***

Владимир Паркаев
                Без политграмоты – никуда
                Из книги "Вовка Панин в мореходке"

Не такая уж страшная штука – эти экзамены, Особенно в мореходке и особенно, когда из предмета хоть что-нибудь знаешь. Но предметов много: тут и математика - мать всех остальных, и тягомотная термодинамика, и двигатели внутреннего сгорания с их сложнейшей теорией, опять же теория и устройство корабля, и многие-многие другие – числом до трёх десятков.
Взять двигатели внутреннего сгорания. Без цикла Карно (это из теории) двигатель точно работать не будет, но так ли уж нужно курсанту вычерчивать этот цикл с его гиперболами и параболами и другими трёхэтажными формулами на доске в аудитории?.. Может, лучше подробнее изучить общие принципы масляной и топливной системы тех же двигателей, а циклы Карно пусть добивают аспиранты в академиях?..
А корабль!.. Его устройство настолько сложно, что и без теории голова трескается на части.
Конечно, для всех водоплавающих механизмов и средств, и даже просто для щепки в ручье можно придумать глобальные теории, но курсанту всё-таки больше по душе изучение корабля до тех пор, пока   речь идёт о шпангоутах, стрингерах, бимсах, полубимсах и ватервейсах с комингсами….
Поэтому все предметы в разной степени нравились или не нравились курсантам, но был среди них один, который все не любили единогласно. Точнее, предмет был не один - он состоял из нескольких себе подобных. Курсанты называли этот предмет просто – “Политика”, хотя сюда входили и философия с диалектикой, история партии, и конституции разных годов, материалы пленумов и съездов и даже речи выдающихся деятелей партии и правительства.
Политику курсантам толкали все. От командира роты и заместителя начальника училища по политчасти до преподавателей конкретной экономики (её-то, в отличие от политической, курсанты признавали за науку) и приглашённых лекторов из многочисленных  обществ и органов. Но кто бы ни преподавал “политику”, на этих часах курсанты безмятежно отдыхали, нисколько  не желая забивать голову пустопорожней чепухой…
Никто из преподавателей, а тем более курсантов, не ожидал, что по такому предмету будет экзамен, да ещё приравненный к государственному. С обнародованием такого факта  все временно потеряли дар речи. К тому моменту, когда первый шок прошёл, земля стала полнится слухами: по кубрикам и аудиториям расползлось, что есть негласная установка из горкома партии о проверке на политграмоту будущих командиров-моряков заграничного плавания. Вопросы и билеты к экзаменам будут “оттуда” и на экзамене будет представитель “оттуда”.
Слухи эти не на шутку встревожили третьекурсников, которые уже совсем были готовы к учебной, а затем и рабочей практике на морях и океанах. Предмет, конечно, не специальный, но двойка есть двойка, будь она по ДВС или ТУК или за “политику”.
Училище – это тебе не школа, здесь на второй год не оставляют. Ну, дадут переэкзаменовку, так ведь всё равно придётся перелопатить и освоить эту груду архинужных кому-то материалов!.. Так что, кроме всевозможных слухов, вокруг курсантов зависли самые настоящие страх и паника.
Некоторые курсанты сразу ринулись в библиотеку и красные уголки, где стали лихорадочно швыряться в учебниках, первоисточниках, журналах и газетах, но через час или чуть больше (в зависимости от выносливости и терпения) бросали это безнадёжное дело.
“Хотя бы контрольные вопросы были поскорее – тогда  будет ясно, что за экзамен…”
Вопросов, спущенных “оттуда” оказалось целых сто восемьдесят!.. Если будет, как обычно, тридцать экзаменационных билетов, то получается по шесть вопросов в билете!..
Надо было что-то делать. И для начала, во что бы то ни стало заполучить эти вопросы, ведь до экзаменов осталось всего-навсего две недели!..
-Серёга, ты у нас старшина, тебе и карты в руки…. Иди к дину или ещё куда, но вопросы за тобой. Иначе брезент – и за борт!..
Серёга Житников один не пошёл, для прикрытия тылов и поддержки штанов он прихватил с собой временами спокойного и рассудительного Сашку Дьякова.
