Автограф Акиры Куросава

Коршуниха62
В сентябре 2008 года исполняется 10 лет со дня смерти всемирно известного японского кинорежиссера Акиры Куросава, имя которого хорошо известно в России, особенно после его фильмов о нашей стране.


Мне, рядовому кино и телезрителю, 34 года назад довелось контактировать с этим знаменитым человеком благодаря двум фотопортретам. Один из них с автографом А.Куросава на русском и японском языке, хранится в моей семье. О судьбе второго я узнал случайно. По радио сообщили о смерти А.Куросава, упомянули о том, что в момент прощания с покойным рядом с ним находилась его любимая фотография в солнцезащитных очках и с сигаретой. Меня это взволновало: неужели «любимая» фотография та, которую я подарил ему без указания авторства? Наверняка, у знаменитого кинорежиссера были фотопортреты известных фотохудожников, тогда почему он оценил снимок фотолюбителя? Скорее всего, А. Куросава хранил этот портрет как память о России, которую он полюбил искренно, а  я берегу как память о Японии и о человеке, который воспел в фильме «Дерсу Узала» нашу дальневосточную тайгу.


Ради доброй памяти об Акире Куросава, хочу рассказать о том счастливом мгновении, которое подарило мне удачный кадр со знаменитым человеком.


В семидесятые годы прошлого века  я жил в городе Арсеньеве, работал на заводе фрезеровщиком, в свободное время занимался любительской фотографией. В юности прочитал книгу В.Арсеньева «Дерсу Узала» и находился под таким сильным впечатлением, что после армии с родной Украины отправился в Приморский край. Понятно, с каким интересом я встретил известие о предстоящих съемках фильма по этой книге, да еще с участием японцев!


С прибытием советской съемочной группы жизнь в городе забурлила, словно у нас открылся филиал «Мосфильма». По городу разгуливали актеры с непривычными для того времени бородами, в казачьих мундирах. Знаменитый артист Ю.М.Соломин со своими коллегами во Дворце культуры встречался с общественностью города. На всю жизнь сохранилось в памяти впечатление от театрализованного представления, которое подготовили артисты.  На большом стадионе яблоку негде было упасть. «Казаки» провели своих лошадей, а исполнитель главной роли М.Мунзук в таежном наряде, с винтовкой на плече лихо прокатился по стадиону на мотоцикле. С восторгом приняли зрители дымовые спецэффекты. Удачно дополнило программу выступление арсеньевских любителей циркового искусства.


Еще более необычным стало появление в городе японских работников кино. Их встреча оказалась теплой и волнующей. В городе рассказывали друг другу о таком случае. Девочка, изучавшая в школьном кружке японский язык, приветствовала гостей на их родном языке. Японская переводчица была так растрогана, что сняла со своей руки часы и подарила их девочке.


Узнав о том, что главный режиссер фильма с японской стороны Акира Куросава будет знакомиться с советскими артистами и постановщиками, после чего начнутся съемки, я взял свой фотоаппарат «Зенит», чтобы запечатлеть это важное мероприятие. Бородатые «казаки» выстроились на площади перед респектабельным зданием городской гостиницы, из которой вышел А.Куросава со своей немногочисленной свитой. Все взгляды были обращены на него. Говорили, что в ту пору Акире Куросава исполнилось 64 года. Несмотря на небольшие лысины и начинающие седеть волосы, он не выглядел стариком, а своей сухощавой фигурой и легкой походкой скорее напоминал юношу. В нем не было ни вальяжности, ни снобизма некоторых нынешних российских его коллег. Одет был скромно: в черную рубашку и светлую шерстяную кофту Он сразу углубился в работу, подходил к каждому актеру, смотрел внимательно, делал замечания, по-моему, они касались грима.


Я щелкал затвором фотоаппарата все подряд, не жалея пленки, которую проявил  дома. Ночью печатал фотографии. Особенно мне понравился кадр, где режиссер в солнцезащитных очках и с сигаретой, с которого  сделал несколько портретов размером 17х23. Один решил подарить Акире Куросава. Своего авторства не указал, посчитал нескромным, не назвал и своей рабочей профессии, могли отнести к пропаганде, а я все делал не по чьему-то заданию, но от чистого сердца и любительского рвения. Просто написал примерно такие слова: «На память об Арсеньеве».


Рано утром я поспешил к гостинице, надеясь дождаться, когда из нее выйдет первый иностранец. Вскоре появился японец. Подойдя к нему, с помощью жестов объяснил, чтобы он один портрет передал своему режиссеру, а второй с его подписью вернул мне. Я не был уверен, что мой скромный подарок будет принят. Однако тот человек быстро вернулся и, к моей радости, отдал мне портрет с автографом Акиры Куросава на русском и японском языке, а второй, видимо, увез к себе на родину.


В заключение хочу сказать, что фильм «Дерсу Узала» я смотрел по телевизору с интересом несколько раз. Берегу портрет с подписью самого Акиры Куросава, который своим участием в создании этого и других фильмов о России внес большой вклад в развитие дружественных связей российского и японского народов. Давно нет «железного занавеса», мои родные и знакомые трудятся в японской фирме, ездят в командировки в «страну «Восходящего Солнца». Одним из первых зарубежных кино деятелей Акира Курасава выступил в защиту нашей дальневосточной тайги, эта проблема актуальна и сегодня, продолжил дело русского ученого В.Арсеньева, прославил город, названный его именем. Будет жить и память о великом японце.