моем лице.  Я не заметила в них большого интереса, скорее Король отстраненно наблюдал за мной.
- Хочу, - ответила я. Вот сейчас мне действительно стало любопытно, что он предложит выпить.
Король сделал пасс рукой и извлек из воздуха серебристую чашку тончайшего фарфора. В чашке что-то дымилось. Король передал ее мне и как, порядочный хозяин, материализовал вторую точно такую же чашку для себя.
Я поднесла напиток к губам. Это был не совсем чай, скорее какой-то травяной настой, я различила в нем вкус мяты, земляники и еще чего-то, довольно приятного.
- А чай – настоящий, или тоже иллюзия? – спросила я.
- В какой-то мере – иллюзия, - ответил Король. – По большому счету – весь мир вокруг нас не более, чем иллюзия. Отображение чего-то, существующего вовне, в органах восприятия воспринимающего. Даже два очень близких человека никогда не воспринимают этот мир одинаково. Что же говорить о восприятии человека и, к примеру, дождевого червя?  Судя по тому, что отражается в органах чувств, они существуют в двух, совершенно разных мирах. Следовательно, никто не может сказать, каков этот мир в реальности.
- Но Вы-то, вероятно, можете? – спросила я, допивая чай и ставя чашку рядом с собой на иллюзорное подобие матраса.
- Даже я не могу, - ответил Король. – Я воспринимаю  миры по-разному, в зависимости оттого, что происходит и что мне нужно сделать.
- А как же тогда Бог? Уж он-то объективно воспринимает все миры?
- А кто сказал, что мы не есть иллюзия в восприятии Бога, им же самим для чего-то созданная? – Король посмотрел вверх. Через прозрачный потолок, являющийся полом для следующего этажа, через верхние два этажа и крышу, просвечивало небо с мигающими синими звездами.
  Я посмотрела на свою чашку, вернее на то место, где я ее оставила. Чашка исчезла. А чашка Короля просто медленно растворилась в воздухе у меня на глазах. 
- Как это все сложно, правда, Дуся? – вздохнула я. Кошка задумчиво посмотрела на меня и прикрыла глаза, давая понять, что не склонна вести беседы на философские темы.
- Я, конечно, понимаю, что Вы не ответите на такие вопросы, - продолжила я разговор. – Наверное, если истинный ответ будет известен, мир изменится, а то, и вовсе, перестанет существовать. Поэтому люди всегда будут задавать эти вопросы, но ответа не найдут никогда. Но не могли бы  Вы сказать, существуют ли способы замедлить восприятие времени, то есть хода событий, сознательно? Навсегда? Это было бы славно, можно было бы за час переделать кучу дел, а то мне вечно времени не хватает. Не успеваю ничего.
Король хитро усмехнулся:
- Замедлить восприятие можно, только успевать вы будете ровно столько же. Просто будете делать это медленно, в соответствии с восприятием. Растянуть сутки на тридцать часов не получится.
  - Жаль, - вздохнула я. – А было бы здорово.
- Было бы здорово не делать лишних дел, - сказал Король. – Если вы чего-то не успеваете, значит, делаете слишком много ненужного. И, возможно, забываете за всей этой суетой нечто более важное.
Я развела руками:
- Да вроде бы все, что я делаю, важно. Без этого не обойтись. И на работе и дома. Даже и окна иногда надо мыть, хоть это и может закончиться столь печально.
Король внимательно посмотрел на меня. Мне показалось, на меня повеяло вечностью.
- На вашем месте я бы серьезно подумал над этим вопросом, - произнес Король. – До того момента, когда это станет необходимым условием. Пока у вас есть время. Потом его может не хватить. 
- Спасибо за предупреждение, - поблагодарила я Короля. – Но, скажите, если уж я попала в Ваши владения, какой в этом смысл? Помнится, вы говорили, что тот, кто сюда попадает, оказывается здесь не случайно.
- Вот, все вам расскажи, - Король плотнее запахнул свой плащ. – Да ведь, если вы будете знать все наперед, вам же первой станет не интересно. Если бы люди знали свою судьбу заранее, большинство просто предпочло бы не родиться!
- Наверное, да, - кивнула я. – Но иногда так хочется заглянуть в конец книги, чтобы узнать, хорошо ли все закончилось. И, хотя, я  делаю это крайне редко,  но, по-моему, сейчас как раз тот случай. Жалко, что вы мне не хотите подсказать.
