Как подготовить ребенка к чтению

Ани Римон
Послесловие к книге

Главная задача подготовительного периода – обеспечить ребенку богатство впечатлений, общих, и, отдельно - связанных с процессом чтения.
Если бабушка перекладывает страницы толстого справочника цветными закладками – любопытный малыш непременно обратит  на это внимание; если папа с интересом открывает свежую газету, зачитывает маме примечательные новости, а мама увлеченно  обсуждает с подругой статью из сетевого журнала - это тоже не оставит ребенка равнодушным.
Не важно, что кроха не понимает о чем речь -  он заметит, что взрослые постоянно что-то читают и запомнит это как обыденное повседневное занятие.
Вспомните,  как с первых дней  вы говорили с младенцем обо всех  производимых манипуляциях: "сейчас-ручки-помоем,-вот-так,-возьмем-мыльце,-водичка-у нас,-ну-ка,-хорошая-не горячая...";
продолжайте подобным же образом, только теперь для более сложных  вещей: о переходе через улицу рассказывайте – где-когда-на какой свет;  об отношениях со  знакомыми: "Вон тетя Оля идет, сейчас мы с ней поздороваемся, помаши ручкой, тете будет приятно";
и  непременно комментируйте все случаи, когда вы читаете: "Что это у нас, а, квитанция за свет, ну-ка почитаем, о,  смотри, сколько нагорело!", "Так, тут что пишут? Ага, реклама, фирма "Золотой дождь" продает десять копеек по рублю. Ух, мошенники!". "А вот у нас новый миксер, давай-ка посмотрим, что тут в инструкции...", "А это что за объявление повесили...? – Пойдем-ка, придется водой запастись, пока не отключили."
- Зачем все это говорить несмышленышу? Он же не понимает про квитанции-инструкции...
- А зачем вы трехмесячному младенцу рассказываете про мытье рук, он что, знает, что такое мыло?  Именно для того, чтоб стал "смышленышем" =)
А еще для того, чтобы ребенок не сомневался, что чтение – это важное и серьезное, "настоящее", "взрослое" дело.
Если же малышу показывают только детские книжки с картинками, а остальное  проходит вне его внимания -  у него останется впечатление, что это понарошку, игрушечное занятие, только для детей,
и мотивация к чтению не сформируется настолько мощно, как в среде активно читающих взрослых.

Непременно _читайте_ детям книжки! Истории про зверюшек, большие красочные познавательные альбомы, рассказы о детях, показывайте журналы с  забавными картинками.
 Пусть ребенок убедится, что чтение – это весело и увлекательно. (Сказки и детские стихи все-таки стоило бы рассказывать наизусть).
Именно _читайте_, а не:  поставил малышу диск с фильмами – и пусть "развивается", там и про природу и сказки-мультики, ярко-пестро, от экрана не оторвешь.

Живое чтение важно не только для демонстрации навыка -  очень существенно, что в книге действия, переживания героев описаны, а не показаны: ребенок получает представление о том, каким образом различные события можно передать словами; как выразить словами свою мысль -  это необходимо, чтобы  научиться _рассказывать_.
 А в мультиках – какие там описания, диалоги и те упрощенные.
Как результат воспитания на видео-материалах проявляется "речевая недостаточность": ребенок предпочел бы самовыражаться тем способом, каким привык получать информацию , прямо так и хотел бы - иметь возможность "из головы проецировать как мультик, то что он хочет сообщить", устно выразить не получается.

Читаемый текст будит фантазию: малыш представляет сказочных героев, воображает себя рядом с ними и на их месте – в фильме фантазировать некогда, кадры, сцены сменяются очень быстро.
(Это не значит, что видео приносит какой-то особенный вред - нет,  если не поменять им книгу и общение с ребенком.)
При непосредственном чтении вы можете остановиться на интересных моментах,  спросить, как малыш понял то-то и то-то, объяснить незнакомые слова, ответить на "почемучкины" вопросы.

Второй этап подготовки к чтению –
познакомить ребенка с   символами.
С идеей символьной записи, как таковой.
Начинаем с самого простого.
Шкафчики в саду обозначают картинками, у каждого своя, "Машин шкафчик" – это флажок, у Пети – самолет.
Обратите внимание  ребенка на дорожные знаки.
 На указатели "лестница", "лифт", стрелочка на выход.
Стоит присмотреться -  мир вокруг оказывается полон символов-значков:
"У дяди Вовы пушечки на погонах, это значит он был артиллеристом."
Маркировка на приборах: одна звездочка: фен дует слабо, две сильнее, три – очень мощно.