Дин (от английского – начальник), он же глава судомеханического отделения Пелецкий Валентин Васильевич, принял делегатов в своём кабинете, в конце длинного коридора.
-Слушаю вас внимательно…
Он и впрямь очень внимательно выслушал ребят, которые изложили ему про все страхи и панику из-за предстоящего экзамена…
-Что предлагаете?..
-Да пока надо бы взглянуть на вопросы, а для полного счастья и на билеты…
-Билеты ещё не составлены, да и не положено…. А вопросы, так и быть, я вам выдам через часок – они пока у замполита.
Через час аудитория зашелестела листками. Все переписывали, разбившись на компактные группы. Вопросы были самые что ни на есть “актуальные”.
-Ёлки-палки!.. Что такое резюме?.. Ну и вопросик…
-Резюме – это ерунда и чепуха, а вот что такое дуализм?..
-Дата выхода в свет первого номера ленинской “Искры”…
-Даты жизни и смерти Э. Канта…
И так дальше всё в том же духе.
-Интересно, а представитель хоть часть из этих вопросов знает?..
-Не боись – у него на столе письменные ответы будут на все вопросы…
Скоро обмениваться репликами надоело, в аудитории стало относительно тихо, но ненадолго.
-Нет, всё это ерунда!.. Сизифкин труд! – привстал над столом Серёга Житников. – Ну, перепишем мы эти вопросы, а дальше что?.. Учить что ли всё это  будем?..
Курсанты разом побросали ручки и листки, снова задумались.
-Что же делать?.. Может вообще бойкотировать этот экзамен?..
-А головы наши, в том числе и твоя, куда потом полетят?..
-Всех не выгонят!..
-Правильно. Всех не перевешают, но каждого десятого запросто, и без заметного ущерба для родного морского флота. Три мореходских года ни за понюх терять всё-таки жалко…
Ситуация с политикой обсуждалась долго. Порешили: утро вечера мудренее и разошлись по кубрикам. Дело шло к отбою…
Утром в умывалках, столовой, кубриках и аудиториях повестка дня была всё та же.
-Как ни крути, а надо готовить краткие ответы. Распределить на каждого по шесть вопросов и чтобы все на одном тетрадном листке дали краткие и разборчивые ответы на все шесть вопросов. А где эти ответы взять – личное дело каждого – постановили после долгих и оживлённых дискуссий по важному политическому моменту.
Вопросы распределили быстро. Вовка взял свою норму и сразу ударился в библиотеку. Он и раньше любил ковыряться в энциклопедиях, и ему ничего не стоило выбрать ответы на вопросы типа “Что такое космология?”. Оттуда же выписал даты жизни и смерти В. Куйбышева и Г. Гегеля. Над остальным пришлось попотеть, перелистывая тяжеленные подшивки “Правды”, которые оказались нарасхват. На всю училищную библиотеку было две “Правды”, да одна в ротном красном уголке. Все эти подшивки очень скоро были разодраны по составляющим.
К вечеру следующего дня краткий курс ответов был аккуратно сложен в стопку из тридцати тетрадных листов.
-Ну и что?.. Разве за оставшуюся неделю мыслимо вызубрить всю эту стопку. То, что сам писал – из головы уже вылетело. Надо всё остальное из башки выбить и тогда, может быть, что–нибудь из этого  влезет в голову… - так или почти так размышляли курсанты про себя и вслух.
-Вторым этапом надо раздобыть билеты и составить теперь уже на них ответы, а дальше схема ясная, - тихо подкрался после отбоя Дьяков к Панину и Сашке Назырову.
-Какая схема? Что ты бормочешь?.. Свихнулся что ли на почве политики?..
-Слушай сюда…. Как обычно, на экзамен заходят первые пять человек, они берут с собой ответы на первые пять билетов. По теории вероятности кому-то из них должен достаться билет из первых пяти. Главная задача – передать листок с ответом, -вдохновлял Сашка притихших ребят. – Получивший ответ, сразу выходит отвечать, остальные продолжают “готовится”…
Ясность такой схемы была в том, что зашедший курсант брал со стола билет и чётко произносил его номер с таким расчётом, чтобы это услышали за чуть приоткрытой дверью. Следующий курсант заносил “домашнюю заготовку” и при удобном моменте передавал её строго по назначению.