- Несолидно для преподавателя требовать подсказки, - сказал Король без намека на какое-либо осуждение в тоне.
- Конечно, - согласилась я. – Только в настоящий момент я не преподаватель, вся моя педагогическая деятельность осталась там, по ту сторону недомытого окна. Сейчас я – просто заблудившийся путник, надеющийся узнать дорогу, и засветло попасть домой. Согласитесь, требовать подсказки и спрашивать дорогу, это не одно и то же.
- Соглашусь, - ответил Король. – Но, все, что вам нужно, я уже сказал.
Меня интересовал еще один, как мне казалось, важный вопрос. Я посмотрела на бесстрастное лицо Короля и произнесла:
- В начале нашей встречи Вы сказали, что Ваша обязанность следить за ходом событий. Из чего я делаю вывод, что последовательность может быть как-то нарушена. Кем-то или чем-то.
Король помолчал, взяв довольно длительную паузу. Мне почему-то вспомнился «Театр» Моэма: «Если взяла паузу, держи ее, сколько можешь». Может быть, потому, что Королю не нужно было собираться с мыслями или подбирать слова. У таких сущностей на все ответы давно готовы. Скорее всего, он решал, достойна ли я этого ответа. Но раз уж допустил к себе такую отвратительно любопытную персону, значит,  что из этого выйдет.
Король плотнее запахнул свой плащ и завершил свою паузу:
- Вы правы, последовательность может быть нарушена. Но это требует либо очень большой жертвы, либо очень большой личной силы, что, впрочем,  равнозначно. Ибо трата силы тоже жертва.
- А пример можете привести? – совсем уж обнаглела я.
Король пожал плечами:
- Пожалуйста, извольте. Есть такой персонаж в классической китайской литературе – Царь обезъян. Умудрился переписать Книгу Судеб для всего своего народа. Или Орфей, который получил разрешение вернуть умершую Эвридику в живой мир.
- Но это же литературные персонажи, - разочарованно протянула я, - Иллюзорные, так сказать. А реальные персонажи были?
Король рассмеялся. Смех его напоминал звон стеклянного колокольчика, что показалось мне странным. Я считала, что такие сущности, если им вообще положено смеяться, должны издавать какие-то величественные звуки, вроде рокота огромного водопада  или раскатистого горного эха.
-  На вас не угодишь, - произнес Король, перестав смеяться. – Сидите на иллюзорном диване в иллюзорном доме, разговариваете с иллюзорной сущностью  и требуете чего-то реального. Да кто вам сказал, что эти персонажи не были настоящими? Что их жизнь менее реальна, чем ваша?
- Собственно, никаких достоверных фактов, подтверждающих мое реальное существование, особенно в данный момент я не имею, - вынуждена была признать я.
- Вот это правильное отображение действительности, - сказал Король. – А назови я вам другие имена, разве  они сказали бы вам что-нибудь? Подавляющее большинство этих людей никому не известны.
- Вот как? – удивилась я. – А я думала, что от судеб некоторых людей зависят судьбы народов. Что есть такие определяющие личности, которые поворачивают пути развития мира.
- Вовсе нет, - покачал головой Король. – Вы путаете последовательность событий в мире с судьбами людей. Я не занимаюсь отдельно взятыми судьбами, я лишь слежу за последовательностью событий в мире. Если должна начаться Первая Мировая Война, она начнется, независимо от того, убьет кто-нибудь принца Фердинанда или он будет продолжать благополучно здравствовать. Поводов может быть много, главное, чтобы за ними последовали определенные события. Которым назначено произойти. Эти события совершенно не зависят от каких-то конкретных людей. Вернее, какой-то конкретный человек всегда будет, но есть выбор, он может быть тем или другим. Скажем, если бы Адольф Гитлер стал художником, к власти пришел бы какой-нибудь Браун или Шмайссель, не важно. Но Третий Рейх в Германии был бы все равно. И Вторая Мировая Война тоже.
- И что же, - спросила я, - нет никаких поворотных точек, в которых можно было бы остановиться и что-то изменить?
- Нет, - жестко произнес Король. – В вашем мире - нет. Есть другие миры, в которых события проходили совершенно иными путями.
- Значит, Вы привели некорректные примеры, говоря о тех персонажах, которые изменили ход событий. Они изменили не ход событий вообще, а судьбы.
- Значит, так, - согласился Король. – Можно изменить последовательность событий в одной судьбе или нескольких. Если это не противоречит общему ходу событий. А вот в одной отдельно взятой судьбе поворотных моментов достаточно.