Просто показывайте малышу разные попадающиеся по пути знаки и объясняйте их смысл.
Пусть привыкает к мысли, что каждому знаку соответствует некий факт реальности: символами заменяют слова для краткости и наглядности.
- "Троллейбус №8" - это вместо того чтобы написать: "Маршрут идет в Заречный район"
- А откуда все знают, что №8 – это на Заречный?
- Спрашивают у кого-нибудь или в справочной.
- А почему 8-й в Заречный, а на Центральную Площадь 39-й?
- А просто так. (По очереди называли, как маршруты появлялись)
Это существенный момент для ребенка: символы бывают и "просто так, не на что не похожи".
Купили маечку – покажите малышу ярлычок: "Вот утюжок нарисован, можно гладить, а  улитка зачеркнутая – отжимать осторожно".
При случае рассмотрите багажную маркировку: стрелочки -"Верх",  зонтик - "Боится влаги", рюмка - "Хрупкое" и тп, ребенку постарше предложите  угадать, что они обозначают.  Придумывайте с ним собственную символику: – "Надпись "макароны" видишь какая длинная – никак на баночке не помещается, что бы нам такое на ней  нарисовать?", "Давай пометим коробочки с пуговицами и с иголками, чтоб знать, где что".
Дети очень любят заполнять "календарь погоды":  в таблице с большими клеточками рисуют какой был день – "ясно" - солнышко, "пасмурно" – тучку, а это ведь тоже символы.
В лифте, в поликлинике - множество разнообразных символических обозначений.
Не старайтесь вывалить на ребенка всевозможные сведения разом, показывайте постепенно,  мимоходом:  у медпункта  - красный крест на двери, на  почтовом ящике – тоже свой знак (если ребенок заинтересуется: почитали-рассказали об истории почтовой связи; в сети можно найти символику почты разных стран - олени, рожок..). На силовом щитке - молния, тоже повод для беседы.

- Сколько времени займет подготовка и когда начинать?
- Постепенно привлекать внимание ребенка к процессу чтения  и значкам-символам можно с того момента, когда он уже уверенно знает названия и смысл простых бытовых действий и комментировать такие манипуляции как "завяжем шапочку - чтоб она не упала, наденем носочки - чтоб ножки не испачкались" больше не требуется.
Не нужно форсировать, не ждите мгновенного результата – не месяц и не два, может быть год, может и больше.
Да и куда спешить?
Когда ребенок будет полностью готов к восприятию грамоты –  навык чтения он освоит быстро, возможно даже без всяких специальных усилий с вашей стороны, только ахните: "Надо же, сам выучился!" :)

- А как же модный призыв "Читать раньше чем ходить", "Букварь в пеленках", погремушки в виде букв?
- Грудной ребенок слишком предметно воспримет буквы-игрушки, понятия о символах у него еще никакого.  Ну, допустим, даже получилось - но зачем?  Начнет читать, раньше чем говорить и наденет очки, прежде чем снимет подгузник?
Что такого будет читать двухлетний младенец? Как вы себе это представляете – сунете ему детскую энциклопедию и - оляля, можно оставить и не беспокоиться, детишка занята?
С ним же все равно надо сидеть и растолковывать каждое слово.

Так таки и напрашивается вывод, что главный стимул спешки – чтобы заявить при случае: "А мой! В два года!.."
Неизжитое ребячество юных родителей да и только - "А у нас в квартире газ! А у нас сегодня кошка..!"

Богатство и разнообразие впечатлений – самое главное в раннем возрасте: и по лужам попрыгать и в тесто руками; пробежаться босиком по камушкам и поваляться на траве; рисовать мелом и красками, лепить, строить запруды на ручьях; побывать на кукольном спектакле,  на елке-утреннике, сходить в гости на день рожденья, посмотреть  праздничный салют, намокнуть под летним дождем и собрать опадающие осенние листья; покидаться  снежками; погладить кролика в живом уголке и покормить ослика в зоопарке  - тысячи интереснейших  дел ждут ребенка в окружающем мире.
Что даст чтение без  опыта собственных ощущений, впечатлений от природы, событий, отношений с окружающими?
 О чем читать в пеленках, о каше и соске?

Готовьте ребенка к чтению, создавая необходимую для этого обстановку, когда придет время - он всему научится, осмысленному, заинтересованному чтению, а не механическому воспроизведению.

Как узнать, что малыш уже готов читать?
- Однажды вы замечаете, что ребенок начинает проявлять интерес к книжным строчкам – водит пальчиком по словам, изображает "чтение", повторяя по памяти подписи к  картинкам.
Самостоятельно и бойко произносит по складам  считалочки – предложите ему незнакомую и он так же легко отобьет в ритме прыгающего мячика:   Отличает, когда слова рифмуются, а когда "не в склад, не в лад".
Пытается строить слова из кубиков, активно интересуется, как пишутся знакомые имена и с гордостью подписывает рисунки - "МАМА", "ПАПА", "МИША", а там и "НАШ ДОМ", "МОЯ СОБАКА ТЯПА".

Не навязывайте малышу "уроков" чтения и письма, пусть делает то, что ему интересно, продвигается в удобном для него темпе. 
Попробуйте поиграть "в чтение": составьте  сообщения из пиктограмм, знакомых дорожных знаков
(иллюстрация1) - если ребенок легко и с удовольствием подхватывает это упражнение, радуется, что он "уже почти читает", значит готов продолжить занятия.
"Куда спряталась буква" – ребенок должен определить в каком слове есть та или иная буква.
(иллюстрация2)
"Буквы в квартирах" – рассортировать карточки предметного лото по начальным буквам.
(иллюстрация 3)

В следующей книжке – "Кар и Тинка в стране буквоедов",
вы найдете  игры-упражнения, которые помогут малышу закрепить навык чтения.