Сложнее было с первой пятёркой. Они тоже громко назовут свои номера, но шестой зайдёт на экзамен только после того, как выйдет кто-то из первых.
-Не верю я в теорию относительности, - отрезал Вовка. – Может она в космическом смысле где-то подходит, а нам нечего на неё надеяться.
-Если не сработает теория, то остаётся только доброволец.
-Это ещё что?..
-Кто-то из группы добровольно входит в первую пятёрку и первым отвечает из своей головы.
-А если завалит?..
-Н-да…. Такое тоже может быть…
Через час Сашка снова растолкал ребят.
-Короче… Я без всякого жребия иду в первой пятёрке и беру все тридцать ответов на билеты и кому смогу, тому передаю. Отвечаю первым и выношу назад все остальные ответы…. А дальше всё как задумано…
-Вот это уже теплее…. А передавать как?..
-Вам может ещё разжевать?!.. Передача –личное дело каждого, и пусть попробует кто-нибудь не передать!..
Вариант Сашки Дьякова был принят всей группой безоговорочно, да и времени на что-то другое уже не оставалось.
Дело за “малым” – билеты… Опять к дину!..
Дин в этот раз отказал:
-Вы думаете, я не понимаю, что к билетам тут же будут приделаны шпоры…
-Так ведь предмет-то, какой! – чуть не в открытую согласились со шпорами делегаты от экзаменуемого народа.
-Нет! – жёстко отрубил всякую надежду  дин.
Вечером ротный Величко уединился со старшинами групп.
-Вот тридцать билетов… Где взял – вам пока знать не обязательно. По десять билетов на группу и срочно переписывать, через двадцать минут поменяемся, а потом ещё раз…
Когда Серёга Житников занёс десять билетов в аудиторию и сказал, что остальные тоже будут, все, наконец, обнадёжились и повеселели. В этот вечер были переписаны не только билеты, но и составлены к ним компактные ответы – эти самые домашние заготовки. Ну, экзамен, берегись!..
В назначенный день с утра бросили жребий очерёдности захода – никакого алфавита! И только Сашка Дьяков, разложив ответы строго по шесть штук в потаённые места, шагнул с первой пятёркой за дверь без жребия.
В комиссии от училища были замполит, командир роты, преподаватель по экономике. В одном ряду с ними скромно улыбался незнакомец… в морской форме с большими нашивками.
-Первый помощник капитана теплохода “Синегорск” Белобородов, - представил его замполит. – Направлен в комиссию от горкома…
Курсанты знали, что первый помощник на судне – это заместитель капитана по политчасти. А тот сразу вытащил из папки огромную газету и, как показалось ребятам, демонстративно развернул во всю простынь,  надолго в неё уставился. Преподаватель сразу же вышел и где-то гулял весь экзамен, замполит тоже то и дело выходил покурить.
Всё пошло, как по маслу. Сашка сумел без особых помех и в самое время обеспечить ответами всех из своей пятёрки.
Отвечали ровно, но чтобы не вызвать лишних подозрений, иногда задумывались…
Так бы все экзамены сдавать!..
Всей ротой “политика” была сдана на четыре и пять. После сдачи экзамена рота в полном составе собралась в красном уголке. Первый помощник Белобородов поздравил курсантов с успехами в политической подготовке…. А потом рассказал много интересного из флотской жизни, в конце и вовсе переключился на анекдоты. Из экипажа рота провожала его как родного.
Сашку Дьякова тоже весь вечер носили на руках и ни разу не уронили. Экзамен по “политике” стал самым весёлым из многих и многих прошедших и будущих.
А Вовка думал:
“И замполит, и дин, и командир роты, и даже представитель горкома – все знали что и как мы отвечаем и все способствовали этому…. Значит, не только курсантам, но и наставникам нашим ни к чему такая политика. А может так и до самого-самого  верха…”
Замполит училища получил почётную грамоту горкома КПСС за хорошо организованную политучёбу. По рапорту первого помощника капитана Белобородова.