- А что можно принести в жертву? – поинтересовалась я.
- Что-то достаточно ценное и значимое. Чтобы это соответствовало получаемому исходу. И еще – исход не должен противоречить общему ходу событий.
- Что-то я совсем запуталась, - пробормотала я, начиная чувствовать себя немного туповатой, - То Вы говорите, что Вас не интересуют судьбы отдельных людей, а теперь оказывается, что они не должны оказывать влияние на ход событий…
- Я не говорил, что меня не интересуют судьбы отдельных личностей, - Король посмотрел на меня взглядом преподавателя. - Я сказал, что не занимаюсь судьбами людей. Почти. До определенного момента меня не интересует, кто и как меняет свои судьбы. Но когда подходит  очередное назначенное событие, я высматриваю тех людей, которые подходят для его воплощения. Надеюсь, вы понимаете, что почти ни одно событие в вашем мире не происходит без участия в нем людей. Даже природные явления  так или иначе вовлекают каких-то личностей. Когда я выбрал кого-либо, его судьба становится жестко регламентированной и подчиняется ходу назначенных вещей. Никакая жертва не в силах ничего изменить. 
Я поежилась, по спине пробежал холодок. Стало как-то страшновато, хоть за свою, смею сказать, сравнивая себя со студентами,  долгую жизнь, я насмотрелась многого, как в личном, так и в мировом масштабах. Я посмотрела Королю в глаза:
- Надеюсь, Вы меня ни для чего такого не избрали?
Король сделал очень человеческий жест, положив свою руку на мою. Рука у него была прохладной, мягкой.
- Нет, - сказал Король, - можете спать спокойно. Это мой первый подарок вам.
И убрал руку. А жаль, мне было приятно. А так осталось просто любопытствовать дальше:
- А, что, будут еще подарки? 
Король кивнул, но ничего не сказал.
- Значит, я могу менять свою судьбу сколько угодно? – продолжала я.
- Если имеете возможность приносить столько жертв, то – да, - согласился Король. – Но если вы хотите вернуться, вам придется кое-что изменить в своей жизни. Не радикально, конечно. В какой-то ее части. Иначе вы не сможете вернуться. Вспомните это, когда придет время.
Я вздохнула и решила, что об этом, я как Скарлет O`Хара, подумаю завтра. А еще лучше, в то самое время. Сейчас есть более интересные вопросы.
- Скажите, Король, если человек не имеет личной силы или желания приносить жертвы, его судьба жестко предопределена?
- Нет, - Король своим посохом стал чертить на полу какое-то изображение.
Хоть пол и был стеклянным, но на нем появились вдавленные линии и точки, как будто это было не стекло, а пластилин.
- Есть определенные узловые моменты, - Король показал на точки на чертеже. – Они и определяют собственно судьбу. У кого-то этих точек много, у кого-то всего две-три. Но пройти расстояние между точками можно разными путями.
Король показал на линии, пучком расходящиеся от одной точки и сходящиеся в другой.
- Пути могут короткими и длинными, простыми и сложными,. прямыми и запутанными. Вот их-то человек волен выбирать сам.
- Что-то подобное я здесь уже слышала, - пробормотала я. – Про путь в Город Храмов. Это что, такая объемно-временная метафора жизненного пути?
- Почему же метафора? – отозвался Король. – Это тоже часть вашего жизненного пути. Возможно, самая важная.
- Хоть бы подсказочку какую дали, что ли, - попыталась я закинуть удочку.
- Я уж и так сказал вам достаточно, - Король перевернул посох и серебряным набалдашником потер рисунок. Линии исчезли, пол снова стал первозданно гладким.- Теперь вам пора идти далее. Пойдемте, я провожу вас. А по пути до крыльца, подумайте, какой второй подарок вы хотите получить. Я могу подарить вам  минуту, которую вы можете растянуть по своему желанию, как угодно долго, причем наполнить ее любыми действиями. Или могу подарить вам любой предмет, какой заблагорассудите. Думайте.
И поднялся со стеклянного сиденья, жестом пригласив меня следовать за собой. Я взяла Дусю на руки и пошла за Королем к выходу. Думать, как мне показалось, было не о чем. Я уже выбрала. 
Мы вышли на крыльцо. Я ощутила, как стеклянная дверь бесшумно захлопнулась за моей спиной. Король, как и полагается мужчине, хоть по сути таковым он не являлся, подал мне руку, чтобы я спустилась по ступеням.
