А сказка до сих пор жива!

Галина Рогалева
   Весной  2005 года Читинскому областному театру кукол исполнилось 70 лет. Самые драматичные из них выпали на долю Маргариты Алексеевны Поспеловой. Потомственная актриса и режиссер, за 40 лет творческой деятельности она построила  в Чите Дом сказки, взрастила и воспитала десятки учеников, оставив в каждом из них частицу любви к своей беспокойной профессии.
               
    Сергей Образцов ласково называл ее «забайкалочкой», Иннокентий Смоктуновский  -«учителем». А на обратной стороне хранящейся в семейном альбоме фотографии белокурого мальчика рукой подруги написано: «На память тете Рите от певца Виталика Соломина четырех лет»… Эти несколько штрихов биографии могли бы стать основой большого увлекательного романа о жизни  Маргариты Поспеловой…
    Все, чем жив сегодня областной театр кукол – бо'льшая часть ее души. Потому-то Маргарита Алексеевна и называет его не вторым, как принято у нас говорить о работе, а первым Домом. Из 17 нынешних актеров театра - десять ее ученики. Она вырастила троих дочек, две из которых пошли в артистки. Вилена (ныне Собенникова) работает в театре кукол. Виктория (Чернятина) вместе с дочкой Татьяной ведет театральный кружок «Золотой ключик» в доме детского творчества. Только старшая - Лилиана стала врачом. Но уже среди пяти внуков и четырех правнуков есть подающие творческие надежды дарования….
Да, для нее театр был Домом. Маргарита Алексеевна подчеркивает это, хотя многие годы дома как такого, у театра кукол и не было.  Ведь со дня  основания он несколько десятилетий именовался передвижным, и многие поколения  актеров колесили по области на стареньком газике-полуторке, а то и  пешком от села к селу ходили – выделенной каким-нибудь хозяйством или сельсоветом подводы едва хватало для реквизита.
Было это в грозные сороковые - театр и тогда не прекращал работать. Жуткий холод, частенько сопровождавший эти творческие путешествия, сказался после на здоровье многих актеров. Но по молодости всё было нипочём, да и чувство долга  было высоким – их ждали, они умели поднять настроение. И не только  ребятишкам! Как-то в Борзинском районе в одной из воинских частей бедолаг на руках с грузовика снимали – так промерзли… Случалось, и детей своих в пути рожали: в Агинском, лет пятьдесят назад, ведущую актрису после спектакля едва до роддома довезти успели… Ныне тот злополоучный новорожденный - известный журналист, заслуженнй работник культуры России, корреспондент газеты "На боевом посту" Ирина Демина.
У истоков театра стояли родители Маргариты Алексеевны. Папа - Алексей Сергеевич, полковник в отставке, заведуя в тридцатые годы городским отделом народного образования, вынашивал идею создания театра для детей.  А, став председателем горсовета, воплотил свою мечту в жизнь: 11 февраля 1935 года принято решение о создании краевого кукольного театра в Чите. Мама – Евгения Павловна  была в этом театре актрисой первого состава.
 В 1937 году отец был репрессирован. Долгие годы Маргарита Алексеевна жила под гнетом страха и боли за отца. Ей самой чудом удалось избежать страшной мясорубки. На актерском факультете ГИТИСа, куда поступила перед войной, подруга предупредила о черном списке, в котором значилась фамилия Поспеловой…
Война все повернула на другой лад. О театре было стыдно думать, и Рита перешла в медицинский, что, наверно, и спасло от репрессий. Однако, это обстоятельство оставило ее без образования – в 1943-м по ряду причин пришлось вернуться в Читу, а документы  видно затерялись в институте – не удалось вернуть… С этого года начинается ее трудовая биография в театре кукол. Постигала профессию с азов от мамы. Устраивала личную жизнь. Ждала возвращения отца, которого всегда боготворила. Наконец, в 46-м с мамой и маленькой дочкой решились-таки поехать к  Алексею Сергеевичу в Норильск…
Тут судьба и свела Маргариту Алексеевну с ныне широко известным, более того, общепризнанным гениальным актером, а в ту пору просто Кешей Смоктуновским. Будучи личностью неординарной, Смоктуновский, по мнению моей героини, отправился в Норильск после фронта по своей воле, дабы не попасть туда принудительно, уж очень его натура не вписывалась в политическую атмосферу тех лет.
Норильский горно-металлургический комбинат основан в 1936 году. За десять с лишним лет в городе разными путями собрался весьма интересный и разнообразный люд. Там велась активная культурная жизнь, действовали театры драмы и оперетты. Но вот детских учреждений не было. И начальник комбината, узнав о  профессиональном занятии Маргариты Алексеевны, которой из-за болезни дочери пришлось задержаться в Норильске на зиму, предложил ей организовать театр кукол.
Артистов в новое творческое объединение привлекли драматических. Водить кукол им было не просто - привыкли ведь себя со сцены показывать, а тут надо все внимание к кукле привлечь. Далеко не всем это удавалось. Но быстро организовалась дружная, веселая творческая компания. На выцветшей фотографии того времени - молодые, худющие, в огромных валенках артисты. Среди них - И.Смоктуновский, с которым Маргарита Алексеевна и позже поддерживала добрую связь.
Так она, молодая актриса, попробовала себя в режиссуре. Начала придумывать и делать с новыми друзьями куклы, писать сценарии, ставить спектакли – всё получалось!
По возвращении в Читу продолжилась работа в театре. Но начало пятидесятых чуть не стало его (театра) концом. Актеры бедствовали, средств у органов культуры на содержание труппы не хватало, передали ее филармонии. Артисты стали уходить, разъезжаться. Не избежала этой участи и  Маргарита Алексеевна – полтора года по договору проработала с друзьями на Сахалине…
Только в середине пятидесятых на театр обратило внимание Министерство культуры России. При его участии выделили кукольникам помещение на улице Калинина, где тогда размещалось отделение Российского театрального общества. Появилась площадка для репетиций, хранения реквизита. Были и этому несказанно рады.
За 20 актерских лет Маргарита Алексеевна переиграла более 70 ролей. На памяти старших поколений  забайкальцев ее Герда из «Снежной королевы», Янжима из «Чудесного клада», Будук («Волшебная лампа Алладина»), Аленушка («Аленький цветочек»)…
К началу 60-х она все смелее берется за самостоятельные постановки и в 1963 году становится главным режиссером театра кукол. Коллектив под ее руководством начал искать новые формы работы, расширил диапазон творческих приемов. Спектакли становятся музыкальными, актеры осваивают сцендвижение, все чаще появляются перед зрителем «живьем»...
Маргарита Алексеевна наладила контакты с коллегами других городов. Дважды стажировалась  в театре С.В.Образцова и при доброй поддержке знаменитого на весь мир режиссера-кукольника  возвращалась в Читу с новыми творческими идеями.
С 1964 года театр начинает завоевывать призы и дипломы на всесоюзных и зональных смотрах, о нем заговорили. Маргарита Алексеевна отмечена знаком Министерства культуры «За отличную работу», а в 1971 году награждена орденом Знак почета».
Но еще десять долгих лет прошло, прежде чем наш город получил  стационарный театр кукол. Мечта зрителей, актеров и главного режиссера сбылась в 1982 году - в Чите появился, наконец, свой Дом сказки.  Он открылся постановкой по сказке Андерсена о трогательной истории молчаливой любви Русалочки. Маргарите Алексеевне особенно близка судьба этой сказочной героини, ведь своей долгой, самоотверженной и действенной любовью к театру она сама сотворила чудо –  ее детище  растет, развивается,  любимо ребятней и взрослыми.
Театр хорошо понимает психологию детей, их эмоциональность, впечатлительность, воображение и на этом строит свои постановки. Многие воспитанники Маргариты Алексеевны, уже носят почетное звание «Заслуженный артист России». Они подвижны, музыкальны, инициативны, хорошо владеют самой разной техникой вождения кукол и,  не забывая своей наставницы,  уверенно шагают к новым творческим вершинам.   
А Маргарита Алексеевна нет-нет да взгрустнет о пыльном закулисье, потрепанной старой ширме, о милых, теперь уже музейных куклах… И о том, полном сверкающих детских глаз зрительном зале, где тысячи раз замирали маленькие сердца в томительном ожидании чуда – той сказки, что до сих пор жива…
               
Очерк опубликован в газете "Эффект", №31, 3 августа 2005, г.Чита