Мое интервью

Анатолий Аргунов
В преддверии празднования 1150-летия Великого Новгорода ко мне обратилась известная новгородская журналистка  Зоя Согрина, член союза журналистов СССР, заслуженный работник культуры России, с просьбой дать интервью для ее новой книги «Вдогонку за временем», издательство «Виконт».
Обычно я не даю интервью, но тут особый случай: юбилей города, который я очень люблю и тематика интервью – о морали, литературе, искусстве. Зоя Согрина известна своими интервью с такими  непримеримыми антагонистами   мировоззрения, как бывший Патриарх Всея Руси – Алексий II  и патриарх коммунизма – Егор  Лигачев. Она освещала Олимпийские игры, брала интервью у многих  известных спортсменов и деятелей  страны.
И я дал свое согласие. Что из этого вышло, вы можете прочитать. И еще одна важная деталь, почему я решил поместить интервью в Интернете - это своеобразный ответ многочисленным читателям, оппонентам и просто любопытным людям обо мне, как  о писателе и человеке.

З.С. - На мой взгляд, одна из самых болезненных сейчас тем, тема морали. Об этом говорил и Патриарх Кирилл во время своего визита на Украину. Чтобы вы сказали по этому поводу?
А.А.- Да, Патриарх озабочен, много говорит в этом плане полезного. Но, при всех его правильных словах, он не говорит, что делать.  Призывы соблюдать заповеди, это не тот сегодня выход из положения. Почему он обходит своим вниманием проблемы радио, телевидения, печатных изданий, активно пропагандирующих насилие, как из ящика Пандоры льется грязь, очернение прошлого Родины. По всем каналам – суды, ЧП, фильмы о тюрьме, насильниках. Видимо, это более «привлекательно», чем реальная жизнь, нам внушают, что тюрьма – это  благо, всякие «Дом-2», «ток-шоу» и пр.пр. норма жизни.
Действительно, у нас церковь отделена от государства, но ее никто не отстранял от духовного влияния на паству. Существует как бы две морали. Одна –  призывы быть законопослушными патриотами, исполняя христианские заповеди, другая – ушаты грязи из «ящика». Согласен, многие передачи, например, «комеди-клаб» делают талантливые люди – для молодежи, новой элиты, которая может себе позволить веселиться. Но, где простой работяга, которому и обычное кино по причине дороговизны, недоступно.  К сожалению, телевидение активно пропагандирует это расслоение, ругает прошлое. И церковь, Патриарх своим влиянием, словом многое могут сделать, чтобы оградить общество от подобного нравственного и духовного насилия.
З.С. - Помните, в одной из передач осмеивали наш «Москвич», слушать и смотреть было больно.
А.А.- Согласен. Осмеяли, забыв, что эта маленькая машина в своем классе малолитражек выиграла в свое время ралли Париж-Дакар. Осмеять проще,особенно на волне популизма ,чем что-то сделать. А газеты? Каждый день нас оповещают, какая «звездочка» забеременела, выстраивают предложения – от кого? Жаль, что такие известные и когда-то серьезные «Комсомолка», «АИФ» скатились до желтизны.
За рубежом, в частности, в Париже я вижу произведения Распутина, Белова, Шукшина, вместе с Радзинским, Пелевиным или Сорокиным – их продают и их покупают. Недавно умерший Савва Ямщиков бился за полное издание произведений Гоголя (к юбилею!). Ничего не вышло, нет и Ямщикова. А ведь они гордость нашей нации, и таких людей много, но им не дают возможности общаться с народом в широком формате. У зрителя, читателя нет сегодня реального права выбора, почему нам навязывают то, что мы не хотим видеть?
З.С.- И не только по телевидению, но и в театрах.
А.А.- Сегодня жизнь драматична. А как она отражена на сцене? Островский, Чехов, Горький, Вампилов отражали жизнь, свое к ней отношение. Я постоянно и много читаю, в том числе и современных авторов, смотрю спектакли,  чтобы знать, что они несут людям. Например, раскрученный писатель В.Ерофеев. Что может дать молодому поколению этот писатель, его «Русская красавица», «Мужчины»? По его мнению мужчина начинается с …эрекции по утрам. А если ее нет, то кто ты? Писатели, Аксенов, Войнович, что они хорошего преподнесли общесву? Один – чокнутого солдата, который варит самогон из дерьма, охаивает советскую армию, победившего фашизм, другой – «Московскую сагу» с ее пинками в адрес прошлого страны. Будучи еще молодым Аксенов написал замечательную повесть «Коллеги» - о жертвенности врачей. Потом стал каким-то непонятным. Зачем свою личную обиду выливать на все общество? Акунин, Дашкова, Маринина, Донцова и др. с их миллионными тиражами чтива. О чем?
И в самом деле, о чем? Когда чеховские «Три сестры» в постановке современных режиссеров пропагандируют со сцены откровенный секс или скучные монологи  Гришковца ни о чем. Обыкновенная бытовуха везде,  как  и в современной трактовке «Дяди Вани». Слишком много появилось у нас прилипал от искусства, которые на критике, осмеянии прошлого, делают себе имя.
З.С.- О чем пишите Вы? Я с удовольствием и интересом прочла ваши пьесы, роман.
А.А.- Литературным творчеством занимаюсь со студенчества. Мне не удалось стать профессиональным писателем, пересилила медицина. Страна в то время требовала людей конкретных профессий, вошел в эту колею. Потом увлекся наукой. Что касается литературы, то это было моим хобби. На нее просто не хватало времени. Но, урывками писал. Начинал с рассказов, потом – повести. Литературное признание получил для себя неожиданно – после публикации в Интернете рассказов, повести, пьес. Некоторые вещи стали победителями. Например, рассказы «Дамка», «Метаморфоза», за которые я получил в Интернете звание Магистра. Сейчас я востребованный автор, у меня свои читатели, их сотни тысяч. Я был удивлен – рассказы, написанные в 70-е годы, нашли отклик у сегодняшней молодежи, например, «Апрельский флирт». Даже не думал, что получу столько добрых откликов, а в Казахстане и Болгарии по моим рассказам учатся русскому языку и просят издать мои книги в их странах. Пишу о людях, которые меня окружают.
З.С.- Ваши последние работы?
А.А.- В 2007 году в Санкт-Петербурге вышел сборник повестей и рассказов «Аритмия», или «История болезни моего поколения». В 2009 году вышла первая часть моего романа «Студенты», готовлю к изданию  вторую часть. Собрал воедино написанные в разные годы пьесы, их оказалось пять. Думаю их тоже издать. В Интернете к ним был проявлен большой интерес. В частности, пьеса «Притон» - сцены из жизни современной молодежи.
З.С.- А профессиональное творчество?
А.А.- Оно достаточно многообразно, никогда не разрываю связь с медициной и большой наукой, молодежью. Три монографии, сотни статей, часто выступаю на международных конгрессах.
З.С.- Где?
А.А.- В Швеции, США, Франции, Германии – делился своим опытом, сам учился у зарубежных коллег. Я читаю лекции, веду практические занятия со студентами. Считаю, что только высокопрофессиональные преподаватели могут их научить чему-либо.
З.С.- Ваше мнение, как ученого, на каком уровне современная медицинская наука и профессиональный уровень наших врачей?
А.А.- Мы ни в чем не уступаем, как ученые и как практики. Более того, наши врачи всегда востребованы за рубежом. Единственное препятствие – языковый барьер и слабая техническая оснащенность.
З.С.- Как вам удается все это совмещать – писать, лечить, преподавать, возглавлять большую клинику, следить за современными изданиями и т.д.?
А.А.- У меня практически нет свободного времени. Единственное, на что я его не жалею – на внуков, их трое и общение с ними – бальзам на душу и желание творить. Общаясь с пятилетним внуком, написал сборник рассказов «Кирюшкины миры», которые на конкурсе в Интернете заняли первое место среди детских работ за 2009 год. Я очень рационально использую свое время – пишу в поезде, самолете, гостиницах, праздного время препровождения  не признаю, живу с напрягом. Так этим летом, в санатории написал  два рассказа. А еще я очень люблю косить траву, утречком, по россе. В 59 лет впервые окунулся в прорубь, в 50 лет вместе с женой окрестились. Я верю во Вселенский Разум и порядочность. В этом смысле я верующий.
З.С.- Как к вашей сверхзанятости, творчеству относятся жена, близкие?
А.А.- С пониманием.
Спасибо за интервью.