- Ну, что, выбрали подарок? – спросил он, когда я обеими ногами встала на землю.
- Конечно, - быстро сказала я. – Что тут думать-то. Минута – это слишком мало.
- Не делайте поспешных выводов, - усмехнулся Король. – Ведь никогда не знаешь, что может понадобиться в следующее мгновение.
- Это правда, - отозвалась я, - Только я выкину что-нибудь за ненадобностью, как именно эта вещь и оказывается самой необходимой. Но одной минуты мне не хватит. Вот если  бы сутки…
Тут я почувствовала, что Дуся стучит лапой по моей руке. Я перевела взгляд на кошку. Дуся только головой не качала, хвост ее извивался мохнатой серой змеей.
- Заметьте,  и кошка советует подумать, - сказал Король, - Разве вы не доверяете своей кошке?
- Доверяю, - вздохнула я, - Но выбор мой. И пусть я потом буду раскаиваться, что ж делать. Все равно, ума не приложу, как мне может пригодиться эта минута. А Вы не подсказываете.
Король отрицательно покачал головой.
- Подарите мне, знаете что, - продолжила я, - велосипед. Надоело пешком ходить, нужно какое-то надежное транспортное средство. Лошадей надо кормить, да и неудобно с каретой возиться, машину я водить не умею, ее к тому же заправлять чем-то нужно. А сфинксы не каждый день попадаются, может он тут вообще единственный. Велосипед лучше всего, я на нем и ездить умею с детства. И сейчас, когда время позволяет, катаюсь с племянниками. Подарите мне велосипед.
- Пожалуйста, - беззаботным тоном сказал Король. Тему выбора он посчитал закрытой.
- Только попроще, - попросила я. – Без лишних наворотов. Мне не нужен горный велосипед с двадцатью пятью скоростями. Подарите мне обычную «Каму», какая была у меня в детстве. Думаю, будет достаточно.
- Пожалуйста, - повторил Король.
Из-за его спины выкатился велосипед и подъехал ко мне. Я схватила машину за руль. Обычная «Кама», с темно-синей складной рамой, такая же, как у меня и была, только совсем новая. И багажник над задним колесом в виде корзинки, наверное, специально для Дуси. 
- По дороге не сломается, доедете благополучно, - сказал Король. – Даже шины подкачивать не придется, поэтому насоса нет. Вам лишние предметы ни к чему.
- Спасибо, большое спасибо, - чистосердечно произнесла я. – А лишних предметов, и правда,  не нужно. Сфинкс и так снабдил меня самым необходимым.  Но напоследок, скажите все же, Король, почему я к Вам попала? Горилла, Железный Сфинкс, Сомнамбулия, могло бы быть и что-то другое, вместо этого. Хотя, может, и это имело смысл, потом разберусь. Но, мне кажется, к Вам я попала не случайно. Не думаю, что за подарком. Может у меня какие проблемы со временем? Этакая сказочка о потерянном времени. Но вроде бы я время зря не теряю.
- Все-таки, вы излишне любопытны, -  произнес Король насмешливым тоном, - А вы не допускаете мысли, что мне просто захотелось развлечься чуток и побеседовать на умные темы? А?
И жестом предложил мне сесть на велосипед, давая понять, что аудиенция закончена и больше мое любопытство он удовлетворять не намерен. Мне оставалось только подчиниться.  Я посадила Дусю в багажник, сама села на седло.
- Прощайте, Король, - сказала я. – Мы ведь больше не увидимся. Никогда. Даже если Вы каким-то образом окажетесь рядом в моем мире, куда я все же надеюсь вернуться, я Вас не увижу. Не положено, вероятно.
- Прощайте, - сказал Король, не подтверждая и не опровергая моих слов, и подтолкнул велосипед.
Я покатила по серебристой траве к лесу. Когда я оглянулась, никакой поляны уже не было. Позади снова были серебристые деревья без листьев. А потом и деревья исчезли. Я оказалась в обычном лесу, из каких-то грабов или буков, вперемешку с березами. Между деревьями просвечивала дорога. Я выехала на нее и покатила вперед. Куда-нибудь да попаду.
Кстати, когда я подняла глаза, мне показалось, что солнце стоит там же, где оно и было, когда меня покинули сомнамбулийские лошади. Похоже, пока я разговаривала с Королем, время не двигалось. Судя по солнцу, все еще было раннее утро.