Ночлег в экстремальных условиях

Марат Мертенс
Сейчас достаточно много литературы и ТВ передач о выживании в экстремальных условиях. И действительно, стихийные бедствия, наводнения, землетрясения, цунами, изменения в климате и многое другое, заставляют задуматься, а готовы ли мы к выживанию в таких условиях?

Вот и вспомнился мне эпизод из моей военной службы и эксперимент, который я провел над собой. А конкретно, как провести ночь в холодную зимнюю пору в лесу?

Было это во времена моей службы в Вологодской области, в бытность командиром взвода курсантов военного училища.
В январе в этих краях морозы крепкие, до -20 -25 градусов. И именно в этот период в училище для курсантов проводились полевые учения. Основной задачей этого мероприятия было научить курсантов действовать в условиях холодной зимы. И одним из вопросов отрабатывался ночлег в  лесу.

 Наши преподаватели были опытными людьми, многие прошли войну, имели большой житейский и военный опыт. По плану учений два взвода должны были оборудовать место для ночлега в заброшенном и полуразрушенном зернохранилище, а два других оборудовать место ночлега  на опушке леса и сделать из  сухих деревьев и лапника ( сосновых и еловых веток ) односкатное укрытие для ночлега. И естественно провести там ночь.

Я к тому времени уже имел опыт в оборудовании подобных укрытий, и мне захотелось попробовать что- нибудь другое, лично для себя.
 Поговорил с преподавателем по инженерной подготовке, и он предложил мне оборудовать персональное  место ночлега  на опушке леса, прямо в снегу. Снег там довольно глубокий. Морозец к ночи крепчал, было -23С.

Прямо в снегу я выкопал  яму, длиной чуть больше моего роста и шириной примерно в один метр. Глубиной примерно 1-1,5метра.  Дно этой ямы утоптал, выстелил лапником, сверху застелил его плащ- палаткой. Под голову положил вещмешок, поместив его содержимое так, чтобы голове было относительно мягко.
Сверху укрыл подготовленное место для ночлега сухими сучьями (как укрытие), а потом сверху укрыл  двумя слоями лапника и  для маскировки присыпал снегом, оставив только небольшое пространство для того, чтобы забраться в эту яму.
Забрался, улегся поудобней, прикрыл оставшееся отверстие сверху лапником.
 У меня была с собой свеча, которую преподаватель посоветовал ненадолго зажечь перед сном. Оказывается, тепло от горящей свечи помогает прогреть эту конструкцию и создать приемлемую температуру.
Свеча у меня горела минут десять, и я почувствовал, что в моей «берлоге» стало тепло и от ее пламени и от моего дыхания.

Скажу прямо, спать очень хотелось, т. к с раннего утра был на ногах, день был напряженный, много нагрузки,  и мой молодой организм требовал отдыха.
На мне было теплое белье, зимняя куртка, ватные брюки, валенки и шапка.
Задув пламя свечи, и укрывшись сверху плащ – накидкой, практически мгновенно заснул…..

Проснулся я утром от того, что услышал голоса и команды для курсантов. Посмотрев на часы, увидел, что проспал почти восемь часов. Было такое чувство легкости и бодрости, которых давно не испытывал. И такое ощущение, что я поспал на очень удобной кровати с периной. И главное, тепло и приятно.
Выбрался из своей «берлоги», немного размялся, убрал все свои вещи. А потом целый день ощущал прекрасное чувство легкости, хорошего отдыха. И готовность - хоть горы своротить после такого  приятного сна в снегу.
Не приходилось больше так поспать. Но этот сон в экстремальных условиях с удовольствием вспоминаю до сих